…В «РОССИЙСКОЙ ГАЗЕТЕ» за 06 февраля 2008 года на странице 14 помещена заметка под названием «Я сослан в ХХ век. О философе Алексее Лосеве рассказывает его спутница жизни Аза Тахо-Годи»-
Елена Новоселова
МАСШТАБОМ личности и мысли сравнить Алексея Лосева в советский период философии не с кем. Говорят о нем просто: «Глыба. Сфинкс. Тайный монах». Его спутница жизни и ученица Аза Тахо-Годи, автор культового для любого гуманитария учебника «Античная литература», представила свою книгу «Алексей Лосев», вышедшую в серии «ЖЗЛ».
Шапочка Мастера
Российская газета | Аза Алибековна, это правда, что Лосев был одним из прототипов булгаковского Мастера?
Аза Тахо-Годи | Преувеличение. Речь идет, собственно говоря, не о самом Мастере, а о его знаменитой черной шапочке с буквой М. Лосев тоже носил черную шапочку. Многие считали, что это академическая традиция. Но это была монашеская скуфья, которую он надел после тайного пострига 3 июня 1929 года. У Булгакова был друг Павел Сергеевич Попов, университетский товарищ Алексея Федоровича. Попов курсировал между двумя этими полюсами — Булгаковым и Лосевым — и мог описать Михаилу Афанасьевичу лосевскую судьбу и облик. Гипотеза шаткая, но выразительная. Впрочем, Алексей Федорович в конце концов разошелся с Поповым, приложившим руку к его изгнанию из Московского университета в 1940-е годы. Кстати, супруга Булгакова относилась к Попову достаточно отрицательно.

РГ | Интересно, как Лосев отреагировал на изобретение водородной бомбы?
Тахо-Годи | На политические темы Алексей Федорович разговоров не вел, но тогда сказал, что это страшная трагедия для ученых, особенно для верующих. Выбор страшен.
РГ | На днях прошла презентация второго издания вашей книги «Алексей Лосев» в серии «ЖЗЛ». Чем оно отличается от первого, вышедшего в 1997году?
Тахо-Годи [Главный корпус текста, естественно, сохранился. Я не хотела существенно его менять, тем более что недавно завершила работу над собственными мемуарами, где вновь пишу о Лосеве. Там будет много того, чего здесь нет. Обновлены всевозможные ссылки, сноски. Ведь с тех времен появилась новая литература, связанная с лосевской тематикой. Зачастую, увы, с фактическими ошибками, в том числе в ряде печатавшихся воспоминаний. Поэтому мне (и не только мне) пришлось выступить в качестве критика таких публикаций. Я включила в это издание и краткую летопись жизни и творчества Алексея Федоровича, а также историю создания «Дома А.Ф. Лосева». После смерти Алексея Федоровича дом захватили всякие коммерческие организации. Над кабинетом Лосева обосновался даже какой-то шаман, якобы исцелявший от разных болезней. Нам, т.е. Культурно-просветительскому обществу «Лосевские беседы», хотелось сделать дом философским центром. Но мы натолкнулись на большое сопротивление. На дом претендовали бездна людей: и иностранных, и своих собственных, вплоть до каких-то сахарозаводчиков и уральских миллионеров. Столько было борьбы, пока тогдашний префект А.И. Музыкантский не помог. В итоге возникла известная
москвичам «Библиотека истории русской философии и культуры «Дом А.Ф. Лосева».
Человек будущего
РГ | Ваша книга начинается с того, что прошлое для Лосева «было тем ушедшим, счастливым миром, боль об утрате которого была мучительна». Алексей Федорович был человек прошлого, настоящего или будущего?
Тахо-Годи- Прошлое всегда было с ним. Но это вовсе не значит, что он был человеком прошлого. Лосев его великолепно знал: и как ученый, и как философ, и как человек церковный. Прошлое для него было открыто начиная с античности.
В настоящем он чувствовал себя одиноким. Потому что людей, с которыми он мог общаться, было мало. Соответствующие ему уходили, гибли, умирали в водовороте советского века. А после того как Алексея Федоровича арестовали и отправили на Беломорканал, их стало еще меньше. Когда он вернулся, от него испуганно шарахались. Я могу просто по пальцам перечислить тех, кто оставался при Лосеве.
Что же касается будущего. Идеи-то лосевские — на стыке философии и филологии (он заканчивал Московский университет по двум отделениям). Его важнейшие научные труды посвящены философии языка и философии имени. Крупные современные ученые считают, что своими книгами Алексей Федорович вошел в XXI век.

РГ | Как строился его день?
Тахо-Годи | Некоторые даже упрекали Алексея Федоровича: почему у вас все так строго распределено, день расписан поминутно. Ночью он не спал, страдал бессонницей, потому что привык еще с лагерных времен обдумывать и сочинять книги в уме. Свои ночные мысли записывал на отдельных листочках карандашиком, а потом уже их диктовал. Вставал поздно. С часу до пяти работал за столом. Потом был часовой перерыв, а в шесть приходили аспиранты заниматься древнегреческим, латинским, сравнительной грамматикой индоевропейских языков. Вот за этим столом (Аза Алибековна поглаживает скатерть) собирались около 15 человек. В эти годы Алексей Федорович в институт уже не ездил, но у него были официальные занятия по про¬грамме кафедры общего языкознания. Посторонних я не пускала. Все аспиранты записывались: вот у меня списки — более 600 душ! В восемь вечера мы обедали. А в девять или позже приходили те, кто хотел побеседовать с Лосевым. Иногда засиживались до полуночи. Я помню, кто-то из наших молодых приятелей говорил: «Ну не может не быть у вас, Алексей Федорович, немецкой крови. Такой вы аккуратный и педантичный». А Лосев обычно отвечал: «Немецкой нет, но возможна шведская». Так рождался миф. Почему-то считается, что если русский человек, так должен быть каким-то неуверенным в себе и обязательно расхлябанным.

РГ | В одном из интервью вы сказали, что в «Диалектике мифа» Лосев развенчал мифы социалистического государства...
Тахо-Годи | В двух словах этого не объяснишь, книгу нужно читать, причем лучше в издании 2001 года, где шрифтом выделены места, вставленные вопреки цензуре. Тут же помещено так называемое Дополнение к «Диалектике мифа». Уже в 1929 году Алексей Федорович хотел обновить «Диалектику мифа», «учитывая современность». «Дополнение» — очень смелая книга. Она вся пронизана анализом настоящего и будущего советской власти. Сейчас в Интернете спокойно эти опасные страницы висят. Но в 1920-е годы «Дополнение» никто бы не разрешил печатать.
РГ | Лосева арестовали за «Дополнение»?
Тахо-Годи | Арестовали-то по церковным делам: якобы он состоял в монархической церковной организации. В «Диалектике мифа» все было вроде бы строго научно: чем миф отличается от метафоры, от аллегории — чистая филология с философией. Но вот в чем штука: когда уже цензура разрешила книгу печатать, Алексей Федорович подумал: а почему бы не включить туда самые опасные страницы. Он этого хотел, хотя и знал, чем все закончится. Супруга Лосева пришла в издательство, якобы для того, чтобы сверить типографские листы с оригиналом, привлекла к этому делу служащую и, пока сравнивала текст, вставила в книгу «вредные» страницы. Валентина Михайловна была очень храбрым человеком!
РГ | Правда ли, что Горький назвал Лосева «малообразованным»?
Тахо-Годи | Что там сказал! Это напечатано было в «Известиях» и «Правде». Подлинники публикаций находятся вот в этом архивном шкафу (указывает на книжный шкаф у дверей). Статья называется «О природе». Кто же, по мысли пролетарского писателя, портит эту природу? Есть такие: неграмотные, безмозглые люди. И эти людишки не понимают ничего советского, не видят нашей великой стройки. Одним словом, слепые. Им остается только повеситься. Но Лосев дожил до 1988 года, продолжал свои философские труды, несмотря на то, что действительно ослеп в лагере на лесоповале.

Отредактировано vir (2018-12-09 16:49:53)