В газете «Неделя» № 9 за 1989 год на странице 11 дана заметка «Право на выбор. Снова о судьбе бывших чиновников»-
…Когда экономика перестраивается, берет курс на эффективность и саморегулирование, перемены в общественных отношениях, в образе жизни и мышления людей неизбежны. Какие же это перемены?
В Минприборе СССР со дня основания этого министерства — почти четверть века — работала Д. А. Ковалева. Руководила отделом планирования труда. В прошлом году, когда начались сокращения, Лариса Александровна вышла на пенсию. Однако опыт накоплен большой, силы и, главное, желание работать есть — ее пригласили в производственное объединение «Манометр»: предприятие переходит на арендный подряд, потребовались опытные плановики. На мой вопрос, как она себя чувствует на заводе, Лариса Александровна мягко улыбнулась:
— Видите ли, я теперь вроде молодого специалиста. Много учусь… Это трудно, но интересно. Говорить о каких-либо результатах моей производственной деятельности рано, я работаю всего лишь несколько месяцев...
А заместитель генерального директора «Манометра» Г. Л. Дешалыт отозвался о Ларисе Александровне как о профессионале высшего класса:
—Для нас удача, что она пришла к нам работать...
Вчерашний министерский работник чувствует себя на заводе беззащитным, брошенным на произвол чужой, враждебно настроенной к «бюрократам» толпы. Ему кажется, что смотрят на него с презрением, неприязнью: человек потерпел в жизни неудачу, а неудачников кто ж любит! Так было с Галиной Николаевной П. (фамилию она просила не называть).
ПОСЛЕ СОКРАЩЕНИЯ в министерстве П. устроилась в отдел патентной информации крупного завода:
— Работала по специальности, с заданиями справлялась, премии получала. Платили хорошо. Но на завод каждый день шла, как на каторгу: обстановка там отвратительная. Манера общаться ужасно вульгарная, насмешки, грубые шутки, до нецензурщины. Раньше и представить себе не могла, что между сотрудниками возможны такие отношения: ценятся не знания, не профессиональные достоинства, а какие-то иные качества...
Я надеялась на перемены, но потом поняла: изменить что-либо не в силах, а привыкнуть не смогу. Решила — все, после отпуска ухожу. Год побыла на производстве — хватит.
Общий трудовой стаж у меня 22 года, но до пенсии еще далеко. Долго думала, чем заняться. Решила, мое дело—патентоведение. Буду в этой области совершенствоваться, постараюсь поступить работать во ВНИИ государственной патентной экспертизы. Не получится сразу—буду учиться дополнительно, а своего добьюсь. Стану профессионалом, может быть, открою свою «фирму», организую патентоведческий кооператив. Знаю, многие предприятия нуждаются теперь в услугах по патентному поиску...
Еще недавно такая позиция вызвала бы праведное негодование. Как же это? Коллектив не прав?! Кто она такая? Дезертирует с трудового фронта! Выпускница государственного вуза (пожизненный долг!) собирается заняться каким-то сомнительным промыслом.
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)
Отредактировано vir (2019-02-08 17:11:09)