В газете=Достоинство= №24 за 2004 на стр.1 дана заметка-
МИХАИЛ ЗУРАБОВ: «ЛЬГОТЫ НЕ ПОТЕРЯЕТ НИКТО!»
Семь ответов на семь вопросов
Пожалуй, ни одна из тем последнего времени не вызывала такого социального резонанса, как проблема льгот. Точнее, их замены денежными компенсациями. В правительстве, правда, предпочитают использовать другую формулировку и говорят об изменении порядка предоставления и финансирования льгот. Но народ эти тонкости поначалу не осознал, из-за чего и пришел в изрядное возбуждение. Теперь, по мере разъяснения властью своих предполагаемых шагов и их мотивов страхов стало вроде бы поменьше, но вопросы еще остаются.
И первый из этих вопросов – кто и зачем придумал заменять льготы денежными выплатами? Ответ очевиден – впервые предложение о монетизации льгот, или о замене их денежными выплатами прозвучал на совместной коллегии Минфина и Минэкономразвития в марте текущего года. Выдвинул его министр финансов Алексей Кудрин, ведомство которого подготовило и все необходимые для такой замены расчеты. Кудрин предложил и формулу замены льгот: льготы отменяются, а вместо них устанавливаются компенсации. Была разработана и нормативная база такой замены – еще в 2003 г. принят закон, перераспределивший полномочия при установлении льгот между федеральной властью и регионами…
Однако с самого начала было очевидно, что столь быстрое и упрощенное решение такой острой проблемы может вызвать серьезный рост напряженности в обществе, породить в нем новые протестные настроения. Поэтому разработка механизма монетизации льгот была передана Министерству здравоохранения и социального развития, которое изменило саму идеологию монетизации. Вместо первоначально заявленной отмены льгот было предложено изменение порядка их предоставления и финансирования. Министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов не раз подчеркивал принципиальное условие объявленных преобразований: льготы не потеряет никто.
Вопрос второй – почему понадобилось заменять льготы на деньги? Ответ прост. Льготы – признак бедности государства. И поскольку оно не способно обеспечить гражданам пристойный уровень доходов, компенсируется недоплаченное в это случае предоставлением натуральных льгот – этаким суррогатом истинной зарплаты или пенсии. Причем чем меньше уровень денежных доходов, тем выше объем предоставляемых (а чаще декларируемых) льгот. Не случайно, например, в более богатом Советском Союзе по льготным основаниям выходил на пенсию каждый пятый пенсионер. А в более бедной России переходного периода – каждый третий. Да и в целом из 146 миллионов российского населения 103 миллиона сегодня – льготники. Среди них 32 миллиона пенсионеров.
Поэтому как только экономическая ситуация в России начала стабилизироваться, наметились устойчивые тенденции экономического подъема, одной из первых задач власти стало повышения уровня доходов населения. А одной из форм этого должна стать реальная оценка стоимости натуральных льгот и постепенный перевод их в форму денежных доходов населения. Ведь в мире, как правило, не знают понятия «льгота» - вместо нее у людей есть высокая зарплата и достойная пенсия…
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)