…В газете «Известия» за 21 октября 1988 года на странице 5 дана заметка «третья палата Конгресса. Лобби-профессия, явление, политическая традиция в США»-
ЭТИХ людей можно видеть в кулуарах конгресса, на дипломатических приемах или гала-представлениях в «Кеннеди-центр».  Они общительны, элегантны  и всегда стремятся держаться  в  центре    политической и деловой жизни Вашингтона. Среди них немало женщин, которые не уступают муж-
чинам в осведомленности о пружинах механизма власти, сосредоточенной в американской сто-
лице. А в личном плане во многом даже превосходят последних.
Это лоббисты, традиционный институт, связывающий правительственные    органы,     штаты, деловой мир, иностранные государства, наконец, просто определенные    круги  американского общества с Капитолием.
Было бы  упрощением сводить лоббизм в основном к поддержке интересов военно-промышленного комплекса или реакционных зарубежных    режимов. В равной степени неверен сложившийся образ лоббиста как человека, снующего по коридорам конгресса и уговаривающего законодателей поддержать тот или   иной    законопроект.    Лоббизм гораздо    шире.    Он чисто американское явление: без него нельзя представить деятельность конгресса.     Он    разкосторонен:лоббируют в пользу ракет MX и марионетки Савимби, но и в интересах защиты окружающей среды, ветеранов или повышения социальных пособий. Другое дело,   какой   лоббистский     клан оказывается  сильнее.Это зависит от источников его финансирования,    прочности    связей    и влияния.    Конечно,    у  военных кругов все перечисленное в избытке. В  Вашингтоне  каждый    знает Джека      Стемплера —«патриар-
ха» среди лоббистов Пентагона. Недавно он официально ушел в отставку,      но,  пишет    журнал «Пэрейд», вы никогда не узнаете, перестал ли он работать на военное ведомство. Его имя по-прежнему ассоциируется со словами «в любое время, Джек,
старый дружище...».  Именно их
привык он слышать от сенаторов и конгрессменов. Законодатели,  как  правило,    никогда  не отказывали Джеку и в большинстве своем голосовали за лоббируемые    им    программы.    Он имел, как говорят, «открытый счет» и мог выписать чек на любую, сумму. Он личный друг Уайнбергера и был специальным помощником по вопросам законодательства Других министров обороны: Макнамары, Клиффорда, Лэйрда и Брауна.
Однако отнюдь не всегда законодатели ставят во  главу угла военные Программы. Сенаторы и конгрессмены представляют каждый  свой  штат.  Им  небезразличны интересы избирателей. Они же, эти интересы, очень  часто сводятся  не к  абстрактнбму тезису «Америка должна быть сильной», а отражают реальное положение в том
или ином штате.   Конечно,  расширение военной индустрии выдается как явление, обеспечивающее увеличение рабочих мест. И это, как правило, срабатывает. Но бывает, что строительство военного объекта вступает в противоречие с защитой окружающей среды. Это вызывает протесты населения. Но одних демонстраций недостаточно. Необходимо воздействие на конгресс. Тогда лоббисты защитников окружающей среды наваливаются на «своего»
законодателя, и он, естественно, отстаивает интересы штата, Игнорировать которые опасно, особенно в предвыборный период.
ЕСТЬ ДВА  вида лоббизма —старого    и    нового стиля. Первый    очерчен   узким   кругом общения  в среде   политической элиты,    в треугольнике    Белый дом   —   конгресс   —   деловой мир.    Он ассоциируется с традициями,   с  дымом   от  дорогих сигар,    под  покровом  которого
обделывались в старину дела. Старый лоббист—чаще всего известная в столбце персона с большим политическим опытом. «Суперлоббистом традиционной школы» называют Кларка Клиффорда, который был советником президента Трумэна и министром обороны при президенте Джонсоне.
«Новый» стиль появился в 60-е годы под влиянием роста общественных движений, борьбы за гражданские права, протестов против вьетнамской войны. Эти движения требовали от конгресса зафиксировать их программы в законодательном порядке.   Их   представители   зарегистрировались в качестве лоббистов. Возникло явление под названием «групповой лоббизм»: миллионы писем посыпались в конгресс. Законодателей стали атаковать непрерывными телефонными звонками. Их не просто уговаривали, их осаждали, от них требовали действий.
Трудно сказать, какой вид лоббизма доминирует сегодня в Вашингтоне. В высших эшелонах власти предпочитают держаться за старый. Но и новый лоббизм успел пустить прочные корни. Конгрессмены и сенаторы не могут его игнорировать, поскольку за ним стоят широкие круги  избирателей.
И еще об одной важной разновидности лоббизма. Существует практика, когда президент перед обсуждением спорного законопроекта лично делегирует в Капитолий, как здесь говорят, своих министров. Обороны, например, при обсуждении военных программ. Или государственного секретаря при рассмотрении вопроса о ратификации того или иного международного соглашения. В данном случае и они лоббисты. Выступая в комитетах конгресса, как правило, при закрытых дверях и приводя свои аргументы и имеющуюся в распоряжении администрации информацию, министры высказывают доводы в пользу представленного правительством законопроекта.
К подобным кампаниям привлекаются крупные ученые, экономисты, представители деловых кругов. Их авторитет помогает правительству добиться поставленной цели. Кроме того, и сам президент активен в связях с конгрессом. У него постоянные контакты с законодателями, как с республиканцами, так и с Демократами. Особенно с теми, кто предположительно намерен отвергать законопроект, и здесь снова главный довод — «доверительная информация».
Среди  собственно    лоббистов
на Капитолийском холме есть и такие, на кого рассчитывает администрация. Кто эти люди? В основном сами бывшие правительственные чиновники или бывшие конгрессмены и сенаторы. У лоббистов Белого дома в Капитолии свое помещение, но чаще их можно видеть в кабинете председателя сената. Этот пост, как известно, в соответствии с конституцией США занимает вице-президент. Дж. Буш передал лоббистам ключи от своих апартаментов в
Капитолии, состоящих из нескольких комнат. Здесь «люди Белого дома» в конгрессе наблюдают на телеэкранах выступления законодателей. Отсюда они осуществляют операции «быстрого реагирования на процесс голосования», поддерживая по прямому телефону постоянную связь с Белым домом.
КAK ЛОББИРУЮТ в конгрессе? Прежде всего составляется досье, касающееся того или иного законопроекта и включающее информацию на все случаи жизни. Разрабатывается целая стратегическая линия. Составляются сценарии бесед с законодателями, учитывающие мельчайшие детали. Формы общения с сенаторами и конгрессменами разнообразны: можно зайти в кабинет законодателя, пригласить его на ужин, устроить в его честь домашний прием. Действуют лоббисты тонко и расчетливо. Они понимают: Чтобы убедить законодателя, нужны веские аргументы. Хотя нередко сенаторы и конгрессмены подвергаются более прозаичной обработке. Здесь можно сослаться на книги Б. Патерсона и X. Смита, хорошо знакомых с механизмом вашингтонской власти.
...В каждом из трех залов помпезного «Кеннеди-центр» имеется президентская ложа. Как правило, она пустует, но в дни популярных представлений некоторые конгрессмены и сенаторы получают приглашение из Белого дома. Расположиться с семьей в ложе президента особенно престижно. К ложе примыкает Энти-рум — нечто вроде гостиной, а в ней заполненные холодильники и заранее сервированные столики. Для «разговора по душам» лучшего места и случая не придумаешь. Один из лоббистов вспоминает: «Я измотал себя и своих сотрудников. За неделю мы трижды смотрели один и тот же спектакль. Однажды Я побывал даже на пяти представлениях подряд. Но это большой шанс побеседовать и сблизиться. Сейчас у меня масса друзей в конгрессе».
Во время торжественных обедов в Белом доме за одним столом с влиятельным сенатором
или конгрессменом непременно оказывается крупный лоббист—кто-нибудь из бывших сотрудников администрации. В Белом доме  он чувствует себя по-свойски, умело обхаживает гостей из конгресса. Время от времени приглашаются законодатели и на борт президентского лайнера, чтобы сопровождать главу государства в его поездках по стране. И опять-таки не забывают представителей противоположной партии. Особенно лестно для любого сенатора или конгрессмена прилететь таким образом в свой штат: смотрите, как со мной считается сам президент.
Этот психологический прием срабатывает безотказно. Твердость политической позиции отходит на второй план. Верх берут простые человеческие слабости.
Особая роль отводится в лобби женщинам. Представительницы  прекрасного пола  составлявют почти треть всех лоббистов в Капитолии. Казалось бы, парадокс: женщина ухаживает за мужчиной. Она назначает  ему свидание, приглашает на ланч, поджидает перед дебатами и после них на ступенях конгресса. Ничего не поделаешь, таковы требования профессии. Хорошо известна Кэти Росс, представляющая интересы одной из крупнейших фирм Нового Орлеана. Ее считают одной из самых преуспевающих лоббисток, не провалившей ни одного задания своей фирмы.
Отнюдь не всегда женщина-лоббистка ограничивается только деловыми связями с законодателями. Нашумело в конгрессе дело Паулы Паркинсон. Эта женщина сделала головокружительную карьеру. Барменша из клуба «Плейбой» в Далласе, она вышла замуж за преуспевающего политического консультанта, связанного с предвыборной кампанией. Перед ней открылся вашингтонский свет и коридоры власти. Вскоре один влиятельный клан сумел воспользоваться ее красотой как оружием для обработки нужных конгрессменов и, наоборот, для компрометации тех, кто стоял на пути. Результат: оборот пошли фривольные снимки и видеокассеты, двое законодателей были вынуждены П дать в отставку.
Осталось загадкой, почему Паула, которая была в. зените лоббистской карьеры, решила сфотографироваться в «костюме Евы» на обложке журнала «Плейбой». Ведь это закрыло перед ней двери конгресса. Но говорят, что так было задумано специально: в архиве Паркинсон еще остались видеозаписи, герой которых — некий влиятельный конгрессмен-республиканец. Впереди выборы, а им часто предшествуют скандальные истории.
Институт лоббизма особенно разросся в последние годы. Стало модным поговаривать о целой индустрии лоббизма. Если раньше общее число лоббистов колебалось, по оценкам, между пятью и семью тысячами, то, по данным на 1987 год, их в конгрессе—23.011. Откуда такая точность? Для лоббистов существует обязательная процедура регистрации у официальных служащих как сената, так и палаты представителей. А весь институт лоббизма руководствуется законом о федеральном регулировании лоббистской деятельности, принятым в 1946 году. В нем официально указывается право лоббировать за денежное вознаграждение. Последнее бывает весьма солидным.
Вместе с тем введено твердое правило: лоббисты должны предоставлять конгрессу своеобразный финансовый отчет. Б нем необходимо указать, сколько получено средств от группы или отдельного лица, интересы которых представляет данный лоббист. Надо привести динамику деловых расходов. Непременное ycлoвиe: конгрессмены и сенаторы не должны получать финансовые субсидия, тем более прямые взятки. Это строго запрещено и законами этики, и уголовным правом.
Опять-таки случай из истории конгресса. Когда лоббист предложил сенатору Франсису Кэйсу 2.500 долларов, причем не напрямую, а через предвыборный комитет на его избирательную    кампанию, разразился
скандал. Любое лицо может внести определенную сумму на имя кандидата, но только не за-регистрированный официально лоббист.
Таковы лишь некоторые данные о лоббизме, ставшем неотъемлемой чертой американской политической жизни. Не случайно лобби называют третьей палатой конгресса.
Л. КОРЯВИН, соб. корр. «Известий».
ВАШИНГТОН…