«Черный квадрат» Малевича.

Это произошло давно, еще в советские времена.
После десятилетий безвылазного пребывания в запасниках была организована выставка советского «абстрактного искусства». Был там и «Черный квадрат».
На выставку явился старый и очень известный в кругах художников искусствовед. Он глянул на картину и сказал: «Это подделка!».
Организаторы сделали экспертизу. Картина была обследована с применением спектроскопии и другими методами, и эксперты убедились, что краски и холст недавнего изготовления и никак не могли соответствовать временам Малевича.
Подделка!
Было довольно крупное дело, воров нашли и картину вернули.
Но как искусствовед с одного взгляда определил подделку? Картина точно выдерживала все размеры и естественно цвет.
Более того, тот искусствовед был не одинок, очень многие люди (большей частью, художники) безошибочно выделяли «Черный Квадрат» Малевича среди точных копий и говорили о том, что именно его картина производит на них глубокое впечатление. К копиям они оставались равнодушными.
Объяснений было довольно много, большей частью мистические.
Несколько лет назад успехи психологии позволили дать довольно убедительное объяснение. Картину засняли особым способом, чрезвычайно усилив контраст снимка.
Снимок оказался вовсе не монотонным и даже разноцветным.
Во-первых, Малевич рисовал свои картины не на абсолютном чистом холсте, а обычно на какой-нибудь картине , к-рая его не удовлетворяла, а во-вторых, черный квадрат он закрашивал, по-разному накладывая мазки кистью.
Он как бы рисовал сначала некую черную абстрактную картину , а затем дополнял ее осторожными мазками, добиваясь равномерной черноты.
Контрастный снимок убедительно показал , что картина воспринимается абсолютно равномерной только на сознательном уровне.
Психология установила, что подсознание гораздо более чувствительно, чем сознание. Известно, что наш глаз способен в абсолютной темноте различать ничтожную разницу в освещении, вплоть до отдельных фотонов.
Разумеется, мы воспринимаем это и при освещении, но в сознании все сливается с общим фоном. А в мире искусства вообще очень многое использовано на подсознании. Рядовая актриса может совершенно четко копировать гениальную, но ее игра не потрясает нас так, как игра великой актрисы ,к-рая при этом может играть даже весьма небрежно.
«Проявленные» высокой контрастностью снимки оказались , по мнению специалистов, очень выразительными абстрактными картинами, однако они не производили такого глубокого впечатления, как настоящий «Черный квадрат».
Дело в том, что в области сознания выработалась психологическая система защиты от сильных впечатлений, к-рая однако не срабатывает, когда восприятие идет через подсознание.
Чувства, вызываемые картиной, как бы рождаются внутри нас.
И в этом их сила.

Остальные статьи тут: http://www.proza.ru/author.html?2004eug