Марксизм Форум сайта www.marksizm.info - Марксистская группа "Рабочая Демократия"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



ШВЕДСКИЙ СОЦИАЛИЗМ

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

…В «Правде» за 03 июня 1990 года дана заметка «Какой социализм в Швеции?»-
В свое время лидеру шведской социал-демократии, премьер-министру страны Улофу Пальме задали вопрос: что такое социализм? На этот счет, ответил он, существует несколько десятков формулировок, и если я назову еще одну, от этого в сущности ничего не изменится.
В последние годы в нашей стране появилось немало разного рода толков о том, какой социализм у нас и есть ли он вообще. Нередко приходится слышать, что у нас-де социализм — казарменный, а вот   в   Королевстве Швеция — вроде  бы   реальный.
С легкой руки некоторых публицистов, писателей и даже парламентариев термин . «шведский социализм» стал гулять в наших средствах массовой информации. Думаю, что те, кто подчас так свободно играет этим понятием, чаще всего имеют поверхностное представление о Швеции и ее социально-политических особенностях. Поэтому такого рода суждения, на мой взгляд, несут в себе деструктивный заряд, внося сумятицу в умонастроения многих. В этой связи возникает немало вопросов и у наших читателей, многие кз которых прямо спрашивают: если шведы действительно добились весомых результатов в развитии своего общества, то почему бы нам не перенять у них то, что могло бы придать нашей перестройке больший динамизм и эффективность!
Так все-таки что же представляет собой социализм шведского образца и существует ли таковой! Об этом наша беседа с доктором исторических наук, автором ряда книг и исследований по проблемам политики и экономики современной Швеции О. К. ТИМАШКОВОЙ.
— Действительно,  сегодня,   в трудные годы нашей перестройки, шведская модель общественного развития стала предметом повышенного внимания не только политологов,    экономистов,    социологов,   но   и   просто   пытливых людей, стремящихся   разобраться   в   многообразии    мира-. Верно и то, что, знакомясь с этой страной не по книгам, советские люди «открывают» ее как бы заново, узнают в ней черты и признаки того лишенного «хрестоматийного глянца»   социализма,   о котором  мечтали  в свое   время лучшие умы человечества, видят общество, где уже при жизни нынешних   поколений    воплотились многие ценности, которые всегда ассоциировались в нашем сознании с социализмом.
— Означает ли это, что вы можете согласиться с тем, что в Швеции построен нений особый социализм?
— Вовсе нет. Швеция была и остается капиталистической страной, свидетельство тому ее строй, экономические, классовые и политические структуры. Все дело в том, что наше социальное мышление слишком долго было сковано пропагандистскими штампами и догмами, слишком долго мы были лишены права на объективный анализ. Естественно, нам все еще трудно себе представить, что, помимо    «классического»  социа-
лизма, и при капитализме возможен вариант социального развития и общественного бытия с благоприятными условиями для человека, высоким уровнем и качеством жизни, правовой и социальной защищенности— важных слагаемых шведской модели. Впрочем, и сами шведские социал-демократы если и говорят о социализме, то непременно
прибавляют эпитет «демократический» .    Они   трактуют   его скорее  как   более   совершенное общество    с    социалистическим идеалом,   приверженность  которому   сохраняется    в    рабочем движении,  добившемся   нынешнего   положения   в   результате упорной борьбы.
— Но вернемся к самой модели. Ведь это — главная тема разговора, В шведской газете «Дагенс нюхетер» 8 ноябре прошлого года было опубликовано интервью члена Политбюро ЦК КПСС, министра иностранных дел СССР Э. А. Шеварднадзе. В нем он, в частности, отметил, что шведская модель интересует нас с давних пор, а сейчас больше, чем когда бы то ни было, причем как в теоретическом, так и в практическом плане. Что же стоит за этим» понятием?
— В отличие от социалистического идеала — это реальность, основанная на постепенных реформах, многолетняя практика правящих кругов в лице социал-демократии - самой крупной и влиятельной политической силы страны.  Этот своеобразный феномен связан не только с многовариантностью      форм     общественного устройства, но и с определенным этапом в развитии рабочего движения, его зрелостью. Не случайно начало формирования модели в  ее современном виде относится к 1932 году, то есть времени прихода социал-демократов к власти, которую они удерживают с небольшими  паузами уже более 50 лет,— стаж для постепенной реализации принципов модели вполне солидный.
На мой взгляд, шведская модель — это реформистский вариант   общественного  развития. Причем не буржуазный, а именно  социал-демократический, выдвигающий на первый план задачу  улучшения   жизни   людей. Наиболее     характерная     черта шведского      социал-демократизма    —    социальная    «окрашенность»   политики . реформ.,  цель которых благополучие и защита человека, а значит, и всего общества.   Это   прямой   результат активности рабочего движения в целом: профсоюзов,   левых    сил, всех трудящихся, умевших обуздать    неумеренные   аппетиты большого бизнеса и добиться от

него  важных и  подчас отнюдь не добровольных уступок. Следует подчеркнуть, что элементы социализации   как   движения  к прогрессу просматриваются и в других западных странах. Но в Швеции   в   силу   национальных особенностей   они   выражены в более   концентрированном виде. Эти     процессы     отражают   не только   реакцию    господствующих классов на «социальный вызов»  масс, но и новые закономерности в развитии   современной цивилизации.
-Значительным своеобразием отличается и экономическая практика, теоретическим фундаментом которой социал-демократические идеологи объявили так называемый функциональный социализм, социализацию без национализации. В чем его смысл?
-Его суть в сохранении основных средств производства в частном владении при отторжении от капитала его важных функций. Например, права полностью распоряжаться доходами, львиная часть которых изымается   через   механизм   налогообложения в бюджет для перераспределения по различным каналам и направлениям с целью решения социально-экономических задач.
Неудивительно, что при наличии различных форм собственности-государственной, част-
но-монополистической,     коммунальной   и   кооперативной,  составляющих  смешанную  экономическую систему, в ней абсолютно     преобладает     частная (85—90   проц.    производства), где задают тон ориентированные на экспорт   крупные  концерны и финансово-промышленные группы,   транснациональные   компании. Кто не слышал об   «империи» Валленбергов — некоронованных    королях    Швеции?   Но смешанная экономика существует практически во всех развитых странах. И дело вовсе не в количественных   пропорциях.   Национальная    специфика    заключается во взаимодействии и соподчинении этих форм в народном хозяйстве, в том, какую они в нем занимают «нишу», какова их роль в функционировании модели.
Важно и то обстоятельство, что при рыночной экономике наряду с государственным регулированием тех или иных экономических процессов частный сектор практически свободен от мелочной государственной опеки, развивается по законам конкурентной борьбы.
В шведских деловых кругах можно услышать и такое утверждение: сильное и эффективное частное предпринимательство отвечает за размеры и качество национального «пирога», а политическая власть — за уровень жизни и справедливое распределение материальных благ.     
Следует отметить, что именно в Швеции в известной мере достигнут баланс между сильным государственным регулированием и игрой рыночных сил, о чем, как об идеальном варианте функционирования экономики, писал в своих работах крупный американский экономист В. Леонтьев.
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)

0

2

(ПРОДОЛЖЕНИЕ)
— Не можете ли вы в этой связи коснуться проблемы налогов в ее социальном аспекте, ведь Швеция — мировой рекордсмен в этой области?
— Вопрос чрезвычайно актуальный в свете наших сегодняшних проблем. Действительно, основные социальные задачи ре-
шаются в стране на базе активного  перераспределения  первичных доходов предприятий и наемной    рабочей    силы   посредством дифференцированной    системы налогов и льгот с целью выравнивания уровня жизни населения. Налоги здесь — прямые и косвенные — самые  высокие | развитых странах  Запада.  На их долю приходится   в  среднем около   60   процентов   дохода,   в то время как в  США или Японии менее 30 процентов. В соответствии  с принципом   прогрессивного налогообложения из дохода  может быть  изъято от  10 до 60—70 процентов заработка. Такая политика при всех ее негативных  последствиях    (развитие теневой,      подпольной  экономики, «бегство»  от налогов, утечка капиталов за границу и т.д.) все   же   привела  к сокращению разрыва   в  доходах,  и  особенно между  различными  категориями наемных  работников,  и  с  ней  в общем     мирились.     Но     сейчас эта   система   себя   уже   исчерпала, вызывает все большее недовольство   населения.    И    причины здесь в чрезмерном налоговом бремени. Оно лишает человека  стимула   больше  зарабатывать, создает барьеры на пути  роста   инвестиций, тормозит рост производительности  труда. В конечном счете это подрывает основы функционирования самой модели,   ведь  ее  эффективность зависит от высокопроизводительного труда рабочих и заинтересованности   предпринимателей  в развитии производства.
— В Швеции практически отсутствует непременный спутник рыночной экономики — безработица. Чем  вы  это объясняете?
-   Низкий     уровень      безработицы наблюдается и в некоторых   других   странах    Западной Европы, например   в Швейцарии, Норвегии,  и   нередко   связан   с  благоприятными,  в том  числе и конъюнктурными, условиями. Но в Швеции—это результат прежде всего эффективности регулирования занятости, широкой и гибкой политики в области рынка труда. Кстати, проблема занятости всегда была приоритетной в политике реформ  правящей  социал-демократической      партии.     Свою  «одиссею» в области реформ она  и начала с разработки мер по ликвидации безработицы.  При этом социал-демократы    руководствовались двуединой задачей: обеспечить человеку право на труд-один из важных принципов рабо-
чего движения и создать систему подготовки высококвалифицированной рабочей силы для современной промышленности. Для регулирования занятости были созданы специальные механизмы. Так, государственная организация — Управление рынка труда, куда входят представители парламента, профсоюзов и компаний, занимается трудоустройством в рамках программ по созданию рабочих мест, профессиональной подготовкой и особенно переподготовкой работников с учетом потребностей в кадрах более высокой квалификации. И в этом одна из причин того, что здесь так высоко ценится труд, так редки забастовки.
В целом благодаря продуманной государственной политике безработица в Швеции даже в кризисные 70-е и 80-е годы не превышала 1,5—2 процента самодеятельного населения. Конечно, остаются и нерешенные проблемы, например, трудоустройство молодежи, и особенно по специальности, хотя и практикуются такие меры, как правительственные дотации предприятиям, привлекающим на работу молодежь. В итоге ассигнования на регулирование занятости составляют до 8—9 процентов госбюджета, а число лиц, охваченных этой политикой, не менее 4 процентов рабочей силы.
Я остановилась на этом вопросе потому, что по мере развитияв нашей стране рыночных отношений и создания рынка безработица может стать грозной реальностью, если своевременно не разработать систему эффективных мер по ее предотвращению. И в этом случае изучение шведского опыта имело бы практическую пользу.
— Известно, что при решении всех важных государственных дел шведы стремятся добиться широкого консенсуса. Чем это обусловлено? И вообще, каковы наиболее характерные политические особенности сегодняшней Швеции?
— Ответ на этот вопрос требует многопланового анализа. Поэтому выделю лишь некоторые, представляющие наибольший интерес черты политической системы Швеции —и в первую очередь сосуществование централизма и демократичности общественных структур. Сильная централизованная власть в лице государства (парламент, правительство, ведомства), осуществляющая об-щее регулирование, сочетается с
децентрализованными, основанными на самоуправлении демократическими формами, включающими широкий спектр финансовой и юридической самостоятельности и четкое разграничение функций управленческого аппарата.
К шведским особенностям можно отнести и относительную парламентскую стабильность, положенный в основу политической практики компромисс, баланс между социал-демократами и  буржуазными партиями.
В широком политическом плане распространены соглашения между правительством и оппозицией, встречи представителей ведущих политических партий, де-
ловых кругов,  заинтересованных организаций   с   премьер-министром,   председателем  парламента, руководителями      соответствующих ведомств и министерств. Это является важной формой достижения общественного консенсуса. Все     энергичнее    отстаивают свои  права  непосредственно потребители. В 1979 г.  в Швеции, например,  возник совет защиты потребителей — государственной
организации, рассматривающей жалобы покупателей на фирмы или магазины. И хоти совет дает лишь рекомендации, дело может быть передано в суд, что угрожает фирме потерей репутации.
— В шведской модели важное место отводится «государству благосостояния». И здесь на общем фоне кризисных явлений Швеция выделяется своим рационализмом и стабильностью. Не могли бы вы объяснить  причины  этого.
-« Государство благосостояния» — развитая система соци- альных и интеллектуальных ус-
луг, предоставляемых населению на государственном уровне, явление не только шведское. Но оно органически входит в модель, образует институционный каркас социальной защищенности.
Поднявшаяся на Западе в 80-е годы «консервативная волна» докатилась и до европейского Севера. Несмотря па атаки справа, шведский народ, его прогрессивные силы отстояли достижения и  принципы «государства благосостояния». Возможно, в этом и проявился свойственный шведам рационализм. Кстати, в «социальном рейтинге» западных государств Швеция занимает чуть ли не первое   место.    Как   говорят шведы, государство заботится о человеке «от колыбели до могилы». Из широкого перечня услуг по линии «государства благосостоянии»: здравоохранения, образования, социального страхования—коснусь лишь пенсионного обеспечения.
Говорят, о здоровье общества судят по тому, как оно относится к детям и старикам. Если это так, то Швеция явно здоровая, хотя и стареющая нация. Уровень социальной защищенности двух этих категорий довольно высок(бесплатные завтраки и учебники для школьников, ежегодное пособие на каждого ребенка, материальная помощь родителям). Что касается пожилых людей, то у них есть «социальная крыша, своего рода гарантии общества против связанных со старостью особенностей жизни. Это пенсионное обеспечение. Шведы могут иметь
не   одну    пенсию,    а    минимум две:    основную — по    старости, независимо от прежней деятельности, и дополнительную за выслугу  лет.  Их  общая сумма  составляет до 80 процентов прежнего   заработка.   Размер   основной — народной — пенсии невелик.   Поэтому  пенсионеры  получают весьма ощутимое дополнение к ней и плюс к этому жилищную субсидию по линии муниципалитета.  Правда,  пенсионный возраст здесь 65 лет, а чтобы получить дополнительную служебную пенсию нужно проработать не менее 30 лет. —  Как     вы   считаете, с течением    времени    изменяется    ли шведская   модель  и   в  силу  каких  причин?
Сохраняя национальную самобытность,    шведы   приспосабливаются к новым   реалиям мировой    и   европейской    действительности, и в частности растущей  интернационализации экономической и общественной жизни, нового этапа в развитии интеграции. Происходит нивелировка общественного бытия, выравнивание социально-экономических условий на некоем едином общеевропейском уровне. Но наряду с этим отчетливо видна и другая линия- сохранение и развитие социально-политических форм модели, которую пытались демонтировать и сдать в архим наиболее правые круги в буржуазных коалиционных правительствах 1976-1982 гг. Вновь заняв место у руля власти, социал-демократы поставили задачу обновить модель с учетом изменившихся условий, оздоровить экономику без снижения уровня занятости и благосостояния, поставив одной из важных задач-качество жизни.
-В чем, по вашему мнению, секрет       устойчивости      шведскои  модели?  Почему она прочно осела в сознании широких слоев населения как привлекательная альтернатива    другим
вариантам общественного развития, существующим как на Западе, так и  на Востоке?
— Если коротко, то секрет прост: высокая результативность политики реформ при совпадении объективных и субъективных причин, сделавших такую политику возможней.       
Советские исследователи к этим факторам в числе прочих относят благоприятные экономические условия, создавшие базу для широкого социального реформирования, наличие сильной и влиятельной социал-демократической партии и профсоюзов, объединенных идеей социального партнерства и перенесших ее принципы на сферу отношений между трудом и капиталом. К этому  следует   добавить  неучастие страны в разрушительных войнах на протяжении более чем полутора веков и преимущества нейтралитета. Успеху политики реформ а немалой степени способствовало основанное на общенациональном   консенсусе позитивное отношение к ней практически всех общественных групп. Таким   образом,   а   избранной социал-демократами   модели  аккумулировалось  своеобразие национального  опыта, определился отвечающий интересам самых  широких  слоев   населения  вариант общественного развития при сохранении существующего строя и места страны в мировой капиталистической системе.

Здание шведского риксдага (парламента) в Стокгольме.
Фото автора.

Этим объяснится тот факт, что шведская модель и поныне привлекает пристальнее внимание как на Востоке, так и на Западе, в международном рабочем движении. Вспомним В. Брандта, рекомендовавшего обратить взоры  на Север и поучиться у шведов.
— По моему мнению, шведская модель в силу многих причин имеет ограниченный геополитический  характер и ее вряд ли  можно экспортировать  куда-либо целиком. Какова ваша точка зрения?
Ориентированные на экспорт шведские компании атакуют мировые рынки с напористостью древних викингов. Но сама шведская модель в экспортном исполнении вряд ли возможна. Слишком много в ней национального своеобразия и самобытности.
Скрупулезно    изучать    шведский опыт просто необходимо. В теоретическом плане бесспорный интерес  представляют   позитивные результаты  функционирования смешанной экономики, роль и значение различных форм собственности   в   их   эффективном  взаимодействии,     что     создает  благоприятные условия социально - экономического      развития  страны.   Но   при    этом   следует  оставаться      реалистами. Нужно меть в виду,   что   возможности его   широкого   использования   в нашей повседневной    практике объективно ограничены.  Прежде всего    следует   учитывать раз- личные исходные позиции в экономике,  в традиционном  уровне жизни,   социальной   сфере.  При этом  необходимо  отдавать  себе отчет и в том, что материальным  фундаментом    модели    является сильная и эффективная экономика  при развитой сфере обслуживания,      зрелости      социальной  инфраструктуры. Эти задачи нашему обществу еще    предстоит решать.
И все же самое главное для нас в шведском опыте - испытанная временем, исторически и  практически доказанная плодотворность и целесообразность мирных цивилизованных методов улучшения жизни людей и достижения общественного блага на основе взаимопонимания, консенсуса, то есть общенациональных интересов.
В нашей беседе мы коснулись лишь отдельных сторон шведской  модели. Но, конечно, конкретная   действительность,   экономиче- ская и социальная палитра современной Швеции неизмеримо бо-гаче и сложнее, происходящие в   ней процессы носят подчас остро противоречивый характер. Достигнутый общественный консенсус время от времени прерывается всплеском социально-политических коллизий. Словом, далеко не все гладко в шведском королевстве.
Правящие круги в лице социал-демократов, приспосабливаясь к новой обстановке, прибегают и к консервативным методам «жесткой экономии», замораживанию заработной платы и другим популярным мерам. И это также присуще сегодняшней Швеции. 
  Михаил Костиков…

0