(ПРОДОЛЖЕНИЕ)
ЕГО ПЕСНИ-ОРУЖИЕ
23 сентября исполнится 40 дней после гибели выдающегося рок-музыканта и поэта Виктора Цоя. Инициативная группа гатчинской молодежи предлагает провести этот день как «День памяти Виктора Цоя». Заинтересовавшись этим предложением, мы попросили ответить на наши вопросы депутата райсовета, II секретаря ГК комсомола Василия Кухаря:
— Что означает «День памяти»?
— Согласно христианским обычаям на сороковой день после смерти душа умершего возносится на небо. Поэтому мы хотели, чтобы в этот день как можно большее число людей вспомнили Цоя. Многие, кто верит в него, вспомнят сами, кто-то впервые о нем услышит, кто-то вспомнят в последний раз, во важно чтобы в этот день.
—Скажи, это твоя личная инициатива, или так комсомол пытается восстановить свой авторитет?
— Я подумал об этом, когда увидел, что для многих моих знакомых его гибель так же, как в для меня, стала трагедией.
Что же касается комсомола, то творчество Цоя космополитично, т. е. его поклонники христиане и мусульмане, пионеры в ветераны. На I съезде комсомола России вечерами ленинградская делегация пела под гитару «Мои друзья всегда идут по жизни маршем...» в то время, когда большинство делегатов уходили на концерт или дискотеку. Словом, это моя инициатива, с которой я пришел в горком, а там кто-то помогает, кто-то нет.
— А как ты сам относишься к его творчеству? Не пора ли остепениться — ведь ты депутат, член президиума райсовета?
— Депутаты Ленсовета приняли некролог Цою. Я стал депутатом весной 1990 года, и это конец этапа, который начался весной 1987 года на концерте группы «Кино» в Москве. Там я впервые увидел в услышал Цоя. Этот концерт Соловьев снимал для финала «Ассы», который символизирует начало новой эры —-эры перемени. Его «Мы ждем
перемен» призывала скорее не ждать, а менять. Став депутатом, я надеялся, что смогу приблизить эти перемены, но после I сессии райсовета я готов был сдать свой депутатский мандат. Помогло не сломаться воспитание Высоцким, Шевчуком, Цоем.
Сейчас мне кажется, что кассета с альбомом «Группа крови» — это достаточно серьезное оружие, которое придает силы переносить и разруху и маразмы бюрократия. С ней не теряешь надежды все это преодолеть,
— Несколько неожиданное отношение к рок-музыке. Большинство ее поклонников вне политики, а многие вообще не верят в возможность улучшения в нашей жизни. Среди них ты не ощущаешь себя белой вороной?
— А я не среди них, хотя бы потому, что верю. Рок -это действительно оружие и попадает оно в разные руки. Одна готовы бороться с бюрократией, другие — с прохожими. В том, что вторых больше, вина не столько тех, кто с Цоем вне политики, сколько тех, кто в политике без Цоя…
ТАКИМ ОН ОСТАЛСЯ В НАШЕЙ ПАМЯТИ...
***
Виктора Цоя видел однажды, когда он еще не был так известен. Это было на пляже в Ленинграде, у Петропавловской крепости. В руках у меня был альбом с наброском крепости. Очень приметный молодой человек завел со мной разговор о поэзии. Он сказал: «Поэт не должен быть мягким, добреньким, исключительно лирическим; он должен быть мужественным, воинственным, как эллины. Нужно совмещать и то и другое...»
Откуда он взялся, почему обратился ко мне, каким об-
разом - ему удалось заглянуть в мои мысли - эти вопросы здорово задели меня и я посмотрел на человека с пристальным вниманием, стараясь запомнить. В будущем я узнал его, когда смотрел по телевизору рок-программу. ОЛЕГ МАШИН, художник.
***
Он сказал «А жизнь только слово». И он жил. Но он не просто жил—он пел. Пел тогда, когда все молчали. Вспомните то время—85-е—86-е годы. Вспомните. А он сказал:
«Эй, а кто будет петь, если все будут спать?» И мы, те, кото- рым было тогда 14—15, ста- рались вслушаться в каждое слово, в каждый звук его голоса. Ибо он пел нам. Нам, у которых изнасилованная совесть не могла ни лечь, ни встать. Нам, которые старались идти в ногу чуть ли не со всем светом, позабыли свое Я. Нам, у которых с детства каждая клетка была уже поражена страхом. Но он пел нам. Ибо он ЗНАЛ. А мы. Мы всегда были с ним.
Алексей ЛЕГОСТАЕВ…
РОДИЛСЯ Виктор Цой 21 июня 1962 года. В 1981 году он
вместе с гитаристом А. Рыбиным и барабанщиком О. Валинским организовал группу «Гарин и гиперболоиды». Вскоре барабанщик отпал, и группа, сменив название на «Кино», начала работать как акустический гитарный дуэт. Песни Цоя привлекли внимание Бориса Гребенщикова, который стал продюсером первого альбома «Кино» — «45» и помог с дебютом на сцене Ленинградского рок-клуба. В 1983 году А. Рыбина заменил гитарист Ю. Каспарян. Чуть позже пришел барабанщик Ю. Гурьянов («Густав»). С басистом А. Титовым из «Аквариума» группа выступила на втором Ленинградском фестивале и стала лауреатом. Через год этот успех повторился. В ноябре 1985 года вместо А. Титова был приглашен бас-гитарист И. Тихомиров из «Джунглей». В 1986 году в состав «Кино» вошел С. Бугаев («Африка»), играющий на барабанах. Все члены группы принимали активное участие в выступлениях «Популярной механики» под управлением С. Курехина.
Кроме альбома «45» (1982) группа записала магиитоальбо-мы «Начальник Камчатки» (1983) и его акустическая версия «46», «Это не любовь» (1985), «Ночь» (1986), «Группа крови» (1988), «Звезда по имени Солнце» (1989). «Камчаткой» называли ту кочегарку, в которой работая Цой после окончания училища, раздумав быть резчиком по дереву. Невиданный успех альбома «Группа крови», а также участие В. Цоя в фильмах: «Рок», «Игла», «Город», «Асса», где Бананана играл С. Бугаев, привели к тому, что к 1989 году группа «Кино» стала одной из самых популярных отечественных рок-групп. Фирма «Мелодия» в 1988 году продублировала альбом «Ночь» во Франции. В 1989 году после выступления там «Кино» на рок-фестивале вышла пластинка «Последний герой».
Погиб Виктор Цой 15 августа 1990 года.
* * *
ДЛЯ МОЛОДОГО поколения нашей страны Цой значит бо-льше, чем иные политические лидеры, целители и писатели. Потому что Цой никогда не врал и не лицедействовал. Он был и остался самим собой. Ему нельзя не верить
Из всех ваших легендарных рокеров, прекрасных певцов и поэтов Цой — единственный, у кого невозможно провести грань между образом и реальностью, тем, что он пел, и тем, как он жил. И его уход — еще один «сюжет для новой песни». Ненаписанной, но, кажется, не раз прочувствованной.
Одиночество, справедливость, доброта и черный цвет монаха — таков Цой, в «Кино», в кино и ежедневно. Это большая честная романтика. Мы дошли вслед за Цоем, наплевав на цинизм, безверие и общую смутность нашего времени. И правильно сделали.
Каждая песня Цоя — это песня о любви и о свободе. Это вечные песни — и потому, что они потрясающе красивы, и потому, что, в отличие от продовольствия, любви и свободы, их всегда будет не хватать. Так что Цой остается с нами - и это не пустые слова.
И все же... теперь — легенда. Артем ТРОИЦКИЙ.
***
23 сентября инициативная группа предлагает всем верующим в ЦОЯ почтить его память минутой молчания в 12 часов.
В видеозале Дома культур» в 15.30, 17.30, 19.30 будет демонстрироваться фильм «Игла».
Собираться всем вместе на концерт или митинг мы считаем в этот день неуместным. Это можно будет сделать позже…