(ПРОДОЛЖЕНИЕ)
Особенности "российского ислама"
В условиях возросшей за последние десятилетия религиозности мусульман радикальные исламисты убеждают верующих, что истинные мусульмане должны вести борьбу с несправедливостью даже вооруженным способом. А "джихад" - "прямой путь в рай". Масштабы пропаганды радикальных подходов исключительно широки. Первоначальная вербовка идет на улицах, во дворах, в школах, причем никакого реального противодействия этому нет.
Растет необходимость категорически избежать огульного осуждения мусульман как таковых. Преобладающее большинство их достойные люди и патриоты России
В то же время численность сторонников радикального ислама не столь велика, как утверждается в некоторых алармистских заявлениях - нередко ваххабитами объявляют тех, кто становится жертвой столкновений политических или экономических интересов членов влиятельных местных кланов.
На Северном Кавказе число активных членов радикальных исламистских бандформирований и "полуподполья" составляет, по приблизительным оценкам, 4500-5000 человек. Часть из них представляет лагерь непримиримых. "Полуподполье" радикального ислама живет в городах и крупных населенных пунктах и часто участвует в террористической деятельности, соблюдая строгую конспирацию. Структурно они составляют джамааты, общины закрытого типа, возглавляемые эмирами по территориальному признаку. Именно эти структуры ответственны за подавляющее большинство терактов. Особую озабоченность вызывает тот факт, что террористическое подполье постоянно воспроизводится, а субкультура радикального ислама в Интернете воспевает подвиги террористов, объявляя их шахидами, "мучениками за веру", положивших свои жизни за светлые идеалы ислама.
Что касается национальной принадлежности, то деление по этому признаку среди ваххабитов не признается. Однако на практике в Дагестане, к примеру, есть преимущественно аварские, даргинские, лезгинские и иные этнические группировки. Они, соответственно, имеют больше контактов с представителями "своей" этнической группы на местах.
В последнее время ваххабистское подполье растет и за счет русской молодежи, которая примыкает к ваххабитам ради защиты своих прав и интересов, не рассчитывая получить ее легальным образом. При этом важно учитывать, что радикальные исламисты на Северном Кавказе предпринимают активные усилия по маргинализации русского населения в регионе, включая вытеснение "русского элемента" из местных силовых структур.
В Чечне своеобразие ситуации во многом определяется тем, что Рамзан Кадыров (продолжая линию своего отца Ахмата-хаджи) выступает в качестве этнонационального лидера. Его можно считать проводником "исламского проекта", в котором заложен потенциал преодоления эксцессов радикализма за счет ставки на традиционные подходы, противостоящие ваххабизму и салафизму. Но на фоне общероссийского кризиса этнонационализма (идеологии и практики образования наций-государств) такой "проект" без корректировки не имеет четкой перспективы.
Логика развития общественно-политических процессов в нашей стране ставит перед нами задачу - создание отечественной модели мусульманского образования
Для Волжско-Уральского региона (где среди мусульман традиционно доминируют татары) характерна чересполосица муфтиятов. Негативной стороной организационного плюрализма в "российском исламе" является борьба между разными муфтиятами, которая не может не открывать дополнительные возможности для радикальных группировок.
Жесткая религиозная вертикаль в районах (мухтасибаты), фактически совмещенная с районными администрациями, сложилась только в Татарстане. Причем в некоторых районах мухтасибаты, благодаря личности их руководителей, более авторитетны, чем местные власти. Но и здесь не удалось в полной мере противостоять идеологическому и кадровому влиянию радикалов, особенно ваххабитов, которые нацелены на сближение с группировками татарских и башкирских националистов, особенно молодежными. При этом исламисты пытаются в ряде случаев подменить лозунг суверенитета светской республики лозунгом исламского эмирата ("Булгар", "Волго-Уральский", "Идель-Урал").
Удерживать ситуацию в Волжско-Уральском регионе удается прежде всего за счет традиций мирного сосуществования этнических и религиозных общин преимущественно мусульман-татар и православных-русских. Фактором стабилизации являются также смешанные браки (около трети в крупных городах, зачастую в нескольких поколениях). Вместе с тем во всех регионах с преобладающим мусульманским населением де-факто происходит проникновение в повседневную жизнь шариатских норм, звучат даже требования введения элементов шариатского права в конституции отдельных субъектов Федерации. Это создает угрозу фрагментации российского правового поля, что допускать ни в коем случае нельзя. Бытовые нормы шариата, однако, не всегда противоречат российскому гражданскому законодательству. Поэтому при безусловном сохранении единого правового поля требуется гибкость в решении конкретных частных вопросов, а также выработка современных правовых норм, регулирующих отправление культа.
Негативное влияние на положение дел оказывают разногласия между различными духовными управлениями мусульман России по ряду важных аспектов религиозной жизни приверженцев ислама.
В условиях социальной отчужденности и политической пассивности "официального ислама", его теоретической слабости, естественно, что свой шанс получает именно исламский радикализм с присущей ему мобильностью, простыми и внятными ответами на большинство вопросов.
Идеологически противостояние радикальным тенденциям возможно только на основе гуманистического, неконфронтационного толкования Корана. В этом русле уместны и необходимы широкие теоретические дискуссии - что вполне возможно, с учетом многообразия исламской мысли.
Чтобы противостоять радикалам на интеллектуальном уровне, нужны образованные знатоки ислама, которых в российских традиционалистских мусульманских кругах явно недостаточно. Серьезную обеспокоенность вызывает подготовка соответствующих кадров в России: ряд учебных текстов создается по системе средневековой схоластики, отсутствует аттестация учебников, не контролируется качество образования, практически нет светских специалистов по исламскому богословию, не хватает знатоков арабского языка, грамотных переводчиков. Переводные книги с турецкого и арабского нередко культивируют экстремистские настроения.
Зарубежное обучение: "Калашников" вместо Корана?
Хотя в 2000-х годах произошло некоторое сокращение проявлений внешнего фактора (нейтрализованы ячейки "Аль-Каиды", перекрыты каналы проникновения эмиссаров Исламского движения Узбекистана, приняты меры против "Хизбат-Тахрир аль-Ислами"), для проникновения радикального ислама на территорию России по-прежнему сохраняется ряд каналов.
Известно о непосредственной поддержке из-за рубежа - организационной, финансовой и иной - радикальных группировок в нашей стране. Речь идет, например, о фактах выезда в "горячие точки" мусульманских радикалов из России, где они приобретают военный опыт. Так, в Афганистане в рядах талибов есть салафиты кавказского происхождения, в том числе члены карачаевского джамаата, причастного к взрывам домов в Москве.
Еще более тревожным представляется положение дел в информационно-идеологической сфере. Виртуальное пространство заполнено исламистскими сайтами, форумами и диспутами экстремистской направленности. Все теракты фиксируются на сайтах террористов, выступающих за "всемирный джихад" (будь то в России или на Большом Ближнем Востоке), а также в социальных сетях.
Особая тема - учеба российских мусульман в зарубежных исламских учебных заведениях. В частности, в Пакистане, в Афганистане российские студенты продолжают изучать ислам в его наиболее радикальных формах и подвергаются антироссийской идеологической обработке. Недавно уничтоженные лидеры вооруженного подполья в Кабардино-Балкарии, например, прошли обучение в исламском университете Эр-Рияда. Число тех, кто получил исламское образование за рубежом после распада Советского Союза, превысило 10 тысяч человек.
Существуют две модели выезда мусульманской молодежи на учебу за рубеж - официальная и частная. Выезжающие официально, в рамках заключенных договоров между духовными управлениями мусульман и конкретными учебными заведениями, получают стипендии, имеют возможность решить социальные проблемы. Большинство же выезжает по частным каналам, чаще всего по приглашениям уже обучающихся за рубежом земляков. Эти молодые люди не обеспечиваются стипендиями, жильем, пакетом социальных услуг, а потому легко попадают под влияние радикалов.
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)
Отредактировано vir (2018-11-24 13:46:40)