Марксизм Форум сайта www.marksizm.info - Марксистская группа "Рабочая Демократия"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Негативная диалектика Адорно

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Жан Жумар
Отправлено: 30.03.2005 19:36. Заголовок: Негативная диалектика Адорно
--------------------------------------------------------------------------------
(ответ Розе на сообщение на старом форуме)

Уважаемые товарищи, мне бы хотелось узнать ваше мнение о традиции «Новых левых» движений и их теоретическом обосновании на примере работы Т. Адорно «Негативная диалектика».

Выскажу только свое мнение. Негативную диалектику не читал.
С творчеством Адорно знаком только из переписки с одним немцем и по нескольким статьям в одной «левой» газете.

› Как вы думаете, в какой мере и форме возможно ныне политическое действие как леворадикальная серийная атака, которая не ограничивается только лишь социально-экономическими категориями пролетарских масс, но
собирает под свое знамя многообразный гетерогенный сплав бунтарей, в том числе творческую интеллигенцию, женщин, геев и т.д.?

Мне непонятно, что такое «леворадикальная серийная атака». Можешь пояснить, что это такое?
Рабочая партия и не должна действовать в одиночестве - наоборот - необходимо, чтобы она организовывала массовое движение из разных слоев.

› Как известно, фундаментальное теоретическое обоснование
проекта «негативной диалектики» (в собственном смысле этого слова) было осуществлено в рамках Франкфуртской школы социальных исследований в одноименной работе Т. Адорно – оно может рассматриваться в качестве предтечи постсовременной парадигмы понимания власти и общественных
процессов, вскрывая недостаточность традиционных решений проблемы политической репрезентации многомерной социальности. Вопрошая о диалектическом соотношении целого и частей, а также о взаимосвязи общего, особенного и единичного, понимаемого в перспективе обязательности
сведения категорий диалектики к социальной реальности, Адорно делает вывод о насильственном характере взаимоотношений между целостностью и ее элементами, при котором целое обладает первенством по отношению к своим
частям и подавляет их.

Знакомо. Но принцип демократического централизма, централизации рабочей партии - фундаментальный принцип для марксистов.
Потому что на этом принципе основано также и управление экономикой - без этого невозможен переход к общественной собственности на средства произвобства.

Понятийная скорлупа целостности должна быть осмыслена перед
лицом технологического прогресса и общественной экспансии исключительно как пережиток простого товарного хозяйства, окруженный реальностью позднего индустриального капитализма – гегелевская диалектика в этих условиях, будучи парадигматической моделью классического понимания
целостности, уже не может оставаться исходным пунктом размышлений. Как отмечает Адорно, понятийный порядок неизбежно стремится поставить себя между мышлением и объектами его постижения, а всякая целостность выстраивается по закономерностям классической логики (сердцевиной которой
является закон исключенного третьего)

Как связан «закон исключенного третьего» с принципом централизации партии (обязательностью решений съезда для всей партии, например).

› поэтому все качественно своеобразное, гетерогенное, диссонирующее, подрывное, «инаковое» обозначается как «противоречащее», то есть нетождественное, взятое в аспекте тождества.

Почему же?
В определенных рамках допустимы разногласия - те, что не расходятся с основными принципами организации.

› Я убеждена, что интеллектуальная традиция Франкфуртской школы должна быть обязательно использована в строительстве современных теорий и практик противостояния капиталу.

Проблема, на мой взгляд, в том, что у этой школы очень сложный язык.

Отредактировано Kollo (2005-10-26 15:33:21)

0

2

Перенесено со старого форума:

Ильдар
Отправлено: 01.04.2005 08:14. Заголовок: Re: Негативная диалектика Адорно

--------------------------------------------------------------------------------

Адорно - хороший мыслитель, философ и социолог - оригинальный, богатый, глубокий и т.д., и т.п.
Причем левый мыслитель. Адорно проявил себя в таких областях, как эпистемология (теория познания), эстетика и социология искусства, методология социальных наук, критика буржуазной идеологии и др. Много внимание он уделял анализу тоталитарных (как в фашистской, так и в либеральной форме) тенденций позднего капитализма. В целом, для теоретизирования Адорно характерна повышенная чувствительность к авторитарным и репрессивным составляющим социальной жизни при капитализме.
На опред-м этапе Адорно, как и др. видный франкфуртский теоретик Макс Хоркхаймер, пришел к выводу, что в условиях позднего капитализма сопротивление возможно только в сфере теории и авангардного искусства. Они не приняли студенческий бунт 68, за что свергались - в прямом смысле - с кафедры их же студентами. На «новых левых» большее влияние оказал другой представитель франкфурсткой школы Маркузе (кстати, читается он намного легче, чем Адорно). Для левых активистов, конечно, неприемлема политич. позиция Адорно, но многие его идеи и сюжеты очень полезны. Напр., его исследования авторитарной ментальности могут дать многое для понимания живучести фашизма при капитализме ( книга «Исследование авторитарной личности» переведена на русский) ..или актуальный анализ «культурной индустрии», массовой культуры позд-го капитализма (в работе Адорно, Хоркхаймер Диалектика Просвещения, тоже перев-на)

На самом деле, хотел бы прокоментировать сообщение «Розы Гваттари» в ином ключе и, так сказать, обратиться к ней напрямую :)
Роза! у тебя такой хороший ник: «Роза» взято от немецкой революционерки Розы Люксембург, «Гваттари» взято от соратника французского радик-го мыслителя Делеза психоаналитика Феликса Гваттари. Но скажи, какую цель ты преследуешь, отправляя сообщения, перенасыщенные эзотерической поструктуралисткой терминологией, непонятную неспециалисту. Какой эффект намереваешься произвести? Это не демократично, не по-товарищески, не по-левому. Попахивает сектанством и элитаризмом (ибо употребляя заведомо непонятную широкому кругу терминологию, ты как бы «позиционируешь» себя как представительницу круга избранных, носителей эзотерического сверхинтеллектуального знания). И, еще, некоторые твои сообщения (посмотрел архив старого форума) выглядят как такой изощренный стеб. Если ты хочешь убедить товарищей в важности таких хороших и интересных мыслителей, как Делез или Адорно, надо иметь в виду, что а) не все имеют (и не обязаны иметь) желание, интерес, возможность, время для углубленного или не очень изучения современной французской мысли и Франкфуртской теории б) удвоение или карикатурная имитация сложности языка, на котором писали названные теоретики, только вредит.
Если ты считаешь, что хорошо освоила Негативную диалектику или Делеза, так постарайся разложить их сложные концепции на
составляющие, выделить главное и донести до читателя, не являющегося выпускником философского факультета. Поделись с товарищами! А самый лучший способ доказать их важность - это показать, как их идеи работают в применении к нашим реалиям.
За каждым термином или фразой. которыми ты с таким задором манипулируешь (типа «серийная атака», «машина желания», «репрезентация многомерной социальности» и что там еще) - стоит целая «история», комплекс идей, политический и интеллектуальный контекст, который можно просто и ясно описать. Трудно, но можно и нужно, если ты хочешь дать этим идеям политическое применение.
Такая вот мораль :))

0