В =РОССИЙСКОЙ ГАЗЕТЕ= за 25.10.2011 на стр.12 дана заметка-
дата
Вишневская , vivat !
Великая певица отмечает юбилей
25.10.2011, 00:09 "Российская газета" - Федеральный выпуск №5615 (239)
Текст: Ирина Муравьева
Сегодня у Галины Павловны Вишневской юбилейная дата. Великая певица, чья жизнь стала знаком целой эпохи в истории России, а бескомпромиссная личность - синонимом совести.
По традиции в этот день вокруг нее соберутся семья, друзья, музыканты, ученики, поклонники. Не будет только Мстислава Ростроповича, музой которого до конца дней оставалась только она - Галина Вишневская, легенда оперной сцены, царица, как ее величают в музыкальном мире.
Вишневская прожила такую жизнь, которой хватило бы на несколько судеб, но она и сама почти полвека творила незабываемые жизни на сцене, создавая образы, возносившие души людей на высоту чуда и человеческой правды одновременно.
Сегодня в честь Галины Вишневской в Концертном зале имени Чайковского состоится гала-концерт " Вишневская , vivat !", поставленный художественным руководителем "Геликон-Оперы", народным артистом России Дмитрием Бертманом. Трансляцию концерта будет вести канал "Культура". А накануне юбилейного торжества Галина Павловна дала большое интервью для "Российской газеты".
Петь - значит дышать
Российская газета: Ваша жизнь изменилась после ухода Мстислава Ростроповича. В чем сегодня находите жизненный стимул, на чем концентрируетесь?
Галина Вишневская: Работа. Это то, чему я отдала свою жизнь. Работа останется до самых последних моих дней, сколько Бог их еще отмеряет. Ушел Мстислав Леопольдович - не только муж, и какой! Ушел великий, уникальнейший артист ХХ века, совершенно неповторимый, ни на кого не похожий! Но я должна жить: у меня семья - шесть внуков, две дочери с мужьями. Я всех их очень люблю.
РГ: Вы уже десятый год преподаете в своем Центре оперного пения в Москве. Планов написать книгу о пении не появилось?
Вишневская: Сейчас у меня выходит переиздание книги "Галина", а на новую книгу времени нет: занимаюсь с учениками каждый день - с 12 до 4-5, потом вечерний спектакль или репетиции. Конечно, у меня есть уникальный опыт. Я в искусстве, можно сказать, 67 лет - с 1944 года: сначала четыре года оперетты, потом эстрада, потом, с 1952 года, Большой театр и т. д. И этот опыт я не хочу уносить с собой. Мои незабвенные учителя: режиссер Борис Александрович Покровский, дирижер Александр Шамильевич Мелик-Пашаев, учитель по вокалу Вера Николаевна Гарина - люди, которые родились и жили в России, получали знания от своих учителей и передавали их нам. Теперь я тороплюсь это сделать. Что такое пение? Это дыхание. И если эту школу дыхания не постичь, какой бы великолепный голос ни был - певца не получится. Сколько лет проходит, пока к этому придешь? Я даже голос теряла - верхние ноты, а Вера Николаевна Гарина вернула мне весь диапазон, научив правильно дышать. Она училась в Венской консерватории еще в XIX веке в классе Полин де Люка, знаменитой моцартовской певицы. А сегодня я передаю ученикам этот метод и опыт, который сама набрала на сцене.
РГ: Своих учеников вы готовите сразу петь партии на сцене. Оправдал ли себя этот метод?
Вишневская: В первый год мы их вообще не выпускаем на сцену: приходится исправлять то, что уже напорчено. Когда я сама пришла в Большой театр, меня не надо было водить за руку по сцене: я была настолько технически оснащенной, что на голове стоя могла петь, взлететь по лестнице, спуститься вниз и попасть на пианиссимо в высокие ноты. Этим я и нравилась режиссерам и дирижерам. Выучивала и запоминала все моментально.
РГ: Но сегодня к вам на занятия приходит другое поколение: бывает, поют арию Онегина, а Пушкина не читали!
Вишневская: Культура катастрофически упала, и в этом виновата даже не школа, а семья. Это родители уже не читали Онегина, не слушали Чайковского! А в школе сегодня преподают что угодно - даже как пользоваться презервативами. Но, если вспомнить Дмитрия Ларина у Пушкина, то он "не заботился о том, /Какой у дочки тайный том /Дремал до утра под подушкой". "История сэра Чарльза Грандисона" или "Кларисса" Ричардсона! Девушки тогда читали не про презервативы, а про любовь! Про любовь - это же движение всей жизни! Это основа жизни! О чем еще читать в юношеском возрасте? Но если сегодня певец поет Куракина в "Войне и мире" и не знает, кто он?
Есть ли жизнь у оперы?
РГ: Базовое слово современной культуры - популяризация, продвижение в массы.
Вишневская: Это во всем мире происходит. А в оперном театре и вовсе какие-то кланы что ли орудуют, заключают контракты, творят, что хотят? Солист Большого театра Бадри Майсурадзе рассказывал мне, как в Барселоне ставили "Бал-маскарад" Верди и режиссер посадил тенора, поющего свою главную арию, на унитаз. На унитаз! Пусть мне объяснят - зачем?
РГ: Но публика ходит на спектакли, а певцы не отказываются петь. Хотя Риккардо Мути в этом году делал заявления, что больше не хочет дирижировать спектаклями, потому что современные режиссеры маргинализируют оперу.
Вишневская: Правильно, пока дирижеры не откажутся от этого безобразия, проходимцы будут уничтожать музыку. И если тенор сидит на унитазе, о какой музыке идет речь? Каким голосом он будет это петь? Теми интонациями, тем воображением, которые подразумевались композитором? Он должен изображать своим пением, как сидит на унитазе? Но ведь это Верди! И певцы если бы говорили прямо: "Не бу-ду!", все было бы иначе.
РГ: Время идет, меняется способ получения информации, сама коммуникация - Интернет, социальные сети, ничего эмоционально не проживается - просто нажал кнопку и получил информацию. И нынешний процесс в оперном театре - не однозначный результат режиссуры.
Вишневская: Знаете, что? До какого-то времени главным в оперном театре был дирижер. Режиссер вообще не имел никакого значения. Я застала это время. Когда я первый раз выступала в Метрополитен, был 60-й год. На сцене - примитивные декорации, ни о каком ансамбле речи не шло. С певцами заключали контракт, они приезжали, пели и разбегались. Тип этих спектаклей я называла "квадратно-гнездовым": сцена как будто разделена клетками, вы становитесь в квадрат, партнер - в другой, в таком-то квадрате вы соединяетесь, в следующем - разъединяетесь. Зато с дирижером было все как надо: никаких искажений музыки! Но когда все великие оперные дирижеры поумирали - Туллио Серафин, Артуро Тосканини, Бруно Вальтер, Герберт фон Караян, на смену им пришли симфонические дирижеры. У них свои оркестры, программы, гастроли, а заодно маэстро и оперы ставит. Так театр и остался без главных оперных руководителей.
РГ: Мути, кстати, обвиняет в нынешнем состоянии оперной сцены и современных дирижеров, которые из-за низкого уровня не способны противостоять произволу режиссеров.
Вишневская: У Ростроповича было несколько скандалов с режиссерами. Один был в Вене, когда он ставил "Питера Граймса" Бриттена. Уже был подписал контракт, но когда Ростропович увидел, что делается на сцене, он сказал: "Нет, так не пойдет!" Режиссер отвечает: "Как не пойдет? Это моя работа!" А Ростропович: "Это ваша работа, а это моя работа, и мы не сочетаемся здесь. Я не буду дирижировать!" Был скандал. Но Ростропович настоял, чтобы убрали мизансцены, которые были, с его точки зрения, неприличными.
РГ: Ростропович и с "Войны и мира" Прокофьева в Большом театре за несколько дней до премьеры ушел.
Вишневская: Для него создали тогда невыносимые условия в театре: он репетирует партитуру, музыканты пишут в нотах его штрихи, замечания, на другой день он приходит, и опять не звучит то, что накануне отработали. Спрашивает: "Почему?" "А вы знаете, - отвечают ему, - сегодня на этом пульте другой артист сидит!" - "Почему?" - "А у них запись". - "Какая запись?" - "На радио". И так пол-оркестра. Как можно работать? Он вообще больше не хотел в Москве ни дирижировать, ни играть!
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)