В «Советской России» за 26.09.09 на стр.4 дана заметка-
Директор красной страны
К 80-летию Н.И.Рыжкова
Писать про Николая Ивановича Рыжкова одновременно легко и непросто. Легко потому, что он уже много лет на виду. Непросто потому, что он обладает сложным внутренним миром, недоступным для взглядов окружающих. Тем более что волей судеб он оказался на вершине власти во времена тяжелых потрясений.
Поначалу ничего не предвещало необычной судьбы. Родом он с Украины, из горняцкого Донбасса. Отец – шахтер, брат – шахтер. И он сам в голодное послевоенное время пошел в Краматорский машиностроительный техникум на вполне шахтерскую специальность «подъемно-транспортное оборудование». Однако по окончании техникума попросил распределить не поближе к дому, а в далекий Свердловск, ибо мечтал со временем учиться в Уральском политехническом институте. В 1950 году, в 20 лет, пришел на Уралмаш мастером в бригаду тертых мужиков (и вскоре к нему уже обращались уважительно – Николай Иванович), а еще через 20 лет стал директором этого гигантского завода.
Разумеется, Рыжков, обучаясь инженерной премудрости и работая на Уралмаше, и думать не думал о премьерском кабинете. Это было время выдающихся прорывов СССР в космос и в глубины недр, время романтики. Рыжков работал увлеченно, иногда неделями не уходя из цеха. Он был успешным мастером, успешным начальником цеха, успешным генеральным директором завода: две Государственные премии, россыпь орденов.
Он не рвался в Москву из ставшего уже родным Свердловска. Более того, очень не хотел расставаться с заводом, с которым буквально сросся. Но столь проклинаемая «демократами» система вела людей дела наверх. Лезли наверх, разумеется, и бездарные «рыбы-прилипалы», которые потом первыми сбежали из партии. Но востребованы были прежде всего труженики. В 1975 году Рыжков стал первым замминистра тяжелого и транспортного машиностроения, затем – первым заместителем главы знаменитого Госплана. Ю.В.Андропов, возглавив КПСС, начал энергично искать талантливых людей на высшие посты. Так Рыжков в 1982 году стал секретарем ЦК, а в 1985 году – Председателем Совета Министров СССР.
Он стал шестым после И.В.Сталина предсовмина СССР. Среди его предшественников на этом посту был и Алексей Николаевич Косыгин, который очень высоко поднял человеческую и профессиональную планку главы правительства. Рыжков, которому приходилось решать с Косыгиным масштабные заводские дела, считал Алексея Николаевича образцом для подражания.
Но к этому времени сложившаяся система управления экономикой начинала сбоить. В необходимости преобразований сходились все. Вопрос в их направлении. Требовалась именно модернизация существующей, достаточно эффективной системы (а не дикая ломка, устроенная потом под видом «реформ»). То, что предлагал Рыжков, соответствовало успешному пути, уже избранному Китаем: использование рыночных механизмов при тщательном контроле со стороны правительства и компартии для преобразований в интересах всего общества. Горбачёв же, столкнувшись с крупными проблемами, созданными его собственными метаниями, начал сваливаться в колею дикого капиталистического рынка. А тут еще возник Ельцин, рвавшийся к власти через безудержную «демократическо-рыночную» демагогию.
Долгий и упорный труд во имя грядущего процветания, который предполагал «рыжковский» вариант, основную массу обывателей-избирателей не прельстил. Им все больше нравился «радикал» Ельцин, суливший вожделенное процветание через 500 дней, сытую жизнь к ближайшей осени. В 1989 году закулисные вожди назревавшего государственного переворота решили, что главным препятствием на пути «реформ», а вернее, на их пути к власти стоит именно Н.И.Рыжков. Началась двухлетняя кампания его гнусной травли.
В начале 1991 года Горбачёв в качестве президента СССР ликвидировал существовавший в нашей стране почти 100 лет Совет Министров и создал Кабинет министров, подчинявшийся лично ему. В этой конструкции места для «противника реформ» Н.И.Рыжкова не было. Вскоре он очутился в больнице «с сердцем». Сломался не Рыжков, сломался организм, который имеет пределы переносимости стресса. Воля же самого Рыжкова осталась непоколебимой.
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)