Удивляет и поражает то, что исследователи процесса формирования пропорций обмена товарами более двух тысяч лет упорно искали, и до сих пор ищут источник пропорций внутри товаров. И их не смущает, что  выдуманные ими логические премудрости, математические формулы, невиданные термины никто из участников обмена никогда не знал и знать не хочет, и без всего этого успешно  занимается обменом.
Товары обмениваются не сами по себе – ими обмениваются участники обмена. Значит, участники обмена  посредством своего сознания  формируют пропорции обмена. Каким образом?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно ответить на вопрос – куда устремлено сознание каждого участника обмена. Оно устремлено к удовлетворенности обменом. А как формируется удовлетворенность обменом. Удовлетворенность обменом формируется в процессе сравнения каждым участником обмена своего положения с положением своих конкурентов.
Вот этот процесс сравнения и является движущей силой формирующей и стоимость товаров, и  равновесие рынка, где спрос уравновешивается предложением на уровне цен товаров, равных средневидовым ценам их производства. 
К сожалению, трудовая теория стоимости  не верна, как не верна и субъективная (маржиналистская) теория стоимости.

Читать дальше: http://www.tverd4.narod.ru/st03.html