Марксизм Форум сайта www.marksizm.info - Марксистская группа "Рабочая Демократия"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Азбука диалектики

Сообщений 1 страница 29 из 29

1

Посетите сайт http://soboleb-n.narod.ru/Philosoph_Azb … ektiki.htm
Для понимания материалистической диалектики необходимо иметь представление о самой диалектике. Книга АЗБУКА ДИАЛЕКТИКИ поможет вам развить своё мышление.

0

2

Гм...так это только краткое описание книги? Электронного варианта нет?
Кстати, прекрасная идея - создать форум на тему диалектики.
Может, у кого-то есть мысли?
Сегодня целый день мучает вопрос: отношения рабочего и собственника средств производства постепенно обостряются (ну, вспомним там, например, марксовы слова об абсолютном и относительном обнищании и т.д.) или все-таки есть тенденция к социализации этих отношений?
Маркс прочил переход к новой системе за счет социального взрыва (см. выше). Но...есть сомнения насчет правомерности этого высказывания (особенно, насчет абсолютного обнищания). Материальное благосостояние улучшается - это, похоже, факт. Но - увеличивается зависимость от компании, в которой работает человек.
Может, все-таки социальная революция - но не из-за материальных предпосылок?..
:blink:

0

3

Катерина, зачем создавать новый форум - тут же есть раздел "Философия", пиши не хочу!  :)

Сегодня целый день мучает вопрос: отношения рабочего и собственника средств производства постепенно обостряются (ну, вспомним там, например, марксовы слова об абсолютном и относительном обнищании и т.д.) или все-таки есть тенденция к социализации этих отношений?

Где?  В Латинской Америке или в Африке? В Азии? Где там "социализация отношений" супротив и отсутствия обнищания? Возьмите капитализм как мировую экономическую систему и все станет на свои места ;)

0

4

Может, все-таки социальная революция - но не из-за материальных предпосылок?..

Вообще, материальные предпосылки (или причины) - это основные факторы создания революционной ситуации. Они делятся на 2 группы: причины первого порядка и причины второго порядка. К первому порядку относится ситуация, когда людям грозит прямая угроза смерти в короткое время, например, от голода или от холода. Тогда революционная ситуация достигает своего пика всего за несколько дней. Ко второму порядку относится ситуация, когда ПРЯМАЯ угроза смерти не грозит (как сегодня в России), но большая часть населения живёт очень плохо, в отличии от меньшей части населения, которая живёт очень хорошо. Большинству хоть и хватает на хлеб с маслом, но на приобретение нормального жилья, взращение нескольких детей средств уже нет. Такие причины также ведут к революционной ситуации, но через гораздо больший промежуток времени, через пару десятков лет, я думаю.
Остаётся также надеяться на возрастание роли идеальных причин, когда появится больше людей готовых к борьбе не потому, что у них нечего есть, а потому, что они хотят справедливости и т.д.

0

5

Все-таки, я думаю, что предпосылки должны иметь не материальный, не экономический характер. То есть, это все очень важно (борьба за повышение жизненного уровня...), но все-таки социальная революция должна иметь в качестве целей именно устранение духовного гнета, если хотите. Устранение давления олигархо-бюрократических (!) структур, уничтожение отчуждения. То есть, не борьба за свой кусок хлеба будет действительной причиной (и сигналом) тенденции к переходу на новую ступеньку (в Царство Свободы), а устранение отчуждения - в экономическом плане - от средств производства, плюс борьба за демократию (против отчуждения от управления, творения своей судьбы) и так далее...
А то, что Вы назвали - это, скорее, или поверхностные, внешние причины, не отражающие всей глубинной подоплеки, либо просто протест против того, чтобы тебя физически уничтожали. Они могут послужить катализатором - не более..
Может, я не права...Хотелось бы услышать Ваше мнение...
Извините, что отвлеклась от теории (диалектики):)

0

6

Может, я не права...Хотелось бы услышать Ваше мнение...

Катерина, я тоже хочу, чтобы предпосылки были идеальными. Но природа человека и общества такова, что вряд ли это произойдёт (на данном этапе развития). Во все эпохи были люди, которые испытывали духовную неудовлетворённость окружающей действительностью и хотели её изменить (действительность). Но психология масс, к сожалению, такова, что большинству плевать на идеалы: свободу, справедливость и т.д. Большинство думает о том как бы поесть слаще, да поспать мягче. Жаль...

0

7

Подождите, так вы что, смотрите на общество как на кучку баранов, который ведет за собой мудрый пастух?! Партия сказала, народ сделал? Я думаю, не стоит возвращаться к подобным суждениям. Мы знаем, что из этого вышло. К тому же, в чем тогда суть, сакральный, глобальный смысл подобных революций? Хлеб с икрой? Дачи на Канарах? Или как, народ подумает, что хорошо бы революцию, потому что кушать охота, а ему раз - еще уничтожение (я уж не говорю в таком случае о снятии) отчуждения, и сама собой возникнет творческая мотивация, да еще и хлеб с икрой будет?!

Отредактировано Катерина (2005-11-28 22:22:01)

0

8

Катерина, вы как-то не внимательно читали моё сообщение. Я ведь тоже за то, чтобы мотивации общества были идеальными, а не материальными. Но, к сожалению, РЕАЛИИ таковы, что количественному большинству сейчас по фигу на идеалы - это факт. Да с этим надо бороться, толкать общественность к мыслительному развитию и т.д. Но НА ДАННОМ ЭТАПЕ развития общества революционизация масс возможна лишь по экономическим причинам (скорей всего второго порядка).

0

9

Я поняла, что Вы хотели сказать. Я просто имела ввиду переход на ДРУГУЮ ступеньку развития. Мне интересно другое - что есть для Вас реовлюционизация? Это такой своеобразный настрой масс на радикальные действия? Я бы охотнее употребляла в позитивном смысле понятие "тяга к ассоциированному творчеству".

0

10

Что есть для Вас реовлюционизация? Это такой своеобразный настрой масс на радикальные действия?

В принципе, да. Реолюционизация масс - это такое их состояние, когда они (по каким-либо причинам) способны к активным действиям, направленным на кардинальное изменение окружающей действительности.
Думаю, что на ДРУГОЙ ступеньке развития массы начнут испытывать "тягу к ассоциированному творчеству", но не сейчас.

0

11

Под другой ступенькой я имею ввиду переход в Царство Свободы. А ассоциированное творчество должно стать ведущей силой до наступления этого самого периода развития общества. Именно акт ассоциированного творчества должен стать толчком перехода к нему. Мне просто не очень понятно, как Вы представляте механизм этого самого перехода. Какие цели революционизации? Мне кажется, Вы под этим понятием подразумеваете толчок к пониманию того, что можно что-то изменить, повлиять на строй, на существующую систему, улучшить свой жизненный уровень. Я же еще и вкладываю в "ассоциированное творчество" (Ваше и мое понятия, естественно, пересекаются) стремление к конструктивности, созиданию, влиянию не только лично на свою жизнь (то есть, это не значит, что каждый защищает только свои интересы, группируясь вокруг каких-то определенных "кружков по интересам"), но  и стремление добиться гармонии (естественно, на сколько это возможно... не забываем диалектику!) во всем обществе.

0

12

Если ставить вопрос таким образом, то сегодняшнему обществу до "Царства Свободы" необходимо сделать ещё как минимум 2 шага. 1 - это качественное изменение уровня общественного сознания (когда общество будет способно к ассоциированному творчеству), и 2 - собственно изменение действительности посредством ассоциированной творческой деятельности общества. В предыдущем сообщении я имел ввиду под "другой ступенькой" 1 шаг, а вы 2. Из-за этого и вышли непонятки.
А "ассоциированное творчество" я так же,  как вы, склонен понимать довольно широко.

0

13

То есть, Вы считаете, что нужно сначала устроить революцию для совсем других целей (ну, материальных..), а потом, когда люди, возможно, получат то, что они хотели, тогда начнет развиваться полнокровное  общественное самососознание? То есть в рамках этого строя оно зародиться не может?

0

14

Во-первых, такое сознание уже зародилось, но не достигло необходимого уровня (когда общество в целом будет способно к качественному ассоциированному творчесву). В рамках буржуазного строя оно развивается гораздо меньшими темпами, чем это будет происходить при социализме.

А революцию никто не может "устроить". Революция - результат определённых объективных причин, отдельные люди могут лишь катализировать или декатализировать революцию, не более. Революция неотвратима, вопрос когда? И произойдёт она, несомненно, по другим - да, преимущественно материальным - причинам.

Таким образом социалистическая революция является 0 шагом, который общество должно сделать на пути к "Царству Свободы", так мы по-моему обозначили некий идеал.

0

15

Ни за что на свете не соглашусь принять слово идеал. Вы говорите, что это объективные причины (я бы сказала, обективно-субъективные: исторический закономерный ход + человеческое творчество и осознание себя как Творца), а потом употребляете слово идеал. В истории не может быть идеалов. В истории есть только ступени. Это одна из них. Ничего более. На наш взгляд, прогрессивная, но ничего волшебного. Противоречия могут сняться в материальном плане и перейти на другой уровень. От этого они вряд ли станут менее болезненными.

0

16

Нет, идеал -- это очень даже ничего, когда наверняка недоступен:-)
А вот если он уже воцарился, если Тысячелетнее Царство наступило?
Чего хотеть, к чему стремиться?:-)
Одна надежда -- кто-то из классиков марксизма говорил: "Даже при коммунизме будут трагедии неразделенной любви". И спасут нас от энтропии))

0

17

Ну это уже что-то фукуямовское. Конец истории. Всеобщая скука. К черту диалектику, к черту развитие. Неразделенная любовь - это, конечно, хорошо, но уж очень мало. Нам бы какие-нибудь более глобальные катастрофы! Ладно, все равно живем в ожидании того, что не сегодня-завтра что-то изменится. И это что-то действительно изменится! Пока человечество не вымрет, страданий нам не избежать. Вот такая диалектика.:-)

Отредактировано Катерина (2005-12-01 20:02:09)

0

18

Ни за что на свете не соглашусь принять слово идеал.

Я употребил слово "идеал", не в значении истории, а в значении субъективного идеала (у меня он свой, у вас, наверное, отличается от моего). Но дело не в этом. Слово "идеал" не имело большого значения в том моём суждении, можете его опустить.

А вот по поводу причин вы ошибаетесь. Только объективные. Как я говорил отдельный человек может лишь ускорить или замедлить процесс. А когда это деятельность всего общества, то это тоже объективная причина (социальная). Всё просто.

0

19

Я подразумеваю, что люди не превращаются в безликую массу. Общество ведь состоит из людей, и каждый человек - это частица общества, взаимосвязанного, взаимоинтегрированного. И изначально импульсы ассоциированного творчества идут от людей, собираются в общую силу. С другой стороны, должна для этого быть обеспечена соответствуюая обстановка, обусловленная действием каких-то закономерностей, а может, их отсутствием.

Отредактировано Катерина (2005-12-02 18:23:19)

0

20

Когда импульсы ассоциированного творчества идут от людей (членов общества) и собираются в общую силу всего общества - это и есть объективная социальная причина.

0

21

У меня такое чувство, как будто мы с Вами говорим на разных языках. То,что Вы сейчас высказали - это я называю субъективизмом.

0

22

Вы что считаете, что деятельность широких народных масс - это субъективная причина?

0

23

Объясняю еще раз. ДИАЛЕКТИКА. ВЗАИМОСВЯЗАННОСТЬ субъективизма (каждого человека), общества как совокупности взаимодействующих, взаимосвязанных индивидов (это уже переход на объективный уровень, когда отдельный человек есть часть чего-то), плюс объективные исторические законы, зависимости, условия.

0

24

взаимосвязанных индивидов (это уже переход на объективный уровень...

Так значит всё-таки деятельность масс объективная причина?

0

25

Ну поймите, пожалуйста, что не бывает только объективности или субъективности! Это диалектика! Кто, Вы предполагаете, все это выдумывает? Какое-то отвлеченное общество, которое отдельно от каждого человека? Общество состоит из людей! Или Вы считаете, что все мы - это не общество. А общество - это где-то там, за горизонтом????

0

26

Или Вы считаете, что все мы - это не общество. А общество - это где-то там, за горизонтом????

Ну, это тоже спорный вопрос. Существует, например, понятие "общественное сознание", а также "общественное бессознательное". Которое отнюдь не равно сумме сознаний всех членов общества.

0

27

Ну естественно, оно не равно сумме в прямом смысле.
Оно является, во-первых, равнодействующей.
С другой стороны, имеет место такое явление, как возникновение новых феноменов, которые не присущи каждому индивиду в отдельности. Например, "коллективное сознание". Или, к примеру, стереотипы, которые человек "поглощает" с самого раннего возраста.Он как бы "над" индивидом, во многих случаях связаны с отчуждением. Например, вещный фетишизм. А если более к экономике - тотальное разделение труда. Здесь именно объективность доминирует.
Тогда общество влияет на каждого своего члена, меняя отчасти его самосознание, проверяя на прочность, и либо приспосабливает полностью к своей позиции, либо отторгает, либо - при определенном стечении обстоятельств - может меняться под воздействием индивида.
Другое дело, что при возникновении революционных ситуаций эти импульсы, котороые исходят от отдельного человека, многократно усиливаются, и более вероятен субъективный элемент.
Но, еще раз повторю, я рассматриваю субъективно-объективный фактор.

0

28

Ну поймите, пожалуйста, что не бывает только объективности или субъективности! Это диалектика! Кто, Вы предполагаете, все это выдумывает? Какое-то отвлеченное общество, которое отдельно от каждого человека? Общество состоит из людей! Или Вы считаете, что все мы - это не общество. А общество - это где-то там, за горизонтом????

Ну поймите, пожалуйста, что не бывает только объективности или субъективности! Это диалектика!
Катерина на правильном пути, ещё шаг и откроем закон познания, тогда и само понятие диалектика будет понятно.
Марио

0

29

Ну естественно, оно не равно сумме в прямом смысле.
Оно является, во-первых, равнодействующей.
С другой стороны, имеет место такое явление, как возникновение новых феноменов, которые не присущи каждому индивиду в отдельности. Например, "коллективное сознание". Или, к примеру, стереотипы, которые человек "поглощает" с самого раннего возраста.Он как бы "над" индивидом, во многих случаях связаны с отчуждением. Например, вещный фетишизм. А если более к экономике - тотальное разделение труда. Здесь именно объективность доминирует.
Тогда общество влияет на каждого своего члена, меняя отчасти его самосознание, проверяя на прочность, и либо приспосабливает полностью к своей позиции, либо отторгает, либо - при определенном стечении обстоятельств - может меняться под воздействием индивида.
Другое дело, что при возникновении революционных ситуаций эти импульсы, котороые исходят от отдельного человека, многократно усиливаются, и более вероятен субъективный элемент.
Но, еще раз повторю, я рассматриваю субъективно-объективный фактор.

Здравствуйте Катерина,
Интересная у вас идея и выражения "коллективное сознание", могли вы пояснить ваша мировоззрение? Я некогда не слышала о таком.

Спасибо,

София

Отредактировано Sophia (2006-01-31 23:05:44)

0