…В «Учительской газете» за июль 1990 года(№ 27, страница 6) на странице 2 дана заметка «Реквием по революциям. О новой книге французского журналиста»-
Французский журнал «Революсьон» опубликовал беседу между известным французским журналистом Полем-Мари де ла Горсом и секрета¬рем ЦК ФКП Максимом Гремецем, посвященную новой книге де ла Горса «Реквием по революциям», Беседу вел журналист Жорж Жирар.
Жорж Жирар. Книга посвящена, по вашему собственному выражению, «смерти коммунизма». Поэтому я хочу попросить автора обосновать такое утверждение, а у Максима Гремеца узнать его мнение.
П.-М. де ла Горс. Прежде всего я скажу о том, чего не хотел делать в этой книге и, надеюсь, вообще никогда в моей жизни. Мне не хотелось бы наносить обиду тем. кто разделял надежду, именовавшуюся и до сих пор именуемую коммунизмом, хотя я сам никогда эту надежду не разделял. Она объединяет народы ради общего дела, вдохновляется единой философией, следует единой стратегии, вербует людей из одной и той же армии, равных в этой борьбе, кем бы они ни были: советскими маршалами, французскими рабочими или вьетнамскими партизанами. Словом, это было общее дело.
Однако у меня складывается впечатление, что это, общее дело за последнее десятилетие стало распадаться из-за национальных особенностей.
Этот распад начался, по-моему, с китайско-советского разрыва. То, что было до того момента единым лагерем, бесповоротно раскололось, и раскол этот оказался смертельным. КПК стала обличать «советский ревизионизм», его тенденцию к компромиссам с западными странами, а несколько лет спустя те же руководители стали вступать в союз с любой державой, следуя стратегии антисоветской коалиции. Нет более наглядного доказательства необоснованности идеологических принципов, чем
этот развал коммунистического лагеря. По можно ли считать, что смерть коммунизма — это одновременно победа капитализма? Реальность намного сложнее.
М. Гремец. Я прочел вашу книгу. Хочу вам прежде всего сказать, что коммунизм — идеал, и объявлять о гибели чего-то несуществующего — значит впадать в противоречие.
Революция 1917 года является разрывом с тем миром, где утверждались эксплуатация и господство денег. В этом и состояла великая и всеобщая надежда. Иная социальная система появилась в весьма отсталой стране, что вы правильно описали в вашей книге, но возникла великая и всемирная
надежда, ибо она доказала, что господство над народами и нациями не является фатальной неизбежностью. Необоснованная надежда на то, что этот разрыв со старым миром можно распространить с территории одной страны на всю планету, без учета национальных реальностей, и породила определенную уто¬пию.
1917 год нас вдохновил, но нельзя сказать, что это был экспорт революционной традиции. Мы — наследники Французской революции, Па¬рижской Коммуны. Всегда отождествляя интернационализм и национальные интересы, мы в нашей истории очень долго не делали из
этого выводов о том, что общей модели социализма не существует, что нужно учитывать национальные и международные реальности. Лишь в 1976 году мы разработали свой собственный план построения социализма на французский лад.
П.-М. де ла Горс. Я очень хорошо понимаю, что вы хотите сказать. Я думаю, это нечто прямо противоположное целям и методам, которые мы привыкли называть «коммунистическими». Но будем избегать двусмысленных формулировок: сейчас вес расходятся по своим углам и осуществляют самые разнообразные и зачастую противоречивые попытки. Все это, в конечном счете, породило крайне глубокие политические разногласия, при¬чем некоторые из них приводили порой на грань войны, как это было между Китаем и Вьетнамом в 1978 году и как это происходит до сих пор в Камбодже. Этому есть множество объяснений. Они не имеют ничего общего с идеей, которая первоначально называлась «коммунистической». Как бы то ни было, результат сегодня у всех на глазах — беспримерный кризис. Вот почему я считаю, что сегодня происходит смерть коммунизма, независимо от его былого величия. Это столь же важное событие, как и его возникновение.
М. Гремец. Вы видите смерть коммунизма. Но что такое коммунизм? Это конец эксплуатации человека человеком, конец отчуждения. Это освобождение человека.
Именно ради этого мы и являемся коммунистами. Французская коммунистическая партия, празднующая в нынешнем году свой 70-летний юбилей, всегда будет называться коммунистической, каковы бы ни были повороты истории. Мы горды нашим прошлым и нашим настоящим. Но вот что все-таки умирает? — это важный вопрос. Умирает извращение социализма, развившееся в условиях сталинизма и оказавшее глубокое и длительное влияние на социалистические общества. Вы совершенно правильно замечаете в вашей книге, что лаже в этот период в социалистических странах наблюдался прогресс и некоторые эксперты пола¬гали, что Советский Союз, продвигаясь такими темпами,
Догонит наиболее развитые западные страны. Но эта попытка догнать развитые страны сопровождалась централизацией всех средств без обращения к участию, умственному и творческому потенциалу людей, а потому должна была неизбежно привести к застою.
Сегодня умирает модель социализма, экспортировавшаяся по окончании второй мировой войны в Европу или на другие континенты без учета национальных, культурных, исторических особенностей. Умирает данный тип централизованного и авторитарного общества. Умирает то представление о модели, от которого мы, французские коммунисты, отказались добрых пятнадцать лет назад. Я напомню, что еще в
1976 году мы заявили о принципиальном расхождении с КПСС по самой концепции социализма. Точно так же мы
отошли от концепции диктатуры пролетариата. Умирает то опоздание, с которым социалистические общества
стали осознавать научно-техническую революцию.
П.-М. де ла Горс. Все, что вы говорите, свидетельствует об историческом, политическом и стратегическом выборе, полностью отличном от того, который делали коммунистические правительства и партии в течение долгого времени.
М. Гремец. Вы пишете в вашей книге, что «холодная война» завершилась. Я бы сказал, что она приобретает иные формы. В международном плане классовая борьба будет активизироваться и расширяться. Будет она развиваться и в странах Восточной Европы. В Советском Союзе перестройка столкнулась с весьма резкой оппозицией...
Но обратимся к вопросу о воссоединении Германии. На каких условиях? Объединение 80 миллионов человек, двух стран, занимающих соответственно третье и десятое места среди промышленных держав. В этой связи я хотел бы напомнить, в каком состоянии была восточная часть Германии по окончании войны. И — какое развитие!
П.-М. де ла Горс. Западная Германия была также сильно разрушена...
М. Гремец. Но в ее пользу был план Маршалла и запрещение развивать военную промышленность.
П.-М. де ла Горс. Но она несла издержки оккупации...
М. Гремец. Итак, объединение равноценно угрозе. Не будем забывать о таком новом тезисе: «Германии—экономика, Франции — ядерное оружие». Ролан Дюма заявил в Берлине: «Нужна европейская исполнительная власть». Иными словами, наднациональное правительство. Вы понимаете, что в этих условиях мы должны были бы начать общенациональную дискуссию.. Ведь речь идет о будущем Франции. Мы уважаем право немецкого наро¬да на самоопределение, нo оно не должно противоречить праву народов Европы жить в мире и безопасности. Точно так же нельзя подвергать сомнению высказанное большинством восточных и западных немцев стремление к нейтралитету и демилитаризации.
Сейчас происходит ускорение темпов европейского строительства. Я — за европейское строительство, за европейское сотрудничество на взаимовыгодной основе. Я — за сотрудничество от Атлантики до Урала, как его мыслил себе генерал де Голль. Для этого Франция должна сохранить за собой свободу выбора. Я же думаю, что нынешняя Франция отказывается от своей свободы, своего суверенитета. Мы того и гляди позволим Германии монополизировать отношения со странами Восточной Европы и многими другими. Это и вызывает у меня серьезную тревогу. Этого никак нельзя допускать, ибо завтра Германия будет еще больше доминировать во всех областях.
П.-M. де ла Горс. В совершенно новой обстановке полного развала бывшего социалистического лагеря основополагающая роль Франции состоит в укреплении мира и национальной независимости отдельных стран. А это означает, что она должна развивать прежде всего, свои экономические возможности, сохранять свободу действия.
М; Гремец. Действительно, сейчас происходит кризис социалистических обществ, не-приспособленных к требованию нашего времени. Именно поэтому мы поддерживаем ту революцию в революции, которую начали Горбачев и КПСС.
Позвольте мне подчеркнуть в этой связи, что мы, французские коммунисты, поддерживаем перестройку, исходя из нашей собственной концепции строительства социализма в той или иной стране. Речь идет о новаторском процессе, объявленная цель которого — преобразовать социалистическое общество силами людей и ради людей: для этого необходимы новшества во всех областях жизни, в экономических, социальных,политических,межнациональных, человеческих отношениях.
Я убежден, что будущее принадлежит современному, эффективному социализму, соответствующему нашей эпохе. Я согласен, что Франция должна развивать свои собственные возможности — материальные, человеческие;, научно-технические и вступить в широкое сотрудничество со всеми народами на базе равноправия и взаимной выгоды.
(Публикуется с сокращениями)…
ДЕ ЛА ГОРС О КОММУНИЗМЕ И РЕВОЛЮЦИИ
Страница: 1
Сообщений 1 страница 1 из 1
Поделиться12018-10-31 18:44:11
Страница: 1