Марксизм Форум сайта www.marksizm.info - Марксистская группа "Рабочая Демократия"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Основоположники о России

Сообщений 1 страница 23 из 23

1

К. Маркс, Ф. Энгельс и Россия

Размещаю на страницах сайта мои собственные перепечатки из книги А. П. Боровикова «К. Маркс, Ф. Энгельс и Россия» (краткий исторический очерк). СПб, 2003 г., ранее опубликованные на сайте Комстол. Сейчас, после моего бана хозяевами этого сайта (скорей всего, его причина в моем антисталинизме, который там считается антикоммунизмом) считаю необходимым перепечатать посты об отношениях основоположников к России и народу страны с тем, чтобы они не были принадлежностью исключительно Комстола. Открытая мной тема с Комстола была, надо сказать, самой популярной в интернациональном разделе сайта. Пусть теперь хозяева Комстола видят, как антикоммунист vir  размещает марксистские посты на другом сайте.
Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

(1)
Вслед за распадом СССР и образованием «демократической России» произошли подвижки в общественной идеологии – место прежнего интернационализма заняли идеи о преступниках-гастарбайтерах из прежних «братских республик», различных фобиях по отношению е «единой» России, внеклассовые рассуждения о «нашей великой России». Общаясь с зюгановцами на сайте газеты "Советская Россия" я неоднократно видел сущность этих взглядов как буквально геноцидные устремления по отношению к «инородцам» вроде чеченцев, украинцев и всяких прочих «киргизов», как отсутствие какой-либо классовости (я уж не говорю о марксизме), как враждебные устремления по отношению к любой национальности, кроме «коренной».
На данном форуме предполагается, впрочем, обсуждение не политических особенностей современного зюганизма или внеклассового патриотизма, а отношение основоположников к России и процессам внутри России. Раскрытие фактов и обстоятельств темы позволит понять необоснованность утверждений о якобы россиифобстве основоположников, и, напротив, получить представление о фактических причинах тех или иных высказываний Маркса и Энгельса о России.
Итак, НАЗАД  В БУДУЩЕЕ!

«Глава вторая. К. Маркс, Ф. Энгельс и царская Россия

1. Царизм – оплот и резервная армия европейской реакции

    Создатели научного коммунизма с самого начала были противниками и обличителями царизма. Обуславливалось это, повторим, не их субъективной неприязнью, а тем объективным местом, какое официальная, дворянская Россия занимала на международной арене. Она составляла ядро «Священного союза» - объединения европейских государств, возникшего в 1815 г. (после победы над Наполеоном) с целью подавления любых социальных и национальных освободительных движений. Отсюда Марс и Энгельс совершенно обоснованно квалифицировали российское самодержавие как мощный оплот и главную резервную армию европейской реакции, твердыню, становой хребет феодализма и абсолютизма, а русского царя – как наследственного главу объединенного европейского деспотизма (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., Т. 19, С. 124, 146, 305; Т. 21, С. 324; Т. 34, С. 230, 342; Т. 36, С. 315, 417; Т. 37, С. 4; Т. 38, С. 341). Царизм довел русский народ до такого состояния, что будучи угнетаем у себя дома, он служил орудием угнетения народов вне его.
    Особенно явственно жандармская роль русского царизма проявилась во время революции 1848-1849 гг. Реакционеры всей Европы видели тогда в его вмешательстве единственное спасение против начавшегося пробуждения пролетариата. И вмешательство не заставило себя ждать. Получив известие о революционных событиях во Франции, Николай I, созвал офицеров гвардии и обратился к ним с воинственной речью, закончив словами: «Седлайте коней, господа!».

Продолжение следует

0

2

Продолжение

    Он отдал приказ военному министру о проведении мобилизации для подавления революционных сил и даже издал «Высочайший манифест» к народу. Собрав войска, Николай сосредоточил их в Польше, частично входившей тогда в Российскую империю, с целью двинуть их в нужный момент против мятежной Европы. И когда восстание в Венгрии, означавшее очередной взрыв европейской революции, стало напрямую угрожать реакционным силам, русский войска вторглись в эту страну и задавили восстание, обеспечив победу реакции на всем Западе. Русские войска были специально введены также в Прибалтику, Правобережную Украину, Румынию. Австрийскому императору Николай предоставил шестимиллионную ссуду для подавления национально-освободительного движения в Италии.
    В итоге Европа, как писал Энгельс, была брошена к ногам русского царя, который выступил по отношению к ней верховным арбитром, стал ее властелином в большей мере, чем когда-либо раньше (Там же, Т. 19, С. 35-36; Т. 21, С. 422). Общественное развитие на континенте оказалось задержанным. Причем от этого пострадали не только широкие трудящиеся массы, но и буржуазия, испытывавшая на том этапе сильные стеснения от остатков феодализма. Русский царизм, отмечал Энгельс, - враг всех западных народов, включая их буржуазию (Там же, Т. 22, С. 256).
    В свете сказанного нисколько не удивительно и абсолютно естественно, что создатели научного коммунизма не боялись тогда призывать к войне против России, специально подчеркивали, что социалисты, каждая прогрессивная партия в любой стране вынуждены бороться не на жизнь, а на смерть с русским царизмом. Если его орды вторгнутся в Европу, они принесут не свободу, а рабство, не развитие, а опустошение, не прогресс, а одичание. Следовательно, падение царизма представляет собой одно из первых условий победы западноевропейского пролетариата (Там же, Т. 18, С. 567; Т. 21, С. 20; Т. 22, С. 13, 48-52, 256). Это единственно возможный вывод, неумолимо вытекавший из анализа мировых событий того времени, если смотреть на них с классовых позиций, под углом зрения международного пролетарского движения»

Источник – Боровиков А.П. К. Маркс, Ф. Энгельс и Россия (краткий исторический очерк). СПб, 2003

0

3

(В дополнение к материалам для обсуждения – vir)

ИСТОРИЮ НУЖНО ЗНАТЬ!

О самодержавии как основной причине Октябрьской революции

Ф.   Степун (изгнанник, зарубежный философ – vir),   анализируя   причины революции, считает главным ее виновником русскую монархию. И по причине  вот какой. Русская  монархия  не  поставила  самый  образованный  слой  русского общества на службу  народа,  а  загнала  его  в  подполье:  своей  тупостью, расстрелами девятого января,  распутинщиной  она  восстановила  против  себя почти всех (Цит. по – Григорий Свирский – «Герои расстрельных лет», М., 1998 год).

Об отношении в царской России к техническому прогрессу

«Попытки создания метрополитена в Москве относятся к началу XX в. В 1902 г. Московская городская дума в присутствии репортеров заслушала сообщение инженера
Балинскогр о «Постройке внеуличной железной дороги в Москве», в котором автор проекта обосновал  преимущество нового вида транспорта (метрополитена) и доходность
вложения вкладчиками средств в создание «внеуличной железной дороги». Решение Думы было кратким:  «ГОСПОДИНУ БАЛИНСКОМУ В ЕГО ДОМОГАТЕЛЬСТВАХ ОТКАЗАТЬ» (Цит. по – Зайцев Г.Н., Федюкин В.К., Атрошенко С.А. История техники и технологий. Политехника. СПб, 2007, С. 220).

О науке в дореволюционной России

В 1911 г. в знак протеста против реакционных действий министра просвещения Кассо группа профессоров Московского университета ушла в отставку. Ушел и Лебедев (Петр Николаевич, физик – vir) со своими учениками. Это был большой удар для русской науки вообще и физики в особенности. С чувством огромной горечи писал Лебедев в одной из своих последних статей, посвященной памяти Ломоносова: «...надо было бы спросить тех, кто близко знает ломоносовские условия, в которые поставлены русские ученые исследования и с которыми должна бороться за свое существование русская ученая школа, чтобы поверить, КАКОЕ ЧИСЛО УЖЕ НАЧАТЫХ ИНТЕРЕСНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ, КАК И У ЛОМОНОСОВА, НЕОЖИДАННО ОБРЫВАЕТСЯ, КАКОЕ ЧИСЛО ЛЮДЕЙ С НЕСОМНЕННЫМИ ПРОБЛЕСКАМИ ТАЛАНТА ГИБНЕТ БЛАГОДАРЯ ИМ И ДЛЯ НАУКИ И ДЛЯ СТРАНЫ: ЧИСЛА ЭТИ УЖАСАЮЩИЕ» (подч. Лебедевым).
(Цит. по : Кудрявцев П.С., Конфедератов И.Я. История физики и техники. М., 1960, С. 465).

Продолжение следует

0

4

Продолжение

Об отношении к ученым в царской России (на примере А.С. Попова)

«Миллионные средства компании Маркони позволили обогнать Россию по размаху дела и дальности радиосвязи. Маркони, развив огромную организаторскую деятельность, много раз путешествовал из Европы в Америку. КАК НЕ ВСПОМНИТЬ, ЧТО НА ПЕРВОМ ХОДАТАЙСТВЕ А.С. ПОПОВА О ВЫДЕЛЕНИИ ДЕНЕГ НА ОПЫТЫ МОРСКОЙ МИНИСТР НАПИСАЛ, ЧТО НА «ТАКУЮ ХИМЕРУ» ДЕНЕГ ОТПУСКАТЬ НЕ РАЗРЕШАЕТ.
    А.С. Попов умер от кровоизлияния в мозг после «беседы» с директором департамента полиции, которому не нравилось многое в деятельности А.С. Попова, в частности его отношение к «студенческим беспорядкам», имевшим место в 1905 г.» (Цит. по – Зиновьев А.Л., Филиппов Л.И. Введение в специальность радиоинженера. М., Высшая школа, 1989, С. 75).

Антисемитизм. Россия, русские и евреи.

Антисемит  бывает  рациональный  и  эмоциональный,  бытовой  и  государственный. Один очень близкий для меня человек как-то точно  подметил, что любой не еврей всегда эмоциональный антисемит. Многие  не  понимают, что антисемитизм унижает его носителя, будь то целый народ или отдельный индивидуум. Мудр и филигранно точен ответ Уинстона Черчилля  на  вопрос: "Почему в Англии нет антисемитизма?"
   - А мы не считаем евреев умнее себя.
   Антисемит ли русский человек? Когда в Киеве слушалось  сфабрикованное черносотенцами "Дело Бейлиса", многими  выдающимися  русскими  деятелями науки и культуры было принято обращение "К русскому обществу. По  поводу навета на евреев". Всего полторы странички. Вот первые строки:  "Во  имя справедливости, во имя разума и человеколюбия, мы подымаем голос  против новой вспышки фанатизма и темной неправды..." Авторы пишут о  древнейшем христианском таинстве - причащении, из-за которого в древности языческие жрецы также обвиняли христиан в том, будто они причащаются кровью и  телом убиваемого языческого младенца.  "Бойтесь  сеющих  ложь.  Не  верьте мрачной неправде, которая много раз уже обагрялась кровью,  убивала  одних, других покрывала кровью и позором". Везде пишут, что это  обращение
подписали Горький, Серафимович и еще несколько человек. На  самом  деле, кроме Горького и Серафимовича это обращение подписали: Боборыкин  и  Мережковский, Зинаида Гиппиус и Вяч. Иванов,  Федор  Сологуб  и  Александр Блок, Куприн и Вернадский, Александр Бенуа, член Государственной думы В. Д. Набоков (отец великого писателя), письмо также подписали 184 студента Петербургского университета. Лучшее в России всегда было против  антисемитизма. Тысячи и тысячи русских семей  во  время  фашистской  оккупации
прятали евреев у себя.

Источник – Раскин И. Энциклопедия хулиганствующего ортодокса

0

5

(2)   Для обсуждения на форуме – продолжение

«Глава первая. Интерес К. Маркса и Ф. Энгельса к России

…2. Изучение к. Марксом, Ф. Энгельсом русского языка и русской литературы

    Создатели научного коммунизма были полиглотами, владели рядом живых и мертвых языков. Иностранный язык, отмечали ими, есть орудие в жизненной борьбе (Воспоминания о К. Марксе и Ф. Энгельсе. Ч. 1 – М.: Политиздат, 1983, С. 144).В том числе они целенаправленно изучали и славянские языки, а среди них в первую очередь – русский язык (Петр Я. К. Маркс, Ф. Энгельс и славянские языки. Пер. с чешского. – М.: Высшая школа, 1984). Интерес к нему был логическим следствием интереса к России, обуславливался потребностью из, так сказать, первых рук узнавать о происходящих в ней событиях и процессах, регулярно читать в оригинале связанные с ними источники, лично, без посредников общаться с российскими деятелями. Кроме того, овладев русским языком, создатели научного коммунизма пришли к выводу, что он «всемерно заслуживает изучения и сам по себе, как один из самых сильных и самых богатых из живых языков…» (Маркс К. и Энгельс Ф. Т. 18, С. 526). «Как красив русский язык! – восхитился Энгельс. – Все преимущества немецкого без его ужасной грубости» ( Там же, Т. 36, С. 106). Исследователями отмечено, что во всем творчестве создателей научного коммунизма такой позитивной, эмоционально окрашенной характеристики какого-либо другого иностранного языка больше нет (Петр Я. Маркс К., Ф. Энгельс и славянские языки…, С. 41).
    За изучение русского языка создатели научного коммунизма принялись: Энгельс в конце 1850 г., Маркс – в конце 1869 г. (когда ему был 51 год – vir). И эта работа продолжалась с перерывами на протяжении всей их последующей жизни (Там же, С. 21-41). В результате Маркс и Энгельс, по собственной оценке и оценке их знакомых, читали по-русски довольно легко и бегло (Маркс К и Энгельс Ф. Т. 33, С. 147; Т. 26, С. 259; Т. 37, С. 454). Они так полюбили русский язык, что в письмах своим русским друзьям нередко использовали его. «Удивили же Вы меня, - отвечает 17 октября 1884 г. Энгельсу его давний корреспондент П.Л. Лавров, - написав мне письмо по-русски…» (К. Маркс, Ф. Энгельс и революционная Россия/ Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. – М.: Политиздат, 1967. С. 5050). В других энгельсовских письмах по-русски воспроизведены целые строки и вписаны по-русски многие отдельные слова. А в письме Лаврову от 12 февраля 1885 г. Энгельс подписывается по-русски: «Федор Федорович» (Петр Я. К. Маркс, Ф. Энгельс и славянские языки…, С. 38) (стало быть, его полное имя по-русски – Федор Федорович Энгельс– vir).

Продолжение следует

0

6

Продолжение

    Понятно, что изучение создателями научного коммунизма русского языка шло на основе и в процессе изучения ими различных русских источников. Всего выявлено около 600 названий русских книг, находившихся в библиотеках Маркса и Энгельса (Русские книги в библиотеках К, Маркса и Ф. Энгельса/Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. – М.: Политиздат, 1979, С. IX-XVII). Значительное место среди них занимала художественная литература, которую создатели научного коммунизма оценивали исключительно высоко. Так, Маркс уже в 50-е годы, обнаружив в одной из литературоведческих книг французский перевод древнерусской поэмы «Слово о полку Игореве», обратил на нее специальное внимание, особо отметив героико-эпический характер и политическую заостренность этого выдающегося произведения. «Суть поэмы, - писал он Энгельсу, - призыв русских князей к единению как раз перед нашествием собственно монгольских полчищ» (Маркс К. и Энгельс Ф. Т. 29, С. 16). В свою очередь Энгельс в те же годы из изданной по-английски антологии русской литературы почерпнул сведения о ведущих русских поэтах и писателях XVIII-начала XIX вв.: М.В. Ломоносове, Г.Р. Державине, Н.М. Карамзине, К.Н. Батюшкове, И.А. Крылове, В.А. Жуковском и других (Петр Я. К. Маркс, Ф. Энгельс и славянские языки…, С. 33).
    Огромное удовольствие доставляло создателям научного коммунизма чтение произведений А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева. По воспоминаниям Фр. Кугельман (дочери друга Маркса – Л. Кугельмана), Маркс при чтении вслух произведений этих авторов совершенно свободно переводил их с русского языка на немецкий. Он считал, что вряд ли кто-либо из писателей превзошел Лермонтова в изображении природы, во всяком случае редко кто достигал такого мастерства. А Тургенев, по его мнению, необычайно верно отобразил своеобразие русского народа с присущей ему славянской сдержанностью и эмоциональностью (Воспоминания о К. Марксе и Ф. Энгельсе. 3-е изд., доп. Ч. 2. – М.: Политиздат, 1988, С. 166).
    Особой любовью у создателей научного коммунизма полььзовались произведения Пушкина. Одно из первых изданий пушкинского романа в стихах «Евгений Онегин», в старинном переплете, бережно хранилось у Маркса, а после его кончины – у Энгельса как наиболее ценная вещь из их собраний русских книг. В своем классическом труде «К критике политической экономии» Маркс одну важную мысль иллюстрировал ссылкой на это произведение (Маркс К. и Энгельс Ф., Т. 13, С. 158). Неоднократно ссылался на него и Энгельс. Обсуждая в одном из писем экономические отношения в России, он цитирует из этого романа строфу, воспроизводя ее по-русски ( Там же, Т. 38, С. 171). Ф.М. Кравчинская (жена революционного народника С.М. Степняка-Кравчинского) вспоминает, как Энгельс на праздничном обеде у себя дома, обратившись к ней, стал декламировать по-русски из «Евгения Онегина» большие куски текста (Русские современники о К. Марксе и Ф. Энгельсе. – М.: Политиздат, 1969, С. 121-122, 124-125).
    Благодаря знакомству с русской художественной литературой создатели научного коммунизма познавали Россию как бы изнутри, во всем богатстве ее национально-культурного своеобразия».

Источник – Боровиков А.П. К. Маркс, Ф. Энгельс и Россия. СПб, 2003, С. 7-10.

0

7

В дополнение к материалам форума

(О причинах национализма в буржуазном государстве)

И. Сталин, Марксизм и национальный вопрос, раздел II (Том 2 Сочинений)

    В многонациональных государствах борьбу не между нациями, а между господствующими классами командующих и оттесненных наций «…ведут обыкновенно или городская мелкая буржуазия угнетенной нации против крупной буржуазии командующей нации (чехи и немцы), или сельская буржуазия угнетенной нации против помещиков господствующей нации (украинцы в Польше), или вся “национальная” буржуазия угнетенных наций против правящего дворянства командующей нации (Польша, Литва, Украина в России).
Буржуазия - главное действующее лицо.
Основной вопрос для молодой буржуазии - рынок. Сбыть свои товары и выйти победителем в конкуренции с буржуазией иной национальности - такова ее цель. Отсюда ее желание обеспечить себе “свой”, “родной” рынок. Рынок - первая школа, где буржуазия учится национализму.
Но дело, обыкновенно, не ограничивается рынком. В борьбу вмешивается полуфеодальная - полубуржуазная бюрократия господствующей нации со своими методами “тащить и не пущать”. Буржуазия командующей нации - все равно, является ли она мелкой или крупной - получает возможность “быстрее” и “решительнее” расправиться со своим конкурентом.
“Силы” объединяются, и - начинается целый ряд ограничительных мер против “инородческой” буржуазии, переходящих в репрессии. Борьба из хозяйственной сферы переносится в политическую, Ограничение свободы передвижения, стеснение языка, ограничение избирательных прав, сокращение школ, религиозные стеснения и т. п. так и сыплются на голову “конкурента”.
Конечно, такие меры преследуют не только интересы буржуазных классов командующей
нации, но и специфически, так сказать, кастовые цели правящей бюрократии. Но с точки зрения результатов это совершенно безразлично: буржуазные классы и бюрократия идут в данном случае рука об руку - все равно, идет ли речь об Австро-Венгрии или о России.
Стесненная со всех сторон буржуазия угнетенной нации естественно приходит в движение.
Она апеллирует к “родным низам” и начинает кричать об “отечестве”, выдавая свое
собственное дело за дело общенародное. Она вербует себе армию из “соотечественников” в интересах... “родины”. И “низы” не всегда остаются безучастными к призывам, собираясь вокруг ее знамени: репрессии сверху задевают и их, вызывая в них недовольство.
Так начинается национальное движение.
Сила национального движения определяется степенью участия в нем широких слоев
нации, пролетариата и крестьянства.
Станет ли пролетариат под знамя буржуазного национализма - это зависит от степени развития классовых противоречий, от сознательности и организованности пролетариата».
***
ВЫВОД: Таким образом, при капитализме в основе любого национализма, как великодержавного, так и угнетенной нации, лежат экономические вопросы конкуренции между нациями и рынков. При этом более сильная нация стремится не допустить «младшего брата» к экономическим преференциям, а та, в свою очередь, стремится их получить. Нации прибегают к агитации и пропаганде в народе, чтобы выдать свое корыстное дело за общенародное.
    Для сознательного пролетария речь идет не о том, какой национализм более «справедлив» (любой национализм несправедлив), а об интернационализме, сплочении между рабочими всех наций для борьбы за свои интересы (а не за интересы «своей» буржуазии).

0

8

(3)
«Глава первая. Интерес К. Маркса и Ф. Энгельса к России…

…3. Переписка и личные контакты К. Маркса, Ф. Энгельса с русскими деятелями (копируется в части)

                                                                I
    Важнейшим каналом, связывающим создателей научного коммунизма и Россию, была их переписка с русскими деятелями. Она охватывает 1846-1895 гг. – полустолетие, богатое исключительно важными историческими событиями. В специальной литературе отмечается, что сохранилось почти 150 писем Маркса и Энгельса к русским корреспондентам и свыше 300 писем от русских корреспондентов к Марксу и Энгельсу. Причем соотношение между этими письмами – 1:2 – дает основание предположить об утрате значительного количества писем Маркса и Энгельса к их русским корреспондентам. Ибо и тот и другой отличались общеизвестной аккуратностью в переписке и пунктуально отвечали практически на каждое письмо (Конюшая Р.П. Карл Маркс и революционная Россия. 2-е изд., доп. – М.: Политиздат, 1985, С. 78-79).
    В числе русских корреспондентов создателей научного коммунизма фигурирует около 50-ти имен известных представителей науки и культуры, крупных политических деятелей, знаменитых революционеров. Среди них: П.В. Анненков – видный публицист; Н.И. Сазонов – участник революционных событий 1848 г. в Париже; М.М. Ковалевский – крупный историк, юрист и социолог; П.Л. Лавров – идеолог революционного народничества; Е.Л. Томановская (Дмитриева) – героиня Парижской Коммуны; Г.А. Лопатин – организатор попытки освобождения из ссылки Чернышевского; Н.И. Утин – один из руководителей Русской секции I Интернационала; Г.В. Плеханов и В.И. Засулич – члены первой русской марксистской организации, группы «Освобождение труды»; Н.Ф. Даниельсон – видный экономист.
    Помимо русских индивидуальных корреспондентов у создателей научного коммунизма были еще и коллективные адресаты. Это – Комитет Русской секции I Интернационала; Группа студентов-юристов Санкт-Петербургского университета; Редакция газеты «Начало»; Исполнительный комитет социально-революционной партии в России; Общество русских социалистов-эмигрантов; Студенты Петровской земледельческой академии в Москве; Славянский социалистический студенческий союз в Цюрихе «Славия»; Славянский социалистический клуб; Русские социал-демократы в Берне; Союз еврейских социалистов (Маркс К., Энгельс Ф. и революционная Россия…, С. 168-170, 217-218, 348, 427-428, 481, 482, 532, 574-575).
    Переписка содержит богатейший материал, раскрывающий как характер отношений Маркса и Энгельса к России, ее деятелям, так и характер отношений российских деятелей к ним. В ней освещаются актуальные проблемы мирового общественного развития, внутренняя российская жизнь, важнейшие теоретические проблемы. Переписка показывает горячее желание и неуклонное стремление создателей научного коммунизма сделать все для того, чтобы разрабатываемые ими идеи, их взгляд на действительность непременно дошли до далекой России и получили там распространение.
    В данном аспекте очень, в частности, типично уже одно из самых ранних писем Маркса от 28 декабря 1846 г. Анненкову (Маркс К. и Энгельс Ф. Т. 27, С. 401-412). Откликаясь на просьбу последнего, Маркс дает в нем обстоятельный анализ книги П.Ж. Прудона «Система экономических противоречий, или Философия нищеты». Высказанные при анализе идеи легли позднее в основу труда Маркса «Нищета философии. Ответ на «Философию нищеты» г-на Прудона»…

                                                                  II

    Еще одним каналом, связывавшим Маркса, Энгельса и Россию выступали их личные контакты с русскими деятелями. Установлено свыше 30-ти человек, встречавшихся с создателями научного коммунизма и посещавших их дома (Конюшая Р.П. Карл Маркс и революционная Россия…, С. 131). Маркс и Энгельс довольно тесно общались с прогрессивно настроенными людьми 40-60-х гг., с участниками революционных народнических организаций «Земля и воля» и «Народная воля», с руководителями Русской секции I Интернационала и членами группы «Освобождение труда», с революционерами, активно действовавшими не только в русском, но и в международном освободительном движении

    Источник – Боровиков П.А. К. Маркс, Ф. Энгельс и Россия (краткий исторический очерк). СПб, 2003, С. 12-16.

0

9

В дополнение к материалам форума (из моей дискуссии с А. Голицыным на Комстоле в 2018 г. – тема «К. Маркс, Ф. Энгельс и Россия», стр. 24, пост # 351)

Для Аркадия Голицына
На ваш # 320, стр. 22 форума.
В ответ на мой вывод о причинах национализма (конкуренция и рынки между нациями) вы задаете вопрос – «Расширю Ваш вывод. По ТТС Маркса в обществе существует два антагонистических класса - пролетариата и буржуазии. А на самом деле в капиталистическом обществе существуют два класса - эксплуататоров и эксплуатируемых. В чем здесь разница?».
***
Как вы и сами прекрасно видите, эксплуататоры и эксплуатируемые – это не классы, а группы людей, которые либо сами изымают у других прибавочную стоимость (вне всякой зависимости от национальности зависимого рабочего), либо подвергаются эксплуатации (т.е. у них отнимается, изымается прибавочная стоимость). Причем если прибавочная стоимость изымается не в связи со статусом, а по национальному признаку, здесь налицо национальная дискриминация (наряду с экономической).
Поскольку здесь почему-то  затронута тема украинцев, якобы фашистов потому лишь, что они украинцы, - то это полная, тотальная чушь и расовый бред, сопоставимый с геббельсовскими измышлениями и не имеющий ничего общего с патриотизмом, как и хамство в отношениях между людьми не имеет никакого отношения к культуре (сказанное относится и к характеристике русских, чеченцев и прочих национальностей).
Эти расистские псевдонаучные и псевдосоциологические идеи не имеют никакого отношения к марксизму ни в одном своем качестве.
В ответ на те ужасы, которые творятся на Украине, можно привести примеры куда большего кошмара, творящегося в России (последний, к примеру, это события в Кемерове, которые подчеркивает Ихалайнен). И что? И, по-моему, никто из представителей правящей элиты не повесился, не застрелился, не покаялся и не ушел в монастырь замаливать свои грехи при осуществлении власти. А взять медицину, взять то же образование, продуктовое снабжение и проч. Это что?
Повторю, НАЦИОНАЛИЗМ НЕ ИМЕЕТ НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ К МАРКСИЗМУ (национализм есть всего лишь борьба за рынки для «своей» нации). МАРКСИЗМ – ЭТО ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ.
Поэтому БУРЖУАЗНЫЙ ПАТРИОТИЗМ НИКУДА НЕ ГОДЕН.  Вопрос о Родине важен лишь с классовой точки зрения – о какой Родине идет речь, за какую Родину нужно бороться и за какую Родину не нужно бороться? Бороться за Россию Дерипаски и Вексельберга? Или за Россию народа?

0

10

В следующем пункте раскрываются отношения двух стран – царской России и Польши и их разные стороны – имеются ввиду (1) интересы польской аристократии и правящей российской верхушки, (2) европейская политика, (3) демократия в России и ситуация в Польше, (4) будущее Польши.
    При чтении следует учесть классовость марксистского анализа польской проблемы и особенности марксизма – для Маркса главным смыслом жизни была революция. «…Маркс был прежде всего революционер. Принимать тем или иным способом участие в разрушении капиталистического общества и созданных им государственных учреждений, участвовать в деле освобождения современного пролетариата, которому он впервые дал сознание его собственного положения и его потребностей, сознание условий его освобождения, - вот что было в действительности его жизненным призванием» (из речи Ф. Энгельса на могиле Маркса). Системность оппозиционной деятельности и вообще всякая двусмысленность политических действий, националистичность (национализм) и конспирологичность – все это отрицалось Марксом и, напротив, для него были приоритетны интернационализм, интересы народа, пролетариата.
    Далее, несомненен историзм марксистских выводов, или, иначе, всякого рода попытки автоматически перенести оценки 19-го века на современность были бы наивны и, разумеется, ненаучны. Современная ситуация в Европе, отношения современных буржуазных государств – Польши и России – равноправных участников международной политики – все это нуждается в новом изучении с марксистских позиций.

(4) ПОЛЬША  И  ЦАРСКАЯ РОССИЯ

Глава вторая. К. Маркс, Ф. Энгельс и царская Россия
3. Характеристика внешней политики царизма        

VI

    Предметом специального анализа были для создателей научного коммунизма отношения царизма с Польшей. В XIX в. часть ее земель входила, как отмечено, в состав российской империи. Произошло это вследствие трех разделов Речи Посполитой (в 1772, 1793, 1795 г.) между Австрией, Пруссией, Россией (имеются ввиду, конечно, правящие круги этих стран, а не народы – vir) и переделом ее между ними после разгрома наполеоновской Франции.
    Маркс и Энгельс отметили, что главной причиной гибели независимой Польши было поведение ее крупной феодальной аристократии, доведшей страну до полного упадка и видевшей последнее средство своего спасения от народного возмущения в соглашательстве с державами, принявшими участие в разделе (Соч., Т. 5, С. 352; Т. 16, С. 164). Но последствием уже первого раздела стал совершенно естественный союз остальных классов Польши (дворянства, городского бюргерства и отчасти крестьянства) как против внешних угнетателей страны, так и против собственной крупной феодальной аристократии. Поляки, отметил Энгельс, ясно понимали, что их независимость вовне неотделима от свержения аристократии на путях радикальных аграрных демократических преобразований (Там же. Т. 4, С. 381; Т. 5, С. 352, 379). Таким образом, Польша оказалась наиболее революционной частью всех участвовавших в ее разделе держав, составила очаг восточноевропейской демократии.

Продолжение следует

Отредактировано vir (2018-08-18 19:06:39)

0

11

Продолжение

    Особенно это было важно применительно к царской России – оплоту и прикрытию европейской реакции. Расположенные на польской территории царские войска представляли собой резерв остальных армий, подавлявших рабочий класс в Европе, и были способны задушить любую революцию. Сопротивление же польского угнетенного народа сдерживало притязания царизма и мешало ему направлять свои удары против революционных сил Запада.
    Отсюда создатели научного коммунизма указывали, что Польша непохожа ни на какую другую страну. В революционном аспекте она играла совершенно особую роль, составляла краеугольный камень европейского здания. Победит ли в Польше революция или реакция – та или другая окончательно восторжествует и во всей Европе. Любая европейская революция, которой не удастся увлечь за собой Польшу, обеспечить ее независимость и свободу, осуждена на поражение (Там же. Т. 19, С. 35-36). Царизм в союзе с другими поработителями поляков неизбежно раздавит ее. Обретение же Польшей независимости и свободы разорвало бы цепь, которой царизм приковал к себе остальных ее поработителей, делая их участниками совместного грабежа. Цепь заставляет их сохранять отжившие порядки не только в Польше, но и в собственных странах, выступать во всех без исключения случаях контрреволюционно. Разрыв этой цепи смел бы величайшее препятствие, стоявшее тогда на пути прогресса и социального освобождения европейских народов (Там же. Т. 5, С. 351-353; Т. 18, С. 555; Т. 22, С. 23).
    Вследствие этого, указывали Маркс и Энгельс, неотъемлемой частью программы действий европейского рабочего класса, лозунгом его внешней политики является требование: «Отпор русской угрозе в Европе – восстановление Польши». Восстановление означает для рабочих освобождение собственных стран от вассального подчинения России (Там же. Т. 16, С. 156-158).
    Одновременно создатели научного коммунизма особо подчеркнули, что восстановление Польши насущно необходимо  и для самих русских. Ибо, пишет Энгельс, «не может быть свободен народ, угнетающий другие народы. Сила, нужная ему для подавления другого народа, в конце концов всегда обращается против него самого. Пока русские солдаты стоят в Польше, русский народ не может добиться ни политического, ни социального освобождения» (Там же. Т. 18, С. 509). Наоборот, высказывает предположение Энгельс, когда Россия потеряет Польшу, то в самой России, при достигнутом тогда ею уровне развития, революционное движение окрепнет настолько, что опрокинет существующий порядок вещей (Там же). Стало быть, независимость Польши и революция в России во многом взаимно обуславливались.
    Вместе с тем нельзя, во имя объективности, не отметить, что позиция создателей научного коммунизма относительно Польши и ее взаимоотношений с Россией была далеко не однотонной и имела иное, прямо противоположное сказанному содержание, иной характер оценок исторических фактов.

Продолжение следует

0

12

Продолжение

    Свидетельство тому – письмо Энгельса от 23 мая 1851 г. Марксу. Он пишет: «Чем больше я размышляю над историей, тем яснее мне становится, что поляки – une nation foutue ( пропащая, обреченная нация. – А.Б.), которая нужна как средство, лишь до того момента, пока сама Россия не будет вовлечена в аграрную революцию. С этого момента существование Польши теряет всякий смысл. Поляки никогда не совершали в истории ничего иного, кроме смелых драчливых глупостей. И нельзя указать ни одного момента, когда бы Польша, даже только по сравнению с Россией, с успехом представляла бы прогресс или совершила что-либо, имеющее историческое значение. Наоборот, Россия действительно играет прогрессивную роль по отношению к Востоку. Несмотря на всю свою подлость и славянскую грязь, господство России играет цивилизаторскую роль для Черного и Каспийского морей и Центральной Азии, для башкир и татар; и Россия восприняла гораздо больше элементов просвещения и в особенности элементов промышленного развития, чем, по самой природе своей шляхетски-сонная, Польша. Преимуществом России является уже одно то, что русской дворянство … занимается промышленным производством, барышничает, надувает, берет взятки и обделывает всевозможные христианские и еврейские делишки. Поляки никогда не умели ассимилировать чужеродные элементы. Немцы в городах остались и остаются немцами. Между тем каждый русский немец во втором поколении является живым примером того, как Россия умеет русифицировать немцев и евреев. Даже у евреев вырастают там славянские скулы.
    Ярким примером «бессмертия» Польши, - продолжает Энгельс, - дают наполеоновские войны 1807 и 1812 годов. Бессмертным является у поляков только их беспредметная драчливость. К тому же большая часть Польши, так называемая Западная Россия, то есть Белосток, Гродно, Вильно, Смоленск, Минск, Волынь и Подолия, начиная с 1772 г., за незначительными изменениями, спокойно подчинялась господству русских; они и не шевельнулись, за исключением немногих горожан и дворян в отдельных местах. Четверть Польши говорит по-литовски, четверть по-русински, небольшая часть на полурусском языке, а собственно польская часть на добрую треть германизирована» (Там же. Т. 27, С. 240-241).
    Далее Энгельс пишет, что, к счастью, они с Марксом не взяли на себя по отношению к полякам никаких определенных обстоятельств, кроме признания необходимости восстановления Польши в соответствующих границах, и то при условии аграрной революции. А эта революция, высказывает он уверенность, осуществиться полностью раньше не в Польше, а именно в России, как из-за национального характера русских, так и вследствие большего развития в ней буржуазных элементов. «Что значат, - восклицает Энгельс, - Варшава и Краков против Петербурга, Москвы, Одессы и т.д.!» (Там же. С. 241-142).
    Здесь не место выяснять степень обоснованности содержащихся в письме суждений. Важно другое: изложенное еще раз убедительно показывает, что отношений создателей научного коммунизма к той или иной стране, тому или иному народу неизменно определялось лишь одним – объективной ролью данных стран и народов в истории человечества, их конкретным воздействием на международное общественное развитие, мировой революционный процесс.

Источник – Боровиков А.П. К. Маркс, Ф. Энгельс и Россия (краткий исторический очерк). СПб, 2003, С. 39-43.

0

13

Продолжение темы

(5)

« Глава вторая. К. Маркс, Ф. Энгельс и царская Россия

…2. Оценка состояния царизма

    Создатели научного коммунизма видели в царизме специфическую форму российского государства ( Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., Т. 18, С. 544 ). Он характеризовался ими как не имеющий себе равных, неслыханный деспотический режим, о произволе которого на Западе не могут составить себе никакого представления (Там же, С. 548; Т. 19, С. 158, 548; Т. 36, С. 263). Это, писали они, то же самое, что оккупация, когда власть организована по военному образцу и когда ее целиком должен оплачивать народ ( Там же, Т. 9, С. 35 ). Причем царский деспотизм не висит в воздухе, а является необходимым и логическим продуктом российских общественных условий. Естественная основа его – наличие разбросанных по территории полностью изолированных друг от друга  крестьянских общие, создававших одинаковые, но никак не общие для страны интересы ( Там же, Т. 18, С. 544). Выразителем общих интересов и выступила централизованная власть, делавшаяся постепенно неограниченной и ставшая в конечном итоге деспотической.
    Неограниченность и деспотизм власти породили, довели до предела бюрократическую систему управления, создали бесчисленную армию чиновников, составивших целое особое сословие. Низшей, самой многочисленной его категории Энгельс дал такую характеристику: «Это круг людей, играющих подчиненную роль, хитрых, ограниченных и эгоистичных, поверхностная образованность которых делает их еще более отвратительными; тщеславные и жадные до наживы, продавшиеся душой и телом государству, они сами в то же время ежедневно и ежечасно пытаются продать его по мелочам, если это может дать им какую-либо выгоду» ( Там же, Т. 11, С. 477).
    В результате, продолжает Энгельс, всю официальную Россию разъедают коррупция и казнокрадство. Администрация развращена до мозга костей. Чиновники живут больше воровством, вымогательством и взятками, чем жалованием. Взяточничество пронизывает все звенья государственного аппарата и парализует любые добрые намерения, какие можно только представить ( Там же, С. 478; Т. 18, С. 509; Т. 19, С. 144; Т. 22, С. 404). Подчинив себе все и вся, царизм узурпировал даже церковь, превратив ее в простое орудие государства, в инструмент угнетения внутри страны и захватов вовне (Там же, Т. 10, С. 130-131).
     Создатели марксизма-ленинизма указывали, что по мере хотя и медленного, но неуклонного общественного развития такая система государственного устройства, постепенно устаревая, перестала соответствовать потребностям жизни и вступила с ними в вопиющее противоречие. Особенно полное ее банкротство и крушение показала Крымская война, в которой царизм, несмотря на героизм русских воинов, потерпел поражение. «То дело, - пишет Энгельс, - над которым Николай трудился дни и ночи в течение двадцати пяти лет, погублено под развалинами крепостных валов и бастионов Севастополя» ( Там же, Т. 12, С. 672). Необходимость коренных изменений в стране становилась самоочевидной.

Продолжение следует

0

14

Продолжение

    Новый самодержец, Александр II, в течение первых лет своего царствования вынужден был, прикинувшись либералом, пойти на некоторое смягчение деспотизма. Он даже, отметил Маркс, стал рассуждать о правах человека, которые людям, оказывается, принадлежат от природы и которые у них не следует отнимать ( Там же, С. 695). Печати было предоставлено больше свободы, введен суд присяжных, местные представительные учреждения получили позволение принимать некоторое участие в управлении, была разрешена даже легкая и учтивая критика действий чиновников и предоставлена возможность для введения вежливых, благонамеренных и почтительных по отношению к власти дискуссий.
    В результате, констатировали создатели научного коммунизма, в России было положено начало внутренней истории, движению в нации умов и его отражению – общественному мнению, пусть еще очень слабому, но неуклонно приобретающему значение и уже не позволяющему себя полностью игнорировать. Тогда правительство, испугавшись, снова повернуло назад, поставив прежние жестокие репрессии в порядок дня. Печати заткнули рот. С местными представительными органами перестали считаться. Политические заключенные начали передаваться особым судам, состоявшим из специально подобранных для этой цели судей.
    Но было уже поздно. Проявив однажды признаки испуга, правительство потеряло свой престиж. Вера в его прочность и способность сокрушить всякое внутреннее сопротивление исчезла. Возникшие на почве оживления свободы силы уже нельзя было привести к прежнему слепому повиновению. Обсуждение насущных вопросов, хотя бы и в частном кругу, вошло в привычку среди мыслящей части общества. Да и само правительство, при всем своем стремлении возвратиться к прежнему необузданному деспотизму, все же пыталось сохранить, перед лицом Европы, видимость либерализма. Следствием этого стала политика, характеризующаяся колебаниями и нерешительностью. Сегодня даются послабления, завтра берутся обратно; потом снова то же самое. Это делало для каждого очевидной внутреннюю слабость режима, недостаток у него проницательности и воли (Там же. Т. 22, С. 40; Т. 19, С. 144-145). Режим все больше и больше утрачивал свою былую фундаментальность, устойчивость, способность управлять страной по своему усмотрению.
    Подведя итог анализу состояния царизма, Энгельс отметил: « Что же могло быть естественнее растущего с каждым днем презрения к правительству, о котором уже давно знали, что оно ни к чему хорошему не способно и что ему повинуются только из страха, - правительству, которое теперь показало, что оно само сомневается в своей способности поддержать собственное существование, что оно испытывает по меньшей мере такой же страх перед народом, какой народ испытывает перед ним?» (Там же, Т. 19, С. 145). Пропасть между царизмом и народом, противостояние их неуклонно углублялись. Лучшая, мыслящая часть общества воспринимала самодержавную власть как абсолютное зло».
(Источник: Боровиков А.П. К. Маркс, Ф. Энгельс и Россия. СПб, 2003, стр. 24-26).

0

15

Дополнительный материал для темы

О евреях в России в царствование Николая I (на примере)

    По дороге к месту своей ссылки (Вятка) политзек Герцен столкнулся с
российским пожилым офицером, который вел в Казань группу "жиденят".
Между Герценом и офицером состоялся разговор следующего рода –
«…- Видите,  набрали  ораву  проклятых  жиденят  с  восьми-девятилетнего
возраста. Во флот, что ли, набирают - не знаю. Сначала было их велели  гнать
в Пермь, да вышла перемена, гоним в Казань. Я их  принял  верст  за  сто;
офицер, что сдавал, говорил: "Беда да и только, треть осталась на дороге" (и
офицер показал пальцем  в  землю).  Половина  не  дойдет  до  назначения,  -
прибавил он.
   - Повальные болезни, что ли? - спросил я, потрясенный до  внутренности.
   - Нет, не то, чтоб повальные, а так, мрут, как мухи;  жиденок,  знаете,
эдакой чахлый, тщедушный, словно кошка ободранная, не  привык  часов  десять
месить грязь да есть сухари - опять чужие  люди,  ни  отца,  ни  матери,  ни
баловства; ну, покашляет, покашляет да и  в  Могилев.  И  скажите,  сделайте
милость, что это им далось, что можно с ребятишками делать?
   Я молчал.
   - Вы когда выступаете?
   - Да пора бы давно, дождь  был  уже  больно  силен...  Эй  ты,  служба,
вели-ка мелюзгу собрать!
   Привели малюток и построили в правильный фронт; это было одно из  самых
ужасных зрелищ, которые я видал, - бедные, бедные дети! Мальчики двенадцати,
тринадцати лет еще кой-как держались, но малютки восьми,  десяти  лет...  Ни
одна черная кисть не вызовет такого ужаса на холст.
   Бледные, изнуренные, с испуганным видом, стояли они в неловких, толстых
солдатских шинелях  с  стоячим  воротником,  обращая  какой-то  беспомощный,
жалостный взгляд на гарнизонных солдат,  грубо  ровнявших  их;  белые  губы,
синие круги под глазами - показывали лихорадку или озноб. И эти больные дети
без уходу, без ласки, обдуваемые ветром,  который  беспрепятственно  дует  с
Ледовитого моря, шли в могилу.
И притом заметьте, что их вел добряк-офицер, которому  явно  было  жаль
детей. Ну, а если б попался военно-политический эконом?
   Я взял офицера за руку и, сказав: "поберегите их", бросился в  коляску;
мне хотелось рыдать, я чувствовал, что не удержусь...
   Какие   чудовищные   преступления   безвестно   схоронены   в   архивах
злодейского, безнравственного царствования Николая!..».
(Герцен, «Былое и думы», глава XIII).

P.S. Вообще, если вас интересуют какие-либо подробности характера (менталитета) евреев, рекомендую знакомиться с исторической литературой, напр., очень неплохо тема раскрыта у Иосифа Флавия («Иудейская война»). По прочтении книги, вы поймете, что евреи (как и русские, как и алеуты) ничуть не лучше (но и не хуже!) любых других народов и поймете, что никаких конспирологических затей у евреев нет, что ими движут самые прозаические интересы, свойственные любому другому народу.

0

16

Для обсуждения на форуме

(6)
«Глава 2. К. Маркс, Ф. Энгельс и Россия…

…3. Характеристика внешней политики царизма (скопировано в части – vir)

                                  I

    Создатели научного коммунизма указывали, что внешняя политика представляла собой ту область жизни, в которой царизм всегда был очень силен (Там же, Т. 22, С. 14. Сравните это обстоятельство с режимом Путина-vir). Традиционное направление ее, подчеркивали они, составляли завоевания, а неизменная цель – стремление к мировому господству (Там же, Т. 9, С. 15; Т. 16, С. 206; Т. 22, С. 15, 22, 48). «Россия, - писал Маркс, - со свойственной ей спокойствием, осмотрительностью и терпением никогда не отклоняется от однажды намеченной ей цели» (Там же, Т. 12, С. 266). А Энгельс в 1851 г. отметил, что за предшествующие 150 лет царская империя ни разу не потеряла своей территории, но всегда расширяла ее с каждой предпринятой ею войной (Там же, Т. 8, С. 57).
    Здесь уместно отметить, что завоевательная политика со всеми ее мерзостями и грязью вовсе е составляла тогда монополию одних только русских царей. Она одинаково была присуща правящим режимам и других европейских стран, особенно великих – Австрии, Англии, Пруссии, Турции, Франции. И создатели научного коммунизма давали международной деятельности этих режимов не менее беспощадно-негативную, чем царизму, оценку.
    Исходную причину завоевательной политики европейских держав, в том числе и России, составляли, конечно, потребности в приобретении новых колоний, источников сырья и рынков сбыта, установлении контроля над стратегически важными пунктами планеты. Но, кроме того, русский царизм побуждался к ней и отмеченным выше неуклонным ослаблением своих внутренних позиций. Давно замечено, что когда престиж власти в глазах подданных падает, она часто для его восстановления пытается набрать очки именно в международных делах. И успехи во внешней политике всегда представляют собой палочку-выручалочку для всех начинающих колебаться деспотий.
    Отмечая это обстоятельство, Энгельс писал: «Чтобы самодержавно господствовать внутри страны, царизм должен был быть более чем непобедимым за ее пределами; ему необходимо было одерживать победы, он должен был уметь вознаграждать безусловную покорность своих подданных шовинистическим угаром побед, все новыми и новыми завоеваниями» (Там же, Т. 22, С. 40). Именно в пассивности и покорности населения создатели научного коммунизма видели главный источник внешнеполитических достижении царизма. У власти в этих условиях, отмечали они, есть возможность безоговорочно распоряжаться силам нации, которая не имеет другой воли, кроме воли правительства, и которая призвана только поставлять солдат и платить налоги ( Там же, С. 40-41). Поэтому царизм всячески стремился продлить такое состояние пассивности и покорности населения международными успехами. Он, испытывая опасность внутри страны, вынужден был бороться за свое существование на чужой земле…»

(Источник – Боровиков А.П. К. Маркс, Ф. Энгельс и Россия (краткий исторический очерк). СПб, 2003, С. 28-29).

Отредактировано vir (2018-08-19 12:10:45)

0

17

(Для обсуждения на форуме – Продолжение

(7)
«Глава вторая. К. Маркс, Ф. Энгельс и царская Россия…

…3. Характеристика внешней политики царизма (скопировано частично)

                            (Восточный вопрос – Россия, Турция и Запад)
                                                            II

    К числу наиболее острых проблем мировой политики тех лет принадлежал так называемый Восточный вопрос. Это – принятое у дипломатов и историков обозначение существовавших в XVIII-начале XX вв. международных противоречий. Они возникли в связи с начавшимся тогда распадом Османской империи (султанской Турции), ширившимся национально-освободительным движением порабощенных ею народов и борьбой западных великих держав за раздел ее владений, в первую очередь европейских.
    Одним из основных участников этой борьбы был царизм. Маркс и Энгельс разъясняли, что главной его целью являлось стремление добиться доступа к Средиземному морю, поскольку огромная Россия вынуждена была в то время для своих торгово-экономических связей довольствоваться лишь единственным портом, расположенным к тому же на море, которое в продолжении одного полугодия оказывалось закрытым для судоходства, а в продолжении другого полугодия доступно для неприятеля. Медленно и неуклонно, шаг за шагом, отмечали они, царизм продвигался к этой цели, давил на Турцию невзирая на все дипломатические ноты, интриги и маневры своих соперников (К. Маркс и Ф. Энгельс. Т. 9, С. 31, 219).
    Соперники же царизма, прежде всего правящие круги Англии и Франции, в действиях по поводу Восточного вопроса руководствовались не менее корыстными побуждениями. Энгельс прямо указывал, что жизненные интересы Англии делают ее упорными непримиримым противником русских планов аннексий и территориального расширения. Она не может согласиться, чтобы Россия завладела Босфором и Дарданеллами, поскольку это нанесло бы и в торговом, и в политическом отношениях тяжелый, если не смертельный, удар по британской мощи ( Там же, С. 11).
    Лицемерно маскируя свои цели показной защитой Османской империи, соперники царизма на деле столь же алчно протягивали руки к ее владениям. Под флагом помощи своему турецкому союзнику они бесцеремонно вмешивались в его внутренние дела, распоряжались его вооруженными силами, увеличивали финансовую зависимость, в которую уже давно попало от них султанское правительство. Поэтому, писал Маркс, турки начинают видеть в Англии и Франции врагов более опасных, чем сам царь (Там же, Т. 10, С. 202). Стало быть, завоевательные тенденции одинаково присутствовали в политике всех борющихся сторон…

Продолжение следует

0

18

Продолжение

                                                               IV
                             (Крымская война и ее оценка классиками)

    Ключевыми этапами борьбы за разрешение Восточного вопроса (см. выше – vir) были войны. Одна из них – Крымская война 1853-1856 гг. В ней России противостояла коалиция Англии, Франции, Турции и Сардинии. Этому событию создатели научного коммунизма уделили пристальное внимание.
    Они исходили из того, что Крымская война с обеих сторон носила несправедливый, захватнический характер. Ее возникновение прежде всего было результатом столкновения интересов государств-участниц и определялось своекорыстной политикой их господствующих классов. Каждая из сторон стремилась ослабить на Балканах позиции другой стороны и укрепить свои. При этом подлинные цели войны сторонами всячески скрывались. По замечанию Энгельса, измышления, увертки, обман, дипломатические уловки, военное бахвальство и ложь использовались ими в одинаковой мере (Там же, Т. 10, С. 230).
    Вместе с тем в этой схватке хищников создатели научного коммунизма наиболее предпочтительным считали поражение России. И в такой позиции, повторим, не было никакого русоедства. Она диктовалась исключительно интересами классовой борьбы пролетариата, перспективами развития мирового революционного процесса. Для этих интересов и перспектив, считали Маркс и Энгельс, сохранение турецкой независимости или, в случае распада Османской империи, пресечение аннексионистских планов России, являлось делом величайшей важности (Там же, Т. 9, С. 15). Аналогичным образом создатели научного коммунизма вели себя и в отношении других стран и народов. Например, - в период франко-прусской войны 1870 г., когда прямо заявили о желательности победы немцев и проигрыше французов. «Я хочу этого, - разъяснял Маркс, - потому что окончательное поражение Бонапарта, вероятно, вызовет революцию во Франции, в то время как окончательное поражение немцев только продлит существующее положение вещей еще на 20 лет» ( Там же, Т. 33, С. 112). И действительно, следствием поражения Бонапарта явилось провозглашение Парижской Коммуны.
    Крымская война показала полную неспособность феодальной России успешно противостоять капиталистическому западу. Анализируя всю совокупность связанных с военными действиями событий, создатели научного коммунизма отмечали, что сколь бы Россия ни продвигалась по пути прогресса, Запад движется вперед вдвое быстрее, и Россия не может рассчитывать на успех в войне против Запада не только при равенстве сил, но даже имея на своей стороне определенные преимущества (Там же, Т. 10, С. 563; Т. 38, С. 398). Крымская война представляла собой безнадежную борьбу страны с отсталыми формами хозяйства против стран с передовым для того времени производством.
    Несмотря на героические действия русских войск на суше и на море, особенно при защите Севастополя, царизм Крымскую войну проиграл. Но поскольку Англия и Франция не хотели окончательного крушения царизма как ведущей контрреволюционной силы, непосредственные условия мира для него в целом были не очень тяжелыми.
    Однако поражение, вскрыв гнилость царизма, весьма ослабило его международные и внутренние позиции. Подводя итоги конфликта, Энгельс писал: «Крымская война, хотя она и закончилась без сколько-нибудь существенной потери территории и даже – поскольку речь идет о Востоке – без ущерба для престижа, все же уязвила гордость России. Впервые ее заставили отказаться от принципа – никогда не уступать раз присоединенной к ней территории. Вся ее административная система в своей наилучшим образом организованной отрасли – в военной – потерпела полное банкротство и крушение» (Там же, Т. 12, С. 672). Страна, как отмечалось, оказалась перед необходимостью радикальных перемен».

Источник – Боровиков П.А. К. Маркс, Ф. Энгельс и Россия (краткий исторический очерк). СПб, 2003, СС.31-32, 35-37.

0

19

В. И. Ленин и Крымская война – оценка

«Крымская война показала гнилость и бессилие крепостной России» - ПСС, 5-е издание, т. 20, С. 173.

И. Сталин о последствиях Крымской войны

«Вы, наверное, слышали об освобождении крестьян, Это было время,
когда правительство получало двойной удар: извне - поражение в Крыму, изнутри -
крестьянское движение. Потому-то правительство, подхлёстываемое с двух сторон, вынуждено было уступить и заговорило об освобождении крестьян: “Мы должны сами освободить крестьян сверху, а то народ восстанет и собственными руками добьется освобождения снизу”» (И. Сталин, Соч., Том 1, С. 206 - «Государственная дума и тактика социал-демократии»).

Вывод – поражение говорит в первую очередь о меньшей эффективности экономики России в сравнении с экономикой стран Запада (Англия, Франция) и, далее, о самой прямой связи такой экономики с отсутствием свободы населения.

0

20

(8)
К. Маркс и Ф. Энгельс о русско-турецкой войне 1877-1878 гг.

Обращаю внимание участников форума на еще одно событие внешней политики с участием России, а именно, русско-турецкую войну 1877-1878 гг. Об отношении к ней К. Маркса и Ф. Энгельсу также упоминается в ранее цитировавшейся книге А.П. Боровикова –

« Глава вторая. К. Маркс, Ф. Энгельс и царская Россия
…3. Характеристика внешней политики царизма…

                                                               
                                                                       V

    Другим серьезным конфликтом в рамках Восточного вопроса (ранее рассматривалась Крымская война - vir) была Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Создатели научного коммунизма и ей уделили пристальное внимание. Коренной причиной войны оставалось прежнее противостояние великих держав за господство на Балканах. Однако, по мнению Маркса и Энгельса, к этому прибавилась еще и причина внутреннего свойства. Она заключалась в обостряющемся конфликте между царизмом и русским народом, в укреплявшемся в России революционном движении. Не располагая уже достаточными силами противостоять наступлению революции, царизм, разъясняет Энгельс, имеет только один путь спасения. Путь, открывавшийся перед всяким правительством, которое оказалось лицом к лицу с непреодолимым сопротивлением народа, - внешняя война. И было решено начать ее. Европе разъяснили, что война предпринята для избавления христиан от долгого хозяйничанья турок, а русскому народу объявили, что войну ведут во имя возвращения единоплеменных братьев-славян из-под турецкого ига в лоно Российской империи (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 19, С. 145-146). «Священная» война против «турка» активизировала славянофильский шовинизм, поощряемый царизмом и направляемый против революционного элемента.
    Как в Крымских событиях, создатели научного коммунизма и в этой войне откровенно взяли сторону турок. Они считали, что поражение царизма (с точки зрения предпосылок для европейской революции в целом) более желательно, ибо оно дало бы толчок развертыванию революционного движения в самой России и тем ускорило начало нового революционного подъема во всей Европе (Там же. Т. 34, С. 41, 246). Напротив, победу, одержанную царизмом в этой войне, они восприняли как фактор, негативно повлиявший и на общую международную ситуацию, и на развитие естественного хода вещей внутри России (Там же. Т. 19, С. 146; Т. 34, С. 70, 246-248).
    Сказанное, однако, ни в коей мере не означает, что создатели научного коммунизма выступали за сохранение Османской империи и, следовательно, были против освобождения порабощенных ею народов. Наоборот, во владычестве турок они усматривали препятствие на пути общественного прогресса и считали сокрушение его безусловной, давно назревшей необходимостью (Там же, Т. 9, С. 34). Только осуществление этого, т.е. подлинное решение Восточного вопроса, ими виделось не в замене турецкого гнета русским или каким-либо другим, а посредством революции. Задача, по их мнению, состояла в том, чтобы превратить несправедливую, захватническую войну реакционных режимов между собой в революционную войну европейских народов против царского самодержавия и всех контрреволюционных сил (Там же. С. 33; Т. 10, С. 6, 242, 536, 577-578; Т. 11, С. 191-192). В результате такого изменения характера войны, полагали они, произойдет подъем классовой и национально-освободительной войны, реакционные режимы в Европе будет сметены, а империи разрушены. И угнетенные народы получат возможность для своего свободного самоопределения, самостоятельного устройства собственной судьбы».

    Источник – Боровиков А.П. К. Маркс, Ф. Энгельс и Россия (краткий исторический очерк). СПб, 2003, С. 37-39.
==================================================
Русско-турецкая война для России и правительства

Война на Балканах явилась для России одной из причин обострения внутриполитического кризиса накануне революционной ситуации конца 70-х - начала 80-х годов XIX в. Надежды правительства на то, что победоносная война собьет накал нового демократического подъема, не оправдались.

Источник
- История России от древнейших времен до начала XX в. Под  ред. И.Я. Фроянова. СПб, 1992 г.

0

21

Дополнительный материал для форума

Всемирному жидомасонскому заговору

и неисчислимой рати конспирологов-антииудаистов

ПОСВЯЩАЕТСЯ

«Когда-то Костя Беляев написал прекрасную песню, к которой  народ  сам
делал добавления. Получилась народная песня.
   Вот трамвай на рельсы встал -
   Под трамвай еврей попал
   Евреи, бля, евреи,
   Кругом одни евреи...
   Если в кране нет воды,
   Значит, выпили жиды.
   Евреи, бля, евреи,
   Кругом одни евреи...
   Если в кране есть вода,
   Значит, жид нассал туда.
   Евреи, бля, евреи,
   Кругом одни евреи...
   Захожу я в бакалею:
   Сыра нет - одни евреи.
   Евреи, бля, евреи,
   Кругом одни евреи...
   Захожу в галантерею:
   Шерсти нет и нет евреев.
   Евреи, бля, евреи,
   Кругом одни евреи...
   И Буденный, и Никита
   Жрут мацу, но инкогнито.
   Евреи, бля, евреи,
   Кругом одни евреи...
   Шарль де Голль в Париже рос,
   У него с намеком нос.
   Евреи, бля, евреи,
   Кругом одни евреи...
   Генерал Пэн Де Хуэй
   Тоже раньше был еврей.
   Евреи, бля, евреи,
   Кругом одни евреи...
   Спутник в космосе летает
   С перигея в апогей.
   В нем кронштейн висит прибитый
   Первый в космосе еврей.
   Евреи, бля, евреи,
   Кругом одни евреи...
   Вот упал метеорит,
   А под ним еврей лежит.
   Это что же за напасть -
   Негде камушку упасть!
   Никсон в Киев прилетел,
   На Богдана поглядел:
   На коне сидит Богдан,
   Прямо как Моше Даян.
   Евреи, бля, евреи,
   Кругом одни евреи...
   Говорят, из Мавзолея
   Тоже вынесли еврея -
   Где гарантия, что жид
   В Мавзолее не лежит?
   Евреи, бля, евреи,
   Кругом одни евреи...
   Леня Брежнев с Фордом дружит,
   С Голдой Меир не дружит,
   Но народ советский знает:
   Леня Брежнев - тоже жид.
   Евреи, бля, евреи,
   Кругом одни евреи...
   Было бы непорядочно с моей стороны не отметить, что последний  куплет
был придуман замечательным человеком, которому я многим обязан,  большим
ученым, талантливым экономистом Марком Шиовичем Барбакадзе».

Источник – И. Раскин. Энциклопедия хулиганствующего ортодокса

0

22

Дополнительный материал для форума

Антисемитизм. Россия, русские и евреи.

«Антисемит  бывает  рациональный  и  эмоциональный,  бытовой  и  госу-
дарственный. Один очень близкий для меня человек как-то точно  подметил,
что любой не еврей всегда эмоциональный антисемит. Многие  не  понимают,
что антисемитизм унижает его носителя, будь то целый народ или отдельный
индивидуум. Мудр и филигранно точен ответ Уинстона Черчилля  на  вопрос:
"Почему в Англии нет антисемитизма?"
   - А мы не считаем евреев умнее себя.

   Антисемит ли русский человек? Когда в Киеве слушалось  сфабрикованное
черносотенцами "Дело Бейлиса", многими  выдающимися  русскими  деятелями
науки и культуры было принято обращение "К русскому обществу. По  поводу
навета на евреев". Всего полторы странички. Вот первые строки:  "Во  имя
справедливости, во имя разума и человеколюбия, мы подымаем голос  против
новой вспышки фанатизма и темной неправды..." Авторы пишут о  древнейшем
христианском таинстве - причащении, из-за которого в древности языческие
жрецы также обвиняли христиан в том, будто они причащаются кровью и  те-
лом убиваемого языческого младенца.  "Бойтесь  сеющих  ложь.  Не  верьте
мрачной неправде, которая много раз уже обагрялась кровью,  убивала  од-
них, других покрывала кровью и позором". Везде пишут, что это  обращение
подписали Горький, Серафимович и еще несколько человек. На  самом  деле,
кроме Горького и Серафимовича это обращение подписали: Боборыкин  и  Ме-
режковский, Зинаида Гиппиус и Вяч. Иванов,  Федор  Сологуб  и  Александр
Блок, Куприн и Вернадский, Александр Бенуа, член Государственной думы В.
Д. Набоков (отец великого писателя), письмо также подписали 184 студента
Петербургского университета. Лучшее в России всегда было против  антисе-
митизма. Тысячи и тысячи русских семей  во  время  фашистской  оккупации
прятали евреев у себя.

Источник – Раскин И. Энциклопедия хулиганствующего ортодокса

0

23

Дополнительный материал для форума

Россия перед первой мировой войной

Российская армия, как сообщил г-н Ихалайнен (напомню-данный форум является перепечаткой моей темы с Комстола-vir), осуществляла разносторонние реформы в разных областях (ссылка на источник информации Инетовский, сама ссылка анонимная (https://shkolazhizni.ru/culture/articles/11843/ - vir), а потому особого доверия не вызывает – мало ли кто-то там чего-то там написал?). Возникает вполне естественный вопрос – что же помешало России выиграть Первую мировую войну  при столь масштабном реформировании русской императорской армии начала XX века?
Прежде всего – в частности и в общем – экономическая слабость в сравнении со своими противниками. Побеждает не армия, побеждает экономика – эту элементарную истину пора бы уж на основе колоссального исторического материала усвоить псевдопатриотам. Причем, что характерно – наиболее полное раскрытие противоречий русской действительности было характерно как раз для тех, кто хотел процветания своей великой Родине, России, и наоборот, крики о величии России с шовинистическим угаром были характерны как раз для прогнившего насквозь самодержавия и его отставшей от жизни идеологии, нацеленной на движение не вперед, а в прошлое.
Россия ДОЛЖНА БЫЛА ПРОИГРАТЬ ПЕРВУЮ МИРОВУЮ ВОЙНУ И ОНА ЕЕ ПРОИГРАЛА. А ВИНОВАТ В ЭТОМ ПРЕЖДЕ ВСЕГО ГНИЛОЙ ЦАРИЗМ.

Обратимся далее к соответствующим статистическим данным.

ГЕРМАНИЯ

В статье «Германия» (из всемирно признанной БСЭ, третье издание) относительно периода начала XX века сказано следующее – «Германский юнкерско-буржуазный империализм в нач. 20 в. Г.[ермания] в 1900 -14. В 20 век Г. вступила империалистич. державой с высокоразвитой экономикой. По уровню пром. произ-ва Г. выдвинулась к нач. 20 в. на 1-е место в Европе, обогнав недавнюю мастерскую мира Великобританию. Несмотря на периодич. кризисы, несколько замедлявшие экономич. развитие Г., оно шло быстрыми темпами. Так, с 1900 по 1913 произ-во чугуна увеличилось более чем в 2 раза, добыча угля- почти вдвое, выплавка стали-почти втрое.
Стремит. подъём тяжёлой индустрии в немалой степени определялся растущими потребностями герм, милитаризма. Под знаком милитаризма происходила перестройка всей экономич. и политич. общественной структуры Г…
…Империалистич. Г. безостановочно наращивала вооружения. С 1879 по 1914 воен. расходы выросли в 5 раз, превысив 1600 млн. марок, что составило более половины гос. бюджета. Численность армии мирного времени с каждым годом увеличивалась; к 1914 она достигла 800 тыс. чел.; герм, армия была оснащена наиболее современным по тому времени оружием. Программы строительства воен. кораблей неоднократно пересматривались в сторону увеличения. К началу 1-й мировой войны Г. располагала 41 линейным кораблём, в т. ч. 15 сверхмощными - дредноутами. Правящие круги вели усиленную идеологич. обработку населения в духе шовинизма.

РОССИЯ-ГЕРМАНИЯ  И   МИР


1) Удельный вес в мировом промышленном производстве к 1913 г.

Россия-5,3%, Германия – 15,7% (см. Военно-исторический журнал, №11, 2004, С. 20),

2) Россия-Германия-Англия – грамотность
К началу Первой мировой войны оказалось, что 61 проц. призывников в России были неграмотными, тогда как в Германии-0,04%, Англии-1 проц. (Военно-исторический журнал, №10, 2004, С. 36).
«…наш солдат, - отмечалось в военной литературе, - к глубочайшему несчастью нашей родины, обречен судьбою уступать другим в отношении умственного кругозора и образовательной подготовки» (См. там же, С. 35-36).

3) Масштабы выпуска продукции – «…Занимая но своему протяжению и населению первое место среди великих капиталистических держав мира, Россия до 1913 г. по масштабам фабрично-заводской продукции стояла позади США, Германии, Англии и Франции. Причем если от Франции по объему этой продукции Россия отставала всего раза в полтора, от Англии и Германии раза в три с половиной, то от США отстала в этом отношении по меньшей мере раз в восемь» (Источник – Струмилин С.Г. Очерки экономической истории России и СССР, М., Наука, 1966, С. 481).
***
О весьма недостаточном финансировании русской армии, иных проблемах при ее подготовке см. там же – Военно-исторический журнал, №10, 2004, статья «Подготовка русской армии накануне первой мировой войны» (должна быть в Инете).

Отредактировано vir (2018-08-21 19:50:42)

0