Марксизм Форум сайта www.marksizm.info - Марксистская группа "Рабочая Демократия"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



РЕФОРМЫ В КИТАЕ ПО ДАННЫМ СОВЕТСКОЙ ПРЕССЫ

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

А) В газете «Известия» за 04 мая 1988 года на странице 5(номер газеты 125) помещена статья под названием «Реформа: поиск своего лица. Беседа с первым вице-президентом Академии общественных наук Китая» собственного корреспондента «Известий» Ю. Савенкова из гор. Пекин- Лю Гогуан- один из самых авторитетных экономистов Китая, вице-президент Академии общественных наук. Журналисты часто обращаются к Лю Гогуану, чтобы сориентироваться на перекрестке мнений о путях развития страны. Приготовил свои вопросы и корреспондент «Известий». Вопрос- Мне нравится китайское слово «тупо»- «прорыв», словно выпад на рапире. В журнале «Реформа» вы размышляли о десяти «тупо» в экономической теории. Сейчас Китай вступил в десятый год обновления. Какие, на ваш взгляд, главные « прорывы» в преобразованиях, охвативших все сферы жизни? Ответ- Первый «прорыв»- оживление предприятий, повышение их жизненного тонуса. Это выражается и в «ослаблении» прежней системы собственности, отказе от традиционной концепции: чем выше уровень общественной собственности, тем лучше. В годы реформы сложилась многоукладность, появились разнообразные способы хозяйствования на предприятиях. Расширились их права, и, что, пожалуй, самое главное, увеличилось количество прибыли, которую предприятие может оставить себе. Прежде мы сравнивали предприятие с костяшками на счетах. Сами они двигаться не могли- нужен был счетовод, который их передвигал. Второй «прорыв»- «формирование рынка», роль которого все время растет. Сфера централизованного планирования, распределения и ценообразования уменьшилась. Вот несколько цифр. Номенклатура продукции, контролируемой Госпланом, снизилась со 123 видов в 1980 году до 60 в 1986 году, а ее удельный вес в валовой продукции промышленности- с 40 до 20 процентов. Объем реализации продукции по плавающим и рыночным ценам составляет для сельхозпродуктов 65 процентов, промышленных потребительских товаров-55%, средств производства в промышленности- 40%. Резко сократилась номенклатура единого государственного материально-технического снабжения и планового распределения в торговле. Появились зачатки рынков факторов производства: земли, техники, капитала, услуг, средств производства, причем последние наиболее развиты. Итак, товарно-денежные отношения стали проникают во все сферы экономической жизни. Закладывается новый хозяйственный механизм. Государство регулирует рынок, рынок ориентирует деятельность предприятий. Третий «прорыв» связан с переменами в сфере распределения доходов между государственным предприятием, рабочими и служащими. Особенно заметно снизилась доля государства в общих инвестициях в производстве и обращении( с 76 % до 31 %), а доля банковских кредитов повысилась( с 23% до 68 %). Все это связано с постепенным переходом от традиционного административного управления экономикой к качественному регулированию с помощью налогов, процентной ставки, кредита. Четвертый «прорыв»- «кайфан»(Я не случайно сохраняю здесь этот китайский термин. В нашей литературе обычно переводят его как «расширение связей с внешним миром», имея в виду «открытую политику, обращенную вовне». Этот курс основан на заимствовании иностранно капитала, ввозе техники, активном развитии внешней торговли и включении китайской экономики в международное экономическое разделение труда, но это- темя особого разговора. А ведь «кайфан»- сложный феномен. Это значит и освобождение от пут стереотипов, раскованность. И оно предполагает также открытость внутри страны- Ю.С.). Прежде китайская экономика была не товарной, практически натуральной. Что бы ни случилось, за помощью к другому не обращаешься- таков был принцип. Это приводило к ведомственному и географическому изоляционизму. Товарообмена не было. Все производилось внутри замкнутого пространства. Выгодно, невыгодно- значения не имело. «Хоть и мал воробей, а все внутренности у него есть». Но вот появилась товарная экономика, и административная вертикаль стала заменяться хозяйственной горизонталью. Возникают хозяйственные объединения. Вопрос- В Китае говоря: реформа породила новые проблемы…Ответ- Их немало, но лекарство от недугов известно- реформа. Предприятия с удовольствием пользуются правом оставлять у себя часть прибыли. Но, поскольку не сформулирован механихм рационального распределения ресурсов, происходит порой хаотичный рост выплат зарплат и премий, неоправданно разбухает фонд потребления, идет торг за долю прибыли. Это- с одной стороны. С другой- механизм ответственности за убытки еще не сложился, за потери предприятия отвечать не хотят. И опору ищут опять-таки у государства. Кое-где происходит возврат к директивному плану. Рассуждают так: он хот сковывает инициативу, но дает гарантию сбыта и снабжения. Есть и такая сложность: экономические рычаги мы нащупали, но опыта их применения нет. Особенно трудно управлять ситуацией в целом. Один рычаг работает, другой- буксует. В результате резко возросшие капитальные вложения в основные фонды привели, скажем, к перегрузке экономики в 1985-1986 гг. Переход от вынужденного сосуществования новых и старых хозяйственных моделей к доминированию новых возможен лишь в условиях ликвидации  постоянного превышения совокупности спроса над предложением. В итоге растут цены. Вопрос- Есть такая точка зрения: инфляция- порождение реформ. Так ли это? Ответ- Нет, она была и до реформы, только скрытая. Она существует и в Китае, и в Восточной Европе, и в СССР. Очереди, вызванные дефицитом,- это ли не признак инфляции. Цены стабильные, а товаров нет. Покупатель идет на «черный рынок» и платит втридорога. Сейчас картина иная: цены выросли, но ведь и товары появились. Другая трудность: возникла разница в доходах. Это полезно для эффективности. Тот, кто лучше трудится, грамотнее хозяйствует, должен и получать больше, иначе товарная экономика развиваться не будет. Но появилось много лазеек для незаконной наживы, спекуляции. А между тем контрольные функции еще отсутствуют. Порой и проверять-то нельзя: ни счетов, ни бухгалтерских книг в некоторых частных хозяйствах нет. Уравниловка уходит глубокими корнями в прошлое. На знаменах крестьянских восстаний было написано: «Равенство». Оно понималось в смысле уравнительного распределения. Такие привычки, передававшиеся из поколения в поколение, живучи. Необходимо психологическое перевоспитание людей, но, с другой стороны, не можем мы пойти на лишком большой разрыв в уровнях доходов. В социальной политике не можем допустить крайних полюсов. Остро в связи с этим стоит вопрос об оплате труда интеллигенции. Будем честны: скальпель хирурга оплачивается ниже, чем ножницы брадобрея. И противоречие это общество разрешить пока не может. Вопрос- В Китае и за рубежом есть люди, которые считают: реформа ведет к отходу от социализма. При этом называют акции, частные предприятия и наемный труд. Ответ- Концепция начального этапа означает: в Китае существует социализм, но степень зрелости его низкая. Что является признаком социализма? Общественная собственность. А она у нас господствует. А что касается собственности не социалистической, индивидуальной, частной, иностранного капитала- там, несомненно, применяется наемный труд. Но ведь форма собственности определяется уровнем производительных сил и объективными требованиями развития. Кстати, доля этого сектора ничтожно мала- два процента валового промышленного продукта. Даже если она увеличится в десять раз(!), все равно 80 процентов остается за социалистической собственностью. Убежден, разнообразные формы собственности за пользу экономике, стимулируют конкуренцию, а без нее нет прогресса. Корень реформы- отделение права собственности от права хозяйствования. Хозяйствование пусть будет каким угодно: подряд, аренда, акционерная форма организации производства. А право собственности остается за государством. Прежде у нас происходило смещение прав. Правда, государству иногда следует выступать в двух ипостасях, скажем, в таких отраслях, как атомная энергетика. Вопрос- Как вы оцениваете период перестройки в СССР? Видите ли возможность сотрудничества двух стран в области экономических реформ? Ответ- В последний раз я был в СССР почти шесть лет назад, еще до перестройки. Если будет возможность поехать сейчас, то постараюсь детально разобраться, как работает  вас полный хозрасчет. Мне думается, процесс перестройки в СССР идет стабильно. Это особенно важно для большого государства. В обеих странах возникает необходимость политической реформы. Может быть, в экономике у нас изменения проявляютя более заметно, но эти две сферы взаимосвязаны. Вот и у нас идет структурная реформа. Многие явления в нашей жини однородны. Гласность- у вас, система диалога и консультаций- у нас. Она служит одной цели- демократизации общества. Словом, вы делаете немало такого, к чему надо внимательно присмотреться.

Продолжение следует

0

2

Продолжение

Б) В газете «Социалистическая индустрия» за 25 августа 1988 года на странице 3 опубликована статья под названием «Плюсы и минусы реформы в Китае»(автор- В. Зотов, кандидат экономических наук)- результаты последних опросов общественного мнения, опубликованные журналом «Ляован», произвели в Китае ошеломляющий эффект. Более тридцати процентов представителей основных социальных групп в городах выступили против дальнейшего углубления экономических реформ. Среди служащих административного аппарата, студентов, преподавателей, творческой интеллигенции, работников торговли и сферы обслуживания примерно каждый второй недоволен теми или иными результатами преобразований. Среди рабочих эта доля составляет около трети. Между тем еще несколько лет назад, когда в стране впервые стали проводиться такие опросы, негативное отношение к реформам высказывали не более 1-3 процентов населения. В чем причины столь разительных перемен в его настроениях? Думается, главная из них, как это ни странно, связана с тем, что реформы в Китае уже привели к значительным положительным сдвигам. Широко распространились хозрасчетные формы хозяйствования, подряд и аренда, бурно развиваются кооперативная, индивидуально-трудовая, частная, смешанная и другие формы собственности, все более полнокровными и разнообразными становятся рыночные отношения. Первые- пусть пока робкие шаги делает реформа политической системы. Вместе с тем становится очевидным, что, хотя все искренне желают обновления общества, у каждого свое представление о том, что оно должно означать. Естественно поэтому, что одни и те же преобразования вызывают у разных социальных групп разную реакцию, в том числе и негативную. Даже в деревне, где по последним опросам доля неудовлетворенных проводимой экономической политикой крестьян составляет всего 0,8 процентов, постоянно фиксируются случаи проявления недовольства. Чаще всего его вызывают рост цен на средства производства, дефицит техники и удобрений, низкие закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, чрезмерно высокие задания по подрядным договорам. До сих пор, по данным исследовательского центра сельскохозяйственной политики при ЦК КПК, две трети крестьян с недоверием относятся к аграрной политике партии, опасаясь отмены права на длительную аренду земли. Еще более сложное отношение к реформам у городского населения. Например, часть его негативно воспринимает рост числа кооперативов и «индивидуальщиков». Местные власти то и дело стремятся ограничить их деятельность, заставляя выплачивать многочисленные налоги. Одни только органы общественного порядка могут взимать до десяти различных поборов, включая такой экзотический, как «налог на пьянство»- им облагают владельцев кафе и ресторанов за то, что около их заведений должны дежурить полицейские на случай беспорядков, устраиваемых лицами в нетрезвом состоянии. Госсовет КНР был вынужден даже издать специальное постановление, запрещающее чрезмерное налогообложение частных и кооперативных предприятий и устанавливающее уголовную ответственность за его нарушение. Слов нет, административно воздействовать сверху на чересчур усердствующих бюрократов можно. Гораздо труднее справиться с сохраняющимися в обществе предубеждениями в отношении предпринимательской деятельности. Недавно «Цзинцзи жибао» опубликовала интервью с инженером-химиком Ван Сянжуном из Шанхая, бросившим заниматься индивидуально-трудовой деятельностью в области научно-технических разработок. Свое решение он объяснил тем, что, несмотря на поощрение со стороны властей(случаи, когда представители творческой интеллигенции решаются открыть собственное дело, пока крайне редки), ему не удалось перебороть негативное общественное отношение к себе. Ван Сянжуна обвиняли в прагматизме, индивидуализме, игнорировании мнения окружающих и т.п. «Я понимаю,- сделал он пессимистичный вывод,- что политика партии допускает длительное существование индивидуальной экономики. Но политика политикой, а я заниматься такой деятельностью больше не хочу». Этот случай подтверждает вывод социологов из института экономической реформы при Госсовете о том, что рост разочарования среди части населения вызван не только объективными причинами, но и просчетами в идеологической работе. Они считают, что на первых порах реформы пропаганда сделала слишком большой акцент на ее будущих плодах. У многих сложилось впечатление, что все предстоящие изменения будут проходить только со знаком «плюс». В результате значительная часть населения оказалась не готова к неизбежным экономическим трудностям и жертвам, без которых не обходятся революционные преобразования. Произошел разрыв между ожидаемыми и действительными результатами перестройки. Первым тяжелым испытание стала инфляция. Опыт многих социалистических стран свидетельствует, что при переходе от административно-командных методов управления к экономическим избежать это явление крайне трудно. В 1985-1986 гг. подавляющее число горожан в Китае, по которым рост цен ударил особенно сильно, считало инфляцию главной проблемой, возникающей в ходе реформы. По мере углубления преобразований многие слои населения стали острее осознавать свои интересы, круг их желаний и требований заметно расширился. Долгое время большинство оценивало успешность реформ исключительно с точки зрения своих жизненных условий. Однако за последние два года резко возросло внимание к вопросам социальной справедливости, политического устройства страны. Соответственно, расширилась и сфера столкновений интересов различных социальных групп, появилось больше проблем, вызывающих недовольство или разочарование. Согласно опросам общественного мнения, сегодня самой острой проблемой считают не рост цен, а участившееся использование руководителями разного ранга служебного положения в личных целях. Широкую негативную реакцию вызывают распространение кумовства, несовершенство законодательной системы, частые изменения в государственной политике, низкое качество товаров и услуг, ограничения в выборе работы. Большое влияние на рост критического отношения китайцев к реформам оказали традиционные психологические установки, которые, как известно, меняются крайне медленно. Выяснилось, что четыре пятых горожан(среди   крестьян   эта   доля   значительно меньше) не готовы к жизни в условиях повышенного социального риска. Сказывается многолетняя привычка к принципу «железной чашки риса», предполагающему, что работнику гарантируется минимальная плата а труд вне зависимости от того, хорошо он работает или плохо. Реформа же заставляет проявлять предприимчивость и инициативу, брать на себя ответственность, постоянно доказывать, что ты занять нужным для общества делом. Для многих китайцев это оказывается не по силам. Неудивительно, что в Китае ширятся масштабы дискуссии о социальных последствиях экономических реформ. В ходе обсуждения становится все очевиднее, что разнообразие и открытость в выражении общественных интересов требуют новых подходов. Се более актуальным признается тщательное изучение общественного мнения, выяснение и учет позиций разных социальных групп. Только на этой основе возможно принятие оптимальных решений, позволяющих добиваться дальнейшего продвижения по пути реформ и одновременно поддерживать стабильную обстановку в стране. Чтобы обеспечить такое равновесие, в социально-экономический курс КПК постоянно вносятся коррективы. Так, в последние месяцы все большее внимание китайского руководства занимают проблемы цен и зарплаты- области, в которые, как объявлено, сейчас переносится центр тяжести реформ. Предполагается, что их решение позволит добиться существенных результатов в создании полноценных рыночных регуляторов экономики и ослабит социальную напряженность вокруг двух главных источников разочарования населения в реформах- социальной несправедливости и инфляции.

Продолжение следует

0

3

Продолжение

В) В газете «Правда» за 05 апреля 1988 года на странице 4 помещена статья  А. Морозова, заместителя директора Института Дальнего Востока АН СССР, под названием «Постепенный процесс. Экономическая реформа в Китае»- в самом общем виде реформу в КНР можно определить как совокупность прогрессивных изменений в системе производственных отношений, направленных на такую их организацию, которая на базе укрепления и развития основополагающих принципов социализма создает наиболее благоприятные возможности для развития производительных сил в условиях научно-технической революции. Основной целью идущей перестройки является создание новой системы социалистической плановой товарной экономики, воплощающей в себе органическое единство централизованного планирования и рынка. В основу нового хозяйственного механизма закладывается идея «государственного регулиро-вания рынка и рыночного ориентирования предприятий». Теоретической основой преобразований является принятая Х111 съездом КПК концепция «начального этапа социализма». Согласно ей новый строй на начальном этапе своего развития( продолжительность которого для Китая определена, по меньшей мере, в сто лет) является обществом многоукладной экономики при ведущей роли общественного сектора. Китайские товарищи исходят из того, что социалистическое производство по своему характеру является товарным и товарно-денежные отношения представляют собой необходимый и важнейший элемент системы производственных отношений. В рамках начально-го этапа социализма допускается существование несоциалистических форм и укладов хозяйствования, наемного труда, нетрудовых доходов и т.д. Таким образом, перестройка социально-экономической структуры китайского общества затрагивает всю систему базисных отношений. Реформа экономической системы в КНР идет по целому ряду основных направлений. Во-первых, это преобразование отношений собственности. Одновременное развитие получили государственные, кооперативные, частные и смешанные предприятия. Происходят структурные и функциональные изменения внутри самой общественной собственности на основные средства производства. Так, в Китае осуществили радел и передачу общественных земель в долгосрочное( вплоть до 50 лет) пользование крестьянским дворам, разрешена продажа сельскохозяйственной техники. Мощный импульс получило развитие кооперативных форм хозяйствования путем соз-дания новых кооперативных предприятий в городе и деревне, а также в результате широкой передачи в аренду, на подряд или продажи коллективам трудящихся мелких государственных предприятий. Начинают распространяться акционерные формы организации предприятий. Во-вторых, расширяется сфера действия товарно-денежных отношений. В рамках этого процесса укрепляют деятельность крупных и средних государственных заводов и фабрик, превращая их в подлинно независимых товаропроизводителей.  Ходу как прямые хозяйственные связи, так и конкуренция между предприятиями. Постепенно утверждается рыночная система ценообразования. Идет формирование единого общенационального рынка, в том числе и рынка рабочей силы. В КНР отказываются от безвозвратного финанси-рования и переходят к кредитованию инвестиционной сферы. Большое значение придается усилению стимулирующей роли закона стоимости путем решительного сужения сферы планового регулирования и значительного сдвига в сторону направляющего планирования в противовес директивному. В-третьих, проводится так называемая «открытая политика» в сфере внешних экономических связей. Она нацелена на активное использование внешних факторов в целях создания дополнительных импульсов для развития китайской экономики. Ключевым звеном расширения внешних связей предстает привлечение иностранного капитала, призванное восполнить нехватку финансовых средств и отсталость отечественной техники и технологии. Так в Китае рассчитывают качественно повысить уровень развития производительных сил, включая и подготовку квалифицированных кадров. На Х111 съезде КПК, подвоя итоги девяти лет реформ, отмечалось, что перестройка «глубоко изменила облик Китая». За это время валовой национальный продукт, финансовые доходы государства, а также средние доходы городского и сельского населения увеличились в основном в два раза. «Миллиардное население страны,- говорил  Генеральный секретарь ЦК КПК Чжао Цзыян,- в своем абсолютном большинстве теперь обеспечивается питанием и одеждой». С 1978 по 1986 год, помимо существенного роста денежных доходов населения, значительно увеличилась обеспеченность жильем, в том числе в деревне с 8,1 квадратного метра на человека до 15,3, в городе- с 3,6 до 6,1 квадратного метра на человека. За этот период годовой потребление на душу населения возросло: зерна со 196 килограммов до 256, мяса- с 7,7 до 14,3 килограмма. Произошли качественные изменения в социальной и отраслевой структуре экономики. В 1986 году на долю предприятий государственного сектора приходилось более 68 процентов валовой промышленной продукции, тогда как в 1978-м- 80,2 процента, удельный вес коллективного сектора составил в 1986 году свыше 29 процентов, индивидуального-0,3, предприятий смешанной собственности(включая объекты с участием иностранного капитала)- почти 2 процента. В структуре экономики существенно увеличилась доля отраслей, производящих продукты потребления(сельское хозяйство, легкая промышленность), ослабли наиболее острые народнохозяйственные диспропорции. Выросла производительность труда, особенно в сельском хозяйстве. Это стало материальной основой увеличения товарности: с 43,8 процента в 1980 году до почти 50 процентов в 1986-м году. Более 80 миллионов крестьян частично или полностью перешли в сферу несельскохозяйственного труда. В значительной степени решена проблема занятости в городах, где за период реформы трудоустроено более 70 миллионов человек. Вместе с тем в Китае отмечают возникновение новых, непредвиденных ранее трудностей и противоречий, получаемый от реформ эффект нередко оказывается меньше ожидавшегося. Так, натолкнувшись на серьезные препятствия, оказались практически нереализованными задачи перевода крупных  средних государственных предприятий на самофинансирование. Не найдены пока приемлемые подходы к ключевому звену хозяйственной перестройки- реформе ценообразования. Расширение сферы товарно-денежных отношений в условиях дефицитности экономики сильно потеснило, но не устранило сферу натурально-хозяйственных отношений. Создание «социалистического товарного производства» в Китае пока идет преимущественно по пути развертывания мелкотоварного производства со всеми сопутствующими ему элементами стихийности и узкого прагматизма, с недостатками в виде низкой эффективности, растраты сырья и материалов, загрязнения окружающей среды и т.п. Крупные и средние заводы и фабрики в основном остаются в рамках жесткого административного контроля. В этих условиях возникающая сеть товарных рынков базируется главным образом на продукции мелких, технически отсталых предприятий. Реформа в немалой мере способствовала сохранению многих структурных диспропорций китайской экономики, перепадам экономического роста и другим отрицательным явлениям. Повышение хозяйственной самостоятельности предприятий и местных органов власти, не подкрепленное действенно  системой экономических инструментов контроля и регулирования, усилило стихийные тенденции в экономике. Растут цены на средства производства, дают знать о себе инфляционные тенденции, распространяется взяточничество. Не спадает острота энергетических, транспортных, сырьевых проблем. Успешное в целом решение задач реформы экономической системы в Китае подобно цепной реакции вызывает необходимость преобразования буквально всех сторон жизни общества. Сейчас, в частности, остро ощущается потребность осуществления структурных политических преобразований, широкой демократизации общества, перестройки кадровой системы. К настоящему времени в китайском обществе во многом изжиты иллюзии относительно форсирования реформы и получения на этой основе быстрого экономического эффекта. Все более полно осознается неизбежность противоречий и трений при внедрении новых методов хозяйствования, утверждается понимание долговременности и постепенности процесса преобразований.

Продолжение следует

0

4

Продолжение

Г) …В журнале «Китай» за март 1989 года, на странице 5 помещена заметка под названием «Победитель конкуренции»(автор не указан)- Государственный комитет по делам образования Китая, получив от Международного банка реконструкции и развития кредит на закупку компьютеров, объявил международный торг на лучшую продукцию. В нем приняло участие 30 китайских и иностранных фирм, в том числе и японская корпорация NEC. Победителем вышла пекинская корпорация «Синьтун», изготовившая высококлассный миникомпьютер ST-286 H. Согласно контракту, корпорация «Синьтун» до июня 1989 года должна предоставить 60 вузам Китая около тысячи высококлассных компьютеров. Научно- техническое предприятие Китая, созданное на кооперативных началах, впервые вышло победителем в международной конкуренции.

0