…В «Российской Газете» за 12 мая 2009 года на стр.3 дана заметка-
Список Генпрокурора
В тройку лидеров по коррупции вошли милиционеры, преподаватели и врачи,
считает Юрий Чайка
Объем коррупции в стране в денежном выражении варьируется от 240 до 300 миллиардов долларов в год

КОНТРОЛЬ
Владимир Богданов
ЗАВТРА Генеральный прокурор Юрий Чайка выступит в Совете Федерации с ежегодном докладом о состоянии
ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА В СТРАНЕ. ИЗ ОБЪЕМНОГО ДОКУМЕНТА МЫ ВЫБРАЛИ ДВЕ ОСТРЫЕ ПРОБЛЕМЫ. ВСТРЕЧАЮЩИЕ ПОВЫШЕННЫЙ ИНТЕРЕС В ОБЩЕСТВЕ: ЭТО БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ И СУДЬБА ОБЕЗДОЛЕННЫХ ДЕТЕЙ.
Воруют как в последний день
Самая массовая коррупция процветает вовсе не в среде многотысячной армии чиновников, как принято считать. В преступную триаду взяточников входят милиционеры, преподаватели и врачи. Такой вывод сделан в прокурорском докладе.
- Активизации деятельности по борьбе с коррупцией методами уголовно-правового характера не произошло, - вынужден признать Чайка.
Он приводит негативную статистику, свидетельствующую, что число выявленных фактов коррупции, несмотря на все усилия правоохранителей, неуклонно растет. В прошлом году было зарегистрировано 12 500 фактов взяточничества, почти на 8 процентов больше, чем в предыдущем году. Увеличились и преступления против государственной власти - их прокуроры насчитали 43 500.
По мнению Генпрокурора.
профилактика коррупции в рядах самих правоохранителей топчется на месте. Количество выявленных в собственных рядах коррупционеров сократилось более чем на четверть. А число сотрудников руководящего состава наркоконтроля, ставших фигурантами уголовных дел, сократилось более чем в 9 раз: с 28 человек в 2007 году до трех в прошлом году. Хотя чуть ли не ежедневно СМИ сообщают о фактах разоблачений мздоимцев в погонах.
Почти на четверть снизилось количество случаев коммерческого подкупа, их зафиксировано 1712. В судах стало на треть меньше дел коррупционной направленности. По тем из них, что были направлены в суды в прошлом году, ущерб составил почти 5 миллиардов рублей.
Прежде прокуроры отмечали рост преступлении, связанных со взяточничеством, в 62 субъектах России. Сегодня картина меняется: в пяти регионах отмечено резкое сокращение мздоимства: в Мордовии и Карачаево-Черкесии
- на четверть, в Тульской — на треть, во Владимирской области
— почти вдвое.
189 взяточников выявлено среди чиновников различных уровней. Более 80 процентов осужденных за это преступление обвинялись в получении менее 30 000 рублей.
Разоблачают не только тех, кто берет взятки, но и тех, кто их дает. В этом особенно отличились водители. Они составляют большинство из 3500 человек, привлеченных по суду к ответственности.
Юрий Чайка предлагает изменить критерии антикоррупционной работы правоохранительных органов. Оценка, считает он. должна быть основана не на количественных показателях, а отражать качественную сторону борьбы с коррупцией — например, уровень предотвращенного и возмещенного ущерба.
По оценкам российского Национального антикоррупционного комитета, объем коррупции в стране в денежном выражении варьируется от 240 до 300 миллиардов долларов в год. Что сопоставимо с бюджетом небольшой европейской страны. Председатель комитета Кирилл Кабанов считает, что в структуре коррупции 40—60 процентов составляют так называемые откаты в системе госзакупок, выделения различных квот, например, в сфере природопользования, и других сферах. В условиях экономического кризиса масштабы коррупции будут только расти, поскольку объем бюджетных средств, выделяемых на антикризисные программы, увеличился, а система контроля за их расходованием еще пока не сформирована, убежден Кабанов. По его словам, в период кри-
зиса чиновники «воруют как в последний день». Никто не знает, сколько кризис продлится, поэтому пытаются получить максимальную ренту от своего места.
После распада Советского Союза в наследство Борису Ельцину досталось около миллиона чиновников — не так уж мало,
если учесть, что население страны «усохло» почти вдвое. Но ныне госаппарат насчитывает уже полтора миллиона «штыков». Если, как это раньше было принято, сравнить положение дел с 1913 годом, то выясняется, что тогда на тысячу россиян приходилось полтора чиновника, а ныне — более десяти.
Многие эксперты утверждают, что сегодня чиновник даже на словах не считает себя «слугой народа», а полагает, что народ отдан ему «на кормление» — со всеми вытекающими отсюда последствиями. Известный в
мире Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трэнспэренси Интернэшнл» ставит Россию по уровню коррумпированности на 147-е из 180 мест. Да и мы сами прекрасно знаем, что без «барашка в бумажке» у нас редко чего можно добиться. По данным социологических опросов, свыше трети россиян за минувший год сталкивались с ситуацией, когда госслужащие вымогали у них взятку. И не только с сограждан. Если в начале десятилетия британская консалтинговая группа «Контрол риске» оценивала поборы с западных компаний у нас в 15 миллиардов долларов, то сейчас считают их намного выше. По подсчетам экспертов, в то время как «бытовая» коррупция ныне ежегодно опустошает карманы обычных россиян на 3 миллиарда долларов, «корпоративная» обходится бизнесу уже в 33,5 миллиарда.
Экспертами даже составлен некий прейскурант «услуг» чиновников. Выдача лицензии или отзыв таковой у конкурента сейчас стоит от 1 до 5 миллионов долларов. Хочешь участвовать в нацпроекте — вынь да положь 30, а то и 40 процентов от выделенных средств, за получение госзаказа отдай треть от суммы проекта.
Справка «РГ»
В соответствии со статьей 5 Закона «О противодействии коррупции» прокуратура координирует деятельность всех правоохранительных органов в борьбе с коррупцией. В 2008 году только в социальной сфере выявлено в общей сложности 1 миллион 461 тысяча нарушений закона. О судьбе детей-сирот читайте на сайте «РГ»…