О научном наследии К.Маркса и Ф.Энгельса
Творческое наследие Карла Маркса и Фридриха Энгельса состоит из двух взаимосвязанных частей – научной и партийной (политической), которые являются продуктом умственного отражения процессов функционирования двух составляющих разумной работы головного мозга человека – исторической функции человеческого сознания и оперативной функции человеческого мышления. Мышление в реальном времени управляет действием, а сознание (социальное, общественное знание) определяет цели такого действия.
Разделить две части научного коммунизма, как целесообразного руководства к сознательному коллективному действию, невозможно: коммунистическая наука без коммунистической партийности становится бесплодным шарлатанством, а коммунистическая партийная политика без коммунистической науки превращается в конъюнктурное, бессознательное и безответственное политиканство.
Основной, фундаментальный научный результат коллективной интеллектуальной работы Маркса и Энгельса может быть представлен их следующими выводами (ссылки даны по 2-му изданию их сочинений):
- «…Все исторические коллизии… коренятся в противоречии между производительными силами и формой общения» (Т.3, с.74).
- «…Люди, развивая свои производительные силы, то есть живя, развивают определённые отношения друг к другу, и что характер этих отношений неизбежно меняется вместе с преобразованием и ростом этих производительных сил». (Т.27, с.406).
- «…Из определённой формы материального производства вытекает, во-первых, определённая структура общества, во-вторых, определённое отношение людей к природе». (Т.26 (1), с.279).
- «Ни одна общественная формация не погибнет раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она даёт достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их осуществления в недрах самого старого общества» (Т.13, с.7).
- «Переворот, к которому стремится современный социализм, состоит, коротко говоря, в победе пролетариата над буржуазией и в создании новой организации общества путём уничтожения всяких классовых различий. Для этого необходимо наличие не только пролетариата, который совершит этот переворот, но также и буржуазии, в руках которой общественные производительные силы достигают такого развития, когда становится возможным окончательное уничтожение классовых различий». (Т.18, с.538).
- «Царство свободы» начинается в действительности лишь там, где прекращается работа, диктуемая нуждой и внешней целесообразностью, следовательно, по природе вещей оно лежит по ту сторону сферы собственно материального производства (Т.25 (2), с. 386 – 387)
- «Буржуазный период истории призван создать материальный базис нового мира: с одной стороны, развить мировые сношения, основанные на взаимной зависимости всего человечества, а также и средства этих сношений; с другой стороны – развить производительные силы человека и обеспечить превращение материального производства в господство при помощи науки над силами природы». (Т.9, с.230).
- «Развитие производительных сил общественного труда есть историческая задача и оправдание капитала. Именно этим он бессознательно создаёт материальные условия более высокого способа производства». (Т.48, с.294).