…В газете «Ленинградская правда» за 09 сентября 1990 года на странице 2 дана заметка-
Информационное агентство «Новости» передает
НАЛИЧИЕ ГОССЕКТОРА-ЕЩЕ НЕ СОЦИАЛИЗМ
В ТЕЧЕНИЕ последних двух лет во Вьетнаме была упорядочена финансовая система, проведена реформа ценообразования, начал работать рыночный механизм. Осуществление этих и других радикальных преобразований в сфере экономики протекало в обстановке политической стабильности, что дает основание говорить о некоем вьетнамском феномене Однако не все шло гладко, были и большие просчеты. Об этом материал собственного корреспондента ИАН в Ханое Александра РАХМАНА.
ГЛАВНОЙ ошибкой вьетнамских политиков и экономистов при проведении преобразовании 1981 — 1985 годов была, конечно же, приверженность к отжившим стереотипам. Уже в те годы здесь знали, что такое хозрасчет, аренда, подряд, пытались даже применить на практике. Однако новые формы организации производства не «работали» в совершенно чуждых для них условиях — в рамках административно - командной системы. Естественно, из этого ничего не получилось.
Четыре года назад на своем VI съезде вьетнамские коммунисты отметили, что наличие государственного сектора — это еще не социализм, что нельзя в условиях многоукладной экономики абсолютизировать
государственную и кооперативную собственность. Тем более,
что практика показала: развивая только эти формы собственности, проблем не решить.
Когда проанализировали деятельность некоторых рентабельных предприятий, то убедились,
что они так или иначе сами вышли за рамки существующей системы, более тесно связали себя с рынком, находили любые предлоги отказаться от «услуг» государства. Еще два года — вплоть до начала 1989-го — ушло на поиски путей модернизации госсектора. Решить эту проблему оказалось непросто не только с организационной, но и с политической точки зрения. Реформа государственного сектора, предложенные для ее проведения непопулярные меры затрагивали прежде всего интересы рабочего класса.
Местное руководство шло на определенный риск. Но, разрабатывая концепцию реформы, экономисты провели тщательное изучение, анализ, подготовили ее научное обоснование. Например, классификация предприятий по их эффективности и важности для народного хозяйства дала возможность спрогнозировать тс трудности и последствия, к которым приведет реформа на первом этапе, разработать в отношении
каждой группы предприятий конкретную политику. В результате решили, что предприятиям, без которых государству не обойтись, будет выделяться дотация. В основном это касается электроэнергетики и оборонной отрасли. Фабрики и заводы, работающие с убытками, но еще держащиеся на плаву, будут получать от государства помощь только до тех пор, пока не встанут крепко на ноги. И наконец третья группа предприятий, стоящих перед угрозой банкротства, получила право выбирать: самораспуститься, изменить статус собственности (понизить ее до коллективной или кооперативной) или перепрофилировать производство с учетом потребностей рынка. Меры, надо сказать, смелые. И Вьетнам пошел на них в очень сложной экономической ситуации: в то время в госсекторе насчитывалось около полутора миллионов безработных, на заводских складах мертвым грузом лежало товаров на один триллион двести миллионов донгов.
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)
ВЬЕТНАМ – РЕФОРМЫ ЭКОНОМИКИ (И СОБСТВЕННОСТЬ)
Сообщений 1 страница 2 из 2
Поделиться12018-11-14 17:06:57
Поделиться22018-11-14 17:07:27
(ПРОДОЛЖЕНИЕ)
Количество предприятий действительно сократилось, но в основном уездного и провинциального подчинения, не игравших в экономике страны сколько-нибудь заметной роли. В отношении высвободившихся рабочих государство выработала особую политику: им предложили или помочь трудоустроиться, или получать по-
собие, гарантирующее мини-мальный прожиточный уровень. Эти мероприятия, касающиеся госсектора, имеют большое, но далеко не решающее значение. В беседе со мной заместитель главного редактора газеты «Народ» известный во Вьетнаме экономист Хыу Тхо акцентировал внимание на том, что главной составляющей, которая заставила государственный сектор набирать обороты, явилась реформа ценообразования. С переходом на хозрасчет в себестоимость продукции стали включать все издержки, которые раньше оплачивались государством. Одновременно с этим предприятиям развязали руки в плане поиска источников сырья, рынков сбыта, начал работать рыночный механизм, появилась конкуренция. Все это привело к тому, что предприятия стали задумываться об ассортименте товаров, их потребительских свойствах, которые уже стали напрямую зависеть , от требовании покупателя.
Введение рыночного меха-низма заставило планирующие и руководящие государственные органы изменить свои функции. Сейчас предприятиям «спускается» всего лишь одни обязательный показатель- сумма налога в казну. Все остальное остается на их собственное усмотрение. И только
те заводы, которые производят продукцию первой необходимости, обязаны отчитаться еще и за количественные показатели.
По прошествии неполных двух лет обновления госсектора можно подвести некоторые итоги. В целом сейчас 70 процентов предприятий отказались от госдотаций. В национальном доходе доля госсектора осталась прежней, однако его отдача оценивается а два- три раза выше.
Значат ли это, что все проб-лемы решены? Отнюдь нет. Хочешь того или нет, а с развитием рыночных отношений на повестку дня встают такие во- просы, которые напрямую связаны с социалистическими идеалами. И как их решать, пока никто не знает. Например, при социалистической рыночной экономике труд -это товар или по? Если товар, то необходима биржа труда, иначе ему невозможно дать оценку.
Другая проблема - какую роль отвести госсектору в многоукладной РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ? Каким он должен быть: контролировать большую сферу производства или только ее важнейшие участки, от работы которых зависит весь хозяйственный механизм? Этот перечень можно продолжить и дальше. Проблемы действительно сложные, а главное, совершенно неизученные. С ними еще предстоит разобраться…