…В газете «Комсомольская правда» за 26 июля 1988 года на странице 3 дана заметка-
КООПЕРАЦИЯ ПО-ИТАЛЬЯНСКИ
Национальная лига кооперативов расположена в современном, но органично вписывающемся в общий архитектурный пейзаж  четырехэтажном здании в старой части  Рима. В обширном вестибюле только один дежурный, коридор за ним пуст, никого нет и в кабинетах, двери которых распахнуты настежь — ведь рабочий день закончился в пять часов вечера, а интервью с президентом национальной лиги назначено на восемь.
Несмотря на поздний час, в кабинете Ланфранко Турчи идет деловое совещание. Об этом мне сообщает заведующий международным отделом  лиги Джанкарло Мерони и, который, кстати, дает мне первые сведения о лиге.
—Италия прочно занимает первое место в Западной Европе, да, пожалуй, и в мире по числу лиц, занятых в кооперативном движении. Только в нашей лиге насчитывается четыре миллионе членов. Нас нередко поэтому называют «красным гигантом», ведь
наш кооператив стоит на левых позициях, особенно мы близки к коммунистам. Есть еще «белые кооперативы»,созданные под влиянием христианско – демократической партии, а есть и такие, которые не придерживаются никакой политической ориентации.
Всего же в Италии в разного рода кооперативах работают более десяти миллионов человек. Это больше половины всего числа трудящихся итальянцев.
Но вот кончилось совещание, освободился президент национальной лиги кооперативов Ланфранко Турчи, и мы переходим в его кабинет.
— В нашей лиге объединены 16 тысяч всевозможных кооперативных предприятий, от крупных производств с несколькими тысячами рабочих до совсем маленьких —семейных кооперативов,— рассказывает Турчи.—Вы уже слышали, что мы стоим на левых позициях и поэтому одна на наших основных задач — бороться с безработицей, создавать новые рабочие места. В самой лиге работают высококвалифицированные эксперты и консультанты,знающие о производство, изучающие рынок. Они и определяют те сферы, где новый кооператив может найти себе применение. Процесс создания нового кооператива таков: к примеру, мы видим, что можно создать предприятие, которое будет производить керамическую плитку. Ведь строительство ведется большое, и плитка находит сбыт. Определяем город или район, где проживают специалисты в этой области, не имеющие в настоящее время работы. Они получают кредит на создание предприятия и вносят при создании кооператива свой личный пай, деньги на который могут получить в банке в долг. Затем всем работникам такого производственного кооператива определяется зарплата на основе профсоюзных соглашений для этой категории служащих. Из получаемых доходов только пять—десять процентов могут идти на дополнительные выплаты рабочим, а все остальное в «неделимый фонд»  производства.
— Но какой же смысл создавать кооператив, если заработок такой же, как и на государственном или частном предприятии?
— Люди получают работу. Кроме того, часть дохода идет и на социальные нужды членов кооператива. К тому же не надо забывать, что такие производственные кооперативы по существующему закону освобождены от уплаты налогов государству. Значит, все заработанные средства — это собственность всего кооператива. Если член кооператива решит выйти из него, то он может набрать только свой первоначальный пай. Если же сам кооператив прекращает по каким-то причинам свое существование, то вся его собственность переходит государству. Я, кстати, думаю, что такие кооперативы могут существовать и у вас. Правда, у них цель может быть другая, ведь вам но надо бороться с безработицей. Но, предположим, вы создаете такой производственны и кооператив, и ого члены получают среднюю для отрасли зарплату. Но авто значительную часть дохода, оставив, конечно, какую-то часть на развитие производства, можно пустить на социальные нужды: строительство жилья, детских садов, приобретение садовых участков  и  так  далее.
— Сейчас у нас в Советском Союзе многие люди недовольны высокими заработками кооператоров и считают, что ограничивать их следует введением    больших    налогов
на прибыль - вплоть до 90 процентов. Что вы думаете по этому поводу?
— Я убежден, что чрезмерно высокие налоги убьют лошадь, на которую вы делаете ставку. Бороться со слишком большими доходами, если вообще с ними надо бороться, следует усилением и расширением кооперативного движения. Тогда в каждой сфере услуг или производства будут не десятки, а сотни кооперативов, и по законам конкуренции они вынуждены будут снижать цены на свою продукцию, а тогда не будет и гигантских, неоправданных доходов. Экономисты всего мира уже давно изучали эту проблему. Они и пришли к выводу, что максимальный налог на доход не может превышать сорока процентов. Это потолок.
— Вы только недавно вернулись из Советского Союза, где изучали возможности сотрудничества с советскими кооператорами. Какие перспективы существуют на сегодняшний день?
— Пока у нас нет очень больших возможностей для сотрудничества. Речь может идти только о контактах о некоторыми колхозами, получившими право на операции с зарубежными партнерами. В настоящее время «Интеркооп», одна но фирм нашей лиги, ведет переговоры о создании смешанных предприятий с двумя советскими колхозами. Они будут заниматься переработкой, консервацией и сбытом сельскохозяйственных продуктов. Это, конечно, только первые шаги.
— И последний вопрос. Если бы вы постоянно жили в Советском Союзе, решились бы вы заняться кооперативной деятельностью?
— Лично я действовал бы немедленно. Сейчас дверь широко открыта, и за столом много свободных мест. Но скоро может наступить момент, когда за этим столом станет тесно и последние прибывшие окажутся в очереди. Я уверен, что это время уже не за горами.