В газете «Гатчинская правда» за 05 августа 1989 года на странице 2 помещена под рубрикой «Экспонаты наших музеев» статья А. Рожкова под названием «Таинство символов»- многочисленные масонские ложи Европы ХVIII и ХIХ веков обладали значительными книжными собраниями. Книги по масонству, религии, истории, философии, оккультным наукам, общественным и политическим знаниям, химии, физике, различные энциклопедии и другие справочные издания хранились в закрытых масонских библиотеках доступных только для избранных. Книжные шкафы для библиотек делались в основном по заказу. Редкий образец такого книжного шкафа, принадлежавшего масонской ложе, находится в краеведческом музее- доме Щербова, в Гатчине…Три секции этого книжного шкафа украшены богатым орнаментом и деревянной резной скульптурой. Нижняя дверца центральной части шкафа представляет собой сложную композицию из масонских символов и знаков. Вполне возможно, что эта композиция не что иное, как эмблема ложи, которой принадлежал шкаф. Портретное сходство двух центральных фигур шкафа позволяет увидеть в них знаменитого писателя и философа Вольтера(1694-1778), основателя ложи «Девяти сестер», входившей в парижскую масонскую ложу «Великий Восток», и известного физика Бенджамина Франклина(1706-1790), президента той же ложи. Преклонный возраст изображенных позволяет датировать изготовление шкафа концом восемнадцатого, началом девятнадцатого века. Выполнен шкаф в стиле раннеевропейского ренессанса. О чем говорит масонская символика шкафа? Для ответа на этот вопрос вернемся на пару столетий назад и посмотрим, что представляли собой масонские ложи Европы времен Вольтера и Франклина. Свое начало масонство берет из средневековых обществ каменщиков, дававших обет безвозмездного возведения христианских храмов. Первые такие общества появились в Германии в ХII-ХIII веках. Строительство ими соборов длилось многие десятилетия, в течение которых рабочие, архитекторы, художники, вступая в тесное общение, создавали свои узкокорпоративные товарищества, или ложи. В товариществах ревниво оберегались от посторонних взоров правила архитектуры, строительные расчеты, орнаментальная символика и числовая мистика. Особое значение придавалось числам 3,5,7,9. Чтобы эти основы строительного искусства не разглашались, строго запрещалось наносить их на бумагу. Это способствовало возникновению символического языка каменщиков, впоследствии широко использованного масонами. Со временем германские строительные ложи достигли большого расцвета. Особое внимание обращалось на умственное и физическое развитие товарищей, а так же на их художественное образование. Постепенно строительные товарищества появились и в других странах Западной Европы. В Англии процветанию строительных лож способствовало вступление в них так называемых «сторонних каменщиков», т.е. людей, не имеющих  к строительству никакого отношения. Это были ученые, философы, иногда просто богатые люди, в том числе и коронованные особы Европы. К концу ХVII века, когда ложи как строительные сообщества стали приходить в упадок, у английских «сторонних каменщиков» зародилась мысль, воспользовавшись «оболочкой» строительных товариществ, внести в них идею не строительства какого- либо конкретного храма, а возведения чисто символического храма - духовного. С этой целью в 1717 году произошло слияние четырех лондонских строительных лож в дну. В основе ее деятельности было стремление к нравственному облагораживанию людей, объединенных на началах всеобщей братской любви, взаимопомощи и верности. Члены лож стали называть себя масонами или франк - масонами. Вслед за Англией ложи «новых масонов» стали возникать в Париже, Шотландии, Швеции, Италии, Испании и других государствах. Наяду с коронованным особами Европы деятельное участие в масонстве принимали Вольтер, Моцарт, Гайдн, Бенджамин Франклин, Вашингтон, Гете, Гарибальди, Марат, Камбетта, знаменитый математик  и астроном Лаплас, писатель Флориан, генерал Лафайет, маршал Мюрат, многие друге общественные, политические и научные деятели ХVIII-ХIХ века. От строительных товариществ масоны заимствовали основные элементы каменотесного мастерства: циркуль, молоток, наугольник, отвес, ватерпас и другой строительный инструмент, внеся в него свое смысловой значение, и создав, таким образом, свои новые символы. Главным инструментом являлся молоток- символ власти. Наугольник олицетворял справедливость и жизненную силу, отвес- опыт и равенство состояний, линейка напоминала о правде, ватерпас о смерти, циркуль означал разум и жизненную силу. Начертанный циркулем круг являлся эмблемой вселенной, а также вечности, и обычно  изображался в виде змеи, захватывающей пастью свой хвост. Сохранили масоны и одежды каменотесов- передники, шляпы, перчатки - как некую униформу, необходимую при совершении масонских ритуалов. Немецкие каменотесы внесли в символику своих лож астрономические элементы: земной шар, луну, месяц, звезды. Так, шестиконечная звезда означала борьбу света с тьмой материи, а пятиконечная звезда - победу духа над материей. Масоны циннендорфской системы Германии (имевшей большой успех и в России), использовали в символике своих лож и европейские обряды и символы. Французские масоны считали, что история их парижской ложи «Великий Восток» берет начало из средневекового рыцарского ордена Тамплиеров, и включали в свои символы элементы христианской религии. Вернемся к шкафу. На его нижней дверце изображены многие из перечисленных выше символов. В центре композиции находится полусфера земного шара, обвитая двумя перекрещивающимися лентами. Вокруг расположены циркуль, угломер, отвес, наугольник. Стрелы символизируют орудие поражения врагов. Кроме скульптур Вольтера и Франклина, на боковых секциях шкафа находятся еще две фигуры. Они изображают средневековых рыцарей в одежде тамплиеров. Тамплиеры, или храмовники,- духовно- рыцарский орден, основанный в Иерусалиме в ХII веке. Свое название тамплиеры получили от замка (темпль), первоначального местопребывания ордена. Замок находился рядом с храмом Соломона, отсюда и второе название ордена- храмовники. Тамплиеры составляли братство, защищавшее европейских паломников и местных христиан от мусульманского влияния. Постепенно деятельность ордена как вооруженного сообщества возобладала над монашеской, и тамплиеры приобрели славу неустрашимых воинов. Одежду тамплиеров составлял белый плащ, украшенный красным крестом, под которым рыцари носили оружие и латы. Фигуры рыцарей на кронштейнах шкафа изображены именно в этом облачении. Известно, что шкаф был привезен в Гатчину в 1985 году из Всеволожского Дома культуры, куда он в свое время поступил из Ленинграда. Было бы очень интересно проследить биографию шкафа, выяснить, когда и откуда он попал в Ленинград, тем более что в собраниях страны аналогичная мебель с масонской символикой отсутствует…