…В газете «Социалистическая индустрия» за 24 декабря 1988 года(№ 294) на странице 3 дана заметка-
Точка зрения
Взгляд из окна моей кухни
Каждое утро на протяжении нескольких последних месяцев из окна кухни своей московской квартиры я наблюдаю необычный ритуал. Внизу в дворике, окаймленном деревьями, укладывают новый асфальт. Сначала появляется машина, которая расчищает от снега узкую полоску. Затем на нее кладут горячий асфальт и укатывают его. Потом начинается снегопад. На другой день процедура повторяется в другой части двора. Время от времени прикатывает черная «Волга», из нее выходят несколько мужчин, чтобы ознакомиться с тем, как выполнена работа. Новое покрытие ужасно неровно. В  некоторых местах уложено по два слоя нового асфальта, в других — ни одного. Мужчины удрученно качают головами и уезжают. Затем появляются механизмы, и все начинается сначала.
Этот нескончаемый ритуал говорит многое о проблемах советской экономики. Почему, задаюсь я постоянно вопросом, для столь небольшой работы требуется так много времени? Почему .вообще она делается зимой? Кто-нибудь отвечает за нее? Неужели для этих людей  нельзя найти более цродуктивного занятия? Й сколько в действительности стоит эта бессмысленная трата времени, ресурсов, энергии?
Когда Михаил Горбачев и руководство Советского   Союза говорят о необходимости
создать рынки, поощрять инициативу и мыслить экономическими категориями, я гляжу в
окно своей кухни и задумываюсь. Их слова пока явно не доходят.
В Америке многие полагают, что самые, серьезные проблемы   советской   экономики кроются отнюдь не в непродуманной  системе централизованно устанавливаемых цен и не в силе бюрократов, хотя все это и важно. По их мнению, самое   крупное   из препятствий на   пути   радикальных перемен — сложившееся мышление людей, которые    утратили    искусство действовать наиболее рационально с экономической точки зрения.
Дух предпринимательства, это сердце динамичной западной экономики, был убит системой, которая полагается на приказы, а не на инициативу, и а монополию, а не на конкуренцию.
Как и все обобщения, мое не может претендовать на полную точность.  В Москве и в других городах некоторые хотят пойти на большой риск и основать кооператив либо заняться индивидуальной трудовой деятельностью. К западным визитерам в Москве
часто подходят советские граждане, у которых имеются или идеи, которые они хотят продать, или намерение основать совместное предприятие, но все упирается в то, чтобы найти человека с деньгами.
Подобные примеры личной инициативы весьма вдохновляют. Разумеется, людям предстоит еще многому научиться. Но по крайней мере они пытаются хоть что-то сделать.
В то же самое время люди, которые проявляют инициативу и делают деньги, сталкиваются со вздымающейся волной критики и зависти. Читая письма в советских газетах, я иногда с трудом верю своим глазам, когда вижу мелочные жалобы на кооператоров. Все это показывает, что в социальном плане в Советском Союзе все еще неприемлемо, когда человек зарабатывает    много.
Проблема, похоже, в том, что здесь забыли одну старую истину: без конкуренции экономика_ оказывается в состоянии стагнации. В течение некоторого времени положение, когда все для вас делают государственные монополии, действительно представляется удобным. Продукты питания и жилье в Советском Союзе гораздо дешевле, чем на Западе, в Нью-Йорке многие
выкладывают за квартиру половину зарплаты. Однако без
конкуренции система становится ленивой и неэффективной. Нет пользы в дешевых продуктах питания, когда приходится часами выстаивать за ними в очередях, а их качество очень низкое, ассортимент крайне беден. Лично я предпочел бы жить в квартире по своему выбору, пусть даже платить   за
нее пришлось бы больше, но зато она была бы комфортабельнее, без недоделок стро-ителей и в районе, который  мне нравится. Ужасное землетрясение в Армении   продемонстрировало,    с    каким низким качеством могут быть дома в Советском Союзе.
Даже с перестройкой здесь, в Советском Союзе, конкуренция представляется чуждой идеей. Как живущий в Москве иностранец могу сказать, что большинство из советских компаний, с которыми мне приходится иметь дело, это монополии. Они могут — и делают это — назначить любую цену за минимум услуг. Возьмите, к примеру, Аэрофлот. Вы теряете часы в аэропорту в ожидании посадки на самолет. Кресла неудобны и расположены слишком близко друг от друга. Лучшее, на что можно рассчитывать в полете,— это чашечка теплой минеральной воды.
На внутренних авиалиниях  в Америке вы можете пройти регистрацию менее чем за час до вылета; на борту  обычно вам предлагают плотно закусить либо хороший обед. Если вам не понравится обслу-живание в одном из полетов, в следующий раз вы выберите другую авиакомпанию. В Советском Союзе нет альтернативы, и    Аэрофлот     прекрасно это осознает. Он поль-зуется отсутствием конкуренции, чтобы относиться к своим  клиентам  недружелюбно, равнодушно. Никакие реформы экономических   структур и увольнения бюрократов не способны  изменить  положения. Это может сделать лишь конкуренция.
Вот почему сцену, которую я вижу из окна кухни в Москве, так трудно себе предста- вить происходящей в Нью-Йорке. Если бы там компания получила подряд на покрытие новым асфальтом двора, то с финансовой точки зрения была бы крайне заинтересована в том, чтобы выполнить работу в возможно короткий срок, с использованием минимальных людских и материальных ресурсов. И дело не только в экономии денег; если бы компания затянула работу или выполнила ее плохо, то тогда столкнулась бы с риском уступить бизнес конкуренту, который работает лучше нее.
Питер ГАМБЕЛ, московский корреспондент «Уолл-стрит джорнэл»…