…В «Правде» за 03 июня 1990 года дана заметка «Какой социализм в Швеции?»-
В свое время лидеру шведской социал-демократии, премьер-министру страны Улофу Пальме задали вопрос: что такое социализм? На этот счет, ответил он, существует несколько десятков формулировок, и если я назову еще одну, от этого в сущности ничего не изменится.
В последние годы в нашей стране появилось немало разного рода толков о том, какой социализм у нас и есть ли он вообще. Нередко приходится слышать, что у нас-де социализм — казарменный, а вот в Королевстве Швеция — вроде бы реальный.
С легкой руки некоторых публицистов, писателей и даже парламентариев термин . «шведский социализм» стал гулять в наших средствах массовой информации. Думаю, что те, кто подчас так свободно играет этим понятием, чаще всего имеют поверхностное представление о Швеции и ее социально-политических особенностях. Поэтому такого рода суждения, на мой взгляд, несут в себе деструктивный заряд, внося сумятицу в умонастроения многих. В этой связи возникает немало вопросов и у наших читателей, многие кз которых прямо спрашивают: если шведы действительно добились весомых результатов в развитии своего общества, то почему бы нам не перенять у них то, что могло бы придать нашей перестройке больший динамизм и эффективность!
Так все-таки что же представляет собой социализм шведского образца и существует ли таковой! Об этом наша беседа с доктором исторических наук, автором ряда книг и исследований по проблемам политики и экономики современной Швеции О. К. ТИМАШКОВОЙ.
— Действительно, сегодня, в трудные годы нашей перестройки, шведская модель общественного развития стала предметом повышенного внимания не только политологов, экономистов, социологов, но и просто пытливых людей, стремящихся разобраться в многообразии мира-. Верно и то, что, знакомясь с этой страной не по книгам, советские люди «открывают» ее как бы заново, узнают в ней черты и признаки того лишенного «хрестоматийного глянца» социализма, о котором мечтали в свое время лучшие умы человечества, видят общество, где уже при жизни нынешних поколений воплотились многие ценности, которые всегда ассоциировались в нашем сознании с социализмом.
— Означает ли это, что вы можете согласиться с тем, что в Швеции построен нений особый социализм?
— Вовсе нет. Швеция была и остается капиталистической страной, свидетельство тому ее строй, экономические, классовые и политические структуры. Все дело в том, что наше социальное мышление слишком долго было сковано пропагандистскими штампами и догмами, слишком долго мы были лишены права на объективный анализ. Естественно, нам все еще трудно себе представить, что, помимо «классического» социа-
лизма, и при капитализме возможен вариант социального развития и общественного бытия с благоприятными условиями для человека, высоким уровнем и качеством жизни, правовой и социальной защищенности— важных слагаемых шведской модели. Впрочем, и сами шведские социал-демократы если и говорят о социализме, то непременно
прибавляют эпитет «демократический» . Они трактуют его скорее как более совершенное общество с социалистическим идеалом, приверженность которому сохраняется в рабочем движении, добившемся нынешнего положения в результате упорной борьбы.
— Но вернемся к самой модели. Ведь это — главная тема разговора, В шведской газете «Дагенс нюхетер» 8 ноябре прошлого года было опубликовано интервью члена Политбюро ЦК КПСС, министра иностранных дел СССР Э. А. Шеварднадзе. В нем он, в частности, отметил, что шведская модель интересует нас с давних пор, а сейчас больше, чем когда бы то ни было, причем как в теоретическом, так и в практическом плане. Что же стоит за этим» понятием?
— В отличие от социалистического идеала — это реальность, основанная на постепенных реформах, многолетняя практика правящих кругов в лице социал-демократии - самой крупной и влиятельной политической силы страны. Этот своеобразный феномен связан не только с многовариантностью форм общественного устройства, но и с определенным этапом в развитии рабочего движения, его зрелостью. Не случайно начало формирования модели в ее современном виде относится к 1932 году, то есть времени прихода социал-демократов к власти, которую они удерживают с небольшими паузами уже более 50 лет,— стаж для постепенной реализации принципов модели вполне солидный.
На мой взгляд, шведская модель — это реформистский вариант общественного развития. Причем не буржуазный, а именно социал-демократический, выдвигающий на первый план задачу улучшения жизни людей. Наиболее характерная черта шведского социал-демократизма — социальная «окрашенность» политики . реформ., цель которых благополучие и защита человека, а значит, и всего общества. Это прямой результат активности рабочего движения в целом: профсоюзов, левых сил, всех трудящихся, умевших обуздать неумеренные аппетиты большого бизнеса и добиться от
него важных и подчас отнюдь не добровольных уступок. Следует подчеркнуть, что элементы социализации как движения к прогрессу просматриваются и в других западных странах. Но в Швеции в силу национальных особенностей они выражены в более концентрированном виде. Эти процессы отражают не только реакцию господствующих классов на «социальный вызов» масс, но и новые закономерности в развитии современной цивилизации.
-Значительным своеобразием отличается и экономическая практика, теоретическим фундаментом которой социал-демократические идеологи объявили так называемый функциональный социализм, социализацию без национализации. В чем его смысл?
-Его суть в сохранении основных средств производства в частном владении при отторжении от капитала его важных функций. Например, права полностью распоряжаться доходами, львиная часть которых изымается через механизм налогообложения в бюджет для перераспределения по различным каналам и направлениям с целью решения социально-экономических задач.
Неудивительно, что при наличии различных форм собственности-государственной, част-
но-монополистической, коммунальной и кооперативной, составляющих смешанную экономическую систему, в ней абсолютно преобладает частная (85—90 проц. производства), где задают тон ориентированные на экспорт крупные концерны и финансово-промышленные группы, транснациональные компании. Кто не слышал об «империи» Валленбергов — некоронованных королях Швеции? Но смешанная экономика существует практически во всех развитых странах. И дело вовсе не в количественных пропорциях. Национальная специфика заключается во взаимодействии и соподчинении этих форм в народном хозяйстве, в том, какую они в нем занимают «нишу», какова их роль в функционировании модели.
Важно и то обстоятельство, что при рыночной экономике наряду с государственным регулированием тех или иных экономических процессов частный сектор практически свободен от мелочной государственной опеки, развивается по законам конкурентной борьбы.
В шведских деловых кругах можно услышать и такое утверждение: сильное и эффективное частное предпринимательство отвечает за размеры и качество национального «пирога», а политическая власть — за уровень жизни и справедливое распределение материальных благ.
Следует отметить, что именно в Швеции в известной мере достигнут баланс между сильным государственным регулированием и игрой рыночных сил, о чем, как об идеальном варианте функционирования экономики, писал в своих работах крупный американский экономист В. Леонтьев.
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)