Марксизм Форум сайта www.marksizm.info - Марксистская группа "Рабочая Демократия"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Формационный подход

Сообщений 1 страница 30 из 69

1

Товарищи!
Предлагаю обсудить тему формационного подхода. Его много критикуют, но мне кажется, это из-за непонимания его сути.
Какие у кого мнения? Формационный подход - это жесткая детерминированность или все-таки статистический и нелинейный способ описания истории?
И еще! Насчет "узловости",дискретности, если так можно сказать. Мне кажется, что о такой "узловости" говорить нельзя, поскольку Маркс не раз упоминает (ну, в том же "Капитале") о переходном периоде, хаотичном, пестром, мозаичном.
Или Вы со мной не согласны? Высказывайтесь, пожалуйста!

0

2

Я обычно прошу критиков формационного подхода дать определение цивилизации, определить критерий отделения одной цивилизации от другой. На этом они сразу режутся.

0

3

Ну почему же? Можно, в принципе, выделить три стадии - до-, индустриальную и постиндустиальную. А насчет цивилизационного подхода - они любят культурные, религиозные предпосылки разграничения. Правда, нельзя же все к культуре сводить - базис-то остается экономический...Насчет этого тоже много споров - правда ли культура, политика и т.д. - это надстройка. Иногда политика, к примеру, выступает как скрепитель для экономических "трещин"...
З.Ы. Цивилизация - интегральная общественная система, которая характеризуется определенным способом воспроизводства жизни общества. Повторюсь, акцент - на внеэкономических факторах.

Отредактировано Катерина (2005-11-28 01:10:04)

0

4

Или Вы со мной не согласны? Высказывайтесь, пожалуйста!

Я согласен. История - это действительно полседовательная смена экономических формаций, которые предопределяют соответствующие политические системы. А сторонники различных цивилизационно-культурных систем не могут даже точно определить сколько же их - цивилизаций, а также природу их смены (или параллельного существования), не определны и критерии по которым выделяются те или иные цивилизации.
Формационная теория имеет также преимущество над остальными и тем, что охватывает абсолютно все общества.

0

5

Это называется "губительный плюрализм". Вообще, мне нравится такая диалектика - с одной стороны, я так понимаю, объективный ход истории побуждает людей подчиняться определенным правилам поведения, так сказать, диктует свои законы - так, например, капиталистическая система формирует зависимость рабочих от собственников средств производства, и наоборот. С другой стороны, люди сами творят свою историю в рамках определенных предпосылок и обстоятельств. Правда, часто бывает, что такое "творение" ограничивается определенным кругом людей, например, в капиталистической системе - властью ТНК и др.

0

6

Я обычно прошу критиков формационного подхода дать определение цивилизации, определить критерий отделения одной цивилизации от другой. На этом они сразу режутся.

Да ну, прям-таки "режутся"!  :lol: Нифига, я в универе целый курс прошел по теории цивилизаций: каждое занятие - еще одно определение и еще один критерий различия цивилизаций ... И так до бесконечности...покамест препод, покрутивишись и повертившись вокруг да около не придет к скрытому апологетству марксизма, то бишь, "формационного подхода" в конечном счете.  ;)

0

7

Да, тебе приведут несколько определений цивилизации разных авторов, каждый из них будет выделять от пяти до ... цивилизаций, но ни универсального определения, которое бы всегда работало, ни универсальной типологии они никогда не дадут. Это и показывает, что они сторят отделения одной цивилизации от другой на второстепенных характеристиках.

0

8

Я, кажется, приводила определение цивилизации. Меня больше интресует преимущество диалектического подхода над позитивистским. Противоречия как двигатель, стимул развития. Вот это, похоже, большой плюс (вспомним снятие, формирование различных классов, сам механизм смены формаций, наконец!)

0

9

Я обычно прошу критиков формационного подхода дать определение цивилизации, определить критерий отделения одной цивилизации от другой. На этом они сразу режутся.

Комментарий
Почему? Каждая цивилазация основанна на определенной картине мира (представлениях о добре и зле, космосе, времени, жизни-смерти, желательном социальном устройстве и ряде иных фундаментальных вещах) и на определенных господствующих принципах организации общества. Соответственно различия междлу цивилизациями основаны на расхождениях в устройстве общества и картине мира. По-моему лучше всего этот подход отражен в фундаментальных работах Арона Гуревича и некоторых иных сторонников школы анналов.
Другое дело, что этот полдход не отрицает полностью подход формационный. Скорее формационный и цивилизационный принципы дополняют друг друга.
Это можно сравнить с отношением физиков к электрону- он и частица, и волна. И можно продемонстрировать его волновые свойства и его свойства, как частицы. То же относится и к человеческой истории.
Мне кажется, что подход марксистов к этому вопросу часто носит откровенно религиозный характер. Маркса они воспринимают как бога, все сказанное им - как библию. И это мешает им видеть умные и глубокие марксовы прозрения, которые до сих пор вполне актуальны, даже в свете современных научных открытий.

0

10

Каждая цивилазация основанна на определенной картине мира (представлениях о добре и зле, космосе, времени, жизни-смерти, желательном социальном устройстве и ряде иных фундаментальных вещах) и на определенных господствующих принципах организации общества.

На основе перечисленных вами критериев можно выделить очень много различных цивилизаций, которые появляются и исчезают хаотично и невозможно предсказать когда именно появится новая цивилизация и т.д. Формационный же подход даёт чёткое представление о сущности развития общественных отношений, причинах и последствиях смены одной формации на другую, позволяет выявлять чёткие закономерности в историчесокм процессе.

По поводу синтеза двух подходов. На мой взгляд он невозможен. Так как в основе их лежат кардинально различные аксиомические суждения: либо экономика формирует всё остальное (в том числе, хоть и косвенно, и культуру) либо нет. Третьего не дано.

По поводу "религиоозного характера подхода". Маркс предложил нам лишь особый способ мышления и соответствующие категории, пользуясь которыми мы делаем соответствующие выводы. Я лично не возвожу в абсолют НИЧЬЁ мнение, каким бы авторитетом не обладал его автор.

0

11

Другое дело, что этот полдход не отрицает полностью подход формационный. Скорее формационный и цивилизационный принципы дополняют друг друга.

Я с Вами абсолютно согласна. Я, к примеру, стараюсь ориентироваться на формационный подход, хотя интересны и другие трактовки, которые  дополняют марксовы воззрения. То есть, они помогают глубже понять действительность во всем ее многообразии. Таким образом, мой способ исследования - марксов как база + некоторые аспекты иных подходов.
Ни в коем случае не допустимо догматизировать какую-либо теорию (я поэтому и назвала тему "Догматичность или....?")
Кстати, я скажу, что наиболее, на мой взгляд правильный подход творческих марксистов, которые критически снимают достижения своих предшественников. А догматичность и "библейскость" (здесь я это слово употребляю исключительно как метафору) пусть остаются для сталинистов и ностальгирующим "по былым временам"!

Кстати, товарищу Корчагину заметка. Современный марксизм делает акцент на том, что экономика есть базис развития, но никак не ВСЕ развитие. "Надстройка" (культура, если грубо сказать) и экономический базис взимно влияют и определяют друг друга. Это и называется диалектика:-)

Отредактировано Катерина (2005-11-30 21:18:13)

0

12

magidd
Каждая цивилазация основанна на определенной картине мира (представлениях о добре и зле, космосе, времени, жизни-смерти, желательном социальном устройстве и ряде иных фундаментальных вещах) и на определенных господствующих принципах организации общества. 

На основе перечисленных вами критериев можно выделить очень много различных цивилизаций, которые появляются и исчезают хаотично и невозможно предсказать когда именно появится новая цивилизация и т.д.

Комментарий
А Вы беретесь, на основе марксистского подхода, предсказать, когда появится новая цивилизация? Когда же? Вы не моглибы назвать дату?

Формационный же подход даёт чёткое представление о сущности развития общественных отношений, причинах и последствиях смены одной формации на другую, позволяет выявлять чёткие закономерности в историчесокм процессе.

Комментарий
Разумеется, это не так. Например, Средневековье, если судить о нем на основе современных открытий, не было тотальным универсумом феодализма. Скорее оно было многоукладным обществом, в котором феодальные отношения были важным, но не единственным фактором, не единственным типом социальных отношений. И вот как раз цивилизационный подход позволяет понять, что объединяло эти, зачастую совершенно непохожие регионы и структуры.

По поводу синтеза двух подходов. На мой взгляд он невозможен. Так как в основе их лежат кардинально различные аксиомические суждения: либо экономика формирует всё остальное (в том числе, хоть и косвенно, и культуру) либо нет. Третьего не дано.

Комментарий
Экономика формирует все остальное- это грубая вульгарная схема. Редукционизм и не более того. Точно так же можно делать утверждения, что, например, секс все формирует, и его вытеснение... Главное, это совершенно недоказуемо. Это высказывание лишь предмет веры марксистов, оно не доказано.
Историческая реальность складывается под воздействием множества факторов, тесно взаимодействующих между собой. Собственно идеология, политика, экономика- части одного целого- общественной жизни. Мы исследуем экономические, социальные, политические процессы, ментальность, то, как все эти факторы влияют друг на друга. И вот здесь вполне можно использовать те вещи, которые исследовал маркс- механизмы эксплуатации в разные эпохи, классовые интересы, отношения собственности и т.д.Все эти вещи важны, просто они не имеют абсолютного значения. Этот ключ открывает многие двери, но не все.

По поводу "религиоозного характера подхода". Маркс предложил нам лишь особый способ мышления и соответствующие категории, пользуясь которыми мы делаем соответствующие выводы. Я лично не возвожу в абсолют НИЧЬЁ мнение, каким бы авторитетом не обладал его автор. 

Комментарий
Возводите, если основываете свои суждения на подходе, что экономика все определяет. Потому что это никем не доказано. Это совершенно религиозный момент. Между прочем,забавно, что никто лучше Маркса не написал о товарном фетишизме. Ирония в том, что сам Маркс и марксисты тоже стали его жертвами. Их (ваш) экономоцентризм есть результат жизни в товарном обществе, где законы обращения тооваров и денег являются фетишем. Вот Вы и смотрите теми же глазами на прочие эпохи...

0

13

Естественно, мы не можем абсолютизировать "экономизм" и абсоютную четкость и опреленность, однозначность развития (так называемый монизм, если я не ошибаюсь). С другой стороны, мы тем не менее должны как-то наметить основные черты того или иного строя, чтобы получить систематизацию исторического развития. Никто не отрицает, что нет идеальных теоретических схем.
Но, если следовать Вашей логике, тогда нельзя и капиталистическую систему в настоящее время назвать капиталистической. Капитализм в США отличается от капитализма в России (да-да, я говорю именно капитализм, в данном случае не делая акцент на "пост-социалистичности и переходности"). Страны третьего мира - это совсем другая история. Можно, конечно, сказать, что мировая экономика многоукладна, и, естественно, это нужно подчеркивать. Есть черты и феодализма, и капитализма, кое-где проглядывают ростки царства свободы, Китай еще мешается с рыночной экономикой под коммунистическими лозунгами. Надо еще и Кубу с Кореей не забыть... Но, тем не менее, мы должны постараться выделить общее. Капиталистическое устройство. Доминанту мирового развития на сегодняшний день. Не тенденцию, а просто сегодняшнее положение дел.
Если я не права, буду рада Вашим замечаниям.

0

14

Естественно, мы не можем абсолютизировать "экономизм" и абсоютную четкость и опреленность, однозначность развития (так называемый монизм, если я не ошибаюсь). С другой стороны, мы тем не менее должны как-то наметить основные черты того или иного строя, чтобы получить систематизацию исторического развития. Никто не отрицает, что нет идеальных теоретических схем.

Комментарий
Тут мы с Вами совпадаем. Но вот, когда Вы говорите "никто не отрицает, что нет идеальных теоретических схем" - то Вы не вполне правы, на мой взгляд. МАрксисты именно отрицают. Их мнение четко выразил тут Карчагин. То есть, они полагают, что такая идеальная схема, объясняющая все исторические процессы есть, пусть и в самом общем виде- это представление о первичности экономических отношений, для развития общества, культуры, политической системы.

Но, если следовать Вашей логике, тогда нельзя и капиталистическую систему в настоящее время назвать капиталистической. Капитализм в США отличается от капитализма в России (да-да, я говорю именно капитализм, в данном случае не делая акцент на "пост-социалистичности и переходности"). Страны третьего мира - это совсем другая история. Можно, конечно, сказать, что мировая экономика многоукладна, и, естественно, это нужно подчеркивать. Есть черты и феодализма, и капитализма, кое-где проглядывают ростки царства свободы, Китай еще мешается с рыночной экономикой под коммунистическими лозунгами. Надо еще и Кубу с Кореей не забыть... Но, тем не менее, мы должны постараться выделить общее. Капиталистическое устройство. Доминанту мирового развития на сегодняшний день. Не тенденцию, а просто сегодняшнее положение дел.
Если я не права, буду рада Вашим замечаниям.

Комментарий
Опять-таки в целом я с Вами согласен. Правда мне не ясны некоторые вещи. Так, СССР был капиталистической страной, как и нынешняя Россия, то же самое верно и в отношение Китая. Просто капитализм там был государственным, а затем стал трансформироваться. Коммунистические лозунги не должны смущать, ведь они носят компенсаторный характер в странах реального социализма, и облегчают капиталистическую эксплуатацию. Понятно, что коммунизмы не будет в ближайшее время,так что надо поднажать и по-больше поработать на минимальное вознаграждение или совмем без вознаграждения, а там и коммунизм не за горами- так они всегда действовали. Это то, что Гербьерт Маркузе назвал "принципом отложенного удовольствия", а Мао сформулировал в виде изящной по форме и чудовищной по смыслу формулы- "10 лет упорного труда - 10 тысяч лет счастья". Понятно, что эти 10 лет по замыслу вождей реального социализма никогда не должны были кончится (ведь тогда пришлосьбы расплачиваться), и эксплуатации рабочие при этом подвергались самой зверской.
Так вот, возвращаясь к формациям. Если следовать моей логике, то капиталистическую систему тем не менее можно назвать капиталистической, потому что принципы капитализма в мире абсолютно доминируют во всех областях жизни подавляющего большинства людей. А вот с феодальными отношениями все было не столь однозначно. Не было такого однозначного доминирования. Пример- средневековые города-коммуны, с их муниципально-цеховым строем. Это уже не феодализм, причем это были быстро прогрессирующие образования, зачастую гораздо более мощные в военном и экономическом отношении, чем феодалы и даже короли. Но дело не только в них. Есть интересная критика Арона Гуревича концепции феодализма.  И статьи о города-коммунах и об альтернативах средневековой цивилизации. О многоукладности и многовариантности развития средневекового универсума.
Это долгий разговор. Если хотите, я могу Вам их выслать. Мой электронный адрес mmagid@mail.ru. Пишите, или, если Вам это интересно, сообщите свой адрес, я напишу. 

0

15

Похоже, я Вас просто сначала неправильно поняла. Я вчера как-то не подумала, а сегодня вспомнила, что многоукладность-то характерна для переходного периода! Насколько я помню, многоукладность - это явное присутствие элементов и предущего, и последующего строя, причем ни один из комплексных признаков не занимает доминирующего положения. То есть, если следовать Вашей логике, получается, что феодализм не был системой - он был межсистемным образованием, переходом от... общинности к капитализму, который растянулся на несколько веков. Я вчера под многоукладностью подразумевала именно доминирование какого-то 1 комплекса признаков. Наряду с ним сосуществуют элементы и других укладов.
Меня еще заинтересовали Ваши слова о государственном капитализме СССР. Почему Вы не приемлете термина ""социализм" (впрочем, могу предложить более корректный, на мой взгляд, термин "мутантный социализм")? А как же планирование, элементы распределения по труду, да и в некотором смысле реальное обобществление средств производства? Все-таки, на мой взгляд, это было нечто, больше похожее на социализм, чем на государственный капитализм.

З.Ы. Я бы с удовольствием прочла эту статью. Если Вас не затруднит, не могли бы Вы мне ее выслать? Мой e-mail: katerina.stdt@mail.ru

Кстати, не знаю, как марксисты, а творческие марксисты очень даже ко всему критично подходтят!:-)

0

16

Современный марксизм делает акцент на том, что экономика есть базис развития, но никак не ВСЕ развитие.

Катерина, вы оспаривает суждение, которого я не говорил. Естесственно экономика это лишь часть развития. Вопрос не в этом, а в том ЧТО влияет на развитие. Я сказал, что либо экономкиа влияет на культуру, либо культура на экономику. Третьего не дано. Поэтому не следует говорить о синтезе подходов так как в основе их лежат логически противоречивые суждения, которые соответственно не могут использовать для построения единой логическо-теоретичесокй системы. Поэтому если вы придерживаетесь цивилизационного подхода, то пробуйте объяснять всё с помощью его, и не прибегайте к формационному - тогда вы поймёте его ошибочность.

0

17

Товарищ Магид, вы придираетесь к словам. Вы же прекрасно понимаете, что невозможно назвать дату таких событий, даже приблизительно. Придирусь к словам и я. Вы спрашиваете о следующей цивилизации на основе формационного подхода. Формационный подход не даёт и не должен давать ответа на этот вопрос, формационный подход даёт ответ о следующей формации, а не о следующей цивилизации. Главное: я могу сказать какой будет следующая формация - социалистическая (коммунистическая), а вы можете сказать какой будет следующая цивилизация?

Про Средневековье. Формационный подход не отрицает наличие некоторых переходных периодов в истории, когда существуют отношения различных типов. Поэтому здесь нет противоречия.

Про "грубую вульгарную схему". Здесь вопрос, какой фактор дал первоначальное развитие общественным отношениям. Я считаю, что экономика.
В этом и заключается исходное аксиомическое суждение формационного подхода, которое потом дополняется миллионом других суждений, составляющих в совокупности логическую систему. А любое суждение - простое по своей природе. Изначальное суждение вашего подхода: "культура дала первый толчок развитию" и оно столь же вульгарно и просто.
Про секс. Можно сказать, что и секс влияет на всё остальное (это один из видо психологического подходов, который также довольно развит). Существуют и другие подходы и в истоке каждого из них лежит вульгарное простое суждение.

""Главное это совершенно не доказуемо"". Уважаемый, если бы это было ещё и доказуемо, то никто бы с вами сейчас не спорил. Дело в том, что вы верите в одно, а я в другое, поэтому вы не чем не отличаетесь здесь от меня.

""Собственно идеология, политика, экономика- части одного целого- общественной жизни"". Здесь вы оспариваете то, чего я не говорил. Я не говорил, что только экономика влияет на общественную жизнь. Базисный фактор влияет на надстроичные, и они вместе влияют на общественную жизнь.

Если рассуждать как вы, то любая терия религиозна. Так как человек, высказывая её верит во что-то.

""Их (ваш) экономоцентризм есть результат жизни в товарном обществе, где законы обращения тооваров и денег являются фетишем."" Опять вы спорите не со мной. Я не говорил, что основным моментом в формационном подходе является законы обращения товаров и денег. Основным является "институт эксплуатации", поэтому все формации объединены единым критерием, различающим их - это степень и форма эксплуатации. Есть в цивилизационном подходе такой признак?




0

18

Гм...не напомните, что дакое диалектика? Если мне не изменяет память, она предполагает взаимодейстие и взаимовлияние, а не то, что только одно из составляющих определяет другое. Экономика - это базис развития, но на экономику влияет то, что Вы называете надстройкой. Если говорить о том, что только экономика определяет культуру, тогда можно придти к высказыванию Фейербаха:"Человек есть то, что он ест.", причем, именно в ее вульгарном и упрощенном понимании. Можете насчет этого почитать Грамши. Он есть здесь. Или Вам не нравится диалектический подход? В таком случае - это не ко мне. :-)

Отредактировано Катерина (2005-12-01 23:27:02)

0

19

Гм...не напомните, что дакое диалектика? Если мне не изменяет память, она предполагает взаимодейстие и взаимовлияние, а не то, что только одно из составляющих определяет другое.

Понятие "диалектика", несомненно, за тысячелетия своего существования приобрело несколько значений. Я не знаю, с чего вы взяли, что диалектика предполагает взаимодействие и взаимовлияние. Аристотель, например, полагал, что диалектика - это в некотором роде прикладная логика, то есть искусство нахождения оснований для доказательства своей мысли; Кант так же подразумевает под диалектикой вторую часть трансцендентальной логики; Гегель тоже связывал диалектику с логикой.
Поэтому здесь именно я использую диалектику для доказательства своей точки зрения, а не вы с товарищем Магидом, так как ваша теория синтеза двух подходов антилогична, как я показал выше.

0

20

И все-таки само понятие «цивилизации» мне представляется очень сомнительным теоретическим инструментом, даже если признать, что одних экономических категорий (способ производства и др.) недостаточно, что надо учитывать относительную самостоятельность культурных факторов и т.д. По-моему, можно обойтись концептуальным аппаратом, разработанным "творческими марксистами", как говорит Катерина,  - например, школой французского марксиста Альтюссера. Цивилизационный подход, насколько я понимаю, оперирует очень большими пространственными и временными единствами и очень часто настраивает на метафизический лад (существование таких цивилизационных единств обосновывается «духом», космическими толчками (Гумилев), «образом жизни» (Хантингтон) и еще черт знает чем). Что, например, объясняют или описывают понятия «западная цивилизация» или «исламская цивилизация», которые используются современными империалистами? Ислам для пуштунов – это одно, ислам для ливийцев – это совсем другое. Такие понятия – это скорее понятия идеологические, искажающие реальность, используемые в политических целях господствующими классами. Реальные культурные, социальные или этнические различия гораздо сложнее и запутанее. Наша либеральная журналистка Евгения Альбац как-то высказалась в том духе, что какие же мы европейцы, ведь мы едим руками. Но британцы из рабочего класса ведь тоже «едят руками»! :)
В связи с этим вспоминается такой сюжет: В конце 19 века -начале 20 века консервативные немецкие профессора, чтобы как-то Маркса объяснить и переварить, останавливались на том факте, что Маркс родился и вырос в граничащей с Францией области Германии (многое, конечно, было сказано о еврейском происхождении Маркса). Этим они объясняли испорченность Маркса «западным» культурно-идеологическим влиянием (французский материализм, английский либерализм, т.д.). То, что по ту сторону Рейна – это «Запад». Так это было по их тогдашним понятиям. То есть, так же как мы сейчас, они видели в «Западе» некую «цивилизационную» единицу, противопоставенную Германии….
Осторожнее надо быть с этими «цивилизациями», товарищи!

(Самое интересное начинается, когда у «цивилизаторов» (сторонников цивилизационного подхода) спрашиваешь не о критериях выделения цивилизаций, а просишь перечислить эти цивилизации, бывшие или настоящие).

0

21

Осторожнее надо быть с этими «цивилизациями», товарищи!

(Самое интересное начинается, когда у «цивилизаторов» (сторонников цивилизационного подхода) спрашиваешь не о критериях выделения цивилизаций, а просишь перечислить эти цивилизации, бывшие или настоящие).

Согласен! Я и говорю, что цивилизационный подход не имеет ни критериев разделения, ни перечня цивилизаций, ни каких-то постоянных законов, по которым одни цивилизации переходили бы в другие. Поэтому цивилизационный подход не может считаться диалектически (логически) верной системой.

0

22

Товарищ Магид, вы придираетесь к словам. Вы же прекрасно понимаете, что невозможно назвать дату таких событий, даже приблизительно. Придирусь к словам и я. Вы спрашиваете о следующей цивилизации на основе формационного подхода. Формационный подход не даёт и не должен давать ответа на этот вопрос, формационный подход даёт ответ о следующей формации, а не о следующей цивилизации. Главное: я могу сказать какой будет следующая формация - социалистическая (коммунистическая), а вы можете сказать какой будет следующая цивилизация?

Комментарий 1 О МНОГОВАРИАНТНОСТИ ИСТОРИИ ПО МАРКСУ
Во-первых в одном из предыдущих постингов Вы написали "На основе перечисленных вами критериев можно выделить очень много различных цивилизаций, которые появляются и исчезают хаотично и невозможно предсказать когда именно появится новая цивилизация и т.д. " Получилось что Вы каким-то образом на основе формационного подхода можете определить, когда. Вот я и спросил, когда же произойдет переход к новой формации?
Во-вторых. Разумеется, я не знаю, какой будетследующая цивилизация и будет ли она вообще. Совершенно не обязательно она должна быть коммунистической. Кстати, замечу, что Маркс подчеркивал, в письме Вере Засулич, что его исследования применимы только к Западной Европе. Допустим, даже, что Маркс бьыл прав в отношение развития западно-европейской цивилизации. А мир гораздо больше. Маркс не случайно предполагал, что существует возможностьдля России, где сохранялась весьма архаичная крестьянская община, перейти непосоредственно к коммунизму, минуя капитализм. "Если русская революция станет сигналом для пролетарской революции на Западе, так что обе они будут дополнять друг друга, то нынешнее общинное владение землей в России может послужить отправной точкой для коммунистического развития", - писали К.Маркс и Ф.Энгельс в предисловие к русскому изданию «Манифеста Коммунистической партии». От идеи особого (для России) пути к коммунизму, уже недалеко до цивилизационного подхода.
"Я пришел к такому выводу. Если Россия будет продолжать идти по тому пути, по которому она следовала с 1861 года, то она упустит наилучший случай, который история когда-либо предоставляла какому-либо народу, и испытает роковые злоключения капиталистического строя".
"Глава о первоначальном накоплении (в "Капитале") претендует лишь на то, чтобы обрисовать тот путь которым в Западной Европе капиталистический экономический строй вышел из недр феодального экономического строя". "Если Россия имеет тенденцию стать капиталистической нацией по образцу наций Западной Европы, - а за последние годы она немало потрудилась в этом направлении, - она не достигнет этого, не превратив предварительно значительной части своих крестьян в пролетариев; а после этого, уже очутившись в лоне капиталистического строя, она будет подчинена его неумолимым законам, как и прочие нечестивые народы. Вот и все. Но этого моему критику слишком мало. Ему непременно нужно превратить мой исторический очерк возникновения капитализма в Западной Европе в историко-философскую теорию о всеобщем пути, по которому роковым образом обречены идти все народы, каковы бы ни были исторические условия, в которых они оказываются, - для того, чтобы прийти в конечном счете к той экономической формации, которая обеспечивает вместе с величайшим расцветом производительных сил общественного труда и наиболее полное развитие человека. Но я прошу у него извинения. Это было бы одновременно и слишком лестно и слишком постыдно для меня". "Изучая каждую из этих эволюций в отдельности и затем сопоставляя их, легко найти ключ к пониманию этого явления; но никогда нельзя достичь этого понимания, пользуясь универсальной отмычкой в виде какой-нибудь общей историко-философской теории, наивысшая добродетель которой состоит в ее надисторичности". ( Из "Письма в редакцию "Отечественных записок"" - К.Маркс, Ф.Энгельс, Соч. Т. 19. С. 119-121).

0

23

ПРОДОЛЖЕНИЕ
Другая идея Маркса, на основе которой можно сделать вывод о различных путях развития общества в разных регионах планеты, это концепция азиатского способа производства, характерного для некоторых регионов Востока. А.с.п., это положение, при котором вся собственность на с.пр-ва концентрируется не в руках, скажем, класса феодалов, а в руках государства. Поскольку это ведет к невиданной концентрации в руках госбюрократии и хозяйственной и политической власти, то, соответственно, результатом является так же поголовное рабство.
Таким образом и по мнению сторонников цивилизационного подхода и по мнению Маркса, история многовариантна, а не движется по какой-то одной линии рабовладение-феодализм-капитализм. А раз так, то значит, наверняка знать, что придет на смену капитализму- мы не можем. Другое дело, что это может быть коммунизм- но для этого необходимы наши сознательные усилия.

0

24

Про "грубую вульгарную схему". Здесь вопрос, какой фактор дал первоначальное развитие общественным отношениям. Я считаю, что экономика.
В этом и заключается исходное аксиомическое суждение формационного подхода, которое потом дополняется миллионом других суждений, составляющих в совокупности логическую систему. А любое суждение - простое по своей природе. Изначальное суждение вашего подхода: "культура дала первый толчок развитию" и оно столь же вульгарно и просто.
Про секс. Можно сказать, что и секс влияет на всё остальное (это один из видо психологического подходов, который также довольно развит). Существуют и другие подходы и в истоке каждого из них лежит вульгарное простое суждение.
""Главное это совершенно не доказуемо"". Уважаемый, если бы это было ещё и доказуемо, то никто бы с вами сейчас не спорил. Дело в том, что вы верите в одно, а я в другое, поэтому вы не чем не отличаетесь здесь от меня.

Комментарий О ВЕРЕ
В том-то и дело, что Вы спутали ваш подход с моим. Вы убеждены в том, что первоначальный толчек для развития общ. отношений дала экономика. Вы с фактами в руках и строго логически доказать это не можете. Это всего лишь вопрос Вашей веры. Далее Вы пишите <Изначальное суждение вашего подхода: "культура дала первый толчок развитию" и оно столь же вульгарно и просто.>
Но Вы приписываете мне утверждение , которого я не делал.
В том то и суть, что в отличие от вашего, совершенно религиозного подхода (верю- не верю) я пытаюсь рассуждать об историческом процессе рационально, я говорю не о вере, а о знании. Следовательно, я не знаю, что дало изначальный толчек развитию общественных отношений- материальные потребност  или духовные. А что, если это всего лишь две части целого и говорить о первичности и вторичности их не уместно, по крайней мере с того момента, как появилась мысль?
Но все это предположения. Пока ответа на данный вопрос мы не знаем. И это незнание, как у Сократа, и должно послужить отправной точкой для поиска исторической истины.  Поэтому надо просто изучать все факторы истории, их взаимодействие и влияние друг на друга и на исторический процесс в целом. Когда мы сумеем восстановить целое- мы может быть сможем ответить на вопрос о первичности-вторичности. А может быть и нет. В любом случае задача историка понять историю, а значит исследовать реальные процессы в их взаимодействии, оставаясь максимально не предвзятым.

0

25

Ильдар
Цивилизационный подход, насколько я понимаю, оперирует очень большими пространственными и временными единствами и очень часто настраивает на метафизический лад (существование таких цивилизационных единств обосновывается «духом», космическими толчками (Гумилев), «образом жизни» (Хантингтон) и еще черт знает чем). Что, например, объясняют или описывают понятия «западная цивилизация» или «исламская цивилизация», которые используются современными империалистами? Ислам для пуштунов – это одно, ислам для ливийцев – это совсем другое. Такие понятия – это скорее понятия идеологические, искажающие реальность, используемые в политических целях господствующими классами. Реальные культурные, социальные или этнические различия гораздо сложнее и запутанее.

Комментарий
Можно подумать, что Маркс оперирует малыми пространственными и временными единствами, и что для него не характерна метафизика (заключенная в вере в первичность и наибольшую важность именно хозяйственных отношений для развития общества)! Вспомним хотя бы его вульгарное и самоуверенное суждение в первом томе Капитала, что мол всю римскую историю можно объяснить через анализ земельных отношений собственности! Вот пример метафизики, причем очень грубой.
Далее Вы путаете стороннико вульгарного подхода к цивилизациям, с учеными, исследователями из той же школы аналов. Или современными арабистами.
Они как раз занимаются вопросами взаимопроникновения и взаимовлияния цивилизаций. Не надо смешивать вульгарную чушь Хантингтона или иных современных псевдоученых с Ле Гоффом, Гуревичем, Видаль-Наке и т.д.
Далее. В современном мире как раз все действительно запутано и сложно. Однако, рассуждения исключительно цивилизационного плана мало что дают. Потому что в мире везде доминирует капиталистический способ производства, и Китай и Греция сегодня в смысле цивилизационных критериев (смысл существования, отношение к космосу, времени жизни-смерти, справедливости) в 100 раз меньше отличны друг от друга, чем 2000 лет назад. Но какие-то цивилизационные различия тоже остаются и их надо изучать. Так что я за синтез обоих подходов- формационного и цивилизационного.

Отредактировано magidd (2005-12-02 21:02:58)

0

26

Катерина
Похоже, я Вас просто сначала неправильно поняла. Я вчера как-то не подумала, а сегодня вспомнила, что многоукладность-то характерна для переходного периода! Насколько я помню, многоукладность - это явное присутствие элементов и предущего, и последующего строя, причем ни один из комплексных признаков не занимает доминирующего положения. То есть, если следовать Вашей логике, получается, что феодализм не был системой - он был межсистемным образованием, переходом от... общинности к капитализму, который растянулся на несколько веков.

Комментарий ОТВЕТ КРИСТИНЕ 1
Хм, интересное определение! Может быть,хотя... Некоторые исследователи с Вами согласятся, другие нет. Вообще, наукой очень много сделано было в 20м веке, чтобы отбросить вульгарные схемы 19 столетия, на которые опирался отчасти и Маркс.Тут даже не было его вины, просто тогда много не знали. Я думаю, что сейчас нужны новые обощения и целостные подходы, но наука слишком погрязла в изучении частностей.
Проблема еще и в том, что предшествующий уклад, античный, так же не сводим к рабовладению, как ср. к феодализму, и это даже куда серьезнее!
По мнению очень многих совр. исследователей, если не большинства основа греческой экономики- труд свободных людей, а не рабов. Ядро греческой цивилизации это полис, и отношения в нем (и принципы эксплуатации) и надо прежде всего изучать, чтобы понять суть этой цивилизации. Полис, а не рабовладение прежде всего важно для Греции. Кстати, средневековый город отчасти наследник греко-римского полиса.

Я вчера под многоукладностью подразумевала именно доминирование какого-то 1 комплекса признаков. Наряду с ним сосуществуют элементы и других укладов.

Комментарий
В этом смысле Средневековье- универсум феодализма, но лишь в течение нескольких столетий из тысячи лет...

0

27

Катерина
Меня еще заинтересовали Ваши слова о государственном капитализме СССР. Почему Вы не приемлете термина ""социализм" (впрочем, могу предложить более корректный, на мой взгляд, термин "мутантный социализм")? А как же планирование, элементы распределения по труду, да и в некотором смысле реальное обобществление средств производства? Все-таки, на мой взгляд, это было нечто, больше похожее на социализм, чем на государственный капитализм.

Комментарий
Я вам послал статьи обэтом и о "феодализме". Пожалуйста, подтвердите получение.
Далее.
Никакого распределения "по труду" при Ленине не было, и при сталине тоже.  Была система зарплатных категорий и спецпайки военного коммунизма для элиты партийной и хозяйственной, плюс громадных размеров спекуляции. Огромный бюрократический механизм ленинского государства эксплуатировал трудящихся, и использовал произведенные ими товары, их самих и фабрики по своему усмотрению, оставляя трудящихся в нищите, наращивая военные мускулы и обеспечивая собственных высокий уровень потребления. Эта ленинская система ГЛАВКов была самой настоящей капсистемой.
При Сталине все продолжилось и развивалось.
Приведу Вам неизвестный троцкистам фрагмент из Троцкого в 1927 г., его приводит в своих мемуарах, опубликованных в 2005 г. Троцкист Григоров:
Положение в стране и в партии сейчас окончательно определилось. Страна пойдет не по пути социализма, а по пути государственного капитализма, прибыль и заработная плата, это типичные черты любого капиталистического общества, останутся и в Советском государстве...Сохраняется и категория прибавочной стоимости, то есть эксплуатация рабочего класса.  Эта прибавочная стоимость, с одной стороны станет экономической основой капиталистического накопления и расширенного воспроизводства, с другой стороны - колоссальным фондомдля оплаты огромной массы привелегированного чиновничества,для содержания армии и ГПУ, а так же для содержания оравы политических авантюристов за рубежом.
Вместо социально-экономических классов формируются касты, положение6 которых будет различаться как по материальным доходам и бытовым условиям, так и по правовому признаку. Профсоюзы в нашей стране лишщены возможносьти защищать интересы рабочего класса, лишены права бастовать и устраивать стачки... В стране будет господствовать кучка людей, из среды которых будет неизбежно выдвигаться одна персона, расправляющаяся со всчким инакомыслием... Творчество будет проявляться только в области техники... Патриотизм перерастет в национализм...В ближайшие годы страна пойдет по пути фашизации.

Отредактировано magidd (2005-12-02 21:18:13)

0

28

История многовариантна, а не движется по какой-то одной линии рабовладение-феодализм-капитализм..

Если она многовариантна, то может подкинете пару-тройку примеров, когда бы история отходила от этой линии? Да и ещё, что насчёт критерия цивилизационности?

О вере. Постойте, если мы сейчас говорим о диалектике и пытаемя построить диалектические системы (я - свою, вы - свою), то в основе этой системы обязательно должно лежать некое аксиомическое суждение, иначе данная теория не имеет своей диалектической природы.

А исторические события я тоже оцениваю исходя из многообразности факторов, так как на ход истории влияют и базисные и надстроичные факторы (то есть те же базисные, только посредством надстроичных). 

0

29

Магидд
История многовариантна, а не движется по какой-то одной линии рабовладение-феодализм-капитализм.. 

Если она многовариантна, то может подкинете пару-тройку примеров, когда бы история отходила от этой линии? Да и ещё, что насчёт критерия цивилизационности?

Комментарий
Я ж тут ясно написал, когда и как Маркс показал, что эта линия характерна только для Европы,что Восток- иное, что даже Россия моглабыперейти от докапиталистического порядка к коммунизму, минуя капитализм, прямо от крестьянской общины.
В ср. века существовали весьма яркие коммунистические образования,например коммуны ткачей, которые создавались катарами. Нечто подобное строили табориты, хотя я об этих меньше знаю.
Сам Маркс подчеркивал многовариантность истории. На Западе она идет одним путем, в других странх- другим. Я ж привел цитаты, объяснения, что не ясно?

О вере. Постойте, если мы сейчас говорим о диалектике и пытаемя построить диалектические системы (я - свою, вы - свою), то в основе этой системы обязательно должно лежать некое аксиомическое суждение, иначе данная теория не имеет своей диалектической природы.

Комментарий
Ох! Простите, я не занимаюсь схоластикой. Я не хочу спорить о том, сколько демонов может уместиться на острие иглы. Почему схема исторического процесса неприменно должна быть диалектической? И почему в основе диалектики должно лежать суждение,типа- "первична экономика" или "первичен дух"?
Вы докажите, с цифрами и фактами, с помощью рационального анализа, что именно экономический фактор главнейший в том, что касается процесса развертывания истории! А о вере Вашей нет смысла спорить,ваша вера все равно останется при Вас.

А исторические события я тоже оцениваю исходя из многообразности факторов, так как на ход истории влияют и базисные и надстроичные факторы (то есть те же базисные, только посредством надстроичных).

Комментарий
То есть Вы не выделяете экономику как важнейший и наиглавнейший фактор среди прочих? Тогда о чем мы спорим?

0

30

Магиду

Ну, хорошо, а Данилевский и Шпенглер – это «вульгарные» мыслители? Они вроде считаются основоположниками «цивилизационного подхода». И этот подход у меня всегда ассоциировался с этими именами – у них появляется идея свести все многообразие исторического опыта человечества к неким большим дискретным и самозамкнутым целостностям (Славянская Цивилизация, Арабская Цивилизация и прочее), развивающимся циклически (рождение, расцвет, стагнация, закат).

Я к тому, что может все-таки стоит отделить школу Анналов, на которую вы ссылаетесь, от этого «цивилизационного подхода»? Чтобы как раз не путаться. Честно говоря, не очень хорошо знаком со школой Анналов. Насколько я знаю, историки этой школы, действительно, брали очень долгие временные периоды.  А.Я. Гуревич (близкий этой школе), например, рассматривал динамику социально-психологического состояния среднего простолюдина  в Европе в 16-17 веках (когда вдруг стали находить и сжигать ведьм в большом количестве).  Они выделяли какие-то аспекты культурной, социальной или экономической жизни людей на определенной территории, рассматривали их в долговременной перспективе, но не сводили эти аспекты к какому-то ложному единству («гештальту» или «праформе», как у Шпенглера). Можно ли причислить историков школы Анналов к сторонникам «цивилизационного подхода»? Сомневаюсь. Но вам, наверное, виднее. Если да, то зачем им нужно было понятие «цивилизации», какую оно функцию у них выполняло? Вы, например, говорите о «картинах мира» как о критерии выделения цивилизаций (условно, «христианскому миру» ср-вековой Европы соответствует какая-то картина мира). Но тот же Гуревич в работе «Культура молчаливого большинства» показал, что картины мира у феодалов, церковной верхушки и народных масс в средневековой Европе были разные (или точнее, находились в сложных отношениях взаимовлияния). 

Что касается Маркса, то зря вы так :) Последние лет этак 80 много было наговорено на тему: Был ли Маркс (вульгарным) экономическим детерминистом? Ответ: нет, не был. Вместо того, чтобы выдергивать из текстов Маркса какие-то высказывания полемического характера (это называется: «перегнуть палку» – операция неизбежная, коль скоро речь идет о революции в способах мышления об обществе и истории) – подумайте о его тонком анализе значения «надстроечных», идеологических и политических, факторов в конкретно-исторических ситуациях (напр., «18 Брюмера Луи Бонапарта»).

Отредактировано Ильдар (2005-12-03 06:34:05)

0