В «РОССИЙСКОЙ ГАЗЕТЕ» за 10 марта 2006 на стр.17 дана заметка-
Гарик Сукачев: До конца света еще есть время
Теперь известный рокер вместо водки пьет чай, но это не мешает ему, как и прежде, мечтать и творить
Игорь Свинаренко
"Российская газета" - Федеральный выпуск №4014 от 10 марта 2006 г.
Мы начали разговор с клуба "Маяк", в котором в прошлые годы встречались не раз.
- Закрыли его... "И закрыт любимый ресторан", как пел Алеша Дмитриевич.
- Кстати, не все помнят, что одна из лучших ваших песен - из его репертуара. "И носит он ботинки Нариман..."
- Хорошая песня! Народная, городская, вполне блатная, - он смеется. - Она была забыта. Мы ее вернули. Когда песня возвращается, это всегда хорошо.
- Но сегодня цыганщину связывают не с Дмитриевичем, а почему-то с Сердючкой.
- Алеша Дмитриевич популярен... Но, конечно, не так, как Верка Сердючка, иначе. Думаю, такое искусство всегда будет менее популярно, чем эстрада. Что больше денег приносит, то и популярно. Вот и все. Что же касается Алеши Дмитриевича, то он никогда не был особо популярен - как не была никогда особо популярна цыганская музыка. В нашей стране. Конечно, у нас есть театр "Ромэн", но что там играют и что вообще там происходит, 90 процентов населения не знает - и я в том числе. Ни разу в жизни я там не был... Цыганская культура не до такой степени востребована в нашей стране, хотя на нее была мода. Это было связано с балканской музыкой, с Бреговичем прежде всего и Кустурицей...
- У нас же еще Пушкин работал с цыганской темой...
- Да, Пушкин поднимал тему: пьянка, цыгане. И наши кинематографисты тоже любят цыган и водку. Тот же Михалков. Цыгане, мишка, поднос, на котором подают водку барину... Цыгане - это часть нашей национальной культуры, будем так говорить. В принципе мне это близко и дорого, потому что во всех нас это живет, хотим мы этого или не хотим.
- После Дмитриевича странно видеть, что люди считают настоящей цыганщиной деятельность Верки Сердючки.
- Не думаю, что надо серьезно об этом говорить. Он талантливый человек, этот парень, который исполняет роль Сердючки, это фантастический образ, понятный народу; такое хамство мы все видим вокруг. Это талантливо придумано продюсерами...
Но Алеша Дмитриевич глубже, чем эстрадное искусство. Его песни продирают... Его песня способна изменить человека - хоть на несколько минут. А на эстраде все делается для того, чтоб мы с вами получили удовольствие, развлеклись, провели время, ни о чем не задумываясь. Такова задача эстрады... Это справедливо и правильно, ведь люди живут непростой жизнью, им надо отдохнуть и посмеяться.
- Я слышал, вы перестали активно читать, поскольку книги вас более не трогают. Давно это?
- Давно. Лет пять или больше. Это меня сильно удивляет. И я себя за это корю. Но что бы я ни брал читать, мне все неинтересно.
- Может, вы уже все знаете о жизни, и вам не надо читать?
- Да не все я знаю... Я как-то подумал, что надо начать перечитывать книги, которые собраны дома. И вот я взял "Преступление и наказание" Федора Михалыча Достоевского, которого я люблю, я эту книгу перечитывал несколько раз в разные моменты своей жизни. Так вот, я прочел 20 или 30 страниц - и просто отложил книжку в сторону... Я не смог читать дальше! Что-то мне мешало. Я то и дело отвлекался, не мог следить за сюжетом. Ну это еще ладно - он мне давно известен. Главное, я заметил, что не могу уже сопереживать персонажам! В чем дело? Может, я стал более циничным? Книга - она, как всякое искусство, такова: или ты нырнул, или не нырнул. Так вот, у меня не получается. Это - про классическую литературу.
А что касается современной, то она мне тем более не интересна. Пелевин там или Мураками, что угодно - это очень симпатично, но это продукт рекламной деятельности. Для меня это как-то слишком понятно. Может, все дело в том, что у меня есть собственное видение мира, и потому чужие концепции мне не очень интересны? Они не более чем забавны. Это все равно как сесть в "Маячке" (о котором мы уже говорили) с приятным человеком, проболтать с ним несколько часов за коньяком или чаем, получить от этого удовольствие - и спокойно пойти домой: вот, симпатично провел время с приятным собеседником. Не более того...
- Тогда уж проще и выпить с хорошим человеком! Чем сидеть над сомнительной книгой.
- ...Современная литература напоминает американский кинематограф. Она стала какой-то агрессивно-сюжетной. Даже эзотерическая литература - и та стала нести мощный визуальный контекст. Зачем читать, когда можно посмотреть кино? Это я про тот же "Ночной дозор". От кино этого я получил удовольствие, а над книжкой я б сидел и плевался... Это совершенно не моя литература. Может, это не лучший пример, но тем не менее...
- Вы часто упоминаете и даже цитируете Охлобыстина. Я с ним, кстати, работал в журнале "Столица".
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)