«Живые деньги»
Заветные «100»
Вы, наверное, не pаз наталкивались на весьма заманчивые объявления в газетах: «предлагаю 100 способов заработке», «высокооплачиваемая работа на дому», «помогу в трудоустройстве за рубежом» и т.д. и т.п. Если наталкивались, то, надеемся, еще не обращались к подателя оных. Ибо большинство этих объявлении (объединим их для краткости в категорию «100») – обычное «напаривание» доверчивых граждан...
Подобные объявления появились в газетах несколько лет назад, в преддверии ожидавшегося взрыва безработицы: жулики активно отреагировали на спрос и выдвинули собственное предложение. Помимо фактора спроса была учтена и сказочная ментальностъ нашего народа: «Кабы, лежа на печи, пожирней хлебать мне щи...». Объявления предлагают работу на разные вкусы - от «нетрудной» до «несложной», а зарплаты гарантируются баснословные. Хорошо, скажете вы, если это столь очевидный обман, почему он так живуч? Ответ последует чуть ниже.
На первом этапе от вас вроде бы ничего не требуют. Просто надо «прислать заявку» и «вложить конверт с обратным адресом». Обратите, кстати, внимание, что ваш адресат, как правило, не указывает свои полные реквизиты, а прикрывается «до востребованием» или, на худой случай, абонентским ящиком.
Вы посылаете заявку и рассчитываете через некоторое время по-
лучить свои заветные «100». И действительно, ответ приходит: на узеньком листочке бумажки пере-
числяются некоторые из «100» или сразу все «100». Причем так, что у вас начинают течь слюнки. Например: «Разбор почтовой корреспонденции на дому - заработок 300000 рублей в месяц», «Работа представителем инофирмы в Петербурге. До $4000», «Телефоны иностранцев, покупающих ваучеры по $ 1900», «Мужская работа за рубежом, не требующая знания языка и навыков. Зарплата от $500 до неограниченной»... и т.д. Выбирайте! Только уже не бесплатно...
Для получения вожделенной информации нужно перечислить энную сумму (ныне от 500 до 1000 рублей) на некий анонимный счет в Сбербанке или просто «вложить деньги в конверт» и выслать их «довостребователю». Вложили? О'кей! Дальше все зависит от чувства юмора «работодателя». Варианты: а) Ответа вообще не последует, б) Получите десятую ксерокопию с адресами реально существующих бюро по трудоустройству, слыхом не слыхавших о таких «предложениях», в) Над вами «пошутят».
Мне, например, именно «смешливые» попались: «иностранец», которому я решил задвинуть вау-
чер за тысячу гринов, проявил недюжинные познания в русском мате. Самое мягкое, что он мне пообещал, так это «оторвать за-
дницу» (не смешно, поскольку он по АОНу засек мой номер телефона). А на запрос о «мужской работе за рубежом» пришло предложение... сдавать сперму Гонконгской фирме по цене «500 долларов за 25 г». И адресок заботливо указали. Родной, гонконговский.
Вот уж действительно неограниченный заработок! На своих «интересах» я потерял 500 и 2000 рублей соответственно. Но это все цветочки, поскольку наиболее предприимчивые используют «Вариант Г».
Пролонгированное жульничество - это и есть «Вариант Г». На первых этапах все происходит, как описано выше. А далее... Предположим, вы заинтересовались «работой на нефтяных платформах в Норвегии с заработком 400-500 долларов в день» (это что же: 12000-15000 баксов в месяц?!). Отправили «довостребователю» 5000 рублей и ждете. Приходит то-о-ненький конверт, и вы с тревогой его вскрываете. Там - никакой рекламы, а одна скромная бумажица с номером телефона, Проклиная себя за глупость, вы, больше для успокоения души, звоните. Вам неожиданно отвечает приятный голос и приглашает «на собеседование». Затем - некий офис, пре-
красно оформленный контракт, замечательные условия (здесь вас заботливо предупреждают, чтобы не переиграть: «Учтите, работа тяжелая!»)... Остается лишь выло-жить 150 зеленых, расписаться и «ждать 3-4 месяца». Это именно те 3-4 месяца, за которые «фирма» успеет растолстеть и «распасться».
«Вариант Г», конечно, посложнее других, зато и навар многократный и реклама не требует ни затрат, ни ответственности.
А теперь о долгожительстве этого вида жульничества. Во-первых, за несколько лет многие слои населения обнищали, осталась одна надежда на чудо. Во-вторых, желания получить все «на халяву» не поуменьшилось. Эти люди - потенциальные «клиенты» мошенников. В-третьих... Помните притчу о Ходже Эфенди? На базаре стоит палатка, на палатке - надпись: «Диковинный невиданный зверь. Вход
- 5 таньга». Все хотят «диковинного», образуется очередь. Зашедшие в палатку видят обычного кота, ошарашенно выходят... Но на вопросы из толпы- «ну что? ну как?»
- отвечают: «Очень здорово!» Видно, такова уж человеческая природа: никто не хочет признать себя обманутым.
В нашем случае - то же: обманутые вербуют обманываемых, а куш получает кто-то один. Так и образуется «снежный ком», на принципе которого базируются «коммерческие» игры с распространением акций. Некоторые рассуждают: деньги потерял, меня обманули - так почему бы и мне не обмануть? Не разбогатею (богатеют же!), так хоть «бабки» отобью!
Как видите, мошенничество это - с перспективкой. Да с такой, что на наш рынок дураков заглянули и заморские гости. К примеру, уважаемая «Сорока» в своих «Объявлениях со всего мира» нередко публикует предложения иностранных «работодателей». Действуют они по той же схеме, что и их российские коллеги, предлагая суперденьги и супервозможности, стоит лишь выслать на их адрес нужную сумму. К слову, та же «Сорока» предупреждает читателей, что публикация объявлений с требованием предоплаты запрещена FAPIA. Но разве формула «Send me... USD, and y will send you...» не является английским аналогом русской «предоплаты»? Да, у иностранцев тоже богатые возможности, учитывай нашу страсть к «солидно звучащим» названиям фирм, от имени которых к нам и обращаются. Здесь можно посоветовать одно: если вы решили откликнуться на зарубежное объявление, ищите пометку «free info» - пo крайней мере не потеряете зеленые. И последнее. Если я обидел кого-нибудь из честных людей, действительно владеющих ноу-хау «сверхобогащения», то есть предложение: пройти экспертизу «Д». Конфиденциальность гарантируется, а вам - прямая выгода. В случае успешного прохождения экспертизы обещаем бесплатную рекламу. Срок подачи заявок - месяц с момента опубликования материала,
...Чем черт на шутит, может быть, я еще облегченно вздохну и признаюсь читателям: «Ошибался!»
Константин БУРЦЕВ (1994, 28 января)