…В газете «Правда» за 24 марта 1989 года на странице 4 дана заметка «Бедные люди. Жизнь, как она есть»-
ЖИЗНЬ, КАК ОНА ЕСТЬ-
БЕДНЫЕ ЛЮДИ
« Я ветеран войны и труда, стаж сорок лет. Пенсию начислили 57 рублей. Пять лет назад умер муж. Родных нет, живу одна. В последнее время много говорят о перестройке,
а нам, пенсионерам, стало жить во много раз хуже. За все надо платить. Даже вызвать электрика для ремонта электропроводки не могу. Нечем платить, пенсии даже на еду не хва-
тает. Бывает, по нескольку дней сижу голодная. Вся обувь развалилась. Вечерами, чтобы никто не видел, хожу на помойку, ищу, может, кто выбросит старые туфли. Найду пустую бутылку—рада: это мне завтра на хлеб. Пошла бы работать, но болею, еле хожу с палкой. О нас, ветеранах, вспоминают только в день Победы, а как мы в будни живем, никому, видно, нет дела. Сиди, жди смерти...»
Вот такое горькое письмо ленинградки А. И. Тумановой. Да и не одно оно на рабочих столах редакции. Читаю,перелистываю и не покидает ощущение   вины    перед этими людьми, как будто вижу их печальные глаза, и натруженные руки, слышу душевную боль. Становится как-то неуютно, даже стыдно оттого, что у меня есть работа,зарплата, что я не одинока в жизни.У нас почему-то редко  пишут о бедных людях — пенсионерах, ветеранах труда, инвалидах, живущих на крохотные пособия, о молодых семьях, едва сводящих концы с концами, а ведь их очень много в нашей стране. Только  пенсионеров, чья пенсия меньше 60 рублей в месяц, насчитывается 15 миллионов человек.Причем десять миллионов  стариков и инвалидов—совершенно одинокие люди. А  сколько детей, лишенных того,  что имеют их сверстники из обеспеченных семей! Читатели  «Правды»   пишут о социальном  неравенстве. С одной стороны, открыты шлюзы для социалистических предпринимателей,    доморощенных миллионеров с другой —падает реальный уровень жизни,особенно малоимущей   категории граждан. «Пока был   жив  муж, инвалид войны,   кое-как сводили   концы   с концами, —пишет жительница Омска А. И. Бахтормина. — Он умер — начислили мне пенсию 45 рублей. Даже  на питание не    хватает.Когда говорят об очередном повышении цен, мне плохо становится.   Как  жить?»   «Больше половины зарплаты уходит на питание,   а   ведь   нужно   еще одеть, обуть себя и детей»- читаю в письме А. А. Гришиной из Рязани.
Заметьте, речь в этих письмах не о норковых шубах, не б автомашинах, не о квартирах в «престижных» районах. ишут люди   о   повседневной
трудной своей жизни,  о том, то, казалось бы, давным-давно заслужилн честным много-
летним   трудом:    возможности ойти в магазин и купить доступные продукты питания,  получить и аптеке нужные лекарства, если захвораешь.
Кто же виноват, что полки магазинов пусты, а цены "ку-саются"? Вот письмо М.В. Мининой из Петрозаводска-
оно дает частичный ответ   на этот вопрос «Раньше посещение бани у нас стоило   двадцать копеек, в теперь   комбинат бытового обслуживания переходит на хозрасчет, и входная плата повысится до пятидесяти копеек. Чтобы   мне   с двумя детьми   и   престарелой матерью    сходить    помыться, нужно два рубля, а  у   меня, уборщицы,    копейки    лишней нет за душой..."
« Самые    несчастные    люди родились    в    1905—1925   годах,— пишет Е. Ф. Савинов из Ленинграда.— Революция, разруха,   голод,   репрессии, вторая мировая война, опять разруха. Все силы мы отдали восстановлению народного хозяйства страны, а тут и старость подошла. Когда мы работали, зарплата     была     небольшая, значит, и   пенсии   маленькие. А сейчас  деньги   обесценены, на пенсию не проживешь   по-человечески.     Повсюду     нас, стариков,   прижали:   с   одной стороны,   кооперативы   с   их баснословными ценами, с другой — товарный знак "Н" и негласно, но неуклонно растущие    государственные     цены. Пять лет назад я  купил  костюм за 82 рубля, теперь такой же, даже хуже по   качеству,   стоит   176   рублей. То же с продуктами питания. Чеcтно говоря, иногда жить  не хочется, да ведь в наше время и умереть стоит недешево. Пусть простит меня   товарищ редактор за такие   подсчеты, но    жизнь    есть    жизнь,    а смерть — смерть.    Еще   недавно    гробы   стоили   40—65 рублей,  теперь добавили полметра бархата   и   берут   уже 132 рубля 50 копеек..."
"Как вы думаете, сколько  стоит  сейчас  борщ   для   семьи?»-спрашивает    О.   П. Шерстюк на Донецкой области.И отвечает: «Картошка—  1 руб. 20 коп., капуста    1 руб.
40 коп., пучок петрушки —  полтинник, столько же 3 головки лука, две морковки - 30  коп., буряк 200 гp. — 60 коп.,маленький   стакан  томатной пасты — полтинник, мясной  набор из килограмма костей— 2 рубля. Итоги — 7 рублей в день на семью из трех-четырех человек. Я имею высшее
образование,   получаю пенсию 80 рублей. За квартиру и свет заплатить, на прочие расходы тоже деньги нужны. Вот и    получается,    что   хороший борщ могу позволить только по больший праздникам».
Тяжело читать такую редакционную почту. Умом пони-маешь, что социализм — это не уравниловка, люди должны получать по труду и жить соответственно вкладу каждого в общее дело. Но это, так сказать, декларация. В жизни же, каждый знает, не всегда и не  все получают по труду, живут по средствам. Страдает прежде всего самая незащищенная часть общества — малоимущие, низкооплачиваемые, старики, дети, семья без отца.
Жизнь дорожает. Как жить дальше?-спрашивают нас люди, которых мы стесняемся почему-то называть бедными. Но они есть, они рядом с нами, и общество обязано им помочь: в социалистическом государстве все граждане должны быть социально защищенными и обеспечены минимумом средств для безбедного существования. Я давно работаю с читательскими письмами, встречала среди них самые разные — от большой политики до мелкой кляузы, но, честное слово, до сих пор не приходилось читать, что пойти в баню человеку не по средствам, как и сварить борщ, купить лекарство. Мне трудно комментировать эти письма, еще труднее давать советы, как все-таки прожить на маленькую пенсию или стипендию. Бедные люди ведь ни в чем не провинились перед обществом, они честно работали, честно защищали Родину.
"Сегодня уходит на заслуженный отдых военное поколение, кто и до войны радости от жизни  не видел, и после войны, как впрягся  в упряжку   восстановительных   работ, так до пенсии и не разгибался. Разве  от  хорошей жизни миллионы пенсионеров умоляют дать им возможность поработать еще, не ограничивая я заработке? Просят те, у кого остались силы трудиться, большинство   же  изработано вконец. Неужели мы так нищи, что не можем создать сносных условий   победителям,   которые с ужасом думают о своем последней  дне,   потому что за всю  жизнь   ни  смогли  даже чутка скопить   на  похороны. Почему   находим   миллиарды на никому не нужные великие стройки   и   великие   проекты, космические вояжи всех народов и  народностей?  Почему люди, доведшие страну до такого   состояния,— кагановичи, гришины, медуновы и им подобные,— живут иначе, не на пенсию в 50 рублей? Глубоко убежден, что дело тут не в нищете государства, а в нищете нашей   нравственности, бессовестности перед дедами ми и родителями. Я не предлагаю конкретных рецептов, я просто хочу, чтобы мой голос услышали сегодняшние кандидаты   в депутаты Верховного Совета СССР,те кто завтра будет определить жизнь страны». Это   строки   из   письма москвича В. Миронова. Честно говоря, я бы тоже подписалась под ними.
Перестройка поставила
большую цель — вывести народ на новый,  более высокий
уровень жизни, дать возможность каждому человеку почувствовать, наконец, себя человекам. Каждому! И тому, кто полон сил, и тому, кто все силы уже отдал производству, дому, семье. Как же помочь им сейчас, не дожидаясь, когда будут выполнены намеченные на отдаленное будущее планы?
На этот вопрос отвечают, в общем-то, сами авторы писем. Ограничить рост цен на самые необходимые   продовольственные и промышленные товары. Назначать пенсии с учетом изменяющегося    индекса    цен, иными   словами,   корректиро-вать пенсии   с   прожиточным минимумом.   Срочно погасить все послевоенные     государственные  займы.  Открыть  спе-циальные магазины, где  люди с малым достатком могли бы купить дешевые  продукты   и вещи.   Снять    ограничения   в «потолке» зарплаты   у   работающих пенсионеров.
И еще: раз и навсегда отказаться от порочной практики швырять  миллиарды   руб-лей в сомнительные,   бездумные   проекты,   строительство-роскошных        "показушных" дворцов.  Направить   высвободившиеся деньги в детские дома,   дома   для   престарелых, больницы.
Заканчивая, хотела бы добавить   к    уже   сказанному: пусть    обращение   этих    людей в «Правду» станет наказом народным депутатам, ко-торых в эти дни мы избираем в высший орган власти страны. Будем и по-государственному, и   по-человечески   милосердны.
Т. Самолис…