Марксизм Форум сайта www.marksizm.info - Марксистская группа "Рабочая Демократия"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



О «БИБЛИОТЕКЕ ШНЕЕРСОНА» И ОБЩИНЕ ХАБАД

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Советская Россия,  05.11.1991, с. 3

АРБИТРАЖ «ЗА», ПРОКУРАТУРА «ПРОТИВ»

Дело о еврейских рукописях

Необходимость вернуться еще раз к проблеме еврейских рукописей, на которые претендует еврейская община хасидов, продиктована как развитием событий, так и противоречивой, зачастую взаимоисключающей информацией по этому вопросу.
После решения Госарбитража РСФСР, о котором писала наша газета, собрался трудовой коллектив Государственной библиотеки СССР им. Ленина и принял обращение, в котором говорится, что над ГБЛ нависла угроза уничтожения и разграбления: государство практически не финансирует строительство и реконструкцию зданий, резко сокращены ассигнования на , закупку литературы, в 1991 году впервые в истории библиотеки практически прекращено иностранное комплектование, у сотрудников ГБЛ сегодня самая низкая зарплата среди библиотекарей страны.
И вот теперь решение о передаче еврейской хасидской религиозной общине «Хабад» части фонда ГБЛ, спасенного библиотекой в 20-е годы и тогда же национализированного государством.
Таким образом, подчеркивается в обращении, положено начало разграблению фондов библиотеки.
В конце октября прокурор республики подал протест против этого решения Госарбитража РСФСР. За разъяснением мы обратились к юристу С. Ю. Седакову, ведущему в суде дало о еврейских рукописях.
— Протест            прокурора
РСФСР за подписью Генерального прокурора Степанкова внесен в Высший арбитражный суд, в его над-зорную инстанцию, правомочную пересматривать решения Госарбитража РСФСР. Протест содержит ряд кардинальных и бесспорных положений, которые опущены арбитражам в момент рассмотрения дела в первой инстанции при вынесении решения. Ото откосится в первую очередь к праву собст-венности хасидской религиозной общины   «Хабад» как

таковому — этого права на заявленное наследие Шнеер-сона хасидская религиозная община   не   доказала.
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)

0

2

(ПРОДОЛЖЕНИЕ)
Арбитраж при первом рассмотрении на это внимание не обратил.
Что касается существа спора, то по нему уже высказывались и государственные должностные лица, и арбитраж, и пресса, и сама община. Однако никто не прислушался к мнению самого Иосифа Шнеерсона, который сам распорядился так, что эта коллекция должна принадлежать Румянцевскому музею. Вот его письмо от 5 февраля 1925 года, направленное в «Главнауку». Обнаружив, что после пропажи библиотеки во время гражданской войны она была национализирована и отдана на хранение в Румянцевский музей, он обратился с просьбой вернуть ему библиотеку, составляющую для него «ценное фамильное состояние и необходимую для научных работ». По крайней мере, подчеркивал И. Шнеерсон, «оставить музею то, что его интересует, а остальное выдать мне». Я, как юрист, рассматриваю эти строки письма как акт распоряжения в пользу Румянцевского музея, то есть ГБЛ.
Другом момент, который отражая в письме, состоит в том, что эта библиотека являлась для Шнеерсона ценным фамильным состоянием. И это прямо подводит суд к обращению к 151-й статье Гражданского кодекса, которая является в этом деле основным кардинальным решающим звеном. Что значит ценное фамильное состояние? Это значит, что Иосиф Шнеерсон рассматривает свою коллекцию как личную собственность, То есть она может быть передана только по наследству или каким-то иным способом, но лично самим Шнеерсоном кому-то. В арбитражном же решении сказано, что коллекция Шнеерсона является собственностью общины. Но эта община не может входить в число наследников и вообще правопреемников, поскольку создана только   в   январе 1991

года. П. Шнеерсон умер в 1950 году в США, не оставив завещания.
В сохранившихся документах есть сведения, что, уезжая в эмиграцию в конце -0-х годов, он вывез с собою библиотеку. Об этом он сам пишет в воспоминаниях «Записки об аресте»,  опубликованных в Бруклине в 1983 году.
И тут мы подходим к вопросу о том, что такое «библиотека Шнеерсона», на которую претендует хасидская община. Арбитражное решение достаточно активно оперирует термином «библиотека Шнеерсона». Однако каково конкретное собрание книг?
На этот вопрос ответить сегодня не может никто. И если книги из коллекции Шнеерсона в ГБЛ и попали, то они растворены в общем фонде еврейской литературы, собранном многими поколениями работников ГБЛ из различных источников.
Чтобы выделить фонд, на которым претендует община, необходима кропотливая, долговременная работа квалифицированнейших научных специалистов, знающих иврит и верные приметы книг Шнеерсона. Это трудоемкий и дорогостоящий процесс.
И последнее. Поскольку, е одной стороны, мы имеем утверждение Госарбитража о том, что «библиотека Шнеерсона» изначально являлась общинной, а с другой стороны, мы имеем утверждение самого Шнеерсона, что она была личной, то мы должны решитъ вопрос: о какой же библиотека идет речь? Ответ напрашивается совершенно однозначный: сам предмет спора не определен, так как неизвестно, что такое «библиотека Шнеерсона».
Словом, переносить право собственности на хасидскую общину «Хабад», предъявившую исковое требование, антизаконно. Принятые арбитражем решения неправомочны.  Предстоит рассмотрение дела в Высшем арбитражном
суде.
Г. ОРЕХАНОВА.

0