Марксизм Форум сайта www.marksizm.info - Марксистская группа "Рабочая Демократия"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



США – КОСМИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

…В газете «Правда» за 20 июля 1989 года на странице 4 дана заметка «Эхо триумфа»-
  Человек на Луне! Для многих из нас невероятность этого события   осела в памяти эхом человеческого триумфа.
Еще ранним утром   20   июля   1969   года была угроза, что в тот день надеждам не суждено сбыться. Когда после трехдневного полета командир корабля «Аполлон-11» Нейл Армстронг вел лунный модуль  на  посадку  в Море Спокойствия, на   контрольной  панели   раздался   сигнал   тревоги:   бортовая компьютерная система   наведения   оказалась перегруженной, и «Орел» — так назывался модуль — почти на шесть километров перелетел намеченную точку. Перейдя на ручное управление,   командир  повернул  «Орла»  назад  и  принялся  искать свободное  от  камней  место.   Частота   его  пульса   составляла 156 ударов в минуту, а расчетного спускового топлива оставалось  меньше чем  на 60  секунд. За  18  секунд  до  исхода топлива модуль коснулся поверхности Луны. На окололунной орбите оставался командный модуль под контролем Майкла   Коллинза.
     Через 6 часов 38 минут Армстронг выбрался из модуля и осторожно, будто трогая    ногой    воду    в    реке, вступил    на грунт. «Это один маленький шаг человека, но гигантский прыжок человечества»,— произнес  он  афоризм,  сочиненный   самим же по пути к Луне.     Двадцатью    минутами позже к нему присоединился сопилот Базз Олдрин, и уже вместе они установили мемориальную доску с надписью:  «Здесь люди с планеты Земля впервые  вступили на  Луну, июль  1969  года  нашей эры. Мы  пришли  с миром от имени всего человечества».
В   ПРИЕМНОЙ   корпорации   «Спейсхэб» встречают тишина и закрытые двери кабинетов. Улыбчивая по всем правилам   вежливости   секретарь
просит присесть и подождать, пока «капитан   не   освободится». Интересно — а почему капитан? «Он   когда-то   служил на флоте, и  его  все   так   зовут»,— получаю разъяснение. Через пять минут он сам выходит ко мне — немного грузноватый, с причесанной на пробор седой головой и добро- душным, веселым взглядом  из-под очков. Честер Ли, исполнительный вице-президента «Спейсхэб», а ранее помощник директора программы «Аполлон-11» и директор всех по-  следующих программ «Аполлонов» —12, 13, 14, 15, 16 и 17.
Был он и американским директором программы совместного полета «Союз — Аполлон», позволившей, по его словам, встретиться и подружиться с нашими Леоновым, Кубасовым, Шаталовым, совершить «фантастическую поездку» в Советский Союз, которую постоянно вспоминают в семье. Два года назад перешел из Национального управления по аэронавтике в исследованию космического пространства (НАСА) в частный сектор-компанию «Спейсхэб»-, которая проектирует жилые отсеки для космических кораблей многоразового использования «Шаттл».
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)

0

2

(ПРОДОЛЖЕНИЕ)
До этого была служба на эсминце, были бои второй мировой, тонул вместе с кораблем,пораженным японским камикадзе. С 1965-го-НАСА и постоянный вызов, который бросают друг другу люди и космос. «Так уж устроен человек, что всегда стремится вперед, и это  делает   его   великим»,- философски замечает капитан.
События тех лет, к которым Честера   Ли   приобщила  судь-ба,   словно   сданы  на  вечное хранение в архив его памяти.Он вспоминал,  как дребезжали стекла в окнах Центра управления,      когда      запускали «Сатурн-5»,    ставший   первым практическим шагом по трудному  пути к Луне.  Как переживали    сотрудники    неудачу его второго полета...
— Вы не представляете, насколько гальванизировала всю страну поставленная президентом Кеннеди цель: высадить человека на Луне до конца 60-х годов. У меня нет никаких сомнений, что огромную роль играл русский фактор —успехи Советского Союза в космических полетах, Юрий Гагарин.  Считали так: мы тоже   являемся  великой державой и для того, чтобы ею оставаться,     должны     добиться этой цели.
Воспоминания плывут плавно, как река. О победах и по-ражениях, о разочарованиях и гибели при пожаре троих астронавтов — Гриссома, Уайта, Чэффи. «Можно было бы опустить руки. Но подъем духа, энтузиазм, прямо-таки религиозная фанатичность не давали    этого   сделать.   Наоборот,
энтузиазм, прямо-таки религиозная фанатичность не давали этого сделать. Наоборот, сбои, трагедия лишь укрепляли нас в решимости пройти весь путь до конца...
Название должности «помощник директора» может ввести в заблуждение, но на самом деле это — очень горячее место. Честер Ли отвечал за координацию работ, за сведение воедино результатов подготовки к полетам.
— Это, конечно, было американским предприятием, но в некотором смысле и всемирным. Мы перенимали советский опыт, опыт других стран.
В  конечном итоге первый полет стал больше инженерным достижением,     чем    научным.
Целью было продемонстрировать способность высадить человека на Луне,— делится он.
     Что-то    вспомнив,    капитан рассмеялся   и пояснил:
— Это я сейчас смеюсь, тогда было не до смеха, да и не до сна. Как пройдет предполетная   подготовка?   Не  перетренируются ли?
Не заболеют ли   гриппом или какой-нибудь там корью? А про посадку я и вовсе не говорю. Когда они садились,  мы  все затаили дыхание   и   аж посинели от  нехватки    воздуха.   Потом   был такой  взрыв  эмоций,   что  все поголовно заплакали...
     Вырвавшиеся     наружу   эмоции  понять нетрудно.  Вулкан извергся.   Труднее  понять  тот негативизм,   который  добавился  в бочку  меда. Одни  говорили, что вся высадка на Луне  специально   подстроена   и ничего    подобного    не    было.
Другие обвиняли астронавтов  в богохульстве, поскольку, дескать,    осмелились   нарушить
«покой небес» и потревожить господа Бога. Третьи вносили свою лепту тем, что стравли- вали Олдрина с Армстронгом,  обвиняя командира в «не- оправданном присвоении права войти в историю». У Честера Ли мнение твердое:
— Каждый делал свою работу, принося в жертву личные амбиции.  Он делал свой
шаг от имени всего человечества, от имени всех людей. В этом ценность высадки на Луне   для   всех   нас.   Потому что когда-нибудь люди должны будут покинуть Землю. Солнце не вечно, и в будущем для продолжения существования человеку придется покидать планету. Но до того, как это произойдет, люди создадут космические колонии. Я в это верю, а я не только энтузиаст, но и реалист.
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)

0

3

(ПРОДОЛЖЕНИЕ)
Экипаж «Аполлона-11» действительно  открыл дверь в бесконечную вечность. Но уже через три года, после пяти последующих высадок, программа, как говорят   американцы, «потеряла пар».   
Честер Ли с такой интерпретацией согласен, хотя она ему явно не но нутру. Да, говорил он, такого подъема духа, как в те годы, сейчас не сыщешь, хотя в смысле науки работы еще — край почти непочатый. Я считаю, что все было бы в порядке, если бы простите, не ваши коллеги — журналисты. Не обижайтесь, вы же прекрасно знаете, что печать может нагнетать атмосферу, а может, наоборот, превращать все в рутинное, приевшееся. А тут еще подняла свою безобразную голову (так и сказал — безобразную голову) нехватка денег, бюджетный дефицит. Многие говорят — зачем тратить миллиарды долларов в космосе, когда на Земле столько проблем?
С этим трудно бороться. Ведь нельзя же каждому вложить доллар в руку, чтобы убедить в огромной пользе космических полетов. А мы, собственно, на Луну не потратили ни цента! Все деньги были потрачены здесь, в США. С созданием новых рабочих мест возникли новые поселения, школы, церкви. Миллиарды долларов пошли в экономику.
А непрямые выгоды    в    виде развития    новых    технологий, компьютеров,      всевозможных материалов,    средств    связи?! У нас все это называют «спин-офф».   И   он был просто огромен.  Как-то один из руководителей  программы  «Аполлон» Джордж Лоу подсчитал, что каждый вложенный в нее доллар дал отдачу  14 долларов...
Я  знал,  о чем говорил  капитан. Вся в целом программа «Аполлон» принесла весьма высокие дивиденды. Общий бюджет НАСА с 1959 по 1973 год составил 50 миллиардов долларов. Однако за последние два десятилетия полученная в результате полетов «Аполлонов» технология  «закачала» сотни миллиардов в национальную экономику в виде не только новых продуктов, но и качественно новых отраслей промышленности. В реестре лишь непосредственных человеческих приобретений — тефлонное покрытие кухонной утвари, сухозамороженные продукты питания, кварцевые часы, беспроводные предметы обихода вроде машинок для бритья и пылесосов,   протезы
конечностей, хирургические спектрометры, сердечные стимуляторы.... Этим, конечно, дело не кончается. Среди, так сказать, непрямых выгод, список     безусловно    возглавляет одно из наиболее революционных достижений нашего века-то, что известно как персональный  или   домашний компьютер. Космические изыскания дали стимул процессу  миниатюризации, который снабдил персональными компьютерами подавляющее большинство американцев, но, к сожалению, обошел стороной нас. Но что же дальше? У Честера Ли ответ готов.
— Надо самим искать  новые   вызовы,     надо    исследовать космос в интересах человека. Я имею в виду прежде всего    совместный    советско-американский полет на Марс. Наше сотрудничество по программе «Союз—Алоллон» было очень плодотворным. Главное — оно доказало,   что   мы можем  работать вместе. А к тому же в «Аполлоне» слилась   воедино   гениальность и американских, и советских инженеров.
А   как    сложилась   судьба членов    экипаже   «Аполлона-11» Они все живы, хотя   ни один из них так и не порадовался по пути в банк в предвкушении   сказочных   гонораров.  В наши годы американская  малышня   сбивает   друг друга с ног, вырывая автографы   у   голливудских    «героев космоса», но даже и не узнает проходящих   мимо   них    тех, кто не понарошку,   а   по-настоящему был там. Даже на   Луне. Может быть, людям и впрямь нужна больше икона, чем человек?
    Как рассказал  Честер  Ли, спокойнее всего выдалась «послелунная» жизнь   у Майкла Коллинза, которому идет 59-й  год. Он побывал на постах в правительстве   (в    госдепартаменте), без  малого   семь лет возглавлял Национальный музей авиации и космонавтики, а в 1980 году стал вице-президентом    одного   из   ведущих
подрядчиков Пентагона «ЛТВ  эйрспейс энд дифенс компани». В 1985 году основал собственную фирму, что не помешало ему продолжить работу над книгами о космосе. Сейчас их уже три.
Сложнее  обернулась  жизнь у Эдвина   (Базза)    Олдрина, который   в    январе    отметил свое 59-летие. Уйдя в отстав- ку в 1972 году после 21 года службы в ВВС США, он долгие годы «дрейфовал» от алкоголизма и депрессии, требовавших госпитализации, к попыткам        наладить      семейную жизнь, начать новую карьеру. То продавца автомобилей,   то_
фермера,  то  лектора.  Женившись недавно в   третий   раз, Базз стал консультантом    по
вопросам космических исследований и, надо сказать, интересным    писателем.   На    его
счету, в частности, только что поступившая в продажу увлекательная    книга    «Люди    с
Земли».
В начале августа исполнится 59 лет Нейлу Армстронгу,  который   мог стать  безусловной «жемчужиной»   в короне американской      астронавтики. Он ею не стал, предпочтя, говоря    по-американски,    «держать низкий   профиль».  Уволившись из НАСА в 1971 году,    Армстронг   занял    пост профессора    в     университете Цинциннати, штат Огайо. Одно  время  Нейл   выступал    в рекламных    телероликах,   настоятельно советуя американцам     покупать    автомашины «Крайслер».   Но  скоро  опять исчез из поля общественного зрения. Только недавно стало известно, что Нейл вступил в партнерство и основал в городе Лебанон, штат Огайо, ком-палию по продаже компьютеров. Он так и не написал   ни строчки,   живет  исключительно семьей, категорически   отказывается встречаться с журналистами и давать интервью. Да, они все разные. И в то же время схожи, ибо смотрят не назад, а вперед. И все как один   мечтают, чтобы человек  покорил   Марс.   В   последней главе «Людей с Земли» Олдрин, в частности, рассматривает ходящую   пока   по   кругу советскую космическую   программу как отличную основу для    межпланетных    полетов. Базз предлагает обеим сторонам договориться  о   «негонке» в космосе» и, объединив усилия, создать марсианскую космическую станцию.
В этот самый день, 20 июля,  когда два   десятилетия назад    мир    облетели    слова Армстронга, экипаж «Аполлона-11» соберется на ступенях Национального  музея авиации и космонавтики. Будут там и  те, кто помог вывести человеческую мечту за пределы земного  притяжения.   Честер  Ли будет обязательно. Запланированы грандиозные   торжества.  Говорят,  что президент   Буш примет рекомендации   Национального космического совета  и объявит о программе    создания постоянной   базы     на Луне  в   течение   следующего десятилетия. При возможном участии Советского Союза…
Трудно сказать, каким будет подтекст праздника…Но совсем нетрудно сказать, что в тот четверг люди воздадут должное своему гению, своей пытливости и мужеству, которые окрашены не в национальный цвет. Окрашены в цвет рода человеческого. В цвет жизни…В. ГАН (Соб. корр. «Правды»). Г. Вашингтон…

0