…В газете «Московские новости» за 07 марта 1982 года на странице 10 дана заметка «Можно ли выучить иностранный язык за 24 дня?»-
— Да,- ответил нашему корреспонденту доктор филологических и психологических наук профессор Алексей ЛЕОНТЬЕВ.—По программам ускоренного обучения иностранным языкам в Советском Союзе занимаются в 30 вузах, и это направление интенсивно развивается.
Недавно в Москве на международном совещании экспертов ЮНЕСКО обсуждался вопрос о новом направлении обучения иностранным языкам взрослых. Методика, о которой идет речь, была создана болгарским ученым профессором Георгием Лозановым. В дальнейшем советские ученые разработали несколько самостоятельных методик, основанных на тех же принципах, что и у Лозанова. Сейчас в СССР интенсивное обучение пользуется популярностью большей, чем в любой другой стране мира.
—Интенсивное обучение иностранному языку. Что это означает?
—Оно отличается от обычного, традиционного, не только тем, что «сжато» во времени. Перестроена вся методика, которая должна соответствовать этой «ускоренности»…
…
— …Наша методика основана на принципе максимального высвобождения человека, ориентации его на активное творческое участие в процессе обучения. Преподаватель здесь в отличие от школы не играет авторитарной роли, где он — высшая инстанция. В системе интенсивного в обучения преподаватель —член учебной группы, которую он сам же и формирует, на занятиях, ненавязчиво режиссируя этим коллективом. Его авторитет держится на знаниях, умении общаться с людьми, ненавязчиво управлять психологическими процессами, происходящими в группе. Поэтому личные качества играют в нашей и системе первостепенную роль, выступают как одно из средств обучения. Ведь преподаватель должен уметь профессионально управлять общением между слушателями, импровизировать на занятиях, каждый раз изобретая такие формы, которые были бы интересны
и познавательны для слушателей. Если на обычном уроке в вузе дается 15 слов, то у нас — 100 и более.
Почему это происходит? Где ключик, открывающий резервы, в традиционных формах обучения
до сих пор не используемые?
— Для того чтобы рассказать оба этим «ключике», нужно вернуться в прошлое. Еще Надежда Крупская и многие другие советские педагоги и психологи 20—30-х годов ясно видели преимущества коллективного обучения. Действительно, учение, как и всякий труд, наиболее результативно в коллективе.
Учитель общается на уроке либо со всеми сразу, а значит, ни с кем, либо с одним учеником. При этом упускается из виду, что перед преподавателем не конгломерат отдельных людей, а настоящий коллектив, не используются преимущества, с ним связанные. Для изучения же иностранного языка это просто необходимо. И потому наш урок — это беседа всех со всеми.
Наша методика предоставляет учащимся самим определить свое место в общей работе, и резерв каждого человека раскрываются наиболее полно. Коллективность и есть главный секрет интенсивного обучения. Конечно, не всякое коллективное обучение должно быть интенсивным, но при изучении иностранного языка оно более чем оправданно.
Люди, занимающиеся по новой методике, трудятся не меньше, а возможно, и больше, чем при традиционных методах, но труд их радостный и поэтому более_эффективный.
Интервью взяла Светлана ДРОЗДОВА…
Отредактировано vir (2018-12-09 17:08:45)