А) В газете «Известия» за 04 мая 1988 года на странице 5(номер газеты 125) помещена статья под названием «Реформа: поиск своего лица. Беседа с первым вице-президентом Академии общественных наук Китая» собственного корреспондента «Известий» Ю. Савенкова из гор. Пекин- Лю Гогуан- один из самых авторитетных экономистов Китая, вице-президент Академии общественных наук. Журналисты часто обращаются к Лю Гогуану, чтобы сориентироваться на перекрестке мнений о путях развития страны. Приготовил свои вопросы и корреспондент «Известий». Вопрос- Мне нравится китайское слово «тупо»- «прорыв», словно выпад на рапире. В журнале «Реформа» вы размышляли о десяти «тупо» в экономической теории. Сейчас Китай вступил в десятый год обновления. Какие, на ваш взгляд, главные « прорывы» в преобразованиях, охвативших все сферы жизни? Ответ- Первый «прорыв»- оживление предприятий, повышение их жизненного тонуса. Это выражается и в «ослаблении» прежней системы собственности, отказе от традиционной концепции: чем выше уровень общественной собственности, тем лучше. В годы реформы сложилась многоукладность, появились разнообразные способы хозяйствования на предприятиях. Расширились их права, и, что, пожалуй, самое главное, увеличилось количество прибыли, которую предприятие может оставить себе. Прежде мы сравнивали предприятие с костяшками на счетах. Сами они двигаться не могли- нужен был счетовод, который их передвигал. Второй «прорыв»- «формирование рынка», роль которого все время растет. Сфера централизованного планирования, распределения и ценообразования уменьшилась. Вот несколько цифр. Номенклатура продукции, контролируемой Госпланом, снизилась со 123 видов в 1980 году до 60 в 1986 году, а ее удельный вес в валовой продукции промышленности- с 40 до 20 процентов. Объем реализации продукции по плавающим и рыночным ценам составляет для сельхозпродуктов 65 процентов, промышленных потребительских товаров-55%, средств производства в промышленности- 40%. Резко сократилась номенклатура единого государственного материально-технического снабжения и планового распределения в торговле. Появились зачатки рынков факторов производства: земли, техники, капитала, услуг, средств производства, причем последние наиболее развиты. Итак, товарно-денежные отношения стали проникают во все сферы экономической жизни. Закладывается новый хозяйственный механизм. Государство регулирует рынок, рынок ориентирует деятельность предприятий. Третий «прорыв» связан с переменами в сфере распределения доходов между государственным предприятием, рабочими и служащими. Особенно заметно снизилась доля государства в общих инвестициях в производстве и обращении( с 76 % до 31 %), а доля банковских кредитов повысилась( с 23% до 68 %). Все это связано с постепенным переходом от традиционного административного управления экономикой к качественному регулированию с помощью налогов, процентной ставки, кредита. Четвертый «прорыв»- «кайфан»(Я не случайно сохраняю здесь этот китайский термин. В нашей литературе обычно переводят его как «расширение связей с внешним миром», имея в виду «открытую политику, обращенную вовне». Этот курс основан на заимствовании иностранно капитала, ввозе техники, активном развитии внешней торговли и включении китайской экономики в международное экономическое разделение труда, но это- темя особого разговора. А ведь «кайфан»- сложный феномен. Это значит и освобождение от пут стереотипов, раскованность. И оно предполагает также открытость внутри страны- Ю.С.). Прежде китайская экономика была не товарной, практически натуральной. Что бы ни случилось, за помощью к другому не обращаешься- таков был принцип. Это приводило к ведомственному и географическому изоляционизму. Товарообмена не было. Все производилось внутри замкнутого пространства. Выгодно, невыгодно- значения не имело. «Хоть и мал воробей, а все внутренности у него есть». Но вот появилась товарная экономика, и административная вертикаль стала заменяться хозяйственной горизонталью. Возникают хозяйственные объединения. Вопрос- В Китае говоря: реформа породила новые проблемы…Ответ- Их немало, но лекарство от недугов известно- реформа. Предприятия с удовольствием пользуются правом оставлять у себя часть прибыли. Но, поскольку не сформулирован механихм рационального распределения ресурсов, происходит порой хаотичный рост выплат зарплат и премий, неоправданно разбухает фонд потребления, идет торг за долю прибыли. Это- с одной стороны. С другой- механизм ответственности за убытки еще не сложился, за потери предприятия отвечать не хотят. И опору ищут опять-таки у государства. Кое-где происходит возврат к директивному плану. Рассуждают так: он хот сковывает инициативу, но дает гарантию сбыта и снабжения. Есть и такая сложность: экономические рычаги мы нащупали, но опыта их применения нет. Особенно трудно управлять ситуацией в целом. Один рычаг работает, другой- буксует. В результате резко возросшие капитальные вложения в основные фонды привели, скажем, к перегрузке экономики в 1985-1986 гг. Переход от вынужденного сосуществования новых и старых хозяйственных моделей к доминированию новых возможен лишь в условиях ликвидации постоянного превышения совокупности спроса над предложением. В итоге растут цены. Вопрос- Есть такая точка зрения: инфляция- порождение реформ. Так ли это? Ответ- Нет, она была и до реформы, только скрытая. Она существует и в Китае, и в Восточной Европе, и в СССР. Очереди, вызванные дефицитом,- это ли не признак инфляции. Цены стабильные, а товаров нет. Покупатель идет на «черный рынок» и платит втридорога. Сейчас картина иная: цены выросли, но ведь и товары появились. Другая трудность: возникла разница в доходах. Это полезно для эффективности. Тот, кто лучше трудится, грамотнее хозяйствует, должен и получать больше, иначе товарная экономика развиваться не будет. Но появилось много лазеек для незаконной наживы, спекуляции. А между тем контрольные функции еще отсутствуют. Порой и проверять-то нельзя: ни счетов, ни бухгалтерских книг в некоторых частных хозяйствах нет. Уравниловка уходит глубокими корнями в прошлое. На знаменах крестьянских восстаний было написано: «Равенство». Оно понималось в смысле уравнительного распределения. Такие привычки, передававшиеся из поколения в поколение, живучи. Необходимо психологическое перевоспитание людей, но, с другой стороны, не можем мы пойти на лишком большой разрыв в уровнях доходов. В социальной политике не можем допустить крайних полюсов. Остро в связи с этим стоит вопрос об оплате труда интеллигенции. Будем честны: скальпель хирурга оплачивается ниже, чем ножницы брадобрея. И противоречие это общество разрешить пока не может. Вопрос- В Китае и за рубежом есть люди, которые считают: реформа ведет к отходу от социализма. При этом называют акции, частные предприятия и наемный труд. Ответ- Концепция начального этапа означает: в Китае существует социализм, но степень зрелости его низкая. Что является признаком социализма? Общественная собственность. А она у нас господствует. А что касается собственности не социалистической, индивидуальной, частной, иностранного капитала- там, несомненно, применяется наемный труд. Но ведь форма собственности определяется уровнем производительных сил и объективными требованиями развития. Кстати, доля этого сектора ничтожно мала- два процента валового промышленного продукта. Даже если она увеличится в десять раз(!), все равно 80 процентов остается за социалистической собственностью. Убежден, разнообразные формы собственности за пользу экономике, стимулируют конкуренцию, а без нее нет прогресса. Корень реформы- отделение права собственности от права хозяйствования. Хозяйствование пусть будет каким угодно: подряд, аренда, акционерная форма организации производства. А право собственности остается за государством. Прежде у нас происходило смещение прав. Правда, государству иногда следует выступать в двух ипостасях, скажем, в таких отраслях, как атомная энергетика. Вопрос- Как вы оцениваете период перестройки в СССР? Видите ли возможность сотрудничества двух стран в области экономических реформ? Ответ- В последний раз я был в СССР почти шесть лет назад, еще до перестройки. Если будет возможность поехать сейчас, то постараюсь детально разобраться, как работает вас полный хозрасчет. Мне думается, процесс перестройки в СССР идет стабильно. Это особенно важно для большого государства. В обеих странах возникает необходимость политической реформы. Может быть, в экономике у нас изменения проявляютя более заметно, но эти две сферы взаимосвязаны. Вот и у нас идет структурная реформа. Многие явления в нашей жини однородны. Гласность- у вас, система диалога и консультаций- у нас. Она служит одной цели- демократизации общества. Словом, вы делаете немало такого, к чему надо внимательно присмотреться.
Продолжение следует