Марксизм Форум сайта www.marksizm.info - Марксистская группа "Рабочая Демократия"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



ВЫБОРЫ И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

В газете =Вести= за 16.11.2011 на стр.3 дана заметка-
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ОТ «А» ДО «Я»

О ПРЕИМУЩЕСТВАХ И НЕДОСТАТКАХ ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЙ И МАЖОРИТАРНОЙ СИСТЕМ ВЫБОРОВ: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ "Вести" продолжают публикацию материалов в рамках совместного с Леноблизбиркомом проекта в предверии выборов депутатов Законодательного собрания области 4 декабря. Избирательная система – непременный элемент современного демократического общества. Ведь уже в самом слове демократия (в переводе с греческого dеmokratia обозначает буквально народовластие, от dеmos – народ и kratos – власть) заложено понимание такой политической организации общества, которая основана на признании народа основным источником власти. Это предопределяет право граждан участвовать в решении государственных дел, свободно выражая свое мнение по всему спектру вопросов экономической, социальной, культурной, общественно¬политической жизни страны, ее внутренней и внешней политики.

В гражданском правовом государстве народовластие осуществляется через выборных представителей населения в органах государственной власти и местного самоуправления. Ни один демократический строй не может существовать без полномочного представительства, которое обеспечивает реальное участие населения в управлении делами общества и государства. Такое представительство, в свою очередь может быть демократическим лишь при условии его формирования самим обществом, самим народом.
Для реализации народом своих избирательных прав в различных демократических государствах применяются три избирательных системы: мажоритарная, пропорциональная и смешанная.
Мажоритарная избирательная система исторически является самой первой, старейшей среди применяемых избирательных систем. На сегодняшний день она применяется в 83-х странах мира, включая США, Францию, Великобританию, Австралию, Индию, Канаду.
Мажоритарной (от фр. majorité – большинство) называется система формирования выборных органов власти через персональное (индивидуальное) представительство. При определении результатов выборов, проводимых по мажоритарной системе, избранным считается тот кандидат (или кандидаты), который получил в своем избирательном округе установленное законом большинство голосов. Соответственно, остальные кандидаты, участвовавшие в выборной кампании, считаются неизбранными.
При применении мажоритарной системы избирательные округа чаще всего бывают одномандатными. Реже случается вариант многомандатных округов. В одномандатных округах голосуют, как правило, за отдельных кандидатов, в многомандатных – как за определенные лица, так и по партийным спискам. Многомандатные округа есть в Японии, США, Украине. Также многомондатные округа широко используются на муниципальных выборах в Ленинградской области.
Существуют три разновидности мажоритарной системы: абсолютного, относительного и квалифицированного большинства.
На выборах по мажоритарной системе относительного большинства кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из его конкурентов. Причем, необязательно больше половины всех голосов избирателей. Такая система используется, например, на выборах депутатов конгресса США. В настоящее время она достаточно активно внедряется на Украине, прежде всего – на местных выборах.
Недостатком мажоритарной системы относительного большинства является то, что она не дает возможность учитывать интересы всех избирателей округа, поскольку кандидат может быть избранным абсолютным меньшинством избирателей, хотя и относительным их большинством на момент голосования. При таких условиях голоса избирателей, которые голосовали против избранного кандидата, пропадают. Эта система также фактически аннулирует средние и малые партии.
Мажоритарная система абсолютного большинства для избрания кандидата требует собрать больше половины всех голосов избирателей: по формуле 50% + 1 голос.
Данную систему отличает потенциальный демократизм: она более полно учитывает интересы большинства избирателей. Недостатком же можно назвать невысокую результативность. Голосование по мажоритарной системе абсолютного большинства, как правило, требует проведения повторного голосования. По понятным причинам активность избирателей во втором туре заметно снижается.
Мажоритарная система квалифицированного большинства признает победителем того кандидата, который набрал больше заранее определенного, квалифицированного большинства голосов. Квалифицированное большинство устанавливается законодательством и, как правило, превышает большинство абсолютное: 2/3, 3/4 и т.д.
Такая система чрезвычайно редка, поскольку еще менее результативна, чем система абсолютного большинства.
В целом, мажоритарная система имеет такие преимущества как простота участия избирателей в процедуре избрания кандидатов. Однако выборы по подобной системе исключают влияние малочисленных партий в парламенте, способствуют образованию системы больших взаимозависимых, сравнительно стабильных партийных блоков.
Политическим следствием применения этой системы становится постоянное чередование у власти двух крупных утвердившихся в государстве политических партий. Наиболее ярким примером могут служить США, где у власти постоянно сменяют друг друга «республиканцы» и «демократы».
Пропорциональная избирательная система. В отличие от мажоритарной (для избрания кандидат должен получить большинство голосов избирателей в избирательном округе) здесь действует принцип пропорциональности. Депутатские мандаты распределяются между партиями пропорционально количеству голосов избирателей, собранных каждой из них в пределах избирательного округа.
Сегодня эта система существует более чем в 60 странах мира, преобладая в Западной Европе.
Различают следующие виды пропорциональной системы: с жесткими списками; с преференциями; с полужесткими списками.
При применении пропорциональной системы с жесткими списками избиратель голосует сразу за весь список партии, которую он поддерживает на выборах. Система жестких списков практикуется в Испании, Португалии, Израиле, России, Украине.
Пропорциональная система с преференциями (от латинского praefero – предпочитаю), или преимуществами, позволяет избирателю не просто проголосовать за списки партии, но и отдать предпочтение конкретным кандидатам из этого списка. Например, сделать пометку в избирательном бюллетене напротив номера того кандидата в списке от партии, которому он преимущественно отдает свой голос.
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)

0

2

(ПРОДОЛЖЕНИЕ)
Таким образом, вопрос о распределении мандатов между конкретными персонами кандидатов решается не внутри победившей на выборах партии, а самими избирателями. И именно те кандидаты, кто получил наибольшее число преференций, получают также места в представительном органе власти. Подобная система преференций практикуется в Финляндии, Бельгии, Нидерландах.
Пропорциональную систему с полужесткими списками можно назвать смешанной. Она предусматривает возможность для избирателя голосовать за список в целом, одновременно определяя преференции в пользу одного или нескольких кандидатов. В первом случае голоса избирателей подсчитываются по системе жестких списков, во втором – по системе преференций. Эта система практикуется в Швейцарии, Австрии, Италии.
Пропорциональная система с жесткими списками имеет свои преимущества: при голосовании избирается, прежде всего, политическая платформа и программа будущей деятельности партии. Недостатком ее является то, что партийный список может «вытянуть» в депутаты или сенаторы неизвестных, некомпетентных, непопулярных в народе политиков.
Система преференций дает возможность расширить сферу волеизъявления самих избирателей. Однако в этом случае избиратель ориентируется больше на отдельные политические личности, а не на интересы и задания партии в целом. Внедрение системы с полужесткими списками вызвано необходимостью преодолеть изъяны системы жестких списков и преференций.
С целью предотвращения попадания в представительные органы власти мелких, «непредставительских» партий при пропорциональных системах выборов применяется избирательный порог. Суть его заключается в том, что для участия в распределении мест после голосования допускаются только те партийные списки, которые набрали определенный, установленный в законодательстве процент голосов.
Свой избирательный порог устанавливается в каждой стране, использующей пропорциональную систему выборов: в Нидерландах – 0,67%, Израиле – 1%, Швеции, Германии – 5%, России – 7%, Лихтенштейне – 8%, Турции – 10%.
В целом, достоинствами пропорциональной избирательной системы считаются примерно равное представительство политических сил в представительном органе в зависимости от популярности у избирателей и возможность меньшинства иметь своих представителей в парламенте.
Смешанная избирательная система, как следует из ее названия, представляет собой сочетание двух моделей: мажоритарной и пропорциональной. Такая система позволяет избирателю выбирать и конкретного политического деятеля, и партию, политическая позиция которой на устройство жизни в стране представляется ему наиболее близкой или эффективной.
На основе смешанной избирательной системы в России до 2007 года проходило формирование Государственной Думы: 225 депутатов избирались по мажоритарной системе относительного большинства, 225 – по пропорциональной избирательной системе. Сейчас, как отмечалось выше, используется пропорциональная избирательная система.
Смешанная избирательная система также применяется на Украине – на выборах депутатов Верховного Совета Крыма, областных, районных, городских советов.
Наиболее близким примером для нас могут служить выборы в Законодательное собрание Ленинградской области! Половина депутатского корпуса выбирается по партийным спискам (пропорциональная система), половина – по одномандатным избирательным округам (мажоритарная система).
В заключение хочется добавить, что вне зависимости от преимуществ и недостатков конкретных избирательных систем, непременным условием их эффективности является массовость участия избирателей в выборах. Ведь только в том случае, если гражданин придет на избирательный участок и проголосует за того или иного кандидата или партию, его мнение может быть учтено при формировании представительного органа власти.

Дмитрий ХОЛОСТОВ

0