…В газете «Правда» за 13 августа 1990 года на странице 4 дана заметка-
Куда податься офицеру
Куда податься британскому офицеру, если он не собирается продлевать контракт, если пришло время уходить а отставку (в армии возрастной потолок — 55 лет) или же его просто увольняют?
Как в Англии трудоустраивают «сокращаемых» военных
Такой вопрос не раз вставал перед военнослужащими ее королевского величества. И все чаще будет вставать в предстоящие пять—семь лет. В течение этого периода, как объявил неравно министр обороны Том Кинг, численность вооруженных сил страны должна быть сокращена примерно на 57 тысяч человек.
Это неплохая реакция на бла-гоприятные перемены в мире. Но какова будет ее социальная цена? Сокращений, говорят в министерстве обороны, удастся достичь за счет «естественного возрастного отсева». Возможно. Но многие военнослужащие склонны полагать, что кому-то придется вернуться к мирной  жизни раньше намеченного срока.
Пугает ли их завтрашний день? Если и да, то не настолько, чтобы волнения «сокращаемых» превращались в общенациональную проблему. В Британии давно уже задействованы мощные
тылы по переквалификации и трудоустройству оставляющих военную службу. Это вполне естественно, учитывая тот факт, что далеко не все в профессиональной, основанной на добровольном принципе армии служат продолжительное время.
Так куда может податься офицер, зная о своем предстоящем увольнении? Во-первых, во всех видах вооруженных сил существуют   «курсы по переселению». Военнослужащие —от   рядового и до самых   высоких  чинов — проходят собеседование.  У  них выясняют квалификацию и возможность ее применения в мирной жизни. Курсы предоставляют и возможность получения новой профессии.    Сара  Шеппард, офицер по вопросам информации британской    армии,    рассказала мне, что диапазон   выбираемых профессий достаточно   широк — от строительного   рабочего   до компьютерного      программиста. Военкому ведомству в трудоустройстве его подопечных по-
могает и гражданское — министерство по вопросам занятости.  В нем действует комиссия по трудовым ресурсам, изучающая положение на рынке рабочих мест и выясняющая возможности устройства военнослужащих в разных сферах экономики.
В Британии около 1,6 миллиона безработных. Поэтому вполне можно предположить, что далеко не перед всеми покидающими вооруженные силы открываются радужные перспективы. Но когда я попросил Сару Шеппард привести мне примеры печального свойства, она затруднилась это сделать, заметив, что жалоб очень мало.
Что касается жилья, то этой проблемы практически не возникает: военнослужащие либо имеют квартиры и дома еще до прихода в армию, либо приобре-
тают их во время службы. Заработок? Он не всегда оказывается адекватным тому, что был в армии. Скажем, получающий около 38—39 тысяч фунтов стерлингов в год полковник может и потерять в деньгах. Но со временем многие добирают. Где только не встретишь бывших британских офицеров. Это — и банкиры, и менеджеры, и туристические агенты, и спортивные тренеры.
Впрочем, если картина после беседы с представительницей британской армии кажется слишком розовой, попытаемся пере-
проверить факты в конкурирующей организации. Еще в 1920 году, после первой мировой войны, когда в Британии многие люди в военной форме оказались не у дел, в Лондоне была основана благотворительная организация «Ассоциации офицеров». Се задача — помогать людям, в разное время Служившим в британской армии. Возникают финансовые проблемы? «Отдел благотворительности»      ассоци-
ации даст ссуду. Нужно разыскать однополчан? Займутся и этим. Но главное, пожалуй,— оказание помощи в трудоустройстве. В настоящее время подыскиваются места для примерно 700 человек. Работники ассоциации связываются с различными фирмами и организациями, помещают объявления в газетах. Число клиентов, согласитесь, не такое уж маленькое. И я спросил у Берри Хоуна, возглавляющего службу трудоустройства: не потому ли в ассоциацию идут люди, что услуги военного ведомства оказываются не всегда эффективными?
— Нет, мне трудно критиковать армию. Она делает, в общем-то, хорошее дело.
— Так чем вызвана необходимость существования ассоциации?
— Мы просто еще одна организация, куда могут обратиться, за помощью. Кстати, мы занимаемся офицерами, а проблемами рядовых занимается благотворительное объединение «Ассоциация по трудоустройству военнослужащих регулярной арника. У наших двух организаций богатый опыт и обширные контакты.    Как правило, люди остаются довольны. Иногда военные ведомств направляют  за советом и помощью своих подопечных именно и нам.
—А как к офицерам, оставившим службу, относятся в гражданском обществе? Ценятся ли навыки, приобретенные ими  в армии?
— Бывшие офицеры, как правило, пользуются «хорошим спросом». Работодатели ценят их дисциплинированность, чувство долга, порядочностъ. Да и про- фессиональный уровень многих весьма высок.
— И в каких же областях они устраиваются с наибольшим ус-пехом?
— На административных должностях в различных компаниях и организациях.
— Вы, наверное, знаете о  проблемах, возникших в связи с сокращением наших вооруженных сил?
— Знаю. Ваши проблемы гораздо масштабнее. Между прочим, года два назад я консультировал представителей китайской армии. Кажется, беседа оказалась для них полезной.
А. ЛЮТЫЙ.(Соб.корр. «Правды»). Г. Лондон…