Марксизм Форум сайта www.marksizm.info - Марксистская группа "Рабочая Демократия"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



ПЕРЕСТРОЙКА В ВЕНГРИИ

Сообщений 1 страница 11 из 11

1

В газете «Комсомольская правда» за 20 июня 1990 года на странице 3 помещена заметка собственного корреспондента А. Каверзнева под названием «Демократия в постельных тонах. Вслед за политическим реформами в странах Восточной Европы грянули сексуальные революции» - Будапешт. Среди многочисленных приглашений на пресс-конференции, которые приходят в корпункт «Комсомолки», одно повергло в изумление. О деятельности своего предприятия журналистам собрались поведать хозяева компании «Интермозаик». Хотя название я услышал впервые, о характере ее бизнеса долго гадать не пришлось. Тут же перечислялись темы пресс-конференции: новые издания; публичные дома и массаж- салоны; секс-такси; бюро путешествий «нуди турс». Почему-то раньше думал, что подобного рода предприятия свою работу стараются не афишировать. Ан нет! В двух и без того тесноватых залах ресторана набилось народу- не протолкнуться. После пресс-конференции - прием. Устрицы и паштет из гусиной печенки, салат из ананасов и плодов киви. Фирма явно стремилась произвести впечатление. «Интермозаик» начала издательскую деятельность прошлой осенью. Что за журналы она печатает, объяснять, думаю, излишне. И все-таки а наиболее пикантных изданиях вместе с выходными данными - наверное, для самых непонятливых читателей- содержится и объяснение: независимый демократический секс-журнал. Что ж, независимость и демократию каждый понимает по-своему. Нет, конечно, «Интермозаик» занимается не только порнографией. В ведении фирмы - частное сыскное бюро. Там же можно нанять телохранителя или охрану для доставки особо ценных грузов. Есть и скорая автопомощь. Случится поломка на дороге - звоните, фирма к вашим услугам. А вот новинка: в ближайшее время «Интермозаик» обещает выпустить на улицы Будапешта секс-такси. Пятьдесят ярко-желтых машин с красными фонарями на крышах. Водители в мини-юбках готовы выполнить любую прихоть клиента. Такса- 3 тысячи форинта плюс то, что намотает счетчик. Отдельная тема - публичные дома. Пока они действуют под видом массаж - салонов, но вывеска, думаю, не введет посетителей в заблуждение. Два публичных дома «Интермозаик» планирует открыть в Дебрецене и Кечкемете. Почему именно там? Могу только догадываться, но всем известно, что в обоих городах стоят крупные советские гарнизоны. Политотделы, внимание! Зато выбор третьего населенного пункта сомнений не вызывает. В городке Захонь на венгеро-советской границе всегда полно проезжего люда. Вполне допускаю, что не только состав клиентов тут будет интернациональным, но и рабочая сила. Наконец, венгерский специалитет- передвижные публичные дома. Два приспособленных «Икаруса» будут курсировать в районах популярных курортов. Один- вокруг озера Валенце, другой- вокруг Балатона. В каждом автобусе- по пять девушек. Руководитель фирмы Антал Ласло Вереш, которого уже окрестили венгерским порно-королем, на полном серьезе отвечал на вопросы. «Медосмотры? А как же, два раза в сутки - утром и вечером. Охрана труда? Непременно! У «сотрудниц» фирмы 8-часовой рабочий день. Для них это основное место работы. Неясно только, какую профессию указывать в трудовой книжке. Девушек набираем по объявлениям. Желающих очень много. К нам обращались и секретарши, и продавщицы, и даже врач и юрист. Основной мотив: хотят заработать». На фоне такого крепнущего бизнеса детской забавой могут показаться организуемые фирмой программы для нудистов, включающие конкурсы красоты, прогулки на пароходе по Балатону и даже заграничные поездки - к братьям-нудистам, разумеется. Кстати, в списке планируемых маршрутов фигурирует и СССР. Не стану больше описывать все «чудеса» фирмы «Интермозаик». Не буду также пускаться в рассуждения, хорошо это или плохо. Сейчас не о том речь. С неимоверной быстротой и энергией в Венгрии развивается секс-индустрия. В каком-то смысле это уже явление современной венгерской действительности. Запретная в течение многих лет тема молниеносно легализовалась. Со всех газетных киосков на вас глядят обнаженные красавицы и красавцы. В Будапеште вовсю работает и уже успел понравиться советским туристам «Интим-центр»- магазин и видеосалон с отдельными кабинами, где любители могут насладиться порнографическими фильмами. Хорошо еще, что уличную витрину с весьма специфическим товаром закрыли по требованию граждан. Есть в стране секс-клубы, есть фирмы, занимающиеся поисками партнеров - отнюдь не для семейной жизни. Однако очень многие венгры протестуют против растущего потока порнографии. Около ста тысяч подписей собрали деятели церкви, матери, католическая молодежь. Парламент принял закон, запрещающий публичное распространение порнопродукции. Что толку? Бизнес процветает. По некоторым подсчетам, годовой доход порнокороля составляет от 300 до 600 миллионов форинтов…

0

2

В газете «Правда» за 01 марта 1989 года на странице 5(№60) помещена заметка В. Герасимова  под названием «В интересах народа»-Будапешт,28.(Соб. корр.»Правды»). Разрабатывая новую концепцию социализма, ВСРП заявила, что ее интересам не отвечало бы создание политических или административных препятствий для формирования многопартийной системы. Сегодня надо признать, говорится в документах ВСРП, что в обществе существуют реальные потребности также и в выявлении через партии различных экономических и политических интересов. В связи с этим развернулась дискуссия о том, смогут ли офицеры Венгерской народной армии, полиции быть членами иных, кроме ВСРП, партий или обязаны находиться вне партий. Отвечая на подобные вопросы, секретарь ЦК ВСРП Дьердь Фейти сказал, что ВНА должна играть стабилизирующую роль. Интересы страны, ее суверенитет невозможно отстоять без военной силы. И нереально предложение о «деполитизации» вооруженных сил. Преобладающее большинство профессионального состава ВНА- члены ВСРП, и никакие ссылки вновь образуемых партий на равенство шансов не могут служить причиной того, чтобы ВСРП отказалась от своих позиций. Армия без ВСРП была бы недееспособной, заявил секретарь Центрального Комитета ВСРП…

==============================================

В газете «Известия» за 05 июля 1989 года на странице 4(№186) помещена заметка под названием «Свобода» и «Свободная Европа»- в Будапеште»(со ссылкой на «Франс Пресс»)- две финансируемые американским правительством радиостанции- «Свобода» и «Свободная Европа» откроют этим летом информационное бюро в Будапеште, что сделает возможным вести передачи непосредственно из венгерской столицы. Об этом объявил председатель объединенного руководства радиостанций Юджин Пелл. Он отметил, что это первый случай, когда в Восточной Европе разрешено открыть корреспондентский пункт этих радиоголосов, часть программ которых носит антикоммунистический характер…

==============================================

В газете «Правда» за 24 февраля 1989 года, № 55, стр.7 помещена заметка под названием «Сообщение о Пленуме ЦК ВСРП»- Будапешт, 23.(ТАСС). Здесь опубликовано информационное сообщение о состоявшемся 20-21 февраля с.г. под председательством Я. Кадара пленуме ЦК ВСРП. На нем обсуждены концепция новой конституции ВНР, предложения по обновлению аграрной политики партии, итоги городских и областных партийных конференций, организационные вопросы. В сообщении отмечается, что для решения стоящих перед страной задач необходима новая конституция. Она должна основываться на историческом опыте, результатах более чем четырех десятилетий социалистического развития страны. В документе следует закрепить, что Венгрия является свободным, демократическим, социалистическим государством, ее государственной формой и впредь должна оставаться народная республика. ВСРП не претендует на закрепление в конституции своей руководящей роли. В то же время в управлении обществом она стремится сыграть определяющую роль, основанную на политической деятельности партии. Состоявшиеся в последнее время партийные форумы свидетельствовали о развитии нового стиля работы, для которого характерными являются гласность, использование новых демократических форм деятельности, поиск решений. Принято решение о регулярном обсуждении на пленумах ЦК ВСРП вопросов, связанных с повышением эффективности деятельности ВСРП, укреплением духа демократизма. ЦК ВСРП внес изменения в положения устав, повысив самостоятельность первичных партийных организаций при приеме в партию…

0

3

В газете «Правда» за 02 ноября 1988 года(№ 307) на странице 5 помещена заметка под названием «Закон о банкротстве»-Владимир Герасимов просил проинформировать читателей о следующем. В первой половине этого года почти 80 предприятий принесли убытки на 6 миллиардов форинтов. Это дало повод венгерским экономистам, правительству ужесточить закон о банкротстве. «Не исключено,- говорит корреспондент,- что и мы столкнемся с аналогичными явлениями. Поэтому я сказал бы так. Принятый в 1986 году закон о б .  и о санации слабо работающих предприятий все же обременен, как считают экономисты, бюрократическими положениями. Кредиторы и банки, как правило, договариваются с должниками, не решаются применить действенные санкции. За последнее время были «проданы с молотка» только 20 различных хозяйственных организаций, 80 кооперативов и одно крупное предприятие. Их  имущество перешло к успешно хозяйствующим заводам, фабрикам, кооперативам. Теперь банки, ведущие счета убыточного предприятия поставлены в такие условия новым правительственным распоряжением что они вынуждены быть требовательными не будут вправе «замазывать» задолженность. Венгерское правительство стремится создать в экономике такие рыночные отношения, которые принуждали бы предприятия к свертыванию убыточного производства, рациональному изменению структуры…

0

4

В газете «Правда» за 12 декабря 1988 года на странице 5 опубликована статья соб. корреспондента «Правды» из Будапешта за декабрь В. Герасимова под названием «Перестройка в Венгрии» -«…А еще люди спрашивают: перестраиваются ли и как болгары, поляки, венгры? В газетах о том редко что найдешь» (В. Потапов, пропагандист, гор. Новосибирск) . «Что вообще происходит у нас в содружестве? Неужто в Венгрии дело дошло до кризиса?» (Семенова В.Г., Гор. Иваново) . Есть в почте «Правды» и другие письма со сходными вопросами и интонацией. Слово для ответа - нашему собственному корреспонденту по ВНР. Вираж заложен крутой, и скорости не уменьшаются. После Всевенгерской партийной конференции широкая перестройка экономики, политических институтов стала набирать темпы…Это было в последний день ноября. В пересечении мощных прожекторов- полукружие амфитеатра, партер, подиум для президиума. Будапештский Дворец спорта постепенно наполняется: более 10 тысяч коммунистов, представителей Отечественного народного фронта, профсоюзных и молодежных организаций занимают места. Хор рабочей милиции исполняет песни Великого Октября, Венгерской Советской республики 1919 года. Вот на трибуну выходит Генеральный секретарь ВСРП Карой Гросс. Он говорит о том, что Венгрии есть чем гордиться, есть что защищать от нападок малочисленных, но громко сейчас заявляющих о себе антисоциалистических сил. ВСРП, общество идут в правильном пути, но путь сложен. Да, на этом крутом вираже венгерской перестройки подвергается испытанию на прочность и партия, и социалистическое общество в целом. Решительная попытка догнать страны, технологически вырвавшиеся вперед, натолкнулась, как здесь считают, на устарелую структуру производства, низкую конкурентоспособность товаров. Дорогостоящие машины, приобретенные за валюту, на займы, работают зачастую лишь в одну- полторы смены. Все еще тратятся огромные средства на дотации тем, кто хозяйствует в убыток. Закрытие обанкротившихся предприятий порождает безработицу, а снятие дотаций влечет повышение цен. Из-за всего этого еще больше усиливается социальная напряженность. И тем не менее поставленная цель- создать социалистическую рыночную экономику, стимулирующую труд и творчество, остается первостепенной для партии, нового правительства, трудящихся Венгрии. Другая грань «испытания на прочность»- в сфере политических институтов. Партия переходит к децентрализации механизма принятия решений. Госсобрание ВНР уже сейчас стало действеннее контролировать работу правительства. В прошлом( с 1949 по 1985 годы) всего только раз случилось, что парламент отверг ответ министра на депутатский запрос. А в новом парламентском регламенте, который сейчас обсуждается, предусмотрено проведение голосования о доверии. При ошибках, плохой работе того или иного министра( или правительства в целом) не исключен отрицательный вотум. Уже ныне законопроекты обсуждаются в два тура, по ходу которых вносятся поправки, модификации. Благодаря развитию гласности, широкому общественному контролю за аппаратом управления расширяется сфера сопоставления различных интересов и взглядов. Узаконивается возможность высказывания критических мнений, расходящихся с точкой зрения руководителей страны, партии. Формируются плюралистические по своему характеру политические отношения, к чему, впрочем, как здесь многие считают, партия не была достаточно подготовлена. В одну из папок корпункта я складываю публикации венгерской прессы о вновь возникающих союзах, клубах, группах, общественных объединениях. Она  пухнет на глазах. Организаторами одного из движений стали член Политбюро ЦК ВСРП, государственный министр Режё Ньерш и известные писатели, политологи. Это- Новый Мартовский фронт( для ясности: 15 марта здесь отмечают начало революции 1848 года, возглавлявшейся л. Кошутом. Во время войны короткое время существовал Мартовский фронт, объединявший коммунистов- подпольщиков, прогрессивную интеллигенцию). Свою цель организаторы Мартовского фронта, судя по их заявлениям, усматривают в обсуждении актуальных для венгерского общества проблем, в выработке предложений, которые бы способствовали укреплению социализма и продвижению вперед по пути реформ. Остро критически по отношению к ситуации в стране и к работе правительства настроены члены венгерского демократического форума. Форум выступает за многопартийность, заявляя при этом, что сам не стремится стать партией и что оппозиционной организацией себя не считает. ВСРП ведет с этой организацией диалог, как и с союзом молодых демократов, и с участниками сети гражданских инициатив, и с требующей сейчас своего узаконения социал-демократической партией. «Между убежденными коммунистами и крайними реакционерами существует такой слой, с которым необходимо реально считаться в любой политической деятельности,- говорил во Дворце спорта Карой Гросс.- В этом слое могут быть и те, кому будущее венгерского народа видится не на путях социализма…С этим слоем, имеющим множество оттенков, ВСРП должна не воевать, но день за днем завоевывать его на сторону свей политики». Собирает членские взносы, создает группы на местах союз свободных демократов, считающий себя продолжателем Имре Надя,- политика, на котором лежала ответственность за трагические события осени 1956 года. Объединениям и группам такого типа идеологически противостоят и марксистская Левая альтернатива, и группа, называющая себя Партией венгерских коммунистов, и Товарищество Ференца Мюнниха, и молодая Уния за демократический социализм, и ряд других организаций, клубов. Возникли споры о многопартийности, особенно обострившиеся в связи с обсуждением проекта новой конституции ВНР. Коммунисты считают, что конкретно в условиях Венгрии нет политической необходимости в существовании разных партий. Проблема страны- независимо от того, будет ли узаконена многопартийность,- останутся теми же. В нынешних обстоятельствах многопартийность может только помещать их решению. Но с юридической точки зрения нельзя отрицать такую возможность. Генеральный секретарь ВСРП, в частности, сказал во Дворце спорта: «Я убежден, что наша Конституция в соответствии с пожеланием народа будет социалистической. Значит, оппозиционные социализму силы не получат свободы  возможности для своей деятельности. ВСРП и впредь будет вести открытую борьбу против крайне правых, реакционных сил». В конце года ожидается утверждение законов об общественных объединениях и демонстрациях, правил проведения собраний, шествий. Подсчитано, что в 1988 году в Будапеште состоялось 20 демонстраций. Одна из крупных прошла под знаком требований прекратить строительство гидрокомплекса на Дунае. В эти дни мне довелось встречаться со многими партийными работниками. Движение по пути реформ не проходит безболезненно, без конфликтов, противоречий, отмечали собеседники. Критика прошлого, случающиеся при этом перехлесты, неудовлетворенность сделанным- все это влияет на настроения. Партия решила не «подновлять» старую политическую систему, а создать совершенно новую, лучше отвечающую идеалам социализма. Задача не из легких! Кстати, есть среди коммунистов и такие, у кого как бы заколебалась почва под ногами- они опасаются утраты социалистических завоеваний. Вот почему в качестве одной из главных задач на сегодняшний день выдвигается сплочение во имя процветания родины всех, кто готов принять программу обновления. Я против определения «кризис» по отношению к сегодняшней ситуации в Венгрии. Да, экономическая и социальная напряженность налицо. Но это неизбежно в разгар перестройки. Нет в Венгрии и политического кризиса. Хотя в некоторых слоях населения, надо признать, авторитет партии ослаб. Но политический кризис станет, как здесь считают, возможны в случае, если широкая общественность не примет новых устремлений руководства ВСРП. Во избежание этого взят курс на привлечение всей нации к решению новых задач. Партийные органы стремятся обновлять стиль, методы работы. Шкала политических настроений не стоит на отметке «спокойно». Всех волнует будущее. И ВСРП как марксистско-ленинская интернационалистская партия приняла на себя историческую ответственность за то, чтобы вывести страну из крутого виража на прямую магистраль эффективного социально- экономического развития…

0

5

…В газете «Правда» за 15 мая 1990 года на странице 6 дана заметка-
Восстановить чистоту идей-нелегкая работа
Свыше 80 тысяч человек сегодня — в Венгерской социалистической рабочей партии  (ВСРП). На своем XIV съезде она выработала новую программу, устав. Беседую с одним из видных ученых Венгрии, доктором технических наук, профессором Эрвином Сючем—одним из организаторов и ведущих рабочего президиума съезда. Ныне он является членом коллектива советников  ВСРП.
— Почему    вы    выбрали    ВСРП? — На этот вопрос он ответил так: Я не выбрал ВСРП, а остался членом этой партии, несмотря на то, что за годы членства получал от ее функционеров больше «ударов»,чем похвалы. Но я убежден, что цели, за которые мы боролись,— не утопия, а реальное будущее для человечества. Только то, что до сих пор называется «социализмом» из-за действии самонадеянных    и самодовольных людей, превратилось в карикатуру.
Нужна развитая система  распределения, развитая демократия, такая демократия, которая означает не только и не столько свободу для дискуссий политиканов, а возможность трудящемуся человеку открыто высказывать свое мнение, жить спокойно. Это важнейшие цели марксистской рабочей партии. Именно в этом причина моего членст
ва в ВСРП.
Я приверженец марксистской науки. Считаю, что диалектический    материализм —крупнейшее завоевание человечества.
Обновленная ВСРП стремится стать   такой марксистской партией, которая не была бы иерархическим исполнительным органом при руководителе,    провозглашающим -себя всезнающим и вездесущим, а мастерской коллективной мудрости, в которой политические решения рождаются как .синтез многообразных мнений. К названию «ВСРП»,    вообще к коммунистическим партиям, к понятию    «социализм»  прилипло много грязи. Часть этого — клевета, но   многое,   к   сожалению,— правда.  Восстановить  чистоту   идей — нелегкая задача…
=========================================
…В газете «Гласность» № 10 за 1990 год на странице 7 дана заметка-
Кто есть кто
Арпад Гёнц—писатель, президент Венгерской республики
3 августа 1990 года Государственное собрание Венгрии подавляющим большинством голосов избрало президентом республики Арпада Гёнца, до этого в течение трех месяцев исполнявшего обязанности главы государства. Исход выборов президента был предрешен неделей раньше: неудавшийся референдум о форме избрания главы государства (к урнам в тот летний день пришло меньше 14 процентов населения) снял вопрос о всенародном его избрании, а на сессии Государственного собрания у А. Гёнца не было конкурентов.
Литератор Арпад Гёнц — год назад он стал председателем Союза писателей Венгрии — так прокомментировал павший на него выбор: «Сколь ни единогласным было мое выдвижение на этот пост, оно отражает заслуги не столько мои, сколько тех встречавшихся на жизненном пути личностей современной венгерской истории, которые оказали существенное влияние на мое становление как политика и — будь они сегодня живы — с гораздо большим основанием могли бы занять место президента новой Венгерской республики».
Избрание А. Гёнца напоминает о том, что общество на определенных этапах ощущает потребность иметь на высшем посту человека, способного интегрировать естественные в такой период полярные мнения и настроения. А за 68 лет своей жизни и деятельности А. Гёнц действительно приобрел опыт, который, по его собственным словам, дает ему основание слу-

жить не какому-то отдельному классу, а всему обществу.
Первая половина жизненного пути нынешнего президента вполне отразила крутые исторические повороты эпохи. В годы войны он оканчивает юридический факультет университета, но потом оказывается подсобным рабочим, теряет работу. В период становления народной демократии примыкает к Независимой партии мелких хозяев, руководит столичной организацией Независимой молодежи, редактирует партийный еженедельник. С этой страницей жизни связано решение А. Гёнца стать специалистом сельского хозяйства. Но в 1956 году его
исключают из аграрного университета, а двумя годами позже за активную политическую деятельность, пропаганду идей о несоциалистическом, самобытно-национальном пути развития Венгрии приговаривают к пожизненному заключению. Амнистия пришла почти через шесть лет.
Занимаясь литературным трудом, А. Гёнц пробует себя как переводчик, получает известность как автор драматических произведений. Его творчество отмечается премией Иожефа Аттилы, другими наградами.
В конце 80-х годов авторитетный литератор возвращается в политику в качестве одного из организаторов Союза свободных демократов — ныне крупнейшей оппозиционной партии Венгрии.
А. Гёнц не скрывает своих политических привязанностей и симпатий: выдающимися деятелями страны называет прежде всего тех, кто не принял социалистический выбор, кто активно выступал в 1956 году за возврат Венгрии к прежним берегам. Он отдает дань и участникам борьбы сопротивления «коммунистам и некоммунистам», выражает стремление продолжать демократические, прогрессивные традиции, опирающиеся на всю историю независимого венгерского государства.
В июне этого года А. Гёнц участвовал в московском заседании Политического консультативного комитета государств — участников Варшавского Договора, встречался в составе венгерской делегации с советскими руководителями.

Фото «Интернешнл геральд трибюн»…

0

6

…В газете «Советская Россия» за 24 марта 1989 года на странице 5 дана заметка «Закон и забастовка. Решение сессии Государственного собрания ВНР»-
Решете сессии Государственного собрания ВНР
Утром 23 марта, как обычно,вышли   на   работу    все четыре миллиона трудящихся Венгрии. Казалось бы, что же   в   этом   удивительного?
Однако именно со вчерашнего дня каждый из них   имеет полное право прекратить работу для подкрепления сво-
их требований или, попросту говоря, бастовать на законных основаниях.   Право это предоставлено законом о забастовках, принятым 22 марта на сессии Государственного собрания ВНР, сообщает в
редакцию    «Советской    России» корреспондент ТАСС в Будапеште.
Закон, который, по оценкам венгерской печати, можно отнести к числу наиболее либеральных      в      мировой практике, рассматривает прекращение работы как основополагающее   право трудящихся.  В   соответствии  с новой правовой   нормой забастовка    может     использоваться как крайнее средство и
для обеспечения экономических и социальных интересов трудящихся. Разрешено проведение забастовок солидарности. Инициаторами прекращения      работы      могут быть как профсоюзы, так и трудовые  коллективы.  В  то же время право на забастовку ограничивается в сферах, которые непосредственно затрагивают интересы населения. К трудящимся, которые на     законных      основаниях принимают участие в забастовке, не могут применяться никакие правовые санкции. Несмотря на бурные дискуссии, развернувшиеся в стране накануне  рассмотрения в парламенте законопроекта о забастовках, было бы ошибкой утверждать, что случаи прекращения работы стали    обычным     явлением венгерской действительности. Напротив, вот уже на протяжении длительного периода забастовки рассматривались скорее как исключение. Во многом этому способствовал продуманный и сбалансированный    курс   на укрепление      национальногоединства, который совсем недавно   нашел   новое   подтверждение в решении последнего пленума ЦК ВСРП о переходе к многопартийной системе, а также в попытке
достичь общественного согласия в оценке событий 1956 года. С другой стороны, в условиях динамичного повышения жизненного уровня, вплоть до начала 80-х годов, довольно высоких темпов экономического развития и, соответственно, обнадеживающих перспектив желающих бастовать не находилось.
Всерьез о забастовках в Венгрии заговорили относительно недавно. В прошлом году, выявив нарушения в начислении заработной платы, на несколько часов прекратили работу горняки одной из шахт в городе Печ. День пробастовал будапештский филиал оптического объединения, требуя предоставления хозяйственной самостоятельности. Кое-где наружу выплеснулась скрытая неприязнь к администрирующему директору.Начали «бунтовать» студенты в Сегеде. Примечательно, что поначалу отчеты прессы даже о малозначительных случаях прекращения работы скорее напоминали сводки о стихийных бедствиях — сообщалось о срочных совещаниях, ночных выездах руководителей на предприятия, ожесточенных дискуссиях перед телекамерой. Однако спустя некоторое время становилось все более ясно, что экстренные меры, решение конфликтов на высоком уровне лишь умножают число забастовок, нередко становятся причиной различного рода спекуляций, которые могли привести к выдвижению демагогических, в том числе и политических, требований.
Другой метод влияния на коллективы, решившие прекратить работу, предложили некоторые отраслевые профсоюзы, выступившие с идеей создания специальных забастовочных фондов. Казалось бы, такой фонд можно рассматривать как прямое подстрекательство к забастовке (именно так считают представители некоторых государственных ведомств). Однако, по мнению ряда руководителей трудовых коллективов,   профсоюз,    имеющий возможность поддержать бастующих из своих фондов, в состоянии оказать на них гораздо большее влияние,чем другой, не располагающий    «аналогичным    рычагом». Тем не менее очень быстро  стало ясно:   ни   «пожарные» меры, ни продуманная профсоюзная тактика не могут стать действенным «лекарством»   от   прекращения работы.   Как  отмечает   венгерская печать, забастовка—по сути это не причина, а симптом прогрессирующей в  обществе болезни. Причина ее — снижение  жизненного уровня, растерянность перед сложными задачами реформы, забвение интересов трудящихся чересчур предприимчивыми     «менеджерами».
Как заявил в выступлении на   сессии   Государственного собрания  ВНР   председатель государственного управления ВНР по труду и заработной плате Чаба Хальмош, в нынешней ситуации закон о забастовках жизненно необходим   стране.   Прежде   всего потому,   что   является   важным средством согласования интересов трудовых  коллективов    с    интересами    всего общества. С одной стороны, — закон     гарантирует     право трудящихся   на   забастовку,  но с другой — защищает общество   от   негативных   последствий применения этого права. Не   стоит,  однако, думать, что принятие закона автоматически приведет к волне забастовок. Ведь у венгерских трудящихся есть немало завоеваний, они обладают большим чувством ответственности, твердо верят в обновление.   Трудящиеся   хотят   не бастовать, а работать в нормальных, хорошо организованных условиях — такое мнение пришлось мне услышать недавно на «Красном Чепеле», по праву именуемом, кузницей венгерского рабочего класса. И тем не менее закон дает почувствовать хозяйственным руководителям, что комплексная реформа — должна включать в себя не только экономические показатели, но и решение неотложных   социальных   задач.
А. МЕЛЬНИКОВ.
Будапешт…

0

7

…В газете «Известия» № 71 за 11 марта 1988 года на странице 5 дана заметка «Предприятие объявлено банкротом»-
ЗА ПРОШЕДШИЙ, 1987 год в Венгрии около десяти предприятий самого различного профиля и размера были объявлены банкротами. Это означает, что сумма их долгов превысила стоимость производственных фондов. Последним в ряду обанкротившихся предприятий стало крупное машиностроительное объединение «Ганз-МАВАГ», на котором работали свыше 10 тысяч человек.
Более ста лет просуществовало предприятие, когда-то находившееся на высоком научно-техническом уровне и до самого последнего времени выпускавшее вагоны, лифты, подъемники,  словом, всевозможную машиностроительную продукцию. Однако последние лет двадцать «Ганз -МАВАГ» неизменно числилось убыточным. Пытались было с помощью государственных субсидий выправить ситуацию. Дважды, в 1977-м и в 1982 году, предприятие начинало реконструкцию, затратило на эти цели 17 миллиардов форинтов, но существенного улучшения  не наступило. Тогда, незадолго до левого, 1988 года, было принято решение расформировать промышленный «гигант». Теперь на его базе будет функционировать семь более мелких предприятий, ориентированных на применение самой передовой технологии...
Решение, принятое в отношении такого крупного предприятия, как «Ганз-МАВАГ», со всей очевидностью   свидетельствует     о  решимости  венгерского     правительства проводить курс на ликвидацию убыточного производства, утверждённый  осенней 1987 года   сессией   Государственного собрания ВНР.
Безусловно, проблема   нерентабельных предприятий сложная, многогранная, но и не терпящая  дальнейшего   отлагательства — таково  общее   мнение   венгерских экономистов,   ученых.   Заместитель     председателя     Госплана      ВНР      Лайош    Берени, принимая меня в своем   кабинетe, предупреждает, что ликвидацию убыточных  предприятий не следует рассматривать как    самоцель, это крайняя, но необходимая  мера.  Содержание на го- сударственной   дотации убыточных производств создает огромное количество проблем, приво-дит к существенным перекосам у народном хозяйстве. Так,    по данным венгерской   статистики, в 1987 году в стране было   160 нерентабельных    хозяйственных единиц. Для поддержания    этих предприятий государство в   год расходовало 150 миллиардов форинтов, или    17 процентов    национального дохода!    В то    же время у самого государства дефицит бюджета в 1987 году составил   35    миллиардов     форинтов, что   существенно  осложняет  финансовую  и  экономическую   ситуацию   в   стране. Откуда же берутся средства для
содержания убыточных заводов и фабрик?  Да  за счет налогов, полученных от прибыльных предприятий. Мало того, что нерен- табельные производства  фактически ничего    не дают   людям, государству,   но они   же, если можно так выразиться, «сидят у них на шее». О каком хозрасчете может идти речь при таком положении дел?
— До самого последнего времени   у   нас   существовало довольно   однобокое    представление   о хозрасчете,— говорит   в беседе со мной главный редактор     журнала   «Экономическое обозрение», доктор   экономических наук Каталин Сабо.— В ос-ровном все   считали,   что   это только   самостоятельность,    об ответственности    за результаты своей работы   как-то  забывали. После принятия в 1986 году закона о банкротстве,    когда   по- явилась юридическая основа для закрытия   нерентабельных   производств, положение    стало несколько меняться.   Однако,    по всей видимости, перелом в этом деле    наступает   с   решениями  осенней     сессии    Госсобрания. Теперь хозяйственник понимает, что если он занимается   делом, ненужным   людям,  обществу   в целом, он попросту «прогорит», ведь    на дотации    государства ему уже не придется рассчитывать  по крайней   мере   в прежних масштабах. Правда, некоторые дотации   еще сохраняются, но уже в 1988 году   их   сумма сократится   на 22 процента, то есть    на 32 миллиарда    форинтов... Конечно, процесс    ликвидации     убыточных предприятий далеко  не  простой,   приходится взвешивать массу обстоятельств. Но,    пожалуй,     главное — это учитывать интересы    общества, государства, которые, если они хотят динамично развиваться, не могут позволить себе содержать на дотации плохо    работающих за счет тех, кто работает хорошо. Надо думать при этом о тех пенсионерах, больных и студентах, которые получали бы большие пенсии   и стипендии,   если бы столько миллиардов не   уходило на содержание убыточных предприятий...
Не возникнет ли в связи с этим массовая безработица в Венгрии? Власти и экономисты отвечают на этот вопрос отрицательно, ведь право на труд зафиксировано в конституции ВНР. Кстати, сейчас в стране ощущается, дефицит рабочей силы: 64 тысячи вакантных рабочих мест в промышленности, на транспорте. Однако не исключены временные трудности с перегруппировкой рабочей силы, с трудоустройством низкоквалифицированных рабочих (об этом «Известия» недавно писали на примере металлургического комбината в г. Озд). По словам К. Сабо, разработанная сейчас система правовых и финансовых условий переквалификации    рабочих  при ликвидации предприятий позволит избежать многих сложностей с трудоустройством …
В то же время в Венгрии немало и таких специалистов, которые считают, что расформирование предприятий не может  быть средством от всех бед, и предлагают иные пути для повышения рентабельности производств.
Венгерская   торговая    палата,_ объединяющая    примерно   1.500 предприятий  и  кооперативов,  с 1988 года называется   Экономической палатой. Изменение названия отразило некоторое перенесение    акцентов в деятельно-сти палаты на представительство    интересов    предприятий,    в  том числе и убыточных. По мнению  заместителя    председателя палаты    доктора    Енё   Зани,   в Венгрии, в отличие   от стран с конвертируемой   валютой, предпосылки для свертывания производства той или иной    продукции чаще    неблагоприятны. Дело в том, что заменяющий его импорт нередко   дороже отечественной продукции и к тому же требует валютных фондов... Поэтому-то Экономическая палата, которая   при   возбуждении  дела о банкротстве участвует в рассмотрении     ситуации,     скорее стремится к поиску компромиссных решений между кредиторами и должниками, чем радикальным мерам. Как говорит Е. Зани, решения могут быть разными, в зависимости от ситуации. Например,    передача     нерентабельного предприятия в ведение рентабельного, договоренность о продлении срока погашения кредита,  как это было недавно   сводной обувной   фабрикой, ставшей    вскоре  после этого    прибыльной,   создание   смешанных предприятий и т. д.
В стране идет активный поиск форм и методов повышения рентабельности  народного  хозяйства, а значит, оптимальный путь рано или поздно будет  найден.
Ф. ЛУКЬЯНОВ,
спец. корр. «Известий»,
БУДАПЕШТ – МОСКВА…

0

8

…В «Правде» за 23 июня 1989 года на странице 5 дана заметка-
Сегодня речь — об экономической реформе в ВНР. С учетом того рубежа, на котором находится наша перестройка,  особый  интерес   представляют успехи и неудачи в использовании рыночных отношений. Наш собеседник — венгерский ученый, доктор наук, профессор Иван Хорват, заместитель директора   Международного   научно-исследовательского института проблем управления (Москва).
—Экономическая реформа в вашей стране вступила в 21-й год. И, судя по печати, официальным документам, поставленные в свое время цели еще не достигнуты. Каков главные урок реформы?
—Наш опыт позволяете делать вывод: перестройка социально - экономической жизни
должна быть комплексной, целостной. На практике же было допущено отступление от
этого принципа, что и породило нынешние серьезные противоречия и трудности в венгер-
ском обществе.Два   десятилетия   осуществления   реформы   убедительно показали,  что,  например,  рыночные сдвиги сами по себе в рамках старой структуры  управления ведут к повышению цен. Самостоятельность  предприятий не дает эффекта без состязательности   и  конкуренции. Конкуренция же не может функционировать без достатка товаров.  Я  мог бы   я дальше   называть    отдельные элементы, звенья, от которых так или иначе зависит судьба реформы.  Это — и  ценообразование, и налоговая система. и  финансово-кредитная политика, и преодоление командно-административных      методов, и  финансово-кредитная   политика, и преодоление командно-административных      методов управления, и освоение новых методов централизованного управления,   и   многое    другое. Все в  обществе  и   народном хозяйстве взаимосвязано.  Без системного подхода   к развитию  экономики   реформу    не осуществить — таков главный урок из двадцатилетнего  опыта Венгрии.   
— Тысячи и тысячи советских людей, в том числе и я, видели в вашей стране обилие продовольственных и промышленных товаров, убеждались в серьезных  социальные   достижениях Венгрии. Разве это не связано  с  экономической реформой, с применением товарно-денежных отношений?
— Я бы мог кратко ответить: «Да, связано». И это было бы правдой, но не всей. Давайте во всем спокойно разберемся,
С 1968 года наши предприятия имеют полную самостоятельность, их планы не утверждаются министерствами. Отдельные общие показатели координируются с поставщиками, и заказчиками в рамках хоздоговоров. Основным мотивом высокоэффективного производства стала прибыль. От нее зависят заработная плата, в том числе и хозяйственных руководителей, социальные блага коллективов. Не буду скрывать: не везде за рубежом, даже у наших близких друзей, эти шаги встретили тогда понимание.
Реформа     углублялась.    В 80-е годы был осуществлен целый ряд мер. Изменилась банковская система: Национальный банк сохранил за собой функции эмиссии денег и управления валютой. Все остальные функции — организация научно-технического развития, внедрение новой техники и т. д.— взяли на себя коммерческие финансовые учреждения, инновационные банки. Быстро росло число производственно - хозяйственных
организаций (ПХО). Многие из них получили право вести самостоятельную внешнеторговую деятельность. Открылись возможности для частной инициативы—в форме индивиду-
ального или коллективного предпринимательства, для арендного подряда. Много лет действует конкурсная система занятия руководящих должностей на предприятиях. Таким образом, отдельные элементы рыночного механизма нашли широкое применение в нашей практике, и на этой основе можно было ожидать крупных экономических достижений.Как оценить современное состояние венгерской экономики? Нарисовать объективную картину нелегко, потому что действительность весьма противоречива. Успехи бесспорны.
Возросли национальный доход,     объем   промышленного и   сельскохозяйственного  производства, эффективность труда. В магазинах, как правильно замечают советские   туристы, в достатке продуктов питания и промышленных товаров.
Что касается количественного роста, мы можем быть довольными. Но он оказался обманчивым. Одновременно с ним произошло отставание от мирового уровня. Мы обнаружили это, когда в 1978 году наступило время погашения задолженностей в конвертируемой валюте.. Надо было резко увеличить экспорт в западные страны. Однако многие наши товары оказались неконкурентоспособными. Даже . самая надежная — сельскохозяйственная продукция не всегда выдерживала соревнование с аналогичной продукцией таких стран, как Португалия, Испания, Греция, Турция. Нам вдруг открылось, что наши товары слишком дороги, ниже качеством и просто устарели. Это был горький урок. Продажа товаров нередко шла с убытками, что подрывало основу народного хозяйства.
Все это свидетельствует о том, что преодолеть застой путем частичной реформы точно так же невозможно, как решать новые проблемы старыми методами. Административно-бюрократический подход ведомственных органов снижает эффективность   прогрессивных методов    управления   и резко ограничивает      развертывание интеллектуальной мощи народа. Это   и   есть второй урок  двадцатилетнего   опыта ВНР.
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)

0

9

(ПРОДОЛЖЕНИЕ)
— Не могли бы вы сообщить цифры о внешней задолженности ВНР?
—   Пожалуйста.     Валовой  объем задолженности (вместе с накопленными процентами)  в конвертируемой    валюте   уже приближается к 20   миллиардам долларов. Чистая задолженность    составляет    свыше  12 миллиардов. Эта сумма более чем вдвое превышает полный  годовой  экспорт ВНР  в конвертируемой    валюте.     В 1988 году проценты на взятые кредиты в твердой валюте составили 3   миллиарда   долларов.Кредиты в твердой валюте мы использовали неэффективно. Огромные суммы были израсходованы на строительство новых заводов вместо ре-конструкции действующих. На западном рынке, как правило, покупали лишь отдельные уча-стки, узлы производственных линий вместо комплексных систем машин. Увы, подобные просчеты допустили не только мы.
Есть и другие проблемы. К примеру, в последние три гoда национальный доход не покрывал потребление. Ситуация знакома  не  только    Венгрии: продолжал расти объем задолженности и дефицит  госбюджета, в то же время увеличивалось общественное потребление и потребление населения. В   конце  концов  это  обернулось сравнительно высокой инфляцией, стагнацией   и   даже падением жизненного уровня.     Не так давно американская газета «Нью-Йорк     таймс»
опубликовала статью влиятельного американского   сенатора Билла Брэдли. В ней, в частности, отмечается, что «дешевые кредиты на руку противникам перестройки потому, что они оттягивают    день,    когда надо будет  принимать   решения. Не ответив на принципиальные вопросы, можно предложить лишь временные решения для таких   проблем,    как дефицит,   инфляция,    коррупция, снижение  уровня  производительности труда, от которых страдает экономика».
Я уверен, что двадцатилетний опыт ВНР полностью оправдывает мнение американского сенатора. От Запада для Венгрии нужны не кредиты, а помощь в деле создания более эффективной экономики. Это есть третий большой урок опыта Венгрии.
- В одной вашей статье я встретил весьма резкие оценки. Процитирую: «Сегодня уже абсолютно ясно для всех, что венгерское хозяйство, несмотря на высокие локальные показатели  потерпело   поражение на мировом рынке». И еще: «В ВНР постепенно и незаметно  развертывали кризис своеобразного характера, который с 1980 года резко обострился со всеми отрицательными последствиями. К середине 80-х годов он подорвал основу венгерской экономики».  Придерживаетесь ли вы и сейчас этих выводов? И что значит «кризис своеобразного характера»?
— Оснований для пересмотра оценок наша  действительность не дает. А о сущности УПОМЯНУТОГО кризиса могу сказать следующее: это кризис перепроизводства   неконкуренто- способных товаров в условиях относительного (по сравнению  с высокоразвитыми западными странами) застоя технического развития. Центральный Комитет ВСРП в своем постановлении от 2 июля 1987 года выдвинул задачу разработать программу стабилизации экономики и ускорения социально-экономического  развития    ВНР. Такая программа   была   утверждена Государственным собранием в декабре того же года.
Однако и в 1988 году продолжались негативные процессы в экономике. Рост промыш- ленного производства оказался  незначительным   и   охватывал в основном область первичного  сырья;     несмотря на строгие ограничения, быстрыми темпами увеличивался объем капиталовложений, что свидетельствовало об экстенсивном характере развития; диспропорции  в госбюджете превысили плановые величины.    Экономический рост на базе неконкурентоспособной про-
изводственной структуры и отраслевой раздробленности неизбежно приведет  к  углублению технического застоя. Расширенное воспроизводство в условиях устаревшей структуры резко углубляет кризисное положение страны.Это есть четвертый   урок   реформы   в
ВНР.
-   Из этого вытекает,  что необходимо ясно различать две стороны перестройки в сфере материального производства: развитие экономической структуры и совершенствование системы управления.
— Совершенно верно. Эти процессы взаимно обусловливают друг друга. Отставание одного из них исключает прогресс в другой области.
В июле 1988 года   пленум ЦК ВСРП рассмотрел два варианта    социально-экономического развития ВНР в рамках программы стабилизации. Альтернативы    условно    назвали  <А>  и   <Б>.   Пленум  в   целом высказался за первую из них. Она всходит   из привлечения к решению   экономиче ских задач иностранных    финансовых организаций и коммерческих банков. В связи    с этим   ожидается   расширение рыночной конкуренции,   изменение валютных курсов и повышение цен внутри   страны. Усиливается влияние рыночного механизма. На этом   пути за 6—8 лет можно   осуществить структурные   преобразования и модернизацию производства. Темпы отставания от западных   стран,   по   моему мнению, приостановятся через  7—8   лет. Предусматривается возможность приближения    к их уровню через 20 лет. Но     в то же время можно   ожидать нарастания социальной напряженности, так и понизится
жизненный    уровень и значительно увеличатся  различия в доходах.    Количество    безработных в год будет доходить до 80—100 тысяч. Это приведет к ухудшению общей политической обстановки в стране. ВСРП верит, что она сможет контролировать ситуацию, справится с трудностями. При альтернативе «Б» структурные     преобразования происходят более медленно, с меньшей социальной и политической        напряженностью, однако сохраняется опасность возврата к застою в обществе.
— Как-то непривычно звучит «безработица    при   социализме». Всегда считалось, полная занятость   населения — одно из коренных завоеваний наших стран.
— Не собираюсь ставить под сомнение исторические достижения социализма. Они — бесспорны. Я говорю о конкретных условиях, в которых оказалась наша страна. Хотя замечу, проблема трудоустройства при социализме рождена не Венгрией.
Да, мы считаем, без такого, болезненного    хирургического вмешательства в жизнь общества нам не обойтись. Однако, необходимо подчеркнуть,   что постоянная безработица не будет допущена. Она будет носить для каждого оставшегося без работы временный   характер. При этом ему полностью, как правило, будет сохранена зарплата.
-Итак, вы считаете,  что трудности могут быть преодолены   только в рамках   комп-
лексной     реформы     системы управления,   целостного   пересмотра   хозяйственного   механизма.   По   каким    направлениям идет работа в ВНР?
— Хотел бы выделять шесть сфер деятельности, шесть кардинальных задач, которые мы решаем сейчас в рамках программы.    Это — перестройка финансовой политики как важнейшего средства    стабилизации; введение единой   налоговой системы;    переход к гибкой   организационной   структуре, ликвидация    отраслевой раздробленности; создание отвечающей новым требованиям банковской системы;   улучшение  управления научно-техническим прогрессом; совершенствование государственного руководства экономической жизнью.
Комплекс уже осуществляемых конкретных мер столь обширен, что нет возможности обо всем рассказать подробно. Приведу лишь несколько фактов.
В недавнем прошлом государственные органы считали вполне правомерным забирать средства у хорошо работающих коллективов и поддерживать за счет этого нерентабельные предприятия. Сейчас взят курс на  ликвидацию бесперспективных, убыточных предприятий. В 1988 году прекратили свою деятельность десятки ПХО.
Другое новшество касается внешнеэкономической деятельности. С 1 января прошлого года любая хозяйственная организация получила право заниматься внешней торговлей. Но это не значит, что все могут торговать всем. Предусмотрены определённые ограничения. Они достаточно строги.
Глубокие изменения произошли в налоговой системе.   До 1988 года она включала    12 видов налогов.    Кроме   того, существовали тысячи   разных, индивидуальных    льгот,    дотаций. Невозможно было объективно  оценить     эффективность работы отдельных ПХО и хозяйственных органов вообще. Ныне же действуют    три единых    налога — общий с оборота, подоходный для населения,       предпринимательский для товариществ и «частников». В рамках этой системы удалось решить   целый, ряд проблем, в частности сделать значительный шаг к соз-данию нормальных пропорций в ценах,    стимулировать   выпуск продукции на экспорт, товаров широкого   потребления,изделий для детей, медикаментов.
Отказались от государственной дотации на   продовольствие, сырье,   топливо, импортные товары. Это привело к повышению      розничных      цен. Но полной  компенсации, естественно, не произошло. Реальные доходы населения   снизились. Возросла социальная напряженность.      Такова,     увы, «плата» за стабилизацию экономики на нынешнем этапе.
Появился целый ряд новых элементов регулирования финансово-хозяйственных отношений. Возник рынок акций, открыта биржа продажи и покупки ценных бумаг. Принят закон о введении казначейских билетов.
Принят также закон о создании хозяйственных ассоциаций - сообществ. Он направлен против отраслевой раздробленности, ведомственного принципа управления, против монополизма,приносящего столько   бед социалистическому  рынку. Предусматривается введение гибких форм связи и  сотрудничества      произведственно-хозяйственных     организаций.      Форму      сообщества партнеры  выбирают сами, какую считают для себя наиболее   целесообразной и эффективной. Это может быть простое   или   депозитное товарищество, хозяйственное объединение,   совместное    предприятие, сообщество   с ограниченной   ответственностью,   акционерное сообщество.
Партийные и государственные органы ВНР убедились в том, что общественно-экономические и социальные цели невозможно достичь без современной системы управления, сочетания различных форм собственности и новых методов хозяйствования, где решающую роль играют рыночный механизм и личная инициатива. В этом есть пятый урок двадцатилетнего  опыта   ВНР.
— Остается ли в такой системе место для вмешательства в дела   экономии  центральных органов управления?
— Уже можно сказать, по каким, направлениям идет совершенствование государственного руководства экономической жизнью.  Стараемся устранить отраслевую раздробленность. Изменены функции, повышена роль и расширена компетенция    шести    оставшихся министерств.      Ликвидирован ряд госкомиссий и образован на их базе комитет плановой экономики. На него возложена обязанность        разрабатывать хозяйственную политику, осуществлять контроль за выполнением        народнохозяйственных   планов,    государственного   бюджета,   общенациональных программ. Новизну переживаемого момента   отражает и такой факт: аппарат комитета состоит всего из 13 человек!
— Социалистические страны все  активнее   включаются   в мировые    торгово - экономические  связи.   Это,   собственно, одна   из  целей   и   венгерской  реформы. Что нового   в   этой области?
— Главная новость прошлого года — установление   официальных отношений между Советом Экономической Взаимопомощи и Европейским экономическим   сообществом. Венгрия    была    в    числе    первых стран — членов СЭВ, нормализовавших   контакты с ЕЭС. Большое значение   мы   прида-ем соглашению о торговле, а также   о торговом и экономическом сотрудничестве, подпи- санном в Брюсселе между ВНР и ЕЭС. Им предусмотрена ликвидация   странами   ЕЭС    к установленному   сроку   количественных  ограничений в нашей взаимной торговле, являющихся по существу актом дискриминации.
Вместе   с   тем   необходимо подчеркнуть,   что    венгерская экономика из-за   технико-экономической     отсталости     не «стыкуется»   с   требованиями
«Общего рынка». Экономическая    интеграция  Венгрии    и  «Общего рынкам   до следующего   тысячелетия    вряд   ли будет   актуальной  и  возможной. Мы должны и в будущем крепить сотрудничество с социалистическими       странами, расширять     непосредственные связи между предприятиями и, по возможности, развертывать рыночные методы сотрудничества—в    первую    очередь,    с предприятиями Советского Союза. Это и есть шестой и, может быть, самый значительный урок для Венгрии.В заключение я бы хотел  отметить, что осуществление программы стабилизации укрепит    позиции    социализма    в Венгрии, откроет  перспективы ускоренного подъема народного хозяйства и благосостояния  народа, что всегда было и остается главной заботой ВСРП.
Беседу провел В. ШАРОВ…

0

10

ВЕНГРИЯ – ПЕРЕХОД К РЫНКУ (1990)

…В газете «Комсомольская правда» за 12 апреля 1990 года на странице 3 дана заметка «Инженер- бизнесменам пример»-
Венгерского        миллионера Габора    Селеша    я    впервые  увидел,  когда  подписывалось соглашение о    создании    совместного   предприятия   между его  кооперативом   «Мюсертехника»  и бразильской фирмой. Селеш говорил о том,    каким он   видит  дальнейшее   развитие   своего   кооператива.   Запомнились      неординарность мышления  председателя, точность формулировок и — что, пожалуй,    главное — внутренняя   энергия,  которую   он   излучал.
  -Господин   Селеш,   наших читателей,    несомненно,   заинтересует тот факт, что вы, еще недавно рядовой инженер, вложили в акции своего предприятия 140 миллионов   фо-ринтов.
— Да,    действительно,    из общего пакета в 400 миллионов   форинтов   я   приобрел   на 140   миллионов   акций   «Мюсертехники» — фирмы,     которую  создал   и   которой   руковожу. Но  это  не  деньги,  которые   я    могу    использовать лично.   К   сожалению,   социалистическая      экономическая теория     не     делает      разницы между наличными деньгами и собственностью, которая «заморожена»   в    предприятиях.   Я   акции   свои   купил   не для того,    чтобы    потом   продать. Напротив, благодаря тому,      что     значительная     их часть   находится   в   моих   руках,   люди   уверены,   что   это гарантирует     некоторую    стабильность     руководства.   Так что  в данный  момент заработанные    миллионы не влияют на условия   моей жизни. Другое   дело,      что     через     двадцать — тридцать    лет это будет  действительно   состояние, которое я смогу завещать своим детям или  внукам.
— Вам всего 45, но «Мюсертехнику», вероятно, можно назвать главным делом вашей жизни. Расскажите, как все начиналось?
    — Мы с партнером занялись предпринимательством еще в 1981  году. Я тогда  заведовал лабораторией  в одном из научно-исследовательских институтов. Далеко    идущих планов   мы   не строили,   хотели  всего-навсего  подработать. Сегодня       «Мюсертехника»—одно из крупнейших   в стране  предприятий, выпускающих электронику.    Из производителей персональных компьютеров никто в Венгрии не имеет такого  рынка,  как  мы. В  прошлом   году  оборот  фирмы   внутри   страны   превысил 2   миллиарда  форинтов.   Если пересчитать     на форинты и прибавить   к этой   цифре   оборот дочерних  предприятий за рубежом, получится примерно 3,5 миллиарда форинтов, то есть более 50 миллионов долларов. Прирост за год- 40 процентов. Наша фирма в Швейцарии…
-Совместное предприятие?
-Нет, теперь это уже наша фирма. Раньше было совместное предприятие, мы владели половиной капитала, а недавно выкупили ее полностью. Действуют еще наши филиалы в ФРГ, в США и на Тайване. Совместное предприятие по выпуску электронных банковских расчетных систем создали в Бразилии. В СССР у вас всего четыре совместных предприятия, но из них работают полтора.
-Почему?
— Потому что одно находится в Армения, другое — в Прибалтике. Практически функционирует только то, что в Казахстане. Московское предприятие тоже очень слабое.
— Есть ли шансы на улучшение?
— Я надеюсь,    что    рано или поздно все наладится. У  нас   есть еще   представительства     в     Италии,     Кувейте, Египте, Уругвае.  Как видите,  мы осваиваем мировой рынок. Для этого и мыслить   нужно глобально,  иначе — крах.
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)

0

11

(ПРОДОЛЖЕНИЕ)
— Наверняка   все   спрашивают   вас:    как   удалось   добиться таких фантастических
успехов?
— Искренне     говорю,     не знаю.  Вероятно,  причин  много.    Прежде    всего    высокий профессионализм.   Мы   всегда придавали     очень     большое значение тому, чтобы в «Мюсертехнике»     работали     специалисты высшего класса. Из 250  наших   инженеров   половина   имеют   ученые   степени. Кроме    того,     мы     оказались чрезвычайно       выносливыми. Когда    возникали     проблемы,  не отступали, а старались их решать. Но и удача — тоже не последнее дело.
— А     ваши     способности руководителя?
— Конечно, играет роль то, как я действую, причем не просто как инженер или
менеджер. Важна способность чувствовать, держать в руках и продвигать вперед все пред-
приятие. А это довольно сложно. Одно могу сказать точно:   я никогда не был членом ВСРП и потому своими успехами не  обязан поддержке во стороны партии. Правда, и ВСРП никогда не относилась ко мне враждебно из-за  того, что я не состоял в ее рядах. Вообще,  Венгрии в 80-х годах  возможность начать  предпринимательскую деятельность не связывалась с членством в партии. А потом стало вольготнее.
— Как    шло    становление «Мюсертехники» ?
— Перво-наперво требовалось закрепиться на рынке, то есть научиться давать хоть какую-то прибыль. Более того, мы были твердо уверены, что большую часть заработанного необходимо   снова вкладывать    в    производство. Мы знали,  что эта тактика рано    или    поздно    принесет плоды.   Так    и    случилось.   И что     немаловажно,      мы     не боялись,   что  наше   предприятие      будет      национализировано.
—  А  у   нас   в   стране   наоборот. Большинство  кооперативов,   несмотря   на   Закон   о кооперации,    живет    под    постоянной    угрозой    закрытия.    Естественно,   они    не   спешат    направлять   деньги   в   расширение дела.
—  Запретительные        меры только разоряют и экономику, и    страну.    Самофинансирование  же, по моему глубокому убеждению, является  мотором любого    хозяйства.    Наш     кооператив  по  мере  накопления средств  стал   приобретать   недвижимость — производственные  здания,   где  после   ремонта  мы   размешали   современное    оборудование.    В     позапрошлом  году  целиком  купили     государственную     фирму « Электроника и Валлалат». Вот так  постепенно   «Мюсертехника» и перешла в категорию крупных предприятий. Одновременно   мы    начали   прорываться    на    мировой    рынок. Благодаря    зарубежным    филиалам нам удалось внедрить своеобразную        технологическую   цепочку.   Проектируем свои   изделия   здесь,   в   Венгрии. Причем чаще всего они опережают   европейский   технический     уровень,     поэтому продать   их  можно  только  в Америке. Все схемы, блоки и подсистемы  по  нашим  разработкам делают на Тайване, и оттуда    они    поставляются    в США.   Наша   фирма   в   США комплектует  изделия и   предлагает   на   американский   рынок. Таким образом мы обходим     ограничения     КОКОМ. Ведь   узлы   и   микросхемы   не попадают  на   территорию Венгрии. Маскируется и тот факт, что   изделия    созданы    не   в мире      высоких      технологий. От   «Мюсертехники»   остается лишь    эмблема    на    передней панели   компьютера,   но   американскому    покупателю   она ничего  не  говорит.  Он  видит только,   что   прибор   выпущен  на Тайване. Такие вот психологические нюансы.
— Вы   не   только  преуспевающий предприниматель, но и политик ...
— Я   являюсь   советником  председателя  Венгерского демократического форума и отвечаю в ВДФ за промышленную политику.
- Тогда, скажите, в   чем принципиальное различие между 
  экономическими программами   партий,   определяющих три основные линии в политической     жизни     страны— ВДФ, Союза свободных демократов и Венгерской социалистической партии?
— Все эти партии поставили целью интеграцию Венгрии в западноевропейскую экономику, чтобы обеспечить стране эффективное производство и   подобающий   жизненный уровень. Но,    чтобы   достичь этой деля, каждая партия     выбирает      собственный путь.   Свободные    демократы
жаждут    любой    ценой    как можно скорее приблизиться к европейскому уровню. Они торопятся,   полагая,    что    переходный  период    чреват  лишь новыми  потерями.  Мы   в  Демократическом форуме считаем  ускоренные  темпы  неприемлемыми. Вспомните: в Греции, в Турции, в Португалии перед тем, как вступить в ЕЭС, потребовались переходные экономические программы, рассчитанные   на    шесть —восемь лет. Венгрии тоже необходим   период,   в  течение   которого действовали   бы  механизмы,   защищающие    страну  от  более   сильных   рыночных экономик. И  ВДФ,  и  Союз  свободных демократов    в    центре    своих экономических   программ ставят проблему  реприватизации экономики.      Но      опять-таки
ССД настаивает на том, чтобы сразу   как     можно    больше предприятий    передать в    частные     руки, а  мы  заявляем, что это опасно.    Непродуманная реприватизация может нанести  стране больший  ущерб, чем нанесла в свое    время национализация.  И  если  национализация  заняла  год-два, то обратный    процесс    потребует больше времени. Строить всегда труднее,    чем    разрушать, Нужно  разработать    программу, в которой обозначить предприятия,  подлежащие     репри-ватизации, указать темпы. Все это должно делаться под чрезвычайно   строгим   общественным контролем.
       —  Есть  ли  в  Венгрии  достаточно   богатые   люди,   кото- рые располагают    капиталом, чтобы вложить его в экономику?
— Нет в Венгрии таких людей. Если и есть, то единицы. Страна разорена. Так что можно рассчитывать только на западный капитал.    Нужно стараться привлекать его, потому что своими силами нам экономику на    ноги   не поставить. Но  безнравственно    пытаться оживить страну,   распродавая за бесценок ее последние ресурсы.
— Какими могут быть социальные последствия реприватизации? Ведь продажа предприятий частным лицам вызовет структурную перестройку экономики, что, в свою очередь,     обострит    проблему занятости. В Венгрии уже около 30 тысяч безработных. И, как ожидают, в ближайшие годы их число может достигнуть ста и более тысяч.
—Сложная проблема. Безусловно, потребуется  механизм
социальной защиты,   нацеленный на два    главных    вопроса — безработицу и бедность.
Но пусть никто не питает иллюзий, будто  серьезные  перемены в экономике можно осуществить безболезненно. Прежняя нерешительная    политика
результатов не дала.    Необходимы именно крупные, капитальные    реформы. Для  этого
правительство    должно   обладать    высоким    профессионализмом. Следует ожидать, что радикальные    меры    встретят протест    населения,    и    новое правительство  особенно будет нуждаться в прочной социальной опоре. Необходимо, чтобы
люди  ему  поверили. Они должны знать: сегодня    придется    потерпеть,  чтобы    завтра стало легче.
- На раннем этапе преобразований в Венгрии был в ходу   термин   «смена    модели» Теперь говорят о  «смене системы». Что вы под этим понимаете?
— В смене системы обычно усматривают нечто антисоциалистическое   или  антикоммунистическое. На самом же деле, как мне кажется, речь следует вести   по крайней мере  о трех   различных    системах — политической,   экономической  и третьей, замена которой должна произойти в человеческих мозгах, чтобы  люди сказали: нынешнее   состояние   политики и экономики нас не устраивает,  нужны    глубокие    реформы. По моему    мнению, в бывших  социалистических    странах… Хотя это    неточно. Воз-
можно, их следует    называть  восточноевропейскими     странами с многопартийной систе-
мой. Ведь нельзя  считать их капиталистическими — какой тут капитализм?    Так вот    в этих странах смена политической системы в основном произошла. Но я убежден, что главу угла    ставится не вопрос о том,   социализму   быть или капитализму. Это устаревшие понятия.  Вопрос звучит иначе: хотим мы создать рыночную   экономику   или нет? Если мы намерены двигаться к рынку, необходим реальны и  политический    плюрализм, то есть многопартийность. А переход к ней и означает смену политической системы. В Советском Союзе    этот    процесс еще далек от завершения, но сейчас он начинает оживляться, и, я уверен, перемены неизбежны. Хотя бы потому, что плановый (а традиционном понимании)  способ   ведения хозяйства себя не оправдал. Он не заставляет использовать ресурсы страны — как природные,   так    и   интеллектуальные — наиболее эффективно. Как только   возникает конкуренция,    требующая     максимального   использования всех ресурсов,   плановое хозяйство  неминуемо проигрывает.
— Вы упомянули о том, что не ладятся у вас отношения с советскими партнерами.
— Основная проблема в том, что   по-настоящему    мы друг
друга не понимаем. Начинаем создавать совместное предприятие — и вдруг    выясняется, что у наших и советских специалистов в корне расходятся представления о его функционировании.      Мы     по-разному представляем    себе эффективность, маркетинг, ритмичность производства. В конце концов мы не    можем   сформировать дееспособное руководство предприятием, если оно находится в СССР. К тому же в советских условиях   возникают явления коррупции.
Я надеюсь,    что СССР все-таки придет к рыночным    отношениям,    и тогда   появится возможность    выработать   политику, направленную на расширение двусторонних взаимовыгодных    связей, способную заинтересовать      предприятия  в международном сотрудничестве.
А. КАВЕРЗНЕВ.(Наш соб. корр.). Будапешт…

0