Марксизм Форум сайта www.marksizm.info - Марксистская группа "Рабочая Демократия"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



АКТЕР АЛЕКСАНДР ДЕМЬЯНЕНКО

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

В газете =Вести= за 06.06.2012 на стр.15 дана заметка-
«Я НЕ ЛЮБЛЮ, КОГДА В МЕНЯ ТЫЧУТ ПАЛЬЦЕМ…»

Александр Демьяненко был по собственному признанию не совсем типичным актером. Не любил шумных компаний и встреч. Не считал нужным откровенничать «на публику». Был очень скромным – например, о том, что ему присвоили звание народного артиста, какое¬то время не знали даже коллеги, – тактичным, не очень общительным, весьма сдержанным. К своей невероятной популярности относился более чем спокойно.

Порой создавалось впечатление, что известность его даже тяготила. А в одном из интервью признался: «Я предпочитаю, чтобы меня не замечали».
Зрительский восторг на улице «Ой, это же Шурик!» почти всю жизнь причинял ему не радость, а ужасный дискомфорт. Поначалу он просто не мог пройти по улице спокойно. Завидев «Шурика», люди улыбались, просили автограф, предлагали выпить, по плечу хлопали и обижались на то, что им почему-то взаимностью не отвечают. «Шурик» – почти ярлык. Намертво приклеившийся к артисту, которому подобная слава и фамильярность были противопоказаны его человеческой сущностью. Он, конечно, понимал, что все это, так сказать, «издержки производства». Но порой не выдерживал и деликатно, но твердо осаждал какого-либо рьяного поклонника: «Я не Шурик, я Александр Сергеевич». Жить под постоянным прицелом чужих глаз было непросто.
Особенно в последние годы, когда работы становилось все меньше, а порой и вообще не было. «Вот мне уже шестьдесят лет, а я все еще Шурик», – с горечью сказал он за два года до смерти. Признавался: повышенное внимание особенно тяготит, когда ты по большому счету уже никому не нужен, а тебя продолжают узнавать.
*****

Он снялся по меньшей мере в 80 фильмах. И на самом деле стал известным актером с хорошей репутацией, сложившимся имиджем задолго до появления первого гайдаевского шедевра про Шурика.
Впервые сниматься в кино его позвали на втором курсе ГИТИСа. Заметим попутно, что студент Демьяненко был не из лучших. Учился-то он хорошо, но и прогуливал много. Возьмет и исчезнет на несколько дней. Что? Куда? Где? Потом оказывается, что Саша укатил в родной Свердловск – родных проведать, друзей. Другого за такие вольности отчислили бы сразу. Ну разве возможно, чтобы у одного студента пропусков в учебном году было больше, чем у целого курса вместе взятого? В учебной части возмущались. Но руководитель курса, профессор Иосиф Раевский, очень любил студента Демьяненко, считал его особо одаренным, верил, что впереди его ждет большой успех, и только тихо говорил Саше: «Приходи хотя бы на мастерство».
Мастерство свое он показал уже в первом же фильме, в том самом, куда его пригласили студентом. Александр Алов и Владимир Наумов – вот кто открыл Демьяненко для кино. После работы в их фильме «Ветер» о молодом артисте заговорили. Это был новый тип героя – интеллигентный юноша, способный совершить подвиг. Через несколько лет те же Алов и Наумов вспомнят о Демьяненко и дадут ему главную роль в своей очередной картине – «Мир входящему». Демьяненко сыграет молодого советского офицера, получившего в последний день войны необычное задание – доставить в госпиталь беременную немку. Артисту аплодировали в Венеции и Брюсселе – призы этих фестивалей получил фильм. А вскоре пришла и настоящая популярность – это когда на экраны друг за другом вышли комедии «Карьера Димы Горина» и «Взрослые дети». Их и сегодня нередко показывают по телевидению. После же лент «Порожний рейс», где артист сыграл молодого журналиста, раскрывающего махинации, и «Государственный преступник», где Демьяненко сыграл молодого следователя, расследующего дело военного преступника, стало ясно окончательно: в советском кино появился необычный герой – скромный молодой человек в очках, честный, открытый, не боящийся признать свои ошибки и исправить их. А еще стало ясно и другое: молодой актер умеет играть и комедию, и драму, может быть лиричным, а может быть жестким.
Самого же Александра кино затягивало все больше и больше. Он даже в 62-м ушел из театра имени Маяковского, где проработал три года, переехал из Москвы в Ленинград – здесь начинающей звезде дали квартиру, а главное, именно на «Ленфильме» у него в то время было очень много работы. А вскоре он понял: ему очень нравится Ленинград, нет, он просто влюбился в этот город и когда, спустя годы его начнут настойчиво приглашать на работу в Москву, он откажется решительно.
*****
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)

0

2

(ПРОДОЛЖЕНИЕ)
…И именно в Ленинград приедет режиссер Леонид Гайдай, чтобы лично познакомиться с артистом Демьяненко, о котором ему прожужжали все уши ассистенты. Есть, мол, в Ленинграде молодой артист, замечательный артист, очень подходит на роль главного героя – студента в новом фильме «Несерьезные истории». Гайдай приехал, увидел и понял – вот он, тот, кого искал уже несколько месяцев. Тот самый студент – незадачливый, в чем-то нелепый, в чем-то смешной, но очень обаятельный и симпатичный. К тому времени режиссер отверг уже не менее 40 претендентов, в числе которых были Виталий Соломин, Евгений Жариков, Александр Леньков.
Говорят, что именно в Демьяненко Гайдай увидел… себя самого. Два интеллигента, оба очкарики, внешне замкнутые в себе, даже несколько мрачноватые. Но при этом – блестящее чувство юмора. Когда все вокруг падают от смеха, держась за животы, а он сидит как ни в чем не бывало. Короче…
…Сашу из брюнета срочно перекрасили в блондина – и это процедура была, пожалуй, самой мучительной за все время съемок. От жутких красок на коже выступали волдыри, и только каким¬то чудом актер вообще не остался без волос.
…Его героя из Владика переименовали в Шурика – казалось, что актер и его герой – одно целое. И Шурик экранный в точности соответствует Шурику реальному. Хотя в жизни Демьяненко никто и никогда так не называл, а только Сашей. И с Шуриком его роднило немногое.
… И когда на экраны выйдет «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», на Демьяненко хлынет такая слава, такая популярность, такая фантастическая народная любовь, что и рассказать об этом невозможно – такое нужно или самому пережить, или так никогда и не узнать, что же это такое.
Сам Александр Сергеевич позже говорил, что никаких пресловутых мук творчества, снимаясь в роли Шурика, он не испытывал. Все было куда проще и… веселее: «Я тогда был молодой, спортивный, снимался с удовольствием, все происходило само собой. Не было такого, чтобы я что-то особенное вкладывал в эту роль».
…А потом вышла «Кавказская пленница». А еще чуть позже «Иван Васильевич меняет профессию». И Шурик станет раз и навсегда любимейшим народным героем.
…«Мне уже шестьдесят, а я все еще Шурик…». Мало кто заметит уникальные актерские работы Демьяненко в «Приваловских миллионах», «Угрюм-реке», «Учителе пения», «Зеленом фургоне», «Здравствуй и прощай», «Единственной»… А ведь здесь он был совсем другой, не Шурик.
Не тот самый Шурик, что стал и подлинным триумфом актера. И его самой главной трагедией…
Потому что с одной стороны ты обласкан любовью зрителей. Тебя приглашают на творческие встречи. А с другой… Как пережить и не впасть в отчаяние, когда режиссер отказывается с тобой работать и, глядя прямо в глаза, говорит: «Тебя все узнают, пусть ты будешь врача играть или играть какого-то полярника, скажут: вон Шурик играет какую-то роль – Шурик».
Как пережить? Сдержанный Демьяненко однажды и скажет об этом весьма сдержанно: трудно и обидно…
*****

Если бы не стал актером, выбрал бы совсем простую профессию. Александр Демьяненко ничуть не лукавил, когда так говорил. Ну, в дворники, может, и не пошел бы, а вот убирать от мусора лес – с радостью. Другие ходят в лес гулять, по грибы¬ягоды – Александр Сергеевич еще и для того, чтобы набросанный нерадивыми туристами мусор собирать. Пройти мимо лесных свалок из бутылок, бумажек, пакетов он не мог – непременно все убирал.
Родные шутили: он и дома такой же, очень любит пылесосить. Это словно вопреки расхожему мнению, что актеры – люди в чем¬то безалаберные и богемный образ жизни, гастроли, съемки, поездки возвышают их над всем мало-мальски рациональным и материальным. Этакие жар¬птицы с легкостью в мыслях необыкновенной.
Александр Демьяненко свой мир создал сам – работа, обожаемая семья – жена Людмила, падчерица – теперь известная питерская актриса Анжелика Неволина, любимая дача и книги, без которых жить он не мог. Разойдясь с первой женой, ушел из дома с маленьким чемоданчиком. И потом долгое время скучал по… книгам, оставленным в старой квартире. Ему было тогда уже 37 лет, и он так и пришел с одним чемоданчиком к Людмиле. Стоя в дверях, сказал, стараясь скрыть волнение и стеснительность: «Я к вам пришел навеки поселиться». Она потом будет шутить: это был самый смелый поступок Саши за всю жизнь. За почти четверть века они умудрились ни разу не поссориться. И если вы думаете, что так не бывает, знайте: бывает!
Друзья и коллеги знали: Демьяненко – редкостный эрудит, причем обширными знаниями он обладал в самых разных областях. Кто-то очень точно заметил: есть актеры, которые постоянно играют умных героев, а в жизни они – люди примитивные и глупые. С Демьяненко произошло с точностью до наоборот: он часто играл интеллигентных очкариков, которые вряд ли могли сразить своим интеллектом, а в жизни, оставаясь все тем же интеллигентом в очках, был человеком глубинных познаний.
Кто знал об этом, тот и знал. Сам актер не считал нужным и возможным показывать «товар лицом». Мало кто, например, догадывался, что он очень музыкален, играет на фортепиано, что у него неплохой баритон. Петь в кино ему не довелось. А режиссерам, видимо, было недосуг хотя бы просто поинтересоваться талантами Александра Сергеевича. Сам же он был из тех, кто не умел расталкивать других локтями. И борьба за место под солнцем – это тоже не про него.
…В середине 90-х он остался практически без работы. В театре Комедии, где он работал, оказался не нужен. Играл в двух спектаклях в «Приюте комедианта» – те, кто видел его там, до сих пор вспоминают эти работы с восторгом. Кино в его жизни почти не стало. Чтобы заработать, чтобы не уйти из профессии, согласился сняться в сериале – бездарном, глупом, вялотекущем. Но поскольку халтурить не привык, то работал всерьез – и это украсило и оживило плохое кино.
…А потом как¬то вдруг подкралась болезнь. Ослеп правый глаз – пришлось делать операцию. Тут же врачи обнаружили язву. А вскоре выяснилось: не язва это, а второй инфаркт. Когда же первый был, Александр Сергеевич? А он и не знал. Врачи долго настаивали на шунтировании. Он отказывался: может, не верил, что все так плохо, может, не хотел беспокоить близких. Но согласился, когда узнал: медлить больше нельзя. 1 сентября 1999 года Александру Демьяненко должны были сделать операцию на сердце. Но 22 августа актер умер. Ему было всего 62 года…
*****

…А знаете, незадолго до своего ухода из жизни Александр Сергеевич вдруг сказал: «Люди, видя меня, вспоминают любимые фильмы, улыбаются, а значит, чуточку улучшают свое настроение». Мы, наверное, еще долго-долго будем с радостью и благодарностью к этому удивительному человеку смотреть фильмы и про Шурика, и про Диму Горина, и про его других героев. Будем смотреть фильм с Бельмондо и де Ниро, Омаром Шарифом и Банионисом – ведь все они говорят с экранов именно его голосом. Голосом нашего… Александра Сергеевича.

Маша КАССАНДРОВА

0