В газете «Советская Россия» за 29 мая 2008 года на стр.5 дана заметка-
«МЫ НЕ ЗНАЕМ ОБЩЕСТВА, В КОТОРОМ ЖИВЕМ»
Предлагаю вставку перед 13-м абзацем 2-го раздела («Когда встала задача развития социализма на его собственной основе...»)
Из теории научного коммунизма известно, что стихийное развитие общества (т.е. без применения знаний развития общества) приводит к возникновению капитализма как последней стадии предыстории. Подлинная история человечества начинается со строительством социализма и коммунизма с учетом и применением научных знаний законов развития общества. После критики «культа личности Сталина» теоретиками-обществоведами КПСС были проигнорированы его наработки в последнем труде «Экономические проблемы социализма" и приняты на вооружение идеи его оппонентов, приведшие к волюнтаризму. В дальнейшем изучение социалистического общества и развитие теории социализма все более отставало от потребностей социалистического строительства. В результате социалистическое строительство в значительной степени подменялось стихийным развитием. За счет этого в социалистическом обществе начали нарастать элементы капиталистического уклада и капиталистической психологии. Идеи научно-технической революции (НТР), казалось бы, должны были стать прорывом в теории социализма, но так и не были до конца сформулированы.
Все это и дало повод Андропову заявить, что мы не знаем общества, в котором живем. Люди никогда не действуют с полным знанием всех законов природы, однако в случае слишком неполного знания неучтенный результат их деятельности может перечеркнуть поставленные ими цели. Возникшие стихийно капиталистические элементы внутри социалистического общества активно поддерживались извне международным империализмом, что в конечном итоге и привело к перерождению и предательству высшего руководства государства и партии, а также ослаблению и размыванию социалистического сознания трудящихся масс.
□ □ □
Пора внедрять в движение экологов социалистическое сознание. Как известно из диалектического материализма, человек не только черпает из природы материальные блага, но является сам частью природы и активно на нее воздействует (дело не в том, чтобы объяснить мир, а в том, чтобы изменить его). Вынесение природы «за скобки» человеческой среды обитания как «окружающей
среды» метафизично и идеалистично. Это приводит к «борьбе» за консервацию «окружающей среды» (т.е. природы), к непониманию того факта, что затраты труда человека (а следовательно, и капитала) не могут быть направлены только на потребительство (производство пищи, одежды, жилища, инфраструктуры непосредственной среды обитания), а должны все в большей и большей степени направляться на строительство всей среды обитания, коей и является природа, В таком случае строительство очистных сооружений, лесовосстановление и т.д., и т.п. не будут рассматриваться как «излишние», «непроизводственные» затраты, а будут восприниматься как необходимые затраты на воспроизводство среды обитания, т.е. природы.
Что такое сельскохозяйственные угодья, лесные насаждения, города, заводы, как не природа, измененная трудом человека? Изменения в природе будут нарастать с созданием ноосферы (по Вернадскому). Следовательно, уже теперь стоит задача выхода технологий на уровень замкнутых природных циклов для разумного строительства и использования окружающей нас природы.
В связи с этим предлагаю во 2-м абзаце 1-го раздела вместо слов «окружающей среды» написать «природы (среды обитания)» для устранения подмены понятий внедрением буржуазного термина «окружающая среда».
***
Прежде чем говорить о социализме какого бы то ни было века, надо в программе, мне кажется, дать главные, родовые его признаки, с современной точки понимания, как это было в «Манифесте Коммунистической партии».
Отличие социализма от капитализма. При капитализме, как стихийно развивающемся обществе, капитал (овеществленный труд многих поколений) проявляет свое свойство накопления за счет живого труда (основной закон капитализма - закон прибавочной стоимости). В результате капитал эксплуатирует труд, владельцы капитала, буржуазия, эксплуатируют трудящихся. Отсюда основное противоречие между трудом и капиталом, между пролетариатом и буржуазией. Социализм как общество, строящееся со знанием законов природы и общества, призван обуздать капитал в интересах живущих поколений. (Подобно тому, как человек сумел обуздать многие природные стихии - огонь, электричество, атом и т.п.). При социализме
живой труд использует мощь капитала для увеличения своей эффективности. Каждое новое поколение будет жить лучше, поскольку будет попользовать в своем труде все возрастающую мощь капитала для удовлетворения своих потребностей. Основной закон социализма - развитие производительных сил на основе возрастающего капитала (новой техники и технологий) для все большего удовлетворения потребностей трудящихся. В результате потребители сами же развивают производство. Основное противоречие социализма (и коммунизма) - противоречие между производством и потребностями. Возрастающие потребности увеличивают сложность производства, а усложнение производства вызывает новые возросшие потребности. Так как при социализме все члены общества являются одновременно и производителями, и потребителями, то противоречия между двумя последними переносятся внутрь индивида. Такое противоречие, как предвидели деятели просвещения, может преодолеваться воспитанием нового человека, человека без гипертрофированных потребностей и с потребностью к творческому труду.
При капитализме гнет капитала ощущают не только трудящиеся. Они угнетены материально, но угнетенная мораль их воспроизводится в процессе общественного труда. А вот буржуазия испытывает прежде всего огромный моральный гнет. Капитал расчеловечивает человека, превращая своих собственников-эксплуататоров в аморальных рабов капитала. Социализм освобождает от гнета капитала не только трудящихся, но дает шанс и трудового перевоспитания буржуазии. Поэтому классики марксизма утверждали, что, освобождая себя от гнета капитала, пролетариат освобождает от гнета и все человечество. Значит, действительно общечеловеческими ценностями являются ценности пролетариата, мораль трудящихся. Моральные ценности и интересы пролетариата, таким образом, есть истинные (а не мнимые) ценности и интересы и буржуазии, и всего человечества. Только общенародная собственность на средства производства и капитал гарантирует возможность преодоления негативных свойств капитала, ограничивая, насколько возможно, стихийные проявления его свойств и используя, организуя его объективные свойства на пользу трудящегося человечества.
С. С. ЗАВ0ДН0В, член КПРФ.
Санкт-Петербург…