…В газете «Союз» № 4 за январь 1990 года(страница 4) дана заметка-
Справка для «СОЮЗА»   
СИНЕ-ЖЕЛТЫЙ НА ФОНЕ КРАСНО-ГОЛУБОГО
Многоголосье в политической жизни нашей страны ныне вполне зримо отражается и в многоцветье флагов и разнообразии символов, под которыми действуют различные силы современного общества. Поэтому нет ничего удивительного в том, что вокруг символики, особенно имеющей национальный «фон», в различных регионах Союза нередко разворачиваются весьма острые дискуссии. Не исключением в этом плане является и Украина, где сине-желтые стяги, появляющиеся в ру-
ках у активистов «Руха» во время проведения митингов и демонстраций, воспринимаются людьми довольно не однозначно: одни расценивают их как националистические, другие — как национальные.
Высказать свое мнение по этому поводу собственный корреспондент «Союза» Н. Бакланов попросил академика — секретаря Отделения истории, философии и права АН УССР, члена-корреспондента Академии наук республики   И.  Кураса.
— Прежде всего хочу заметить, что на следует, на мой взгляд, воспринимать как трагедию тот факт, что во время праздников, митингов и народных шествий на Украине все чаще можно увидеть на фоне красных, красно-голубых знамен и другие флаги, в частности сине-желтые, или, как их нередко называют, «жовто-блакитные». Думается, драматизировать это явление не сто-
ит, ибо если современное общество допускает плюрализм мнений, то должно и спокойно, без нагнетания излишних страстей относиться и к символам, отражающим различные взгляды.
Вместе с тем очевидно, что далеко не все еще люди четко представляют, под какие знамена их призывают те или иные силы, действующие под флагом  перестройки,  но вкладывающие в нее свое собственное толкование. В связи с этим есть, видимо, смысл обратиться к истории, дающей аргументированный ответ на этот вопрос. Ученые обладают ныне бесспорными научно апробированными доказательствами, свидетельствующими о доминирующей роли красного цвета на стягах дружин Киевской Руси. Не вызывает сомнений и преобладание малиновых тонов на флагах запорожского казачества. Подтверждение тому можно найти, кстати, в произведениях многих украинских классиков литературы и прежде всего в стихах Тараса Шевченко. А в нынешнем столетии национальные цвета украинского народа совпали с цветами нарастающего революционного движения и в 1917 году слились с интернациональным красным знаменем рабочего класса в государственном флаге Советской Украины. Для преобладающего большинства граждан республики этот красный с голубой полосой стяг является не только официальным символом государственности, но и на протяжении десятилетий воплощает в себе национальные традиции, идеалы.
Что касается сине-желтого флага, то его появление на Украине относится историками к XV—XVIII векам, когда галицким гербом был утвержден «желтый лев на голубом поле». Согласно традициям геральдики это обуславливало и цвета национального знамени. Встречались эти тона и среди огромного количества разнообразных полковых, сотенных, куренных и других стягов ка¬зачества, где, однако, как уже отмечалось, преобладал красный цвет. В начале XX столетия украинская буржуазия предприняла попытку воскресить символы, позаимствованные из прошлого. Сине-желтый, или «жовто-блакитный» флаг,— дискуссии о порядке цветов активно велись в то время буржуазными идеологами — был взят на вооружение Центральной Радой Украинской народной республики. В УНР был принят также символический знак в виде трезубца, который затем фигурировал в герба гетмана Скоропадского, а позже был окончательно дискредитирован бандеровскими боевиками, использовавшими   его на своих нашивках.
Эти исторические факты убедительно свидетельствуют о том, что неправомерно считать сине-желтый флаг и трезубец единственно истинными символами украинской этнической культуры. Скорее, по мнению многих исследователей, это символы украинской буржуазной националистической идеологии, которая, казалось, навсегда отошла в прошлое, но, как свидетельствуют события в республике, возрождается определенными кругами и в наши дни. Пользуясь случаем, хочу подчеркнуть, что государственная и национальная символики
— это, кстати, далеко не всегда одно и то же — не являются навечно застывшими, неизенными. Они видоизменяются вместе с жизнью, и этот естественный процесс будет, на мой взгляд, осуществляться и на Украине. Именно поэтому при Верховном Совете республики создана комиссия по вопросам патриотического и интернационального воспитания и межнациональных отношений, которая самым внимательным образом наряду с реше¬нием других задач изучает проблемы национальной символики.    КИЕВ…