Красная Звезда, 13.12.2008, р.3

НАМ СЛОВОМ ПОБЕДИТЬ ВРАГА ДАНО!
Накануне   67-й   годовщины разгрома немцев под Москвой Центральный   музей   Великой Отечественной войны и Мемориальный музей немецких антифашистов провели совместную конференцию «Идеологическая борьба на советско-германском фронте в годы Великой Отечественной войны».  Конференция начала свою работу несколько необычно: ее участников   приветствовали певцы Красногорского хора «Алые паруса», исполнившие песни военных лет, а затем им было предложено осмотреть   открывшуюся   выставку, посвященную идеологической борьбе на фронтах войны.
Уникальность конференции заключается в том, что впервые за послевоенную историю языком экспонатов и документов, научных сообщений и докладов подробно рассказывалось не только о том, как воздействовала на солдат и население противника советская специальная пропаганда, но и как пропагандистская машина фашистской Германии обрабатывала солдат и офицеров Красной Армии, оккупированное население.
Доктор исторических наук Яков Драбкин оружием слова начал сражаться с фашистской идеологией в 1941 году, придя на фронт добровольцем со cтуденческой скамьи. Свое боевое крещение в качестве офицера спецпропаганды он принял на Северо-Западном фронте. Пропагандистам того времени, по его словам, противостоял солдат,
опьяненный легкими побе-
дами на Западе, оболваненный посулами Гитлера о мирном господстве, зараженный идеологией расизма, отравленный ядом вражды и ненависти к другим народам. Основу немецкой армии составляла молодежь, которая до призыва на службу прошла школу в «юнгфольк», «гитлерюгенд», в лагерях трудовой повинности, где подвергались усиленной обработке в фашистском духе. И найти трещину, изъян в моральном духе такого солдата, как отметил Драб-кин. было, конечно же, нелегко. Тем более что наши спецпропагандисты на то время слабо знали менталитет немецкого солдата, нравы и обычаи народов, воевавших против Советского Союза, а зачастую плохо владели языком, на котором были написаны  листовки, звукопрог-
раммы. Так, листовки, написанные на испанском языке, солдаты и офицеры «Голубой дивизии» понимали с трудом и говорили о том, что, очевидно, к ним попали «португальские листовки».
Сказывалась и пропаганда противоположной стороны. Готовясь к войне, руководство фашистского вермахта создало стройный аппарат военной пропаганды. Вся работа организовывалась и проводилась отделом военной пропаганды верховного главного командования во главе с генерал-майором Хассо фон Венделем. Непосредственно на Восточном фронте против советских солдат действовало 11 рот пропаганды по 196 человек в
каждой. Всего на Восточном фронте было задействовано 2.244 человека. Как подчеркивали специалисты, успехи гитлеровских пропагандистов были обусловлены и успехами боевых действий в начале войны.
Однако со временем к нашим спецпропагандистам приходил опыт, их материалы становились ярче, доходчивее, убедительней. Это было продемонстрировано на конкретном анализе как немецких, так и советских листовок доцентом Военного университета    Евгением Торсуковым. Большую роль сыграла и деятельность немецких антифашистских организаций, таких как Национальным  комитет «Свободная  Германия», «Союз немецких офицеров», и их руководителей Э. Вайнерта, М. Эмен-дорфера, генерала фон Зейдлитца, полховников Штайдле и Ван Гувена. Настоящее перевоспитание немецких солдат проходило, как особо выделил в своем выступлении Владимир  Галл, в антифашистских школах. Занятия в них, организованные политорганами в лагерях военнопленных, продолжались и после войны вплоть до 1949 года.
Все это в конечном счете стало значительным вкладом в победу над врагом. Что и выражено в четверостишии, прозвучавшем на конференции:
Известно всем в начале было слово
И Богом было сказано оно,
Святая Русь, как ни было б сурово,
Нам словом победить врага дано!

Евгений ЗУШИН.