…В газете «Известия» № 309 за 04 ноября 1988 года на странице 6 дана заметка «Экспортная гласность», или Интервью И.С. Глазунова газете «АВС» (сканированная статья не перепроверена-vir) -
РАСКРЫЛ недавно мадридскую газету «АВС» и глазам не поверил. Это же надо
было коварным испанским журналистам так исказить слова в интервью народного художника СССР Ильи Глазунова! Ну не мог наш уважаемый Илья Сергеевич говорить такое. Оболгали?
Поехал в газету к автору интервью.
— Нет, в интервью все точно,— отвечает.
— А может, переводчик напутал? — Спрашиваю — Ведь и сам художник перед отъездом из Испании сказал в одном разговоре, что, дескать, не обращайте внимания на интервью, меня полностью переврали.
-Нет, — упирается испанский коллега, — переводчик был хороший. Да и при чем переводчик? Я же вам могу дать послушать магнитофонную запись беседы, если интересно...
Интересно? Не то слово. Лично я трижды прослушал пленку, чтобы удостовериться, что это не слуховая галлюцинация.
Послушаем вместе:
«Я считаю, что вся культура человечества разделена на два периода. Последний период длится 80 лет, и до этого — единый поток гуманистической религиозной культуры... А если возьмем Пикассо и последние 80 лет, то это совпадает с «Интернационалом». Помните: «Весь мир насильно (!?) мы разрушим до основанья, а затем...» Я думаю, что этот опыт не получился. И примером тому является Пикассо — это сатанизм. «Герника » — это ничто. Для меня это нуль. Сатанизм!»
После такого решительного начала своеобразной класси-фикации истории человеческой культуры, после не менее лихо-го цитирования «Интернационала» Илья Сергеевич еще долго разносил в пух и прах ненавистный ему авангардизм, аргументируя его неприятие тем весомым аргументом, что «человек создан по образу и подобию божьему», а авангардисты могут глаз нарисовать, где им в голову придет.
Ну не нравятся И. Глазунову авангардисты — и ладно. Но дальнейший ход мысли художника еще более любопытен:
«Все это искусство (авангардизм) — коммунистическое. Малевич был комиссаром и Пикассо — комиссар. Даже Шагал был комиссар, с револьвером ходил. И Кандинский — комиссар. Они разрушили всю нашу культуру и спокойно уехали на Запад, где стали ...идолами так называемого современного искусства... Авангардизм для Европы, Америки — это экспансия Коминтерна...»
Запугав испанцев «комиссарами», Илья Сергеевич вдруг заизвинялся. И заговорил о себе:
«Я очень извиняюсь, я очень извиняюсь, но я говорю честно: после Сталина, мне было 26 лет, первый, кто показал жизнь, как она есть, был Илья Глазунов!»
Приятно сознавать, что, по народной присказке, от скромности народный художник не умрет. Покончив с собственным величием и «комиссарством» авангардистов, он плавно перешел на другие личности, в частности, прошелся по Л. Толстому, которого он «лично не любит».
Ну не любит Илья Сергеевич Льва Николаевича. И ладно. Но за что? А вот за что:
«Толстой — представитель масонства. Он вместе с другими готовил катастрофу (?). Он говорил: «Не противьтесь злу силой» (!) и был отлучен из церкви до революции. Он —
экстракт буддизма. Э-з-э... всемирное масонство».
Так, ясно. Но кого же любит Илья Глазунов? Не может же он в конце концов не любить никого? Отвечаю цитатой:
«Я люблю Столыпина, премьер-министра Николая Второго. Большой человек! («гран омбре!» — произносит Илья Сергеевич по-испански). Он делал ставку на сильных. Если бы его реформы были проведены, то в России не было бы революции...».
А чуть ранее:
«У нас экономика за 70 лет уничтожена. Раньше Россия была самой великой, самой богатой и самой свободной (!) страной мира...»
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)
ИЛЬЯ ГЛАЗУНОВ И КОММУНИЗМ
Сообщений 1 страница 2 из 2
Поделиться12018-11-14 16:57:26
Поделиться22018-11-14 16:58:06
(ПРОДОЛЖЕНИЕ)
Теперь, читатель, мы подошли к не менее любопытной части интервью, к нашим дням, к нашим нынешним проблемам. И выяснилось, что человек, которому принадлежит все вышесказанное, «всецело поддерживает перестройку»:
«Перестройка — это очень хорошее дело, я это всецело поддерживаю, но, к сожалению, в искусстве это полная катастрофа, потому что под видом перестройки они (?) снова стали поднимать авангардизм».
Все? Нет, не все. Перестройка «по Глазунову» требует еще кое-каких изменений:
«Но если мы говорим серьезно» то что мы меняем? Крышу или фундамент?,. Чтобы изменить фундамент, надо отменить марксизм, ленинизм и т. д.»
Вот так, взять и отменить. Был марксизм и ленинизм и — нету. Правда, не ясно, как отменять это самое «и т. д.», ну да ладно: не последнее же интервью. Может быть, вот так:
«Перестройка — это одеяло. Вы тянете его к себе, я тяну — на великую русскую культуру.
Все другие тянут — на авангардизм. Все советские журимы
— авангард, «Герника», Малевич, Шагал, Пикассо, Татлин,
Кандинский... Троцкизм».
Хватит?
Думаю, да.
Конечно, любое интервью художника, как и других граждан, тем или иным иностранным газетам — это, в основном, личное дело. И наличие такой, мягко говоря, путаницы в мыслях — тоже личное дело. Гласность — так гласность. Пусть читатель — и наш, и испанский - сам разберется что к чему. Вот только что тревожит. Не — может быть гласности «для внутреннего употребления» и_ гласности в «экспортном исполнении». Равно как не может быть и разной критики для одних и других. И двух типов интервью — для дома и для заграницы — тоже.
Как правильно заметил недавно Илья Сергеевич в ленинградской телепрограмме «Монитор»: «Из того и состоит призвание художника, чтобы нести какие-то идеи и обсуждать их в обществе». Остается только добавить, что русское слово «нести» имеет и другой смысл.
Так что, смотря что несешь…
В. ВЕРНИКОВ,
соб. корр. «Известий».
МАДРИД.
ОТ РЕДАКЦИИ:
Посчитав, как и корреспондент сначала, что этого не может быть, мы затребовали из
Мадрида пленку с записью интервью. Испанские журналисты любезно предоставили ее. К сожалению, нем оставалось только еще раз сверить написанное
с фонограммой беседы почитаемого нами знаменитого художника с корреспондентом газеты «АВС»…