24 января 2006   Российская газета

Об образовании пора говорить языком экономики

Какими быть школам и университетам, и какова роль образования в экономическом и социальном развитии стран в современном мире?
До 2010 году Россия предлагает провести сравнительный анализ результатов работы профессионального образования в различных странах мира, чтобы можно было реально оценить степень соответствия мировой образовательной системы требованиям глобальной инновационной экономики и наметить пути интеграции национальных систем. Кроме того, предполагается достичь удвоения академической мобильности, а также создать открытую согласованную сеть образовательных ресурсов. Важнейшими задачами отечественные специалисты считают также повышение качества начального образования и его полную доступность, а также разработку специальных образовательных программ для адаптации мигрантов. Именно эти направления работы Россия будет предлагать для обсуждения "большой восьмерке", в которой с начала 2006 года председательствует.
Наша позиция по различным аспектам развития образования была представлена статс-секретарем - заместителем министра образования и науки Дмитрием Ливановым и заместителем руководителя экспертной группы по образованию оргкомитета по обеспечению председательства РФ в "Группе восьми" Сергеем Зуевым на совещании, которое прошло в Санкт-Петербурге в рамках ежегодной конференции Всемирного банка.
- Накануне конференции я пошел к гадалке, - пошутил заместитель руководителя сектора образования Всемирного банка Джамил Салми. - Она сказала, что в будущем все будут делать роботы и компьютеры, преподавание вестись в онлайновом режиме, а студенты станут учиться сразу в 2-3 вузах. Самое интересное, что все это кое-где уже имеется. Но вот вопрос: готовы ли к такой "революции" страны с переходной экономикой?
А ведь увеличение качества образования позволяет повысить, к примеру, производительность труда, и таким образом резко увеличить валовый продукт. Вообще, как было замечено, об образовании давно уже пора говорить языком экономики. Джамил Салми привел пример Южной Кореи и Ганы, которые в 50-е годы прошлого века находились на одинаковом уровне развития, а теперь их экономики даже сравнивать странно. Исследования показали: если бы Гана прошедшие 50 лет вкладывала в образование столько же средств, как и Корея, то ее отставание по уровню экономического развития было бы примерно в два раза меньше, чем сейчас.
- Я считаю, что, когда речь идет об образовании , вообще не стоит делить страны на развитые и развивающиеся, - заявил видный ученый в области экономики образования , автор множества книг по этому вопросу Эрик Ханушек. - Нынешний уровень развития экономики далеко не всегда говорит об уровне подготовки учащихся.
И привел результаты исследований по международной программе PISA. Оказывается, в США математику на самом высоком уровне знают всего около 10 процентов, а вот в Гонконге - более 30, в Макао - около 20, Чехии - 17 процентов.
К сожалению, Россия на этом фоне выглядит еще более тоскливо, чем США: у нас школьников, способных показать знания
5-6-го уровня, оказалось всего где-то 7 процентов, и мы расположились в самом конце списка. И это неудивительно. По данным некоторых российских исследователей, 70 процентов наших учителей математики не смогли ответить на вопросы ЕГЭ по своему предмету! Какие учителя, такие и ученики. А ведь без математики в инновационной экономике - никуда.
Главное, как обратили внимание участники конференции, готовить студентов и школьников к тому, чтобы они умели учиться, быстро находить и осваивать те новые знания, которые все время появляются в постоянно меняющемся мире. А не вбивать в них "застывшие факты".