Жан Жумар
Отправлено: 30.03.2005 19:36. Заголовок: Негативная диалектика Адорно
--------------------------------------------------------------------------------
(ответ Розе на сообщение на старом форуме)
Уважаемые товарищи, мне бы хотелось узнать ваше мнение о традиции «Новых левых» движений и их теоретическом обосновании на примере работы Т. Адорно «Негативная диалектика».
Выскажу только свое мнение. Негативную диалектику не читал.
С творчеством Адорно знаком только из переписки с одним немцем и по нескольким статьям в одной «левой» газете.
› Как вы думаете, в какой мере и форме возможно ныне политическое действие как леворадикальная серийная атака, которая не ограничивается только лишь социально-экономическими категориями пролетарских масс, но
собирает под свое знамя многообразный гетерогенный сплав бунтарей, в том числе творческую интеллигенцию, женщин, геев и т.д.?
Мне непонятно, что такое «леворадикальная серийная атака». Можешь пояснить, что это такое?
Рабочая партия и не должна действовать в одиночестве - наоборот - необходимо, чтобы она организовывала массовое движение из разных слоев.
› Как известно, фундаментальное теоретическое обоснование
проекта «негативной диалектики» (в собственном смысле этого слова) было осуществлено в рамках Франкфуртской школы социальных исследований в одноименной работе Т. Адорно – оно может рассматриваться в качестве предтечи постсовременной парадигмы понимания власти и общественных
процессов, вскрывая недостаточность традиционных решений проблемы политической репрезентации многомерной социальности. Вопрошая о диалектическом соотношении целого и частей, а также о взаимосвязи общего, особенного и единичного, понимаемого в перспективе обязательности
сведения категорий диалектики к социальной реальности, Адорно делает вывод о насильственном характере взаимоотношений между целостностью и ее элементами, при котором целое обладает первенством по отношению к своим
частям и подавляет их.
Знакомо. Но принцип демократического централизма, централизации рабочей партии - фундаментальный принцип для марксистов.
Потому что на этом принципе основано также и управление экономикой - без этого невозможен переход к общественной собственности на средства произвобства.
Понятийная скорлупа целостности должна быть осмыслена перед
лицом технологического прогресса и общественной экспансии исключительно как пережиток простого товарного хозяйства, окруженный реальностью позднего индустриального капитализма – гегелевская диалектика в этих условиях, будучи парадигматической моделью классического понимания
целостности, уже не может оставаться исходным пунктом размышлений. Как отмечает Адорно, понятийный порядок неизбежно стремится поставить себя между мышлением и объектами его постижения, а всякая целостность выстраивается по закономерностям классической логики (сердцевиной которой
является закон исключенного третьего)
Как связан «закон исключенного третьего» с принципом централизации партии (обязательностью решений съезда для всей партии, например).
› поэтому все качественно своеобразное, гетерогенное, диссонирующее, подрывное, «инаковое» обозначается как «противоречащее», то есть нетождественное, взятое в аспекте тождества.
Почему же?
В определенных рамках допустимы разногласия - те, что не расходятся с основными принципами организации.
› Я убеждена, что интеллектуальная традиция Франкфуртской школы должна быть обязательно использована в строительстве современных теорий и практик противостояния капиталу.
Проблема, на мой взгляд, в том, что у этой школы очень сложный язык.
Отредактировано Kollo (2005-10-26 15:33:21)