Марксизм Форум сайта www.marksizm.info - Марксистская группа "Рабочая Демократия"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВА В США И ИСТОРИЯ

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

В газете «Правда» за 14 ноября 1988 года на странице 6 дана заметка «По вашей просьбе. Кое-что об искусстве сохранить республику»-
Многие читатели «Правды» просят рассказать о  государственном  устройстве Соединенных Штатов Америки. Мы попросили нашего корреспондента в Нью-Йорке ответить  на этот вопрос. Вот что он сообщил нам.
«ЧТО   ВЫ  НАМ    готовите        спросила одна дама у американского ученого и просветителя Б. Франклина, изобретателя громоотвода, во время работы «отцов-основателей» США над американской конституцией. «Республику,   мадам,  - ответствовал почтенный старец. — Если только вы сумеете ее сохранить». В течение 200 лет Соединенным Штатам удается это делать.
Любые     размышления     об американской политической системе так или иначе сводятся к попытке разгадать одну загадку. Каким образом государственная структура, созданная 200 лет назад для аграрной страны с населением в 4 миллиона человек, действует в основных своих чертах и сегодня, в высокоразвитой сверхдержаве, каковой являются сегодня США?

Разделение власти

Америка, конечно, не избежала родовых мук, сопровождающих становление государственности в любой стране. И    тем    не    менее    то,     что случилось с США,  уникально. Одни столь же молодые государства,   вроде   Франции, были пасынками, США же баловнем судьбы, ибо становление Америки представляло собой исторический эксперимент, поставленный чуть ли не в лабораторных условиях. Это обстоятельство  позволило  политической системе США развиваться эволюционным путем,
без срывов и эксцессов. Центральная идея, заложенная в американскую структуру правления -разделение исполнительной, законодательной и судебной властей, создающее систему «стопоров»  и «противовесов» «Уравновешивание каждой    из     ветвей     власти двумя другими,— писал Дж. Адамс, впоследствии президент США,   - будет сдерживать поползновения к тирании». Если природу человека нельзя изменить   - а это один   из фундаментальных постулатов консерваторов в отличие от либералов,   которые полагают, что человек способен к беспредельному совершенствованию,— то по крайней мере
следует пороку противопоставить порок, амбиции  - другую амбицию, власти – другую власть. Вокруг этих идей по существу и вращались все споры в период создания американской конституции.
Законодательные собрания существовали в   американских колониях задолго до революции — с 1619 года. Так что эта традиция       представительства имела прочные корни в американском обществе.

Президент

Институт президентства возник в конституции США как противовес ставшим очевидными после революции злоупотреблениям       законодательной власти.    Интересно,   что   сегодня
все большее число американских конституционалистов говорит о появлении «имперского президентства» в США, то есть института в значительной мере усилившегося за счет двух других ветвей власти. Если это так, а имеется все больше оснований считать, что это именно так, то пост президента существует сегодня как раз в том виде, в каком его замышляли некоторые «отцы-основатели», то есть нечто вроде конституционного монарха, избираемого на четыре года (максимум на два срока — восемь лет).
Президент изначально был наделен исключительными полномочиями в том, что касается ведения военных дел и внешней политики, «по совету и с согласия»- сената, как гласит знаменитая конституционная формулировка. За последние 200 лет каждая война, в том числе и «холодная», каждая внутриполитическая кризисная ситуация раздвигали границы полномочий обитателей Белого дома.
Являясь главнокомандующим вооруженными силами США и главой администрации, президент одновременно выступает в роли главного законодателя страны. Законодательная повестка дня, то есть то, чем занимается американский конгресс, определяется в подавляющей степени Белым домом. Это достигается путем ежегодного представления президентом конгрессу проекта федерального_бюджета, в ко-тором определены национальные приоритеты, а также внесения в конгресс социально-экономических программ. Именно так были, в частности, представлены конгрессу «Новый курс» Ф. Рузвельта, программы «Великого общества» Л. Джонсона. Излишне говорить, что эти программы, учитывая их масштабы, имеют огромные внутриполитические последствия как лично для их инициатора, так и для партии, которую он представляет. Достаточно сказать, что джонсоновские программы, например, за десять лет обошлись в гигантскую сумму 800 миллиардов долларов.
Такие программы федеральных субсидий на образование, жилье, здравоохранение, строительство дорог позволяют Белому дому апеллировать непосредственно к избирателям, минуя штатные и муниципальные власти, нередко состоящие из представителей другой партии. Так, например, в 1970 году существовало около 500 таких федеральных программ,
которыми заправляли 150 ведомств в Вашингтоне, имевших более 400 отделений на местах. Иногда доля этих субсидий определяется в зависимости от участия в тех или иных программах местных властей. Бывает, что они предоставляются на определенных условиях - скажем, таких, как, отсутствие дискриминации в учебном заведении, госпитале и т. д.
Понятно, что подобное расширение прерогатив исполнительной власти вызвало к жизни появление, огромной
федеральной бюрократии. Американская бюрократия — это тема для отдельного разговора. Здесь же отмечу только, что из примерно 12 миллионов федеральных служащих США избранный на выборах новый президент сменяет обычно 500—600 высших назначенцев: членов кабинета, руководителей крупнейших ведомств и т. д. Все назначения президента должны быть утверждены сенатом. Это же относится к послам и членам Верховного суда. Далеко не всегда эти утверждения являются простой формальностью.

Законодательная
и судебная власти

Сто человек в сенате США (по двое от каждого штата), избираемые на шесть_лет, и 435 членов палаты представи-телей, избираемых на срок в два года в зависимости от численности населения в штате, обладают, согласно конституции, властью «расходовать средства и облагать налогами». Совмещение одним лицом государственной должности с представительством в законодательном органе не допускается.
Тенденция последних десяти  пятнадцати лет состоит в том, что законодательная власть пытается отстоять свои полномочия в противоборстве с исполнительной, но особого успеха в этом не добивается. В самом деле, взять хотя бы резолюцию конгресса о военных полномочиях от 1973 года, которая разрешила президенту использовать американские войска в чрезвычайных ситуациях без согласия законодателей, но не более чем в течение 60 дней. Появившись на свет как реакция на вьетнамскую войну, которую конгресс США не объявлял (что должен был сделать, согласно конституции), эта резолюция мало остудила боевой пыл тех американских президентов, кто склонен к военным авантюрам. Достаточно вспомнить хотя бы вторжение в Гренаду,    бомбардировку Ливии, высадку морской пехоты в Ливане. Верно, что все эти операции были свернуты до истечения 60 дней. Но два месяца в ядерную эпоху — срок более чем достаточный для принятия президентом единолично любых решений, могущих иметь самые непредсказуемые последствия.
(Продолжение следует)

0

2

(Продолжение)
«Звездный час» законодательной власти пришелся, видимо, на период вьетнамской войны, когда конгресс стал одним из центров оппозиции курсу джонсоновской администрации в Юго-Восточной Азии. Усилению престижа конгресса в его противостоянии с исполнительной властью способствовал и уотергейтский кризис. Согласно конституции, сенат начал процедуру импичмента  Р. Никсона, учредив специальный комитет для расследования обстоятельств дела. Никсон попытался закрыться от расследования так называемой «прерогативой исполнительной власти», не желая предоставлять сенатскому комитету компрометирующие материалы.
Тогда в дело вмешался Верховный суд, установивший, что прерогативы исполнительной
власти    не распространяются на случаи, когда речь идет о предоставлении информации, необходимой для расследования уголовного дела. Палата представителей  тем  временем вовсю готовилась к предназначенному ей конституционному акту  - «импичменту», то есть суду над президентом. Отставка Никсона перед лицом неминуемого осуждения его в палате представителей стала развязкой крупнейшего конституционного кризиса в истории США.
Уотергейтское дело продемонстрировало, как действует американская система разделения власти, так сказать, в чистом виде. Злоупотребления исполнительной власти, перешедшие ту грань, за которой они стали уголовно наказуемыми деяниями, были пресечены законодательной и судебной властями США. И это несмотря на то, что председатель Верховного суда У. Бергер сам был назначен Никсоном. Американский правящий класс решил пожертвовать лично Никсоном, принести в жертву престиж президентской власти, резко пошатнувшейся в результате Уотергейта, чтобы спасти престиж американской политический системы в целом.
Уотергейт продемонстрировал также, что Верховный суд, члены которого назначаются пожизненно, играет политическую роль в прямом смысле этого слова, интерпретируя конкретные  политические   ситуации вроде уотергейтского
дела. Собственно, политическая роль Верховного суда вытекает из его полномочий как суда конституционного, то есть такого, который правомерен определять соответствие того или иного закона положениям конституции.
Особого внимания заслуживает американская традиция преемственности власти. Все знают, что в случае смерти или болезни президента США его обязанности исполняет вице-президент. Но лестница преемственности выстроена со многими ступенями. Скажем, в дни уотергейтского скандала конституционалисты сообщали, что в случае неспособности вице-президента исполнять обязанности президента они возлагаются на спикера палаты представителей, затем, в случае неспособности последнего,—на государственного секретаря. И так далее, вплоть до каждого члена кабинета. Те, кто забывает об этой конституционной иерархии, просто-напросто рискуют карьерой. Так, например, слова тогдашнего государственного секретаря А. Хейга, произнесенные им сразу после покушения на Рейгана в марте 1981 года («Я контролирую ситуацию»), в конечном итоге стоили ему министерского портфеля. Он нарушил незыблемый порядок:     высказываться     по этой теме в той ситуации более приличествовало вице-президенту Дж. Бушу.
Очевидно, что в системе разделения и, следовательно, фрагментации властей сознательно и изначально заложено противоречие между исполнительной, законодательной и судебной сферами. Постоянный конфликт, присущий системе «стопоров и противовесов», иной раз приводит к известному замедлению процесса отправления государственных функций. Однако первой заботой создателей этой системы было стремление избежать неизбежных в противном случае злоупотреблений каждой сферой власти - пусть даже с риском создания временных тупиковых ситуаций в процессе их взаимодействия.
В самом деле, прошедший год стал за долгое время первым, когда, скажем, федеральный бюджет был утвержден конгрессом к 1 октября, то есть в срок. И год, и два назад препирательства конгресса, где большинство составляют демократы, с президентом-республиканцем затягивали утверждение статей бюджетных расходов на многие недели и месяцы.
Понятно, что необходимость постоянного преодоления заложенного в американской системе конфликта требует наличия  высокой  степени  поли-
тической культуры. Представители республиканской и  демократической партий могут обмениваться какими угодно «любезностями» и взаимными обвинениями в процессе отправления своих политических функций, но проведению общей линии это отнюдь не мешает. Политическая культура безусловно сказывается в том, что, с каким бы минимальным разрывом в голосах ни заканчивались президентские юга другие выборы, смена власти происходит четко и без осложнений.
Система заведомо   настраивает на компромисс,  ибо очевидно, что при разделении
власти ни  одна из   ее   ветвей (ни   законодательная,   ни   ис полнительная, ни судебная) hе получит в полной  мере   того что она   хочет,   и   ей  придется учитывать требования  других. Из этого следует также, что результат  совместной деятельности   трех   сфер   никогда не может быть максимально хорошим, даже если у одной    из   них   имеются   сами прекраснодушные замыслы.
Но тех,   кто    создавал    американскую конституцию, беспокоило не это. Их заботило то, чтобы ничьи, в том числе самые дурные,  помыслы   не   увенчались успехом.     И     хотя    Америка хлебнула уже в своей новейшей истории и законодательных эксцессов (вспомним хотя бы сенатора Дж. Маккарти) и натерпелась от злоупотреблений ведомств исполнительной власти (например, расследование деятельности ЦРУ и ФБР), все же до крайних диктаторских проявлений дело не доходило. В этом сила американской демократической традиции и политической культуры американского общества.
Наконец, одно последнее соображение. Ясно, что американская политическая система была создана и затем усовершенствовалась с одной-единственной целью: утвердить примат буржуазии в обществе, обеспечить буржуазные права и свободы. Американская конституция и те, кто вдыхал в нее жизнь в последние 200 лет, делают это весьма умело. Это наводит на одну, пусть несколько парадоксальную с виду, мысль: многое из конституционных методов и практики, служащих в американском случае для утверждения господства буржуазии, могло бы служить для утверждения других классов, идущих буржуазии на смену. Почему нет? Ведь взаимное обогащение человечества сегодня сводится не только к передаче технологий и обмену культурными ценностями. Ценности, наработанные опытом политическим, тоже значат немало.
В. ЛИННИК.
(соб. корр. «Правды»)

0