Марксизм Форум сайта www.marksizm.info - Марксистская группа "Рабочая Демократия"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Формационный подход

Сообщений 31 страница 60 из 69

31

Сам Маркс подчеркивал многовариантность истории. На Западе она идет одним путем, в других странх- другим. Я ж привел цитаты, объяснения, что не ясно?

Такая многовариантность истории характеризуется различиями в форме одних и тех же сущностных процессов. Понятно, что эксплуатация на Западе и на Востоке носит разные формы, но сушность остаётся прежней, поэтому здесь нельзя говорить о многовариантности. Например, были общества испытавшие феодальную раздробленность, и не испытавшие, но дело не в форме феодализма (с раздробленностью или без) а в самом факте его наличия. ""Россия вобще могла бы миновать капитализм"" - история не терпит сослагательного наклонения, не миновала же!
Разные коммуны ткачей и т.д также не являются примером многовариантности истории, потому что носят слишком узкий характер. Вот если бы вы привели в пример какое-нибудь глобальное общество, которое бы в своём развитии отступило бы от линии первобытно-общинный строй - рабовладельческий - феодализм - капитализм. Есть такой пример? И что всё-таки по поводу критерия цивилизационности? (я спрашиваю это уже в 3 раз, по-моему). 

О диалектике. Понимаете в чём дело мы же сейчас занимаемя философией по сути, а не историей. Диалектикака - способ философского мышления. А доказывать с цифрами и фактами - это исторические методы. История изучает более узкие вопросы - например в пределах одной страны (здесь можно привести цифры, факты). А философия не требует приведения цифр, а требует логически верных (а фактически недоказуемых, я согласен; Аквинский, например, придумал несколько логических доказательств наличия Бога, с точки зрения истории - его теория - бред, а с точки зрения философии - не так то просто её опровергнуть) теоретических схем, которые предполагают наличие в своей основе логических суть верных суждений, а логическое суждение это - простое повествовательное предложение.

Я считаю экономику по преимуществу главнейшим фактором, то есть события с экономическим причинами имеют бОльшее количественное значение, чем с иными. Я, конечно, не отрицаю наличие и других факторов (политических, социальных и др.), но все они в свою очередь, перед тем как повлиять на историю, испытывают на себе, прямо или косвенно, влияние экономики, а следовательно лишь проводят через себя с неким преломлением влияние экономических факторов.

Отредактировано Корчагин (2005-12-04 16:57:17)

0

32

Магид.
Спасибо за присланные материалы. Извините, что не могла ответить раньше: у меня были проблемы с интернетом.
Сначала несколько замечаний по второй статье.
"Сам Ленин неоднократно высказывался о необходимости  разжечь светильник революционного света перед темной и забитой массой" и установить диктатуру авангарда, который  вобрал в себя революционную энергию" рабочего класса, неспособного  непосредственно" осуществлять свою собственную власть и самоуправление.
То, что составляло ядро убеждений Ленина, близко к идеям позднего абсолютизма."
Мне сразу бросилась в глаза фраза об абсолютистских устремлениях Ленина. Маркс неоднократно указывал о руководящей роли пролетариата в движении к бесклассовому обществу. (другое дело, поддерживаем ли мы эти слова сейчас).
Во-вторых, вернемся снова к вопросу об огосударствлении.
Приведу цитату Ленина.
Причем никакой государственный капитализм не в силах устранить частную собственность, а значит, обособленность отдельных производителей, товарное производство, конкуренцию, анархию, кризисы, безработицу и все остальные прелести капитализма. “Это - монополия капиталистическая, т.е. выросшая из капитализма и находящаяся в общей обстановке товарного производства, конкуренции, в постоянном и безвыходном противоречии с этой общей обстановкой” (В.И. Ленин. ПСС, т. 27, с. 396-397).
Здесь есть слова "конкуренция", "безработица" (я не знаю, что подразумевал Ленин, но позволю предположить,что это открытая безработица).
С другой стороны, мы не должны забывать, что подразумеваем под государством. Первоначально-то отчуждение общества от государства с его разросшимся государственным аппаратом не предполагалось! То есть, изначально лежала идея именно социализма. Другой вопрос, что получилось впоследствии, не может быть названа полнокровным социализмом. Затем. Распределение по труду. А если сравнить тогда с получением доходов при сегодняшней обстановке?
И мне хотелось бы добавить пару слов о культуре. Разве, она была капиталистической? А это, между прочем, серьезная позиция.
Я не хочу подробно все освещать, а то неудобно читать. Эти наброски, если не возражаете, обсудим по частям, хорошо?

0

33

Корчагин.
Насчет диалектики. А что Вы, к примеру, скажете насчет синтеза или анализа? Что из чего истекает - анализ из синтеза или синтез из анализа?

Призываю всех максимально коротко, но полно излагать свои суждения: невозможно читать такие большие объемы, т.к. теряется мысль. Давайте будем вести диалог, а не монолог!

0

34

Что из чего истекает - анализ из синтеза или синтез из анализа?

Анализ - расчленение объекта изучения на отдельные элементы, а синтез - соединение нескольких элементов в единую систему. Так, по-моему. Это два разных метода познания. Они, конечно, могут быть связаны между собой, но как методы существуют раздельно.

По поводу длины сообщений. Если мы будем зесь перекидываться фразами, то конструктинвой беседы не получится. На мой взгляд, сообщение должно содержать в себе не только позицию, но и аргументы, разъяснения.

0

35

Ага, а историческое и логическое, абстрактное и конкретное - это тоже просто совсем различные методы познания?
Если Вы так считаете, рекомендую читать Ильенкова.

0

36

Исторический и логический - это безусловно два различных метода, по-моему. А по вашему что, это одно и то же?

0

37

Понятно, что эксплуатация на Западе и на Востоке носит разные формы, но сушность остаётся прежней, поэтому здесь нельзя говорить о многовариантности.

Колмментарий
Беспорно,можно.Азиатский способ прпоизводства, о котором говорит Маркс- это именно феномен некоторых восточных обществ, а не западных, совершенно иная линия исторического развития. И сам Маркс, как Вы могли видеть, подчеркивал, что  его модель относится лишь Западной Европе.

Например, были общества испытавшие феодальную раздробленность, и не испытавшие, но дело не в форме феодализма (с раздробленностью или без) а в самом факте его наличия.

Комменнтарий
Вы не читаете, по-моему того,что я пишу. А я написал со ссылкой на Маркса о том, что в разных регионах ход истории был совершенно различным.
Кстати, любопытно,что по мнению современных синологов, общепринятому, средневековье феодальное было в Китае в эпоху Весен и Осеней, то есть 8-5 вв.до.н.э., на тысячу лет раньше Европы! А затем началось развитие феномена, который Маркс характеризует как азиатский способ производства, а марксистский исследовательКарл Витфогель как азиатский деспотизм. Впрочем, тут у историков нет единого мнения.

0

38

Ну почему же разные?! Ну неужели я так говорила?! Не говорила я такого!
Это два метода диалектического исследования, то есть то, чем оперируют диалектики при исследовании тех или иных явлений. И подходы эти тоже диалектичны. Эти понятия диалектичны по свей природе, один без другого - это уже неполный инструментарий диалектика. Они не одинаковы, а взаимно дополняют друг друга. Без этого каждое конкретное будет однобоким, то есть абстрактным: "Соответственно этому "абстракция", "абстрактное" для Маркса есть прежде всего такая форма сознания, отражения мира в голове человека, в которой сознание отражает, схватывает отдельные стороны, грани, черточки, связи, свойства, качества, отношения, связи исследуемого предмета.
В соответствии с этим абстрактное познание тождественно прежде всего одностороннему, однобокому познанию.
"Конкретным" с точки зрения этого, диалектикоматериалистического понимания вопроса, может являться поэтому не только чувственное, непосредственное познание, но и логическое мышление...". Это Ильенков.
И что же - какое-то из них имеет приоритет? Нет, не думаю. И они не тождественны.

0

39

ПРОДОЛЖЕНИЕ

""Россия вобще могла бы миновать капитализм"" - история не терпит сослагательного наклонения, не миновала же!

Комментарий
"история не терпит сослагательного наклонения" - Ну откуда Вы можете это знать! Известно, к примеру, что ряд процессов в природе носит вероятностный характер. Возможно, вполне возможно,что в истории есть развилки, когда есть известная вероятность,что развитие пойдет в том, или в ином направлении.
Одна из них, связанная с коммунистической общинной революцией в России четко обозначена у Маркса.
Очень многие современные специалисты-историки, полагают, что В ИСТОРИИ ЕСТЬ СОСЛАГАТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ. Или, что во всяком случае, нетоснований отрицать возможность иного развития событий в некоторых ситуациях.

Разные коммуны ткачей и т.д также не являются примером многовариантности истории, потому что носят слишком узкий характер.

Комментарий
Еще одно бездоказательное утверждение. Что это за слова- узкий характер?
Есть феномен, не вписывающийся в понятие феодальных отношений.Причем эти коммуны пользовались большой популярностью. Вообще коммунистические движения и идеи в Ср. века возникали неоднократно. Значит, была какая-то общественная сила, что их порождала. Иногда их подхватывали мощные массовые народные движения- катары, табориты. А учитывая что отсутствие сослагательного наклонения в истории недоказуемо, можно предположить, что тогда были возможности для альтернативного развития. Впрочем,это не более чем гипотеза. 

Вот если бы вы привели в пример какое-нибудь глобальное общество, которое бы в своём развитии отступило бы от линии первобытно-общинный строй - рабовладельческий - феодализм - капитализм. Есть такой пример?

Комментарий
Я в очередной и последний раз привожу Вам в качестве примера азиатский способ производства,который не является ни рабовлад., ни феодальным. Это общество не было глобально, как не был глобальным и феодальизм, но распространялось нак десятки миллионов людей на протяжение веков.
Добавлю, что хотя рабовладение имело место в Греции,но там, в отличие от Рима, оно не было феноменом, имевшим столь большое влияние на развитие цивилизации. Большинство греков были свободными трудящимися, крестьянами ремесленниками и торговцами, именно такие и составляли основу греческого общества и экономики. Греция в отличие от Рима не знала или почти не знала громадных рабовладельческих латифундий. Основу ее с\х составляло ойкосное (семейное) землепользование.

0

40

ОКОНЧАНИЕ ОТВЕТА КОРЧАГИНУ

И что всё-таки по поводу критерия цивилизационности? (я спрашиваю это уже в 3 раз, по-моему). 

Комментарий
Так я уже ответил Вам несколько дней назад!
Картина мира! То, через какие категории люди воспринимают мир. Число этих категорий огромно. Это отношения к вопросам жизни-смерти-бессмертия, к времени и пространству, к космосу, к человеку (понимание того места, которое он занимает в мире), к понятиям добра и зла, к справедливости-несправедливости, желательной иерархии или ее отсутствии, и т.д.

О диалектике. Понимаете в чём дело мы же сейчас занимаемя философией по сути, а не историей. Диалектикака - способ философского мышления. А доказывать с цифрами и фактами - это исторические методы. История изучает более узкие вопросы - например в пределах одной страны (здесь можно привести цифры, факты). А философия не требует приведения цифр, а требует логически верных (а фактически недоказуемых, я согласен; Аквинский, например, придумал несколько логических доказательств наличия Бога, с точки зрения истории - его теория - бред, а с точки зрения философии - не так то просто её опровергнуть) теоретических схем, которые предполагают наличие в своей основе логических суть верных суждений, а логическое суждение это - простое повествовательное предложение.

Комментарий
Да ради бога, попробуйте на основании чистой логики доказать, что хозяйственные отношения являются наиболее важными для понимания природы общества и целей его существования (развития-деградации). Докажите логически, что исторический процесс всегда основан на противостоянии неких двух наиболее важных феноменов, а не трех, не 4х и не 15! Но Вы же просто заявляете как факт, что история диалектична, что экономика лежит в основе всего. И признаете, что это не более, чем предмет Вашей веры. А я против веры, не основанной на фактах и логики,когда речь идет об анализе мира. Ваш подход к истории в итоге, даже не мистичен, а основан на том, что Бэкон называл предрассудками. Вы ВЕРИТЕ в диалектичность истории потому, что в это верил Маркс,только и всего. Это называется предрассудком, основанным на авторитетном мнении. Вы докажите логически, что все исторические процессы диалектичны, что они основаны на двух, а не на трех (4, 5, 226) разных возможностях. И логически докажите, что экономика,хозяйственные отношения- это самый важный ключ к познанию общества.
Кстати, Вы сделали утверждение, что история не знает сослагательного наклонения. Из этого следует, что она монистична, а не диалектична, что она развивается по одной линии, движение по которой строго неизбежно.

0

41

Абсолютно с Вами согласна.
Сегодня многие исследователи заявляют, что история не может быть жестко детерминированной и иметь только 1 путь развития. Кстати, есть мнение, что сама теория Маркса носит вероятностный характер.
В истории существуют так называемые точки бифуркации, такие развилки истории, когда неизвестно точно, по какому пути пойдет история.
Наличие неединственности развития подтвержается, на мой взгляд, и тем, что сосущетсвуют вместе множество различных, но общих по своей сути разновидностей капитализма, например.  Не факт, что Россия после перестройки не могла бы пойти по несколько другому пути. История даже терпит развороты назад, не то что смещение линии развития. Переходный период именно поэтому характеризуется высокой степенью неопределенности. Естественно, с высоты сегодняшнего положения Вы можете говорить, что было так, и никак по-другому быть не может.
Товарищ Корчагин, помните такой эффект - эффект бабочки?:)

Отредактировано Катерина (2005-12-05 22:02:35)

0

42

"Конкретным" с точки зрения этого, диалектикоматериалистического понимания вопроса, может являться поэтому не только чувственное, непосредственное познание, но и логическое мышление...". Это Ильенков.
И что же - какое-то из них имеет приоритет? Нет, не думаю. И они не тождественны.

Именно! Логическое мышления, кроме непосредственного познания (с помощью фактов и цифр, как того требовал от меня товарищ Магид). Ваша же теория синтеза двух подходов антилогична. Об этом я говорил раньше.

0

43

Магиду

Ну, хорошо, а Данилевский и Шпенглер – это «вульгарные» мыслители? Они вроде считаются основоположниками «цивилизационного подхода». И этот подход у меня всегда ассоциировался с этими именами – у них появляется идея свести все многообразие исторического опыта человечества к неким большим дискретным и самозамкнутым целостностям (Славянская Цивилизация, Арабская Цивилизация и прочее), развивающимся циклически (рождение, расцвет, стагнация, закат).

Комментарий
Тут Вы правы.

Я к тому, что может все-таки стоит отделить школу Анналов, на которую вы ссылаетесь, от этого «цивилизационного подхода»? Чтобы как раз не путаться. Честно говоря, не очень хорошо знаком со школой Анналов. Насколько я знаю, историки этой школы, действительно, брали очень долгие временные периоды.

Комментарий
Многие историки этой школы близки к цивилизационному подходу, в том числе Гуревич в Категориях Средневековой Культуры.
Но вообще цивил. подход среди современных историков широко распространен. И многие при этом отвергают представление Шпенглера о замкнутости культурных миров,об их самодостаточности.

Они выделяли какие-то аспекты культурной, социальной или экономической жизни людей на определенной территории, рассматривали их в долговременной перспективе, но не сводили эти аспекты к какому-то ложному единству («гештальту» или «праформе», как у Шпенглера). Можно ли причислить историков школы Анналов к сторонникам «цивилизационного подхода»? Сомневаюсь.

Комментарий
Зря сомеваетесь.Некоторых можно. Тот же Гуревич говорит о Средневековой картине мира. П.Шоню близок к Шпенглеру (отчасти).
Когда выделяется Средневековая картина мира, то, полагаю, можно говорить о сред.евр.цивилизации.

Но тот же Гуревич в работе «Культура молчаливого большинства» показал, что картины мира у феодалов, церковной верхушки и народных масс в средневековой Европе были разные (или точнее, находились в сложных отношениях взаимовлияния).

Комментарий
Тут именно важно последнее. Гуревич не говорит о совершенно разных феноменах.Скорее это разные взаимовлияющие пласты в рамках одной картины мира. Впрочем, это сложный вопрос.

Что касается Маркса, то зря вы так  Последние лет этак 80 много было наговорено на тему: Был ли Маркс (вульгарным) экономическим детерминистом? Ответ: нет, не был. Вместо того, чтобы выдергивать из текстов Маркса какие-то высказывания полемического характера (это называется: «перегнуть палку» – операция неизбежная, коль скоро речь идет о революции в способах мышления об обществе и истории) – подумайте о его тонком анализе значения «надстроечных

Комментарий
Спасибо за совет, но полагаю, я обойдусь без него.
Конечно у Маркса, как я тут уже писал (видимо Вы читали невнимательно) можно найти представление о том, что история многовариантна. Это проявляется и в его подходе к России, и в его концепции азиатского способа производства.
Однако, у Маркса имеет место и грубый экономический детерминизм. Например в начале первого тома Капитала он заявляет, что все вопросы римской цивилизации можно разрешить,анализируя отношения земельной собственности.
То есть видимо, в какие-то периоды жизни Маркс склонялся к грубому экономическому детерминизму, а в какие-то (возможно в конце жизни) к многовариантности истории.
Вот тут Корчагин пытается доказать, что второго не было,Вы наоборот, утверждаете, что Маркс не был экономическим детерминистом, то есть высказываете точку зрени япротивоположную Карчагинской.
А я думаю, что действительность сложнее, чем это представляется Вам и Корчагину.

0

44

Я не могу понять. Мы тут, вроде, обсуждаем диалектический подход. А диалектика как--то не видна.
Вот, кстати, уважаемые оппоненты, один из которых утверждает, что есть только экономизм, другой его полностью опровергает.
Вам не кажется, что этот подход не диалектичен? Если вы оперируете такими понятиями, Вы не рассматриваете историю однобоко.
На мой взгляд, В данном случае экономическое развитие является базисом, но ни в коем случае не единственным фактором развития. "Надстройка" и базис взаимно влияют друг на друга, причем, в некоторые моменты политика, к примеру, может являться цементом, скрепляющим расползающиеся элементы системы.

0

45

ОТВЕТ КАТЕРИНЕ

Магид.
Спасибо за присланные материалы. Извините, что не могла ответить раньше: у меня были проблемы с интернетом.
Сначала несколько замечаний по второй статье.
"Сам Ленин неоднократно высказывался о необходимости  разжечь светильник революционного света перед темной и забитой массой" и установить диктатуру авангарда, который  вобрал в себя революционную энергию" рабочего класса, неспособного  непосредственно" осуществлять свою собственную власть и самоуправление.
То, что составляло ядро убеждений Ленина, близко к идеям позднего абсолютизма."
Мне сразу бросилась в глаза фраза об абсолютистских устремлениях Ленина. Маркс неоднократно указывал о руководящей роли пролетариата в движении к бесклассовому обществу. (другое дело, поддерживаем ли мы эти слова сейчас).

Комментарий
Да, полагаю, ленинизм это в сущности модернизированный вариант русского абсолютизма. Идеология просвещенного абсолютизма, как я писал,основанна на том,что мудрый руководитель рационально изучающий реальность, профессионал, способен лучше подданых знать, что им самим нужно. Это и есть точка зрения Ленина на пролетариат и шире население России.

Отредактировано magidd (2005-12-05 22:20:58)

0

46

ПРОДОЛЖЕНИЕ ОТВЕТА КАТЕРИНЕ

Во-вторых, вернемся снова к вопросу об огосударствлении.
Приведу цитату Ленина.
Причем никакой государственный капитализм не в силах устранить частную собственность, а значит, обособленность отдельных производителей, товарное производство, конкуренцию, анархию, кризисы, безработицу и все остальные прелести капитализма. “Это - монополия капиталистическая, т.е. выросшая из капитализма и находящаяся в общей обстановке товарного производства, конкуренции, в постоянном и безвыходном противоречии с этой общей обстановкой” (В.И. Ленин. ПСС, т. 27, с. 396-397).
Здесь есть слова "конкуренция", "безработица" (я не знаю, что подразумевал Ленин, но позволю предположить,что это открытая безработица).
С другой стороны, мы не должны забывать, что подразумеваем под государством. Первоначально-то отчуждение общества от государства с его разросшимся государственным аппаратом не предполагалось! То есть, изначально лежала идея именно социализма.

Комментарий
Во-первых важно,что подразумевается по социализмом (коммунизмом).
По Ленину социализм это, как он пишет в Государстве и Революции, расширенная модель прусской государственной почты. То есть дисциплина, иерархия, командный принцип руководства. С моей точки зрения,это не социализм, а как раз вариант капитализма, где фабрикой управляют именно так. То есть субьективно Ленин- не коммунист.
Во-вторых Ленин исходил из ошибочного представления о том,что государство лишь служит чьим-то классовым интересам и как бы прозрачно. То есть оно служит или капиталу или пролетариату, третьего не дано.Но это неверное суждение, основанное на ошибочном понимании государства.
Государство наряду с капиталистами владеет собственностью, любое мощное ведомство, и государственный аппарат (то есть иерархически построенная пирамида из чиновников) в целом в любой капстране имеют собственные интересы: финансовые, политическиеи прочие, отличные от интересов группировок крупной буржуазии. Капиталистическое общество основанно на смешанном государственно-капитиалистическом, частно-государственном управление ресурсами, а не только частном. Ленин добился устранения частных собственников и все их функции передал главкам- новым советским министерствам. При этом главки делили власть с другими мощными хозяйственно-политическими структурами- Красной армией, ВЧК, партийной бюрократией. Все эти бюрократические ведомства присваивали себе произведенные обществом товары, и, за вычетом минимума, предназначенногодля потребления трудящимися, распоряжались ресурсами по своему управления. Вкладывали их в производство или предали в виде спецпайков и спецобслуживания. Никакого пролетарского контроля над этим естественно не было- Советы были уничтожены еще в 1918 г., вместе с рабочим контролем (его большевики уничтожили летом-осенью 1918г).
В итоге когда убрали капиталиста частного, остался капитализм государственный. Только и всего.

Затем. Распределение по труду. А если сравнить тогда с получением доходов при сегодняшней обстановке?

Комментарий
Никакого распределения по труду при военном коммунизме не было.
И вообще,распределениепо труду это на мой взгляд -невозможная вещь. Но это отдельный вопрос.

И мне хотелось бы добавить пару слов о культуре. Разве, она была капиталистической? А это, между прочем, серьезная позиция.

Комментарий
У большевистской верхушки- да, конечно. Пафос модернизации, прогресса, индустриализации. Приоритет экономики над всем прочим. Имморализм, отрицание этики. Чисто буржуазная система ценностей.
Другое дело, что русскую революцию нельзя свести к большевизму. В ней были и иные, подлинно социалистические тенденции.
Да и большевики были разные. Прочтите в тексте, который я Вам посылал раздел Два Большевизма.

0

47

Хорошо, а как тогда Маркс определял механизм устройства соц. общества?Его состав, структуру? Мне думается, что пролетариат там неоднократно фигурировал. А насчет мудрого руководителя - это я с Вами согласна. Попахивает абсолютизмом.
Но я бы хотела предложить поискать основу - что это в своей первоначальнной сути - борьба людей (пролетариата как авангарда) или же - к я прочитала недавно сообщение где-то насчет Гайдара и долго смеялась.оно, пожалуй, здесь подойдет - мудрый правитель, котороый вытащил угнетенное, беспомощное и несознательное население и открыл перед ними новый мир, явил чудеса, о которых они, тупицы, и не подозревали....
Доминанту все-таки бы выделить...))

0

48

Но я бы хотела предложить поискать основу - что это в своей первоначальнной сути - борьба людей (пролетариата как авангарда) или же - к я прочитала недавно сообщение где-то насчет Гайдара и долго смеялась.оно, пожалуй, здесь подойдет - мудрый правитель, котороый вытащил угнетенное, беспомощное и несознательное население и открыл перед ними новый мир, явил чудеса, о которых они, тупицы, и не подозревали....
Доминанту все-таки бы выделить...))

Комментарий
По Ленину? По Ленину борьба пролетариата сама из себя социализм породить не способна. Сами пролетарии могут дойти лишь до тред-юнионизма. Поэтому нужна профессиональная партия,которая будет профессионально вносить в пролетариат революционное сознание.
Партия здесь у Ленина выступает в роли абсолютного монарха или церкви (римского папы). Это вообще вневременная категория. Это те, кто прозревает истину, и наставляет на путь истинный всех прочих.

0

49

Хорошо, а как тогда Маркс определял механизм устройства соц. общества?Его состав, структуру? Мне думается, что пролетариат там неоднократно фигурировал. А насчет мудрого руководителя - это я с Вами согласна. Попахивает абсолютизмом.

Комментарий
Маркс ведь не тождественен Ленину.

0

50

КАТЕРИНА, а Вы уже прочли то,что я Вам посылал?
У меня есть интересная критика Марксовой теории государства и капитала, могу Вам послать.Очень интересная работа.
Еще есть превосходная статья о Ленине, написанная современным историком.

0

51

Товарищу Магиду.

Про азиатский способ производства. Вы говорите, что он не был ни рабовладельческим, ни феодальным. Каким же он был по вашему? Опишите вкратце эксплуатационную схему того времени, найдите в ней кардинальные отличия от типичных. Я не спорю на счёт того, что азиатский рабовладельческий строй, а затем феодализм не обладали какими-то уникальными чертами, но при этом здесь нельзя говорить о формационной многовариантности. И ещё, любая теория объясняет какие-то общие закономерности в системе и не учитывает отклонений, которые не обладают достаточным патенциалом для изменения характера всей системы (это я про Средневековье и "узкий характер").

Про критерий - "картина мира". И это по вашему чёткий критерий, позволяющий выделить ограниченное число цивилизаций? Вообще на основе данного критерия не возможно разделить общества на цивилизации. Так как в рамках одного общества сейчас бытуют совершенно разные представления. И фраза типа "это разные платы в памках одной картины мира" не выглядит убедительно. Тогда получится что люди одной цивилизации живут в разных уголках мира, и не связаны никак иначе, кроме как схожим мировоззрением. Цивилизация таким образом представляет собой совокупность не связанных между собой людей. А индивид, имеющий совершенно уникальную "картину мира" представляет собой цивилизацию в обном лице. Далее. И какова же эволюция данного критерия, на основе которой можно говорить о историческом развитии? Каковы перспективы? На эти вопросы цивилизационный подход даёт ясные ответы?

""Докажите логически, что исторический процесс всегда основан на противостоянии неких двух наиболее важных феноменов, а не трех, не 4х и не 15!"" Я не говорил, что есть два неких наиболее важных феномена! Просто мы здесь противопоставляем два (экономику и культуру) есть и ещё множество подходов. Я говорю лишь, что первичен один фактор, а вторичных может быть сколь угодно много.

""И логически докажите, что экономика,хозяйственные отношения- это самый важный ключ к познанию общества."" Приведу несколько суть верных логических суждений. 1. Экономические ресурсы наиболее необходимы человеку. 2. Развитие человечества сопровождалось изменением степени эксплуатации. 3. Во всех обществах существуют классы.
По поводу предрассудка. С чего вы взяли, что я верю в это, потому что в это верил Маркс? Это вы,а не я постоянно ссылаетесь на него и других авторитетов, я же доказывая свою точку зрения, не обращаюсь ни к чьему мнению. И ещё.
Почему это, когда высказывается точка зрения "Маркс не был экономическим детерминистом" вы называете её противоположной моей? Я не утверждал обратного!!! И если я не допускаю сущностной многовариантности истории, то это не значит, что я ассоциирую своё мнение с мнением Маркса!

п.с.Катерина, а что за эффект бабочки?

0

52

Вот, кстати, уважаемые оппоненты, один из которых утверждает, что есть только экономизм, другой его полностью опровергает.

Если в качестве первого вы имеете ввиду меня (а кого же ещё), то я не доказываю, что есть только экономизм. Я ещё раз говорю, что на развитие влияет вся полнота факторов, просто базисным (и первичным) является один - экономический, а остальные влияют на действительность, испытывая на себе влияние базисного фактора. А вы мне приписываете не мою точку зрения.

0

53

Магиду.
С удовольствием прочла бы.
Скажите, а Вы читали Хардта и Негри?
Я думаю, нужно ввсе-таки определиться. Может, рассмотреть Маркову точку зрения и Ленинскую? Я изначально беру марксово представление о социализме. И предполагаю, что уже в соответствии с реальными условиями его теория трансформировалась. Но в корне - она марксова.

Корчагину.
Об эффекте бабочки. Да это из синергетики.
Кажется, даже рассказ такой фантастический есть. Его суть - группа путешественников отправляется из будущего в прошлое. Они все планируют так, чтобы ничто не изменилось в будущем: разрабатывают маршрут и т.д. В процессе этого самого путешествия один из них сбивается с дороги, и, кажется, нечаянно убивает бабочку.
Когда они возвращаются обратно, понимают, что их мир как-то незаметно изменился...
Это к вопросу о вероятностном подходе. Жесткая детерминированность предполагает, насколько я понимаю, движение в одном направлении, что бы то ни было. А бывает, получается так, что какие-мелкие события сильно влияют на ход истории.
Гегель над этим, насколько я помню, насмехается.

Отредактировано Катерина (2005-12-05 23:56:10)

0

54

Катерина, я считаю, что история развивается в одном общем направлении, но это не исключает каких-то её несущественных вариаций. А вот кардинально различные сценарии, по-моему, невозможны.

""Гегель над этим насмехается"". Правилно делает (делал).

0

55

Интересно, в каком же конкретно направлении? И не могли бы вы назвать точное различие между несущественным и кардинальным? У Вас есть точные расчеты, может быть?
Естественно, сейчас мы имеем какую-то историческую данность. Но это не значит, что всегда, везде и при любых обстоятельствах четко, как солдаты в строю, сменяются какие-то определенные ступеньки. (пусть будут формации). Общая логическая цепочка и тенденция, безусловно, есть. Но отступления возможны, более того, они неминуемы. Возьмите, к примеру, страны третьего мира. От общинности некотороые из них перешли сразу к капитализму. Но опять-таки, совеобразно перешли.

0

56

Товарищу Магиду.
Про азиатский способ производства. Вы говорите, что он не был ни рабовладельческим, ни феодальным. Каким же он был по вашему?

Комментарий
Читайте Маркса.
http://poipkro.perm.ru/elbib/istoria5t/ … /5.4.1.htm
Бог в помощь. Ссылки даны в этом тексте. Классического античного рабства на Востоке практически не было. Азиатский деспотизм это совершенно иной тип развития, нежели античный, вообще западно-европейский. Маркс не строил универсальную эк. историю мира, его исследования главным образом концентрируются на проблемах Европы, для Азии возможны иные совсем пути, о чем он говорил В ПРИВЕДЕННЫХ МНОЮ ЦИТАТАХ В ТОМ ЧИСЛЕ.
Кстати,любопытно, что Маркс рассматривал возможность азиатского варианта и в Европе. Вот еще одна ссылка на любопытную работу по этому вопросу
http://www.hf.msiu.ru/nauka_femis_1-5.htm

Про критерий - "картина мира". И это по вашему чёткий критерий, позволяющий выделить ограниченное число цивилизаций? Вообще на основе данного критерия не возможно разделить общества на цивилизации. Так как в рамках одного общества сейчас бытуют совершенно разные представления.

Комментарий
Это неверно. Исследователи Европы и Античности, Шумера и Египта, с которыпми мне довелось общаться,считают, что можно выделить ряд категорий мышления, культурных категорий, характерных для всякой цивилизации. Повторяю, это мнение ученых,занимающихся конкретным изучением истории определенных культур.
Разность не опровергает единство ;)  Вот Вы все время говорите о диалектике, а не видите ее,когда она действительно нужна.
Например, все люди разные. Но если бы между ними не было бы совсем никакого единства, то они бы вообще не могли коммуницировать, пониматьдруг друга. Поэтому мы говорим, что есть целое- человечество. Возможности для коммуникаций между людьми одной культуры, единство между ними, еще более ярко выражено  ;)

""И логически докажите, что экономика,хозяйственные отношения- это самый важный ключ к познанию общества."" Приведу несколько суть верных логических суждений. 1. Экономические ресурсы наиболее необходимы человеку. 2. Развитие человечества сопровождалось изменением степени эксплуатации. 3. Во всех обществах существуют классы.

Комментарий
Этим Вы доказали только то, что хозяйственные отношения очень важны для понимания динамики всякой страны, эпохи культуры.С этой очевидной ыслью я не спорил, однако она банальна.
Но что это САМЫЙ важный ключ к познанию общества, вы не доказали.
Можно с уверенностью утверждать, что без понимания отношений людей к вселенной, жизни-смерти,времени, богам, справедливости, злу и добру, невозможно понять какую бы то ни было эпоху. Ведь люди мыслят, и нет действия без мысли, и не понимая МЫСЛЬ и УСТРЕМЛЕНИЯ, мы никогда не поймем смысл и цели людских поступков, в том числе и в вопросаххозяйственных отношений.
Из этого следует, что духовный мир людей очень важен для понимания общества.
Что же важнее- хозяйство, необходимость устроить материальное обеспечение, или духовные устремления, мысль?
Вы не доказали логически, что перове ВАЖНЕЕ.

0

57

ОТВЕТ КАТЕРИНЕ

Магиду.
С удовольствием прочла бы.

Я сейчас Вам вышлю эту работу. Это критика Маркса, очень глубокая, его подхода к происхождениюкапитализма и к роли государства, к месту государства в мире.

Скажите, а Вы читали Хардта и Негри?

Комментарий
Да. Это очень глубокая вещь, хотя я во многом с ней не согласен (но в чем-то согласен). Вот моя критика этой работы
http://zhurnal.lib.ru/m/magid_m_n/imperia.shtml

Я думаю, нужно ввсе-таки определиться. Может, рассмотреть Маркову точку зрения и Ленинскую? Я изначально беру марксово представление о социализме. И предполагаю, что уже в соответствии с реальными условиями его теория трансформировалась. Но в корне - она марксова.

Комментарий
Я думаю, Ленинская позиция что-то берет от марксизма, но в основе своей она совершенно не марксистская. На это, ксати, указывал Плеханов. Это идеология неоабсолютизма, ставшая в Советской России с первых дней после октября 1917 г основой для государственно-капиталистических преобразований в экономике и создапния нового политического абсолютизма,управлявшего страной.
Я пошлю Вам статью об этом, читайте.

.

0

58

Товарищу Магиду.

Спасибо за предложенный материал, обязательно прочту когда выдастся свободная минута.

Замечу, что вы постоянно ссылаетесь на какие-то авторитетные мнения, из чего можно сделать вывод, что ваше мнение основано на вере ещё в большей степени, чем моё.

По поводу логического доказательства. "Нет действий без мысли", А как же рефлексы и ещё что более важно - инстинкты? Как раз потребность в экономических ресурсах человек испытывает по биологическим законам, поэтому может принимать действия по добытия их, основанные скорей на подсознании нежели на разуме. Грубо говоря человек может прожить без мыслей, но не может без пищи. Да, эта схема банальна и до неприличия примитивна, но она верна.

0

59

Интересно, в каком же конкретно направлении? И не могли бы вы назвать точное различие между несущественным и кардинальным? У Вас есть точные расчеты, может быть?

Отвечаю по порядку. Направление: постоянное снижение степени эксплуатации до окончательного её прекращения. Несущественные явления - такие явления в системе, которые, хотя и не соответствуют природе данной системе, не обладают достаточным потенциалом для изменения её. Кардинальные - соответственно наоборот. Нет у меня нет точных расчётов, и вряд ли они возможны в принципе.
Страны третьего мира - несущественные явления для мировой системы.

0

60

А Вам никогда в голову не приходило, что они составляют по площади большую часть всех территорий? Являются вторым полюсом мировой экономической системы (мир-системы)? Их игнорировать нельзя ни в коем случае!
Вы так интересно говорите, что можно было бы с таким же успехом выбрать на карте мира какой-нибудь маленький островок и сказать, что он представляет собой историю развития человечества. А все остальное неважно!

0