Сам Маркс подчеркивал многовариантность истории. На Западе она идет одним путем, в других странх- другим. Я ж привел цитаты, объяснения, что не ясно?
Такая многовариантность истории характеризуется различиями в форме одних и тех же сущностных процессов. Понятно, что эксплуатация на Западе и на Востоке носит разные формы, но сушность остаётся прежней, поэтому здесь нельзя говорить о многовариантности. Например, были общества испытавшие феодальную раздробленность, и не испытавшие, но дело не в форме феодализма (с раздробленностью или без) а в самом факте его наличия. ""Россия вобще могла бы миновать капитализм"" - история не терпит сослагательного наклонения, не миновала же!
Разные коммуны ткачей и т.д также не являются примером многовариантности истории, потому что носят слишком узкий характер. Вот если бы вы привели в пример какое-нибудь глобальное общество, которое бы в своём развитии отступило бы от линии первобытно-общинный строй - рабовладельческий - феодализм - капитализм. Есть такой пример? И что всё-таки по поводу критерия цивилизационности? (я спрашиваю это уже в 3 раз, по-моему).
О диалектике. Понимаете в чём дело мы же сейчас занимаемя философией по сути, а не историей. Диалектикака - способ философского мышления. А доказывать с цифрами и фактами - это исторические методы. История изучает более узкие вопросы - например в пределах одной страны (здесь можно привести цифры, факты). А философия не требует приведения цифр, а требует логически верных (а фактически недоказуемых, я согласен; Аквинский, например, придумал несколько логических доказательств наличия Бога, с точки зрения истории - его теория - бред, а с точки зрения философии - не так то просто её опровергнуть) теоретических схем, которые предполагают наличие в своей основе логических суть верных суждений, а логическое суждение это - простое повествовательное предложение.
Я считаю экономику по преимуществу главнейшим фактором, то есть события с экономическим причинами имеют бОльшее количественное значение, чем с иными. Я, конечно, не отрицаю наличие и других факторов (политических, социальных и др.), но все они в свою очередь, перед тем как повлиять на историю, испытывают на себе, прямо или косвенно, влияние экономики, а следовательно лишь проводят через себя с неким преломлением влияние экономических факторов.
Отредактировано Корчагин (2005-12-04 16:57:17)