Марксизм Форум сайта www.marksizm.info - Марксистская группа "Рабочая Демократия"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



ИЛЬЯ ГЛАЗУНОВ И КОММУНИЗМ

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

…В газете «Известия» № 309 за 04 ноября 1988 года на странице 6 дана заметка «Экспортная гласность», или Интервью И.С. Глазунова газете «АВС» (сканированная статья не перепроверена-vir) -
РАСКРЫЛ    недавно   мадридскую газету «АВС» и глазам не поверил.  Это  же    надо
было коварным испанским журналистам так исказить слова в интервью  народного художника СССР  Ильи     Глазунова!    Ну   не мог наш уважаемый Илья Сергеевич говорить такое. Оболгали?
Поехал в газету к автору интервью.
— Нет, в интервью все точно,— отвечает.
— А может, переводчик напутал?   —  Спрашиваю — Ведь    и сам художник перед    отъездом из Испании сказал в одном разговоре,  что, дескать, не обращайте  внимания    на   интервью, меня полностью переврали.
-Нет, — упирается    испанский коллега, — переводчик был хороший. Да и при чем переводчик? Я же вам могу дать послушать магнитофонную запись беседы, если    интересно...
Интересно? Не то слово. Лично я трижды прослушал пленку,  чтобы удостовериться, что это  не слуховая галлюцинация.
Послушаем вместе:
«Я считаю, что вся культура человечества разделена на два периода. Последний  период длится   80 лет, и   до этого — единый  поток гуманистической религиозной   культуры... А если  возьмем   Пикассо    и   последние  80 лет, то это совпадает с «Интернационалом».   Помните: «Весь мир    насильно (!?)    мы    разрушим до основанья, а    затем...» Я думаю, что этот опыт не получился. И примером тому    является    Пикассо — это    сатанизм. «Герника » — это    ничто. Для меня это нуль.    Сатанизм!»
После такого решительного  начала своеобразной класси-фикации истории человеческой культуры, после не менее лихо-го цитирования   «Интернационала» Илья Сергеевич еще долго разносил в пух и прах ненавистный ему авангардизм, аргументируя его неприятие тем весомым аргументом, что «человек создан по образу и подобию божьему», а авангардисты могут глаз нарисовать, где им в голову придет.
Ну не нравятся И. Глазунову авангардисты — и ладно. Но дальнейший ход мысли художника еще более любопытен:
«Все это искусство (авангардизм) — коммунистическое. Малевич был комиссаром и Пикассо — комиссар. Даже Шагал был комиссар, с револьвером ходил. И Кандинский — комиссар. Они разрушили всю нашу культуру и спокойно уехали на Запад, где стали ...идолами так называемого современного искусства... Авангардизм для Европы, Америки — это  экспансия Коминтерна...»
Запугав испанцев «комиссарами», Илья Сергеевич вдруг заизвинялся. И заговорил о себе:
«Я очень извиняюсь, я очень извиняюсь, но я говорю честно: после Сталина, мне было 26 лет, первый, кто показал жизнь, как она есть, был Илья   Глазунов!»
Приятно сознавать, что, по народной присказке, от скромности народный художник не умрет. Покончив с собственным величием и «комиссарством» авангардистов, он плавно перешел на другие личности, в частности, прошелся по Л. Толстому, которого он «лично не любит».
Ну не любит Илья Сергеевич Льва Николаевича. И ладно. Но за что? А вот за что:
«Толстой — представитель масонства. Он вместе с другими готовил катастрофу (?). Он говорил: «Не противьтесь злу силой» (!) и был отлучен из церкви до     революции.   Он —
экстракт буддизма. Э-з-э... всемирное масонство».
Так, ясно. Но кого же любит Илья Глазунов? Не может же он в конце концов не любить никого? Отвечаю цитатой:
«Я люблю Столыпина, премьер-министра Николая Второго. Большой человек! («гран омбре!» — произносит Илья Сергеевич по-испански). Он делал ставку на сильных. Если бы его реформы были проведены, то в России не было бы революции...».
А чуть ранее:
«У нас экономика за 70 лет уничтожена. Раньше Россия была самой великой, самой богатой и самой свободной (!) страной мира...»
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)

0

2

(ПРОДОЛЖЕНИЕ)
Теперь, читатель, мы подошли к не менее любопытной части интервью, к нашим дням, к нашим нынешним проблемам. И выяснилось, что человек, которому принадлежит все вышесказанное, «всецело поддерживает перестройку»:
«Перестройка — это очень хорошее дело, я это всецело поддерживаю, но, к сожалению, в искусстве это полная катастрофа, потому что под видом перестройки они (?) снова стали поднимать авангардизм».
Все? Нет, не все. Перестройка «по Глазунову» требует еще кое-каких изменений:
«Но если мы говорим серьезно» то что мы меняем? Крышу или фундамент?,. Чтобы изменить фундамент, надо отменить марксизм, ленинизм и т. д.»
Вот так, взять и отменить. Был марксизм и ленинизм и — нету. Правда, не ясно, как отменять это самое «и т. д.», ну да ладно: не последнее же интервью.   Может  быть, вот так:
«Перестройка — это одеяло. Вы тянете его к себе, я тяну — на  великую  русскую  культуру.
Все другие тянут — на авангардизм. Все   советские   журимы
— авангард, «Герника», Малевич, Шагал, Пикассо, Татлин,
Кандинский... Троцкизм».
Хватит?
Думаю, да.   
Конечно,     любое     интервью художника, как и других граждан,    тем  или иным иностранным газетам — это, в основном, личное дело. И  наличие такой, мягко говоря, путаницы в мыслях — тоже личное дело. Гласность — так гласность. Пусть читатель — и наш,   и испанский - сам  разберется     что  к    чему. Вот только   что тревожит.    Не — может  быть      гласности    «для внутреннего   употребления»    и_ гласности в    «экспортном    исполнении». Равно как не может быть и разной критики для одних и других. И двух типов интервью — для дома и для заграницы — тоже.
Как правильно заметил недавно Илья Сергеевич в ленинградской     телепрограмме     «Монитор»: «Из того и состоит   призвание    художника,   чтобы нести какие-то идеи и обсуждать их в обществе». Остается только добавить, что русское слово «нести» имеет и другой смысл.
Так что, смотря что несешь…
В. ВЕРНИКОВ,
соб. корр. «Известий».
МАДРИД.
ОТ РЕДАКЦИИ:
Посчитав,   как   и корреспондент сначала, что этого не может быть,   мы  затребовали  из
Мадрида пленку с записью интервью.   Испанские журналисты любезно предоставили ее. К сожалению, нем оставалось только еще раз сверить написанное
с фонограммой беседы почитаемого нами  знаменитого  художника с корреспондентом газеты  «АВС»…

0