"Советская Россия" за 09.07.2011
Испытания века
Трудный и победный путь Компартии Китая
90 лет тому назад (в июле–августе 1921 года, точная дата неизвестна) в Шанхае – одном из немногих китайских мегаполисов, где к тому времени уже имелся настоящий пролетариат, в основном портовый и железнодорожный, – собрался Первый, учредительный, съезд Коммунистической партии Китая. Присутствовало 12 делегатов, в том числе и товарищ Мао Цзэдун, от 7 марксистских кружков, общая численность которых составляла 53 человека. Ныне Компартия Китая насчитывает в своих рядах порядка 80 миллионов человек – около 6 процентов населения страны. Это меньше, чем состояло в КПСС (9%), но все равно уже близко к критической черте, за которой в партийной жизни могут наступить очень неприятные изменения. Руководство КПК это прекрасно понимает и уделило данной проблеме немало места в юбилейном докладе. Но об этом чуть ниже.
На торжественном собрании в Пекине 1 июля выступил Генеральный секретарь ЦК КПК, Председатель КНР товарищ Ху Цзиньтао. Понятно, что такого рода доклады не обходятся без исторического освещения событий. И товарищ Ху Цзиньтао упомянул в качестве первого исторического репера «опиумную войну» 1840 года, которую европейские колонизаторы вели за свое «священное право» торговать в Китае наркотиками. Потом «опиумные войны» дважды повторялись, всякий раз оканчиваясь победами европейцев, но послужили источником не только небывалого национального унижения, но и мощного подъема национального самосознания китайского народа. Страну непрерывно сотрясали народные восстания, и, наконец, в 1911 году свершилась буржуазно-демократическая революция под руководством основателя «Национальной Народной партии» (Гоминдан) Сунь Ятсена (1866–1925), именуемого «китайским Лениным». В 1940 году ему был посмертно присвоен титул Отца Нации. Возглавляя революцию, он выдвинул «три народных принципа»: национализм, народовластие, народное благосостояние. Ленин, внимательно следивший за мировой политикой, написал о китайской революции и конкретно о Сунь Ятсене несколько статей в легальных питерских газетах. В них он доступно объяснил, что китайская революция – великая, но мелкобуржуазная. И она неминуемо потерпит поражение в столкновении с западным империализмом и собственной «отечественной» бюрократией. Ленин был прав. Очень скоро первого временного президента Китая Сунь Ятсена свергла бюрократия. Это подвигло его, уже в 20-х годах прошлого столетия, на переформулировку «трех народных принципов». Теперь они гласили: «Союз с СССР, союз с компартией Китая, опора на рабоче-крестьянские массы». Таким образом, великий политик, роль которого не осмеливается никто отрицать, завещал китайскому народу дружбу с Советской Россией и коммунистами. Это хорошо и бесспорно. Но надо понимать, что во взаимоотношениях великих народов никогда не обходится без «некоторых шероховатостей».
Вспоминать о них больно, но необходимо. В отношениях с великим восточным соседом русские, советские люди пережили немало эмоций. Нет больше в мире таких стран, за событиями в которой мы следили бы так истово. Все знали, что если «русский с китайцем – братья навек», что третьей мировой войны не будет – не рискнут «американе» воевать одновременно против двух крупнейших в мире держав. Но «вдруг» в конце 60-х годов прошлого века Советский Союз стал вполне серьезно готовиться к атомной войне с Китаем. Это я знаю совершенно точно по своей военной службе недалеко от советско-китайской границы, где занимался слежением за ядерными испытаниями в Китае. Война на острове Даманском, полностью переданном ныне Китаю, породила взрыв советского патриотизма. Когда все это началось, было отчаяние, но был и огромный патриотический подъем. Как водится, нашу роту выстроили и зачитали приказ о событиях на Даманском. После зачтения замполит «неформально» спросил: «Кто желает перейти на службу на советско-китайскую границу. И все сто человек сделали шаг вперед. Этот шаг никем из начальства не планировался. Наоборот, оно оторопело. Тем более что это происходило вскоре после ввода советских войск в Чехословакию, отнюдь не встретившего в нашей среде столь же единодушной поддержки, а даже наоборот. Поэтому мы знаем, что такое сознательный патриотизм. Мы были молоды, воспитаны комсомолом и уверены в том, что власть в Китае захватили «враги народа».
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)