В газете «Дуэль» №25 за 2008 на стр.4 дана заметка-
ЧЕЙ СОВРЕМЕННИК ИВАН ИЛЬИН?
Вопрос этот возникает в связи с тем, что на творческое наследие русского философа претендуют как правящая чиновничья команда, так и русское национальное движение.
Первые, захватившие власть в результате государственного переворота и расстрелявшие Верховный Совет, стремятся в трудах Ивана Ильина найти рекомендации по легализации власти и укреплению олигархического тоталитарного режима в стране, вторые - пытаются найти рецепты по спасению русского народа.
Но сначала о личности русского философа.
Иван Александрович Ильин (1882 - 1954) - юрист, философ, публицист, русский религиозный философ, правовед, публицист. Автор более 40 книг и 300 статей на русском и немецком языках. Разрабатывал идеи русского национализма, активный противник большевизма, идеолог белого движения, пожизненный антисоветчик.
Иван Ильин родился в Москве 28 марта 1883 года в русско-немецкой дворянской семье (мать была немецкого происхождения), учился в московских классических гимназиях и в итоге закончил учебу с золотой медалью. После этого он получил блестящую академическую подготовку, обучаясь на юридическом факультете Московского университета.
В 1906 году Иван Ильин женится на дочери известного московского юриста Н.Н. Вокач, с которой прожил всю жизнь, детей у них не было.
В 1909 году Ильин сдал магистрские экзамены и был утвержден приват-доцентом университета. Затем была научная командировка за границу (1910 - 1912 года) в университеты Гейдельберга, Фрейбурга, Берлина, Геттингена, Парижа (Сорбонна).
Весной 1912 года он возвращается в Москву и преподает на юридическом факультете Московского университета и в других высших учебных заведениях.
Магистрскую диссертацию Ильин защитил только в 1918 году, но представленная им работа была столь значительной, что ученый совет присвоил ему сразу же две степени - магистра и доктора наук.
Иван Ильин к революции 1917 года отнесся резко отрицательно, его три раза арестовывала ВЧК и «два раза он предстаёт перед судом, но оба раза его оправдывают за недоказанностью обвинения. После одного из арестов сохранилась записка В.И. Ленина Дзержинскому: "Ильин не наш, но талантлив, отпустите"» (Игорь Зернов «Иван Ильин. Монархия и будущее России», М., 2007).
В 1921 году Ильин избирается председателем Московского психологического общества.
В сентябре 1922 года Иван Ильин был выслан из Советской России «философским пароходом» с группой философов и литераторов.
Иван Ильин писал (опубликовано в сборнике: «Родина. Русская философия. «Православная культура», М., 1992): «Как тяжко утерять Родину... И как невыносима мысль о том, что эта утрата, может быть, состоялась навсегда...».
Отметим, что в Россию в октябре 2005 года вернулся лишь прах Ивана Ильина.
После высылки из России Ильин принимает участие в создании Религиозно-философской академии, Философского общества и журнала. Он также был профессором Русского Научного института в Берлине, где он жил в течение шестнадцати лет и читал лекции на русском и немецком языках.
В первом издании Большой Советской Энциклопедии, вышедшей в 1927 году, Иван Ильин характеризовался как выразитель интересов «чёрной сотни и поповщины», представитель «белогвардейской философии».
С 1927 по 1930 год Ильин издаёт журнал «Русский колокол», в передовой статье в первом номере которого он пишет: «...Первое, в чём нуждается Россия, есть решающая и патриотическая, национальная и государственная идея».
В тридцатых годах он выпускает книги «Путь духовного обновления» и «Основы христианской культуры».
В своих статьях Ильин «анализирует причины религиозного кризиса, к которому привёл длительный процесс обособления культуры от веры, религии и церкви. И называет семь основ духовного бытия: вера, любовь, свобода, совесть, семья, родина и нация. Все они - формы духовной жизни и создают единство» (А.Н. Щукин «Самые знаменитые люди России», М., 1999).
Главной книгой Ильина берлинского периода стала брошюра «О сопротивлении злу силою», изданная в Берлине в 1925-м году, где он подвергает критике учение Л.Н. Толстого. Ильин отмечал, что применение силы оправдано тогда, когда иные методы борьбы со злом оказываются недействительными и физическое воздействие становится единственно верным средством.
В 1934 году Иван Александрович Ильин был удалён национал-социалистами из института, со временем ему были запрещены все публичные выступления. Но до этого момента Иван Ильин писал: «Я отказываюсь судить о движении германского национал-социализма по тем эксцессам борьбы, отдельным столкновениям или временным преувеличениям, которые выдвигаются и подчеркиваются его врагами. То, что происходит в Германии, есть огромный политический и социальный переворот; сами вожди его характеризуют постоянно словом «революция». Это есть движение национальной страсти и политического кипения, сосредоточившееся в течение 12 лет и годами, да, годами лившее кровь своих приверженцев в схватках с коммунистами. Это есть реакция на годы послевоенного упадка и уныния: реакция скорби и гнева. Когда и где такая борьба обходилась без эксцессов? Но на нас, видевших русскую советскую революцию, самые эти эксцессы производят впечатление лишь гневных жестов или отдельных случайных некорректностей...» («Национал-социализм», 1933 - см. архив Ивана Ильина - ГРАНИ.ру).
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)