…В «АРГУМЕНТАХ и ФАКТАХ» № 39 за 1988 год на странице 8 дана заметка-
Как соотносятся социалистические и общечеловеческие ценности? 
К. Привалов, Москва
ЦЕННОСТЬ — это    то, что
человек считает значимым лично для себя, ведь люди по-разному относятся к жизни и даже к самой ее ценности, к труду, к нравственным нормам. Сознательно или бессознательно, но человек постоянно демонстрирует собственные предпочтения и, принимая решение, обнаруживает склонность к тем
или иным нравственным нормам.
Иногда возникает иллюзия, будто ценности вечны, непреходящи и имеют внеисторический характер. На самом деле у каж-
дой конкретной культуры, у каждого класса свои ценности. К примеру, в древних Афинах Сократ, приговоренный к смертной казни, сам выпил бокал с ядом,   поскольку   человеческое
достоинство считалось одной из важнейших ценностей. Но в ту же эпоху подданный восточной империи вовсе не считал за благо личную гордость и независимость. Напротив, в соответствии
с иными культурными ориента-циями, он был счастлив раствориться в величии монарха,  целуя пыль, на которую ступала его нога.
В ценностях конкретной культуры, класса есть элементы общечеловеческих ценностей, и прежде всего таких, как истина, добро, красота, к которым всегда стремилось человечество. И религия на протяжении многих веков привлекала верующих именно своим поиском добра, духовности, совести и была едва ли не единственным хранителем этих ценностей. Могут спросить: но разве светская гуманистическая традиция, в том числе социалистическая, отвергает эти ценности? Конечно, нет. Но идейные размежевания с религиозным сознанием касаются двух пунктов.
Во-первых, религия утверждает, что нравственные абсолюты имеют не земную, а трансцендентальную, то есть запредельную основу, они завещаны    бо-
гом, и человек, следуя им, приближается к богу. В противовес религии светская гуманистическая традиция говорит о том, что общечеловеческие ценности имеют реальный исторический генезис и что они рождены в общественной практике многих поколений. Во-вторых, проповедь библейских заповедей в эпохи революционных событий, когда остро проявляли себя классовые противоречия, становилась порой как бы оправданием реакционных, охранительных тенденций.
Говоря о ценностях капиталистического общества и их расхождении с социалистическими, важно подчеркнуть, что сами ценности буржуазного мира не оставались неизменными. Например, раннебуржуазный религиозно-этический комплекс воспитывал в человеке такие качества, как трудолюбие, бережливость, расчетливость, аскетизм. Если бы капиталист как социально - психологический тип был ориентирован на этику наслаждения, капитализм как формация никогда не возник бы.
Однако капиталистическое производство, нацеленное на создание множества товаров, само подрывает   изначальную аскети-
ческую этику. Человек начинает искать материального удовлетворения, обогащения.
Социализм противопоставил капитализму собственные  ценности, которые по своему содержанию в конечном счете совпадают с общечеловеческими. Индивидуалистической этике мы противопоставляем коллективистскую; выступая против эксплуатации людей, исповедуем принципы солидарности, сотрудничества. Сущность истории в нашем понимании — это возвращение человека к самому себе, к своей подлинной природе. Поэтому социалистические ценности напрямую связаны с гуманизмом, человеколюбием.
Однако почему же мы употребляем сегодня оба эти понятия — социалистические ценности и общечеловеческие?
В минувшие десятилетия мы мало думали о том, чтобы сделать ценности социализма реальными. Предполагалось, что провозглашение этих заповедей автоматически приведет к тому, что люди сознательно их выберут. Но в социальной практике были противоречия, сказавшиеся
на ценностных ориентациях людей. «Перестройка, если взять ее духовные измерения,- говорил на февральском Пленуме ЦК КПСС (1988 г.) М. С. Горбачев, — это одна из решающих попыток в полной мере восстановить в глазах всех огромное значение социалистических ценностей, главная из которых —ориентация на человека труда.
Надо снять с ценностей и идеалов социализма ржавчину бюрократизма, очистить от всего бесчеловечного, чем пытались их подменить, высвободить лучшие, созидательные силы человека, обеспечить духовный рост личности».
Новое политическое мышление исходит из приоритета общечеловеческих ценностей, то есть из интересов человечества в целом. В наше время роль общечеловеческих факторов в международных отношениях заметно возрастает. Особо важное значение придается не только тому, чтобы обеспечить мир на
Земле, но и тому, чтобы гарантировать защищенность каждого человека, каждой личности. Таким образом, социалистические ценности по мере их реализации неизменно становятся общечеловеческими.
П. Гуревич,
доктор филологических наук…