…В газете «Правда» за 10 февраля 1989 года на странице 3 № 41 дана заметка «Быстрота, интерес, доверие»-
Из редакции мне сообщили по телефону, что читатели «Правды» спрашивают, как удается японским предпринимателям без проволочек и быстрее других внедрять в производство новейшие научные открытия и технические изобретения. С этим вопросом
я обратился в научно-исследовательский институт при японской ассоциации по проблемам управления, который проводит соответствующие обследования. Моим собеседник ком стал директор института Норикадзу Синодзаки. Вот что он рассказал:
— Фундаментальные исследования с целью получения базовых знаний, составляющие основу научно-технического прогресса, велись в Японии прежде не в рамках отдельных фирм, а главным образом в государственных научно-исследовательских центрах и при университетах. Объяснялось это тем, что такие исследования, требуя громадных затрат, не дают сиюминутной отдачи и не ведут к быстрому получению прибыли. Поэтому ведущие японские фирмы главный упор делали на закупки патентов в США и странах Западной  Европы.
Да и в настоящее время в большинстве крупных японских фирм нет научно-исследовательских институтов, работа которых направлена была бы лишь на фундаментальные исследования.   Однако в последние годы в ряде исследовательских центров, действующих в рамках крупных компаний, появились отделы и подразделения, проводящие наряду с прикладными и фундаментальные исследования. И еще один но¬вый момент: значительно  расширились и укрепились связи отдельных  фирм   с  университетскими исследовательскими центрами. Типичной формой таких   связей  стало направление фирмами своих работников на временную работу в эти центры с целью участия в проводимых там теоретических исследованиях. Нынешняя ориентация на собственную научно-исследовательскую базу позволяет японским компаниям сокращать расходы, связанные с покупками зарубежных патентов. Есть и еще одно соображение — стремление фирм обеспечить себе большую свободу в использовании научных открытий и технических изобретений, ибо при покупках патентов свобода эта нередко существенно ограничивается различными оговорками, содержащимися в патентных соглашениях.
Что касается лабораторий и исследовательских центров, действующих в рамках тех или иных крупных производственных предприятий, то, как правило, работники этих центров при внедрении своих разработок большую часть времени проводят в цехах, где доводят до конца свои идеи или рационализаторские предложения. Когда по окончании этих работ они возвращаются в лаборатории, им дается новое задание.
— Но подобная структура внедрения изобретений в производство характерна и для США, и для Западной Европы?
— Да. Но все-таки отличия есть. Одно из них состоит в том, что в Японии деятельность молодых технических работников в лаборатории при промышленных предприятиях какой-либо фирмы в первые годы после поступления, как правило, не ограничивается рамками специальности, полученной ими в университете. Обычно новичков несколько раз перебрасывают с одного вида исследований на другой, в результате чего у людей вырабатывается способность решать задачи, связанные с внедрением в производство разных новшеств с наилучшим учетом общих интересов фирмы. Гораздо больше внимания,, чем где-либо, уделяется в Японии воспитанию у всех работников чувства личной причастности к делам фирмы, ответственности за ее репутацию

Без проволочек удается японским предпринимателям  внедрять новинки технического прогресса

и постоянной тяги к улучшению качества ее продукции. На предприятиях крупных компаний действует система постоянного профессионального обучения и переобучения персонала, включая руководящий    состав.
—А действует ли при этом система материальных поощрений?
—Действует, но премии за рационализаторское предложение, сделанное на уровне производственных групп, сравнительно невелики. Да и в тех случаях, когда в центральных научно-исследовательских институтах компаний делается кем-то крупное изобретение, вознаграждение за него не столь уж велико: не более ста тысяч иен (около одной трети среднемесячной зарплаты исследователей. — И. Л.).
Что касается лиц, ведущих разработки новой технологии и новых видов продукции, то первое, что требуется от них, это умение смотреть на свои задачи сквозь призму экономических    выгод    фирмы.    Конструктору-изобретателю     надлежит постоянно думать о том, насколько экономически оправданны любые его идея и рационализаторские   предложения. Как   повысить   качество   продукции, как поднять спрос на нее, как облегчить  ее массовый сбыт и при том по минимальной цене — вот о чем надлежит думать тем, кто внедряет свои новшества и в техно¬логию,     и    в     производимую фирмой продукцию.
Новым   прогрессивным    явлением в этой связи стали    в последние годы в Японии слияния   дочерних   производственных   и  коммерческих  компа¬ний, проводимые в рамках отдельных    крупных   компаний. Если раньше обычно производством   продукции   занимались одни дочерние компании фирмы, а ее    реализацией — другие, то теперь  после слияния конструкторы,   вносящие   модификации в продукцию предприятий,  и торговые работники,   тонко   знающие запросы покупателей, стали повседневно  сотрудничать друг с  другом,  совместно  добиваясь таких   конструктивных улучшений, которые ведут  к снижению розничной цены на  продукцию и повышению интереса к ней покупателей.
Обратил  внимание мой собеседник,    разумеется, и на  характерную для Японии  наших  дней острейшую  конкурентную   борьбу   между     несколькими      производителями
однотипной продукции, развертывающуюся чуть ли не в каждой из ведущих отраслей национального производства. Именно постоянное соперничество однотипных фирм за 'упрочение своих позиций как на внутреннем рынке, так и на зарубежных, побуждает владельцев этих компаний проявлять максимум заботы о потребительских свойствах производимых товаров, максимум оперативности в деле внедрения в производство новой технологии.
В виде иллюстрации Н. Синодзаки сослался на практику японских фирм, производящих электротовары бытового назначения. Они,    по   его    словам, чтобы улучшить качество своей продукции,  вносят изменения  в  производственные   процессы в среднем через каждые шесть  месяцев.  Равным образом через каждые шесть месяцев   вносятся   отдельные    частичные усовершенствования и
продукцию здешних автомобилестроительных      предприятий. Полная смена моделей на автомобилестроительных      заводах ведущих японских фирм производится не реже чем через каждые 3—4 года. Соответственно обновляется и значительная  часть оборудования конвейерных линий.  В технологию производства вносят нередко смелые новшества: так, например,    широкое   применение компьютеров позволило в последние     годы     отдельным компаниям вести  одновременно  на  одной  и той  же  конвейерной линии сборку   автомобилей разных моделей.
Существенно сказывается на быстроте внедрения в производство новых идей и рационализаторских предложений не только высокая технологическая оснащенность большого числа японских предприятий,   но   и   оперативность в
управленческой работе. Так, по утверждению моего собеседника, ускоряющее влияние на внедрение в производство различных новшеств оказывают отсутствие бумажной волокиты и утверждаемая все шире практика принятия решений, основанных на устной договоренности руководителей различных звеньев заводской администрации. Такая практика, однако, предполагает, как подчеркнул Синодзаки, высокий уровень взаимопонимания и взаимодоверия между лицами, находящимися на различных ступенях управленческого аппарата.
—Ну а как вам видятся те же проблемы в нашей стране в свете развернувшейся сейчас у   нас  перестройки?
— Я не специалист по советской экономике, — ответил он.— Но если полагаться на недавно опубликованные в одной из японских газет данные международной статистики, то получается, что Советский Союз, занимающий первое место в мире по числу научных работников и второе место в мире по числу изобретений, значительно отстает тем не менее от стран Запада по масштабам и быстроте внедрения этих изобретений в производство. Видимо, в этой области есть у вас еще ряд нерешенных вопросов, и советским организаторам производства придется над ними не раз еще думать в ходе перестройки!
...Японский опыт говорит о том, сколь важны в наше время целеустремленность, оперативность и быстрота в деле внедрения в производство новых идей и методов. Конечно, слепо копировать этот опыт — дело напрасное и ненужное. Но интересоваться им, видимо, стоит.
И.ЛАТЫШЕВ. (Соб. корр. «Правды»).

Отредактировано vir (2018-11-02 16:59:07)