Марксизм Форум сайта www.marksizm.info - Марксистская группа "Рабочая Демократия"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



БРОДЯГИ И БОМЖИ В СССР

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

…В «Рабочей трибуне» за 16 ноября 1990 года на странице 4 дана заметка-
Тысячи бродяг сегодня заполонили вокзалы, импровизированные ночлежки, полуразрушенные здания городов нашей страны. Они спят прямо на земле, едят      чуть ли не помои, носят латаную, перелатанную одежку, дырявую обувь. Кто они — эти изгои общества — наш позор, наша беда, вина?   
ЯРОСЛАВСКИЙ приемник—одно из пристанищ для бродяг и попрошаек.   Пятиде-сятичетырехлетний Валентин     Сергеев — типичный клиент этого печального заведения. Как докатился  до такой жизни?    История    банальная и в то же время запутанная.  После   армии   закончил школу милиции.   Год проработал участковым. Зарплата мизерная,    жилищные условия — хуже не придумаешь. А тут родился ребенок. Начались бесконечные склоки, скандалы. Развелся с женой.   А там   пошло-поехало: уволили из органов, ударился в запои, «схлопотал» первый срок. Вышел    на    волю человеком без    прописки,    а вскоре   и   паспорт потерял. Трясина же все затягивала и вытягивала. Итог—восемь судимостей, пятнадцать лет колоний, год «жизни» в приемниках-распределителях и изоляторах временного содержания…
Казалось бы, после таких передряг человеку должно быть все до лампочки. И тем более удивительно, что у Валентина есть... планы на жизнь. Вариант первый. Сергеев решил податься в Кострому,  в монастырь.   С   чего вдруг такая мысль? Да вот заболел ею после того, как пьяного чуть не переехало поездом. Ну а если с этой затеей ничего не выйдет? Что тогда? Есть другой ход — поехать в колхоз, прописаться, устроиться на работу в Ярославле, в городе, в котором родился и вырос...
Судьба Сергеева типична для бродяги — у многих жизнь ковыляла по такому же беспросветному, ухабистому кругу: скамья подсудимых — колония — отказ в прописке... Кстати, среди бомжей судимых больше 60 процентов, чуть ли не половина из них «отмотали» не меньше двух сроков.
У наказания есть предел, у запрета на прописку его практически нет. Многие бродяги — классические заложники этой системы, введенной еще в тридцатые годы. Все больше и больше бомжей околачивается по отстойникам крупных вокзалов, подворотням и даже помойкам, И далеко не всегда нелады с законом доводят людей до такой жизни. В под-
тверждение приведу результаты    небольшого    экспресс-опроса, проведенного в    том же Ярославском   приемнике-распределителе.     Так     вот, 35,3   процента   его   обитателей вооружились сумой,   потеряв всякую надежду получить хоть   какую-то   работу. Кого-то из них   уволили   по инициативе     администрации, кого-то—отчислили из техникума или института за неуспеваемость.    Ну а   следом — тех, кто обретался в общежитиях,   разумеется,   выписали. А ведь в таких человеческих «муравейниках»  в стране проживает более   10   миллионов молодых рабочих,   студентов. И    только    остается   гадать: сколько их ежедневно выбрасывается в никуда по мотивам утраты «права на проживание» с одновременным аннулированием прописки? Из-за этого-то штампика в  паспорте тысячи и тысячи   людей и пополняют нестройные ряды бродяг.
Есть, правда, и другие каналы «перекачки» граждан в бомжи. Взять хотя бы такую категорию лиц, как «лишенные родительских прав». Большинство из них в связи с «невозможностью совместного проживания с ребенком»
выселяют из родных стен. Куда деваться? Да идти с протянутой рукой по белу свету... Я не защищаю выпивох и дебоширов, но, наверное, и бродяг бездумно плодить не стоит.
Вторая большая группа, 27,4 процента,— бомжи со стажем. Это настоящие профессионалы, истоптавшие на дорогах страны не одну пару ботинок. За ними следует еще один многочисленный отряд бродяжек, тех, кто, выйдя за ворота колонии, оказался не нужен обществу, 26,9 процента. И, наконец, идут крохотные популяции любителей воли вольной — вчерашние пациенты всевозможных диспансеров, начиная от туберкулезных и кончая венерологическими, и люди, самовольно покинувшие интернаты для престарелых и инвалидов.
Ну а на что живут бомжи, чем на хлеб насущный зарабатывают? Многие считают— попрошайничеством. И ошибаются: большая часть бродяг перебивается случайными заработками. Конечно, бывает и  поворовывают,  но   не так часто.   Ведь привлечь к суду бомжа можно лишь в том случае, если он добывает себе средства существования противоправным путем. А бродяги народ опытный — на конфликт с милицией без нужды не идут.
И еще вот что настораживает. В последние годы ряды
бомжей пополняются за счет беженцев. Встречаются среди бродяг и бывшие члены лжекооперативов, получившие от государства крупные ссуды и ударившиеся   в   бега. Всего же за год через приемники-распределители проходит сто—сто      двадцать     тысяч  бомжей. А по дорогам страны    «путешествует»    бродяг раз в пять больше.
Можно ли хоть как-то сократить число этих неприкаянных странников? Безусловно,
Но   для этого надо улучшить условия жизни. А вот на это уже надеяться пока что рановато, К сожалению, в последние годы возобладают совсем другие тенденции. Единственное, чем сегодня можно помочь    бродяге,— трудоустроить его. Но опять же — берут их на работу ох как неохотно. Да и   экономические расчеты      показали — предоставление места   бомжам   в общежитии невыгодно: велика текучесть, много   хлопот, плюс    жильцы    недовольны.Так что получается   замкнутый круг...
Ну а что ждет нас впереди? Рыночная   экономика —враг нерентабельных и убыточных предприятий, старой технологии.     Следовательно, новые   сокращения,   лишние руки. По прогнозам   специа- листов,  армия    безработных ежегодно будет увеличиваться на один миллион человек.  И кто пострадает   в первую очередь?   Женщины,    имеющие малолетних детей,   подростки с низкой   квалификацией. Где уж тут до бродяг и судимых, когда законопослушных    граждан    устроить будет некуда...
С другой стороны, газеты . пестрят   сообщениями — гибнут овощи,   некому   убирать картофель.  Вот где   бы   ис-  пользовать невостребованную энергию бродяг! Но беда    в том, что, кроме милиции, ими, никто не интересуется. Пока наши взоры устремлены  мимо, сотни тысяч бродяг   печально    бредут по пыльным дорогам страны. Долог ли их путь? Это во многом зависит от нас с вами.
В. ФОКИН, ведущий  научный сотрудник ВНИИ МВД СССР.
МОСКВА…

0

2

…В газете «Правда» за 11.09.1990 год на странице 3 дана заметка-
Не хочу быть бомжем!
   Пишет вам бомж, который уже    полгода   зарабатывает  себе на жизнь подноской вещей   на  вокзалах  и  сбором бутылок. Обычно эту категорию   пополняют   выходцы из детских домов, школ-интернатов, а также освобожденные из колоний. Нужны ли мы  вообще  государству, если лишены  элементарных прав, провозглашаемых Конституцией СССР? Я имею в виду право человека на труд, на жилье, прописку, право голосовать   и быть   избранным.
Бродяг и бомжей по стране тысячи, если не миллионы. Кому же выгодно превращать нас в отбросы общества? Или наша страна настолько богата, что ей не нужны дополнительные трудовые ресурсы?
Предлагаю одно из решении   этого   вопроса.   В  каждом  городе  имеются  горисполкомы.  В их  ведении  находится  жилой  фонд.  Каждый    горисполком    мог   бы собрать    всех     бомжей     и привлечь    этих людей    для строительства    жилья    себе с        последующим       трудоустройством    но    предприятия сел и городов. Неужели_ это так тяжело сделать?
Пока   принимается   решение по этому  вопросу, прошу  помочь мне   устроиться  на работу по специальности машиниста    автомобильного крана (имею права   водителя) или зоотехником в колхозе,    совхозе с  предоставлением    общежития.    Имею все документы, не судим покуда еще…
Г. Мусиенко. Бывший детдомовец. г. Киев…

0