Марксизм Форум сайта www.marksizm.info - Марксистская группа "Рабочая Демократия"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



РОССИЯ В СЕНТЯБРЕ 1993 Г. И Д. ЛОКК

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Российская газета, 01 сентября 1993 г., с. 3

БЕСЕДЫ С ЛОККОМ ВО СHE И НАЯВУ

Неурядицы в моей стране, продолжающиеся    вот     уже несколько    лет,    превратили ноля из человека достаточно терпеливого      и    доброжелательного    в    издерганного и злого  индивидуума.    Я     пытался найти  ответы   на   мучающий меня  вопрос  —  по- чему все так происходит? Искал  авторитетного  человека, который разрешил    бы    мои сомнения. И не    мог    найти его...
Недавно в один из летних вечеров, убаюканный очередным ливнем, я рало заснул. И увидел сон, в котором беседовал с великим английским философом Джоном ЛОККОМ, жившим в XVII веке. Вот содержание беседы
—   Г-в Локк, вы не могли бы ответить на вопросы, которые не дают мне покоя?
—   С удовольствием, но ответы надо искать    в    самой
жизни   и   у  ученых    мужей. Разве они у вас перевелись?
—  Нет, конечно, но от этого мне ее легче На все, что сегодня происходит в Рос-сии, нет положительных ответов. Раньше нам говорили о великих ученых Марксе и Ленине, а сейчас те, кото-рые им поклонялись, их же отвергают, но сами не могут объяснить что-либо.
—   Но почему вы обращаетесь ко мне?
—  Обращаюсь в вам по двум причинам. Во-первых, сегодня Россия переходит к капитализму, а нас считают Великим   философом   буржуазной эпохи, поэтому я и 
рассчитываю на ваше бес-пристрастие. Вo-вторых, наше правительство и Президент преклоняются перед западными советниками и действуют согласно их рекомендациям. Вы также являетесь западным ученым, причем первым который поднял вопрос о разделении законодательной и исполнительной властей.
—   Доводы разумные. Я вас слушаю.
—  Раньше мы жили спокойно, не жаждали богатства и не испытывали столько горя и несчастий.
– Но мой тезис «Где нет coбственности,    там  нет и справедливости» столь же достоверен, как любое доказательство у Эвклида.
—  Но мы-то захотели полной свободы и ради этого начали   свои   преобразования.
—  Никакое государство не дает полной свободы.
—  Да, я тоже начинаю это понимать, ибо, господин Локк, начав борьбу за свободу, мы разрушили государство.
—  Свобода людей, находящихся под властью правительства, заключается в том, чтобы иметь постоянное правило для жизни, общее для каждого в этом обществе и установленное законодательной властью, созданной в нем. Это свобода следовать моему собственному желанию во всех случаях когда этого не запрещает закон...
—  В том-то и несчастье, что уже нарушаются все законы...
—    Но где нет законов, там нет свободы. Это аксиома.
—   К тому же, заметьте, господин Локк, исполнительная власть хочет ликвидировать законодательную, которая издает законы.
— Законодательная власть является не только верховной властью в государстве, но священной и неизменной в руках тех, кому общество однажды ее доверило И ни указ кого бы то ни было, в какой бы форме он ни был задуман и какая бы власть его ни поддерживала, не обладает силой и обязательностью    закона,    если он не
получил санкции законодательного органа, который избран и назначен народом…
—  А если бы правительство желало установить новую форму законодательной власти?
—  Только народ может устанавливать форму государства, делал это посредством создания законодательной власти и назначения своих представителей.
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)

0

2

(ПРОДОЛЖЕНИЕ)
—  Между прочим, у нас было недавно Конституционное совещание, созванное исполнительной властью, и эта же власть желала выработанные на совещании законы навязать обществу.
—   Народ не может быть связан какими-либо иными законами, кроме принятых его избранниками в парламенте.
—  Но Президент давал присягу народу Разве он не вправе изменять законы?
—  Присяга — это заявление о безукоризненном повиновении закону; если же ваш Президент нарушает закон, он не может требовать повиновения, ибо не имеет ни воли ни власти, кроме тех, которыми обладает закон.
—  А если исполнительная власть, обладая силой государства, попробует использовать эту силу, чтобы воспре-пятствовать созыву законодательного органа и объявить его решении не имеющими силы?
—  Народ создал законодательный орган для того, чтобы он осуществлял свою законодательную власть, когда в этом есть необходимость, а поскольку законодателям мешает какая-либо сила делать то, что необходимо для общества и от чего зависит безопасность или сохранение народа, постольку народ вправе устранить эту противодействующую силу силой же.
— О чем вы говорите, господин Локк! Здесь люди вышли на установленный Конституцией праздник 1 Мая и хотели мирно пройти ва Воробьевы горы, а  их  избили...
— Я утверждаю, что применение    силы в отношении
народа без всякого на то права и в противоречие доверию, оказанному тому, кто так поступает, представляет собой состояние войны с народом...
—  Но разве не сам народ избрал этого Президента? Посему сам народ и виноват во всем, не так ли?
—   Нельзя считать народ виновным в каком-либо насилии или угнетении, которое его же правители употребили в отношении самого же народа или какой-либо части его собратьев по подданству, ведь народ в равной степени не уполномочивал их ни на то, ни на другое.
—   И все же мы постоянно слышим призывы распустить парламент. Народу говорят, что нынешний законодательный орган набран слишком давно и нужно выбрать новый законодательный
орган, и только тогда мы будем  на  правильном пути.
—   Говорить народу, что он может позаботиться о себе, создав новый законодательный орган, когда благодаря угнетению, хитрости или передаче под власть иноземной державе его прежний законодательный орган уничтожен,— это значит сказать ему, что он может ждать помощи когда уже слишком поздно и зло неизлечимо На деле это означает лишь допустить сперва чтобы люди стали рабами, а затем начать заботиться об их свободе, и, когда они находятся в цепях, говорить им, что они могут поступать как свободные люди.
—  И все же что делать народу, когда парламент мало что может сделать, когда его решения оспариваются, когда все на глазах разворовывается и разрушается?
—   Если в результате длинного ряда злоупотреблений, правонарушений и хитростей, направленных против одного и того же народа, становится ясно, что здесь имеет-ся определенный умысел, и когда народ не может не чувствовать, что за этим скрывается, и не видеть, куда его толкают, то не приходится удивляться, что народ восстает    и    пытается перя-
дать власть в руки тех, кто может обеспечить ему достижение целей, ради которых первоначально создавалось государство.
—  Но пока парод это осознает, не будет ли разрушено государство и его законодательный орган в первую очередь?
—  Те, кто устраняет     или меняет законодательный орган, уничтожает ту    решающую силу, которой никто не может обладать,   кроме  как по назначению  народа   и    с его согласия,  и   тем   самым уничтожает   власть,   созданную народом и  которую никто,   кроме     него,   не   может учреждать, и вводит власть, которую народ не уполномочивал,  такие    люди    фактически создают состояние войны, которая представляет собой состояние, где действует голая сила...
—  Но многие люди тем не менее поддерживают данное правительство, а другие терпеливо переносят все.
—   Ведь пока несчастье не станет всеобщим и злые умыслы правителей не сделаются очевидными или их попытки не будут ощутимы для большей частя народа, до тех пор народ, который более склонен страдать, чем восстанавливать справедливость с помощью сопротивления, не склонится к возмущению.
—  А как расценивать поползновения Президента и правительства принять но-вую Конституцию в обход парламента?
— Я твердо уверен, что будь то правитель или подданный, если его действия ведут в низвержению Конституции... то он виновен в самом ужасном преступлении, на которое способен человек... и должен отвечать за все те несчастья, за кровь, насилия и разорение, которым подверглась страна
Вот то немногое, что я напомнил из разговора с великим человеком во сне, и это немногое помогло мне разобраться в некоторых вопросах нашей жизни.

Владимир НЕИЗВЕСТНЫЙ.

0