Марксизм Форум сайта www.marksizm.info - Марксистская группа "Рабочая Демократия"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Марксизм Форум сайта www.marksizm.info - Марксистская группа "Рабочая Демократия" » Все о кино и театре » ПЕРЕСТРОЙКА И СЕКС (ЭРОТИКА) В КИНЕМАТОГРАФЕ


ПЕРЕСТРОЙКА И СЕКС (ЭРОТИКА) В КИНЕМАТОГРАФЕ

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

…В «Советской культуре» за 13 июля 1989 года на странице 4 дана заметка «АСК, секс и культура»-
Секса у нас, как авторитетно заявила на весь мир одна телезрительница, слава богу, нет. А вот с эротикой, особенно в кино, пока еще не все благополучно. Прорывается проклятая, хоть ты тресни. То в виде маленьких вер, то в виде интердевочек, а то и вообще в виде сцен интимной жизни комсомольских работников
районного масштаба. И    положение уже не спасают ни традиционно-бесполезные    предупреждения  о детях до   шестнадцати, ни разгневанные письма  их бабушек  и дедушек    в редакции.  Что-то   ужасно  «нехорошее», но страшно привлекательное  приходит   на   жизни прямо   на  экран.  Любовь,   наверное.   Причем  не  только    в виде кукол на капотах автомашин, обмена кольцами, громогласных  криков   «горько»  под «Свадебный   марш»    Мендельсона...
А тут еще очередной международный кинофестиваль подоспел с его «детямдошестнадцатилетними» фильмами про быт и нравы «ихних» пятнадцатилетних. Раньше ведь такие ленты в основном в сильно развитом воображении тех зрителей, которые на них билеты не достали, да по домам творчества  крутились.   А теперь — на конкурсе, и ничего. Народ даже скучает и все норовит глаз с косить  на первый номер журнала «Спутник фестиваля». И правильно делает, ибо там на обложке наша Н. Негода успешно конкурирует с их М. Монро по части обнаженной натуры, убедительно доказывая, что снятый а свое время с повестки дня лозунг «Догоним и перегоним Америку» в каких-то своих аспектах вполне осуществим уже сегодня.
Я, например, при всех своих свободолюбивых и бесцензурных фантазиях еще пару фестивалей назад и помыслить не мог, что у нас возможна peтроспектива типа «Эротика в американском кино» да еще в обыкновенных общедоступных кинотеатрах и не по спецпропускам, а по обыкновенным билетам. А теперь — пожалуйста. Жаль только, что организаторы то ли застеснялись, то ли не решились вынести это название в программу (гласность гласностью, а еще неизвестно,  какие указы  нас ждут впереди).
И поэтому замаскировали его под таким киноведческим вступлением: «Программа американских фильмов, подготовленная американо-советской киноинициативой (АСК) и международный кинофестиваль в Сан-Франциско, посвящена
эволюции нравов в США и их экранного  отображения в первую очередь в восприятии и трактовке интимной сферы человеческого  существования. Правда, они вложили это объяснение  в такую симпатичную и привлекательную обложку (см. на снимке), что ни малейшего сомнения насчет восприятия   и   трактовки  не   остается.
А аннотации к фильмам. И не хочешь, а побежишь. Кстати, что и сделали мои вездесущие коллеги-журналисты, собравшиеся по этому поводу на пресс-конференции в ДК имени Зуева.
«Какое место занимает секс в жизни современной женщины?» — таким вопросом задается  молодой негритянский режиссер  Спайк Ли(«Она должна это получить»).
«Чем отличаются   представительчицы древнейшей профессии от «наших» интердевочек? Хотите узнать — посмотрите картину «Работающие девушки».
«Респектабельная женщина, получив развод, понимает, что ей уже не интересно проводить время с мужчинами. Она предпочитает общество женщин»   («Сердце   пустыни»).
«Пришельцы из космоса попадают на Землю и обнаруживают, что «земные девушки легкодоступны».
A caми названия чего стоят. «Грубые ласки», например. Или «Секс, ложь и видео» (кстати, эта лента удостоена Главного приза нынешнего Каннского   кинофестиваля).
Но самое забавное (хотя, не скрою, несколько разочаровывает) то, что большинство их фильмов оказалось  гораздо целомудреннее наших аннотаций к мим. Очевидно, американцы уже «переболели» «детской болезнью «левизны» в сексе, а нам все еще мерещится этот  «зловредный»  секс в   каждом  «неодетом»    кадре. Так    вот,    «эти»    проблемы    в картинах   есть,   а   «этого   самого» — не очень. Зато очень хорошо, что АСК, начавший в последнее   время   энергично    зарабатывать   рубли    и  доллары, поставил    своей     сверхзадачей обширную культурно-просветительскую      программу     (и    не только   по   чести   эротического воспитания)   как   нашей,   так   и американской      киноаудитории. Мы   проводим   в   США    фестиваль   советского   документального     кино   —   «Гласность»,     а они к нам с ответным визитом и   гласностью    по   части    киноэротики. Мы  им планируем показать      панораму     советского многонационального    кино,      а они по нашему телевидению — программу,    составленную     из 50  документальных   лент,    рассказывающих   о   своей   стране. Мы  помогаем им  в  съемках  в СССР, они нам—в осуществлении  учебных  программ по  кинобизнесу и цикле телепередач об   американском кино.   И     в эту    орбиту
творческого      и культурного сотрудничества
уже    втягиваются   и  кинематографии   других стран. Существуют  проекты (будем надеяться,       реальные)       совместных постановок  АСКа  с  Францией Великобританией, Турцией. Одним  словом,  приглашая к диалогу   деятелей   культуры   всех стран,     АСК      провозглашает «Там,  где начинается культура, там кончается насилие».
Думаю, что не только на экране.
П. Смирнов

0

2

…В «Правде» за 22 ноября 1989 года на странице 6 дана заметка «Точка зрения читателя. Секс, кино и агрессия»-
Хочу, поднять вопрос, который пока весьма приглушенно звучит в печати. Мне кажется, что «сексуализация» нашей жизни, которую можно наблюдать сейчас  в кино
театре, агрессивное внедрение эротики и даже неприкрытой  порнографии не могут не волновать трезвомыслящих людей. Потому что последствия «сексуальной революции»
   нас видны невооруженным глазом…
У МЕНЯ подрастают две дочери, и я не могу в отличие   от   некоторых    спокойно смотреть на статистику роста числа изнасилований и других преступлений   против   личнос-
сти. Если в нашей Куйбышевской области  в  начале  года фиксировалось 3—4 изнасилования в неделю, то в августе уже 8—9! Думаю, что к концу года эта цифра еще подскочит...
Из разговоров с молодыми женщинами знаю, что те из них, кого раньше «ханжеская»
(по определению апологетов эротики) мораль называла «порядочными»,    боятся    ходить вечером в гости или в кино: «пристает» молодежь 14—18 лет с вполне определенными требованиями. Возвращаясь вечером домой в битком  наби-
том автобусе, несколько раз был свидетелем сцен, когда компания («кодла») подвыпивших подонков буквально за руки, никого не стесняясь, тащи-ла из автобуса притянувшихся им девочек, и только отчаянный крик пожилых женщин спасал их от неминуемого. Недавно мне самому пришлось, рискуя здоровьем; помочь 15-летней девушке освободиться от цепких объятий распаленного типа. Не так давно телевидение в программе «...До 16 и старше» рассказало, как в Москве группа парней после рок-концерта на
стадионе окружила двух девушек, потащила их на стройку и там изнасиловала с «особой жестокостью» (по определению милиции).
Знаю определенно: то, что мы перенимаем у Запада (а перенимаем мы не всегда то, что надо), часто оборачивается для нас самыми неожиданными последствиями. Если «там» кафе или ресторан — это место отдыха людей, то у нас—это часто место сборищ алкоголиков, мафиози, проституток и… крайне плохое обслуживание. Если мы по числу автомобилей отстаем от США во много раз, то по количеству погибших в автокатастрофах идем нос в нос. Если у «них» оружие продается свободно, то у нас и без его продажи число убийств на тысячу человек сравнимо с американским.
Эротика, переходящая в порнографию,— это тоже оружие. Она подстрекает и провоцирует молодежь на совершение сексуальных преступлений (не всех, конечно, но это не
может служить оправданием!). Как можно одной рукой издавать указы об усилении борьбы с преступностью, а другой создавать условия для увеличения числа таких преступле-.внй? Как можно с различных трибун говорить о повышении роли женщины, матери в жизни обществам и одновременно способствовать превращению ее в объект сексуальных домогательств разнузданной   молодежи?
Сама же молодежная пресса, которая порой немало преуспевает в пропаганде эротики, приводит тревожные зарубежные факты. Как свидетельствует полицейская хроника и беспристрастная статистика, в Италии растет число изнасилований, жестокость преступников поражает даже экспертов. Криминалисты предлагают ужесточение степени наказания за преступления против «слабого пола», организацию надежного заслон» пропаганде насилия я порнографии на видео- и киноэкранах... Грубые намеки и пошлые шутки со стороны однокурсников, мужчин-коллег преследуют итальянских девушек и женщин как в учебной аудитории, так и на работе, отравляя жизнь... Так это ведь и про нас сказано.
Мало того, мы имеем сейчас агрессивно настроенную «творческую интеллигенцию», которая готова силой проталкивать свое «неханжеское» искусство в массы.
Не подталкивает ли безудержная пропаганда эротики молодежь к тому, что скоро окончательно будет уничтожено понятие семьи не как хо- зяйственной ячейки общества, а как того единственного механизма, который должен передать «по наследству» общечеловеческие ценности? И нельзя ли связать рост преступности и жестокости среди молодых с началом «обес-человечивания» из-за распада семьи? Ведь всем известны факты, что дети, воспитываемые в детских домах (и даже в неполных семьях), вырастают ущербными, что мать и отца не способна заменить никакая государственная забота. А какое может дать ребенку воспитание сексуально озабоченная мамаша, которая не знает, что природа придумала секс для любви, для продолжения рода, а не только для получения голого плотского удовольствия? А ведь хотят того апологеты эротики или - нет, они толкают молодежь именно к выхолащиванию духовного начала из взаимоотношений полов.
Полагаю, что «полная свобода творчества», о которой так много сейчас говорят, не должна означать полную свободу художника делать все, что eму приснится.
Вспомните, как раньше показывали на экране убийство человека:  выстрел — он падает.Сейчас же без изображения того, как пули вспарывают рубашку, как фонтанирует кровь,как он корчится в предсмертных   судорогах,   как   убийца хладнокровно нажимает и нажимает на курок, не обходится.  Все это называется «зрелищным кино».
Помнится, лет  15  назад в США проводили такой экспе-римент: между кадрами фильма вставляли по одному кад-рику рекламы. Они не воспринимались зрительно, и тем не менее после сеанса была отме-   чена повышенная продажа тех товаров, которые рекламировались. То есть было отмечено влияние кино даже на подсознательном уровне. Ведь подопытные зрители не отдавали себе отчет, почему именно эти товары они покупают.
Прекрасный советский ре- жиссер-документалист Герц Франк как-то снял на пленку реакцию 3—5-летнях детей на мультфильм «Белоснежка и семь гномов». На лице маленького мальчика буря сменяющих друг друга эмоций: от смеха до вопля отчаяния. Такое   влияние  оказывает экран на психику маленького ребенка! И не правомерно ли предположить:  на взрыв жестокости и насилия среди молодежи оказали влияние те самые кадры  насилия, которые они видели   в  кино в детстве. Ведь уже давно родители водят маленьких детей на фильмы для взрослых, так как им некуда их деть. Не пожинаем ли мы сегодня плоды «свободы»?
Полностью свободным мот чувствовать себя Робинзон Крузо, да и то только до появления Пятницы на острове. Как только появляется общество, говорить о полной свободе отдельной личности можно с оговорками. Мы кругом «повязаны» несвободой: не можем переходить улицу на красный свет, нельзя садиться за руль в пьяном виде, нельзя превышать скорость в городе... Иначе нас ждут большие и малые беды, аварии и катастрофы.
И совсем не радует то, что некоторые деятели кино, театра и прессы, прикрываясь словами о перестройке, оказались «полностью свободными»», живя с нами в одном обществе. Что они хотят силком привить «провинции» свои взгляды на то, что допустимо показывать с экрана, а что нет. А главное, уже делают это. Но люди (во всяком случае круг моих знакомых) не хотят еще одной    «коллективизации», на этот раз нравственной, и надо уважать их желание.
Самое страшное, как быстро мы ко всему привыкаем: привыкли    к матерщине в быту, которая теперь лезет в кино, на сцену я в литературу, привыкли к сценам насилия в кино и так же быстро привыкаем к чересчур    откровенным интимным эпизодам к месту и не к месту.
Посмотрите,      кинокритики уже не спорят   о том,   пошло или нет  решена та или иная эротическая сцена.  А  о том,  кто более жестко и откровенно    нам   это    показывает.   В фильме  «Боны и покой» уже можно увидеть не только интим   случайно   встретившихся, молодых людей, но и групповые «игры». Далее, по логике развития событий, будет показ в наших лентах гомосексуальных отношений и что-нибудь еще более хлесткое. Ведь все это есть в жизни, как говорят те самые апологеты.
В жизни есть всякое, но не лучше ли узнавать о сексе, его загадках и тайнах, нормах   и аномалиях из научной литературы, из просветительских лекций, а не с экранa под акком-панемент реплик не подготовленной к такому повороту событий публики?
    Пока критики ломают  голову над пределами допустимого на экране, эти пределы давнo сломаны. Вспомните «раскованные» эпизоды в фильмах «ЧП    районного   масштаба», «Боны   и покой»,    «Спаси    и сохрани», загляните в видеозалы на «Греческую смоковни-
цу» или что-нибудь в этом роде. Бедная «Маленькая Вера»! То, что осмелились там пока- зать,  выглядит  настолько  невинным по сравнению с тем, что идет сейчас в видеозалах, что, право, жалко те копья, которые из-за нее ломали.
Я   бы ив  стал   писать  это письмо, если бы «новая»   мораль, которую без устали прививают нашему обществу не- которые   деятели    искусства, принесла   бы   хоть какую-ни-будь пользу. Может быть, стало больше счастливых людей, семей,  детей?  Что-то не  видно: разводов все больше, детские дома переполнены, молодые матери  отказываются от своих малюток в роддомах.
Пора заняться    не    только экологией  природы,   которую мы почти сгубили, но и  «экологией нравственности». Пока еще не поздно.
В. ШТЫРЬЯКОВ.
Г. Чапаевск,Куйбышевская область…

0


Вы здесь » Марксизм Форум сайта www.marksizm.info - Марксистская группа "Рабочая Демократия" » Все о кино и театре » ПЕРЕСТРОЙКА И СЕКС (ЭРОТИКА) В КИНЕМАТОГРАФЕ