К. Маркс, Ф. Энгельс и Россия
Размещаю на страницах сайта мои собственные перепечатки из книги А. П. Боровикова «К. Маркс, Ф. Энгельс и Россия» (краткий исторический очерк). СПб, 2003 г., ранее опубликованные на сайте Комстол. Сейчас, после моего бана хозяевами этого сайта (скорей всего, его причина в моем антисталинизме, который там считается антикоммунизмом) считаю необходимым перепечатать посты об отношениях основоположников к России и народу страны с тем, чтобы они не были принадлежностью исключительно Комстола. Открытая мной тема с Комстола была, надо сказать, самой популярной в интернациональном разделе сайта. Пусть теперь хозяева Комстола видят, как антикоммунист vir размещает марксистские посты на другом сайте.
Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
(1)
Вслед за распадом СССР и образованием «демократической России» произошли подвижки в общественной идеологии – место прежнего интернационализма заняли идеи о преступниках-гастарбайтерах из прежних «братских республик», различных фобиях по отношению е «единой» России, внеклассовые рассуждения о «нашей великой России». Общаясь с зюгановцами на сайте газеты "Советская Россия" я неоднократно видел сущность этих взглядов как буквально геноцидные устремления по отношению к «инородцам» вроде чеченцев, украинцев и всяких прочих «киргизов», как отсутствие какой-либо классовости (я уж не говорю о марксизме), как враждебные устремления по отношению к любой национальности, кроме «коренной».
На данном форуме предполагается, впрочем, обсуждение не политических особенностей современного зюганизма или внеклассового патриотизма, а отношение основоположников к России и процессам внутри России. Раскрытие фактов и обстоятельств темы позволит понять необоснованность утверждений о якобы россиифобстве основоположников, и, напротив, получить представление о фактических причинах тех или иных высказываний Маркса и Энгельса о России.
Итак, НАЗАД В БУДУЩЕЕ!
«Глава вторая. К. Маркс, Ф. Энгельс и царская Россия
1. Царизм – оплот и резервная армия европейской реакции
Создатели научного коммунизма с самого начала были противниками и обличителями царизма. Обуславливалось это, повторим, не их субъективной неприязнью, а тем объективным местом, какое официальная, дворянская Россия занимала на международной арене. Она составляла ядро «Священного союза» - объединения европейских государств, возникшего в 1815 г. (после победы над Наполеоном) с целью подавления любых социальных и национальных освободительных движений. Отсюда Марс и Энгельс совершенно обоснованно квалифицировали российское самодержавие как мощный оплот и главную резервную армию европейской реакции, твердыню, становой хребет феодализма и абсолютизма, а русского царя – как наследственного главу объединенного европейского деспотизма (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., Т. 19, С. 124, 146, 305; Т. 21, С. 324; Т. 34, С. 230, 342; Т. 36, С. 315, 417; Т. 37, С. 4; Т. 38, С. 341). Царизм довел русский народ до такого состояния, что будучи угнетаем у себя дома, он служил орудием угнетения народов вне его.
Особенно явственно жандармская роль русского царизма проявилась во время революции 1848-1849 гг. Реакционеры всей Европы видели тогда в его вмешательстве единственное спасение против начавшегося пробуждения пролетариата. И вмешательство не заставило себя ждать. Получив известие о революционных событиях во Франции, Николай I, созвал офицеров гвардии и обратился к ним с воинственной речью, закончив словами: «Седлайте коней, господа!».
Продолжение следует