В газете =Вести= за 06.06.2012 на стр.15 дана заметка-
«Я НЕ ЛЮБЛЮ, КОГДА В МЕНЯ ТЫЧУТ ПАЛЬЦЕМ…»
Александр Демьяненко был по собственному признанию не совсем типичным актером. Не любил шумных компаний и встреч. Не считал нужным откровенничать «на публику». Был очень скромным – например, о том, что ему присвоили звание народного артиста, какое¬то время не знали даже коллеги, – тактичным, не очень общительным, весьма сдержанным. К своей невероятной популярности относился более чем спокойно.
Порой создавалось впечатление, что известность его даже тяготила. А в одном из интервью признался: «Я предпочитаю, чтобы меня не замечали».
Зрительский восторг на улице «Ой, это же Шурик!» почти всю жизнь причинял ему не радость, а ужасный дискомфорт. Поначалу он просто не мог пройти по улице спокойно. Завидев «Шурика», люди улыбались, просили автограф, предлагали выпить, по плечу хлопали и обижались на то, что им почему-то взаимностью не отвечают. «Шурик» – почти ярлык. Намертво приклеившийся к артисту, которому подобная слава и фамильярность были противопоказаны его человеческой сущностью. Он, конечно, понимал, что все это, так сказать, «издержки производства». Но порой не выдерживал и деликатно, но твердо осаждал какого-либо рьяного поклонника: «Я не Шурик, я Александр Сергеевич». Жить под постоянным прицелом чужих глаз было непросто.
Особенно в последние годы, когда работы становилось все меньше, а порой и вообще не было. «Вот мне уже шестьдесят лет, а я все еще Шурик», – с горечью сказал он за два года до смерти. Признавался: повышенное внимание особенно тяготит, когда ты по большому счету уже никому не нужен, а тебя продолжают узнавать.
*****
Он снялся по меньшей мере в 80 фильмах. И на самом деле стал известным актером с хорошей репутацией, сложившимся имиджем задолго до появления первого гайдаевского шедевра про Шурика.
Впервые сниматься в кино его позвали на втором курсе ГИТИСа. Заметим попутно, что студент Демьяненко был не из лучших. Учился-то он хорошо, но и прогуливал много. Возьмет и исчезнет на несколько дней. Что? Куда? Где? Потом оказывается, что Саша укатил в родной Свердловск – родных проведать, друзей. Другого за такие вольности отчислили бы сразу. Ну разве возможно, чтобы у одного студента пропусков в учебном году было больше, чем у целого курса вместе взятого? В учебной части возмущались. Но руководитель курса, профессор Иосиф Раевский, очень любил студента Демьяненко, считал его особо одаренным, верил, что впереди его ждет большой успех, и только тихо говорил Саше: «Приходи хотя бы на мастерство».
Мастерство свое он показал уже в первом же фильме, в том самом, куда его пригласили студентом. Александр Алов и Владимир Наумов – вот кто открыл Демьяненко для кино. После работы в их фильме «Ветер» о молодом артисте заговорили. Это был новый тип героя – интеллигентный юноша, способный совершить подвиг. Через несколько лет те же Алов и Наумов вспомнят о Демьяненко и дадут ему главную роль в своей очередной картине – «Мир входящему». Демьяненко сыграет молодого советского офицера, получившего в последний день войны необычное задание – доставить в госпиталь беременную немку. Артисту аплодировали в Венеции и Брюсселе – призы этих фестивалей получил фильм. А вскоре пришла и настоящая популярность – это когда на экраны друг за другом вышли комедии «Карьера Димы Горина» и «Взрослые дети». Их и сегодня нередко показывают по телевидению. После же лент «Порожний рейс», где артист сыграл молодого журналиста, раскрывающего махинации, и «Государственный преступник», где Демьяненко сыграл молодого следователя, расследующего дело военного преступника, стало ясно окончательно: в советском кино появился необычный герой – скромный молодой человек в очках, честный, открытый, не боящийся признать свои ошибки и исправить их. А еще стало ясно и другое: молодой актер умеет играть и комедию, и драму, может быть лиричным, а может быть жестким.
Самого же Александра кино затягивало все больше и больше. Он даже в 62-м ушел из театра имени Маяковского, где проработал три года, переехал из Москвы в Ленинград – здесь начинающей звезде дали квартиру, а главное, именно на «Ленфильме» у него в то время было очень много работы. А вскоре он понял: ему очень нравится Ленинград, нет, он просто влюбился в этот город и когда, спустя годы его начнут настойчиво приглашать на работу в Москву, он откажется решительно.
*****
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)