…В «Кинонеделе Ленинграда» № 32 за 1990 год на странице 4 помещена заметка под названием «Петр Вельяминов»-НА ЭКРАНАХ Ленинграда продолжается показ   фильма    «Сувенир для прокурора», в котором несколько непривычную роль сыграл лауреат Государственной премии СССР, народный артист РСФСР Петр Вельяминов. Эта картина создана в Свердловске, но актер часто снимается и на «Ленфильме». Достаточно вспомнить его работы в лентах «55 градусов ниже нуля», «Челюскинцы», «Встретимся в метро».
— Петр Сергеевич, не помню в какой исторической книге наткнулся на фамилию Вельяминовых. Случайно вы к ней не имеете отношения?
— Имею, но не случайно. Наш род на Руси известен с 1027 го¬да. Мой отец, дед и прадед были военными людьми, честно, как гласят предания, служили Отечеству и остальные мои более далекие сородичи.
— А каким же, извините, макаром, вы из дворян в лицедеях оказались?
— Обстоятельствам было угодно.
— Слышал, не   очень   приятным?
— Да уж приятными их никак не назовешь, если на юность выпало девять лет ГУЛАГа. Причем, ни за что — ни про что. Короче, продолжил судьбу своего отца, выпускника Павловского военного училища в Петербурге, ставшего в 1918 году на сторону большевиков. Его в 1930-м прямо в наркомате Красной Армии арестовали в первый раз и отправили на строительство Беломорканала. Спустя семь лет освободили. А в 1944-м взяли на передовой   уже    вторично.    Освободили отца в 1954-м, а меня — в 1953-м.
Причем, обоих с одинаковой формулировкой: «За отсутствием состава преступления». Мама же около десяти лет провела в казахстанской ссылке.
— Когда   вас   арестовали?
— Случилось это 31 марта 1943 года, когда мне было неполных семнадцать лет. Вот так вместо действующей, армии, куда стремился, очутился на Лубянке. Близко познакомился с ныне известными следователями - садистами Родосом, Шварцманом и Генкиным. Они-то и определили мне после  «собеседования»  обвинение сразу по трем статьям — 58—1а, 58 — 10, 58 — 11. Из Москвы меня этапировали в Котлас, оттуда на Урал...
— Как   удалось   выжить?
— Наверное,  помогло  мне  воспитание и, конечно, книги, русская классика в основном. Ну и потом — люди, ведь в лагерях тогда  еще  находился  кое-кто  из цвета нашей интеллигенции. Моими университетами стали она, лесоповал, шахта и стройка. И все - под дулами автоматов и под лай овчарок. Во всяком случае, когда освободили,  а  я   находился в  ту пору в Абакане, то пришел в тамошний театр и сказал: «Могу и хочу играть, примите меня в актеры». Мне поверили и взяли.
— Как считаете, что помогло вам   остаться   на   сцене?
— Понимаете, с малых лет родители учили меня английскому и немецкому языкам, к четырнадцати годам я прочел всего Шекспира и Шиллера, ясное дело, до этого — Пушкина, Лермонтова, Гончарова... Мы постоянно ходи¬ли тогда в театр, чаще всего во МХАТ, где играли лучшие артисты страны. Ну и в лагерях многое повидал. Это и пригодилось - в работе на сцене, а после и в кино.
— Начали вы, по-моему, с телефильмов?
— Да, с роли Захара Большакова в телесериале «Тени исчезают в полдень». Работал я тогда  в Свердловском драмтеатре, там меня и увидел один из помощников режиссеров Ускова и Краснопольского, пригласил на кинопробу.
— Утвердили   сразу?
— Где там! Только после пятой пробы худсовет объединения «Экран» согласился с выбором режиссеров, за что я им до конца жизни буду признателен. Если бы не их упорство, настойчивость, то вряд ли бы сыграл эту роль. после которой и посыпались приглашения с киностудий.
— Второй вашей ролью, но уже в кино, стала роль командира подводной лодки Алексея Строгова в фильме «Командир счастливой «Щуки». Чем запомнилась эта работа?
— Прообразом моего героя был легендарный подводник Александр Маринеско, недавно по пpaву удостоенный  посмертно звания Героя Советского Союза. И хотя прямо об этом в сценарии не говорилось, но режиссер Борис Волчек много мне порассказал про Александра Ивановича. И не только о его боевых делах. Я потом в лагерях после войны встречал немало репрессированных моря¬ков. Их отличали от остальных зэков настоящая мужская спайка, гордость и независимость. Даже охранники остерегались задевать флотских.
— У   вас  сегодня  около  60 фильмов за плечами. Работа над какими особо помнится?
— Очень люблю «Иванов катер», который двадцать лет назад, не успев выйти на широкий экран, тут же был отправлен на «полку». С удовольствием снимался в роли главкома Восточного - фронта Муравьева в фильме «Пыль под солнцем». Как известно, фигура эта была неординарная, с противоречивым характером, непредвиденными поступками. Тем интереснее все это было играть. Вспоминал я при этом и своего отца, военспеца. Неплохой была задумка в картине ленфильмовца Виктора Соловьева «Встретимся в метро». Снимай он ее сейчас, многое бы там в ином ключе прозвучало, да и мой герой Зарубин не таким бы «прямым» оказался. Ведь метро в Ленинграде до войны стали строить не одни энтузиасты, а и заключенные...
Прощаясь, Петр Сергеевич сказал:
—Закончил сниматься в телефильме «В знак протеста», успеваю заниматься и внуками, которых у меня несколько от двух сыновей и двух дочерей. Словом, жив род Вельяминовых, несмотря на все изгибы судьбы.
Вел беседу В. ПЕТРОВ…