Марксизм Форум сайта www.marksizm.info - Марксистская группа "Рабочая Демократия"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



ЧЕХОСЛОВАКИЯ – АВГУСТ-1968 ГОДА И СССР

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

…В «Известиях» за 21 августа 1990 года на странице 5 дана заметка «Август 68-го. Горькие раздумья о том, что забыть нельзя»-
Главный редактор популярной в Чехословакии газеты «Господаржске новины» доктор Иржи СЕКЕРА обратился к публицисту Егору ЯКОВЛЕВУ с вопросами в связи с годовщиной трагических событий августа 1968 года. Поскольку и вопросы, и ответы представляют интерес для советской аудитории, мы публикуем   их   с согласия редакции «Господаржске новины».

Наши постоянные читатели, очевидно, помнит, что в начало 80-x годов Егор Яковлев был собственным корреспондентом «Известий» в Праге. Сегодня он главный редактор газеты «Московские новости», народный депутат СССР.
— Август — важный месяц не только для Чехословакии, но и для Советского Союза. Август 68-го   стал   продолжением   той советской внешнеей политики, которая началась оккупацией Прибалтики, продолжилась   венгер-скими событиями, а затем — после августа 68-го—Афганистаном. Вы согласны с такой точкой зрения? Разделяете ли вы взгляды экономиста   Виктора   Шейниса, которыми он поделился в прошлом    году в «Известиях»,    что пакт    Молотова — Риббентропа,  ввод   войск в Чехословакию    и «интернациональная       помощь» Афганистану — звенья      одной цепи?   
- Я бы не стал замыкаться на том   или другом месяце,  в том числе и на августе. Для меня, например, не менее важна весна: в марте не стало Сталина, в преддверии    весны   был   XX   съезд КПCC,   и,   наконец,   апрельский  Пленум ЦК КПСС 1985года. Да и для Чехословакии, как известно, весна важнее других времен года. Другое дело, что пакт Молотова — Риббентропа,  благословивший  оккупацию   Прибалтики, вторжение     в     Чехословакию, кровь в Афганистане — звенья одной цепи. Но и это лишь звенья той цепи, которую набросили на   шею   крестьянина   моей страны с конца 20-х годов, ей же молотили лучшую часть общества во времена сталинского террора. И внешняя, и внутренняя политика Советского Союза былых времен — звенья   одной цепи.
— Как объяснить, что, кроме тех семи человек, которые решились выйти на Красную площадь, никто в Советском Союзе публично не протестовал против насилия над братской страной, связанной с СССР давними дружескими традициями? Впрочем, известно, что в партийных организациях были единицы, которые выступали против этого шага, как были люди и в среде советской интеллигенции, выражавшие свое несогласие с оккупацией Чехословакии.
-Вас удивляет,   почему нашлось лишь семеро, открыто осудивших вторжение в Чехословакию. Меня же до сих пор занимает вопрос: почему не последовало народного протеста не только по поводу трагедии очень близкой, можно сказать, родной для нас страны, но и по поводу того, что ежедневно, из десятилетия в десятилетие, уничтожались родные, близкие, и многие ложились спать с угрозой, что ночь будет прервана  вторжением  чекистов, а утро придется встре-чать в тюремном застенке?    Не выходили,      не     протестовали! Прежде всего потому, что    появиться  на  Красной  площади  с протестом по поводу     внутренней или  внешней политики правителей  страны    было не   чем иным, как положить голову под топор на Лобном месте, которое возвышается на той же Красной площади. Инстинкт    самосохранения живет в каждом. В общества могут быть герои, но не бывает общества,  состоящего    из героев.
Еще важнее фактор доверия — точнее, фактор обманутого доверия. До последних лет, до наступления времени гласности, которая открыла глаза миллионам  людей, в большинстве из нас жила, хотя и постепенно угасая, вера :  Советское правительство всегда право, a те, кто выступает вопреки, непременно злоумышленники.
Помню, как утром на лестничной клетке своего дома я встретил соседа —- водителя автобуса. Захлебываясь от радости он говорил о вторжении наших войск в Чехословакию. Произносил набор пропагандистских штампов, как повторяют мальчишки слова площадной ругани: мы освободили Чехословакию, мы ее вскормили, теперь будут знать, как плевать на нас.
Помню, как  днем  21 августа в «Известия»  по пути на аэродром   забежал   Карл    Непомнящий. Он  вместе с другими журналистами летел в уже оккупированную Прагу. Был бодр, целеустремлен, непоколебимо уверен в значимости    предстоящей миссии. Просил не сокращать репортажи, которые станет передавать   из   Чехословакии,   как просили скорее всего о том же наши   военные   корреспонденты, отправлявшиеся на фронт в годы Отечественной войны... И кончина его была невыразимо трагична: сгорел в самолете на груде листовок,   предназначенных   для населения захваченной   страны.
Психоз массового доверия развязывал руки палачам, которые творили расправу внутри страны и совершали бандитские акции за ее пределами.
Наконец, третий момент,    который в большей мере относится к интеллигенции, особенно ее творческой   части.   Всегда   сохраняется надежда-иллюзия:  соблюдая    условия    вынужденной игры, ты скорее  получишь  возможность   сделать   доброе — на что-то   повлиять,   что-то   смягчить, улучшить,— чем выйдя из этой игры.   Подобный   синдром свойствен   не   только советской интеллигенции. Он, как полагаю, присущ   и   определенной  части интеллигенции    вашей    страны, которая раскололась после    августа 68-го. Одни, порвав с земным притяжением, ушли за рамки легальное    борьбы.   Другие, многих    из них я знаю и не стану бросать, камни в их огород, считали: коль   оккупации свершилась, надо постараться смягчить то, что произошло. Подобные суждения вы найдете и в предшествующих периодах своей истории.
— На чем, как вы полагаете, основывалось советское руководство, которое до осени 1989 года — до начала нашей революция—считало, что переоценка событий 1968 года — это внутреннее дело руководства Чехословакии, т. е. группы Гусака—Якеша? Хотя эта группа пришла к власти в результате августа 1968 года и было ясно: она не захочет, да и не сможет дать событиям объективную оценку.
- Прежде всего хочу напомнить: советское руководство сегодня и оно же весной 85-го — это, можно сказать, разные люди. Я имею в виду не смену лиц — первое лицо осталось то же, но все мы, в том числе и Михаил Горбачев, прошли за это десятилетие путь огромного развития. В начале его тот же Горбачев, полагаю, не был еще готов к тому коренному пересмотру
и внутренней, и внешней политики Советского Союза,  который теперь свершился. В 1985 году, да и не только тогда   он, очевидно, в какой-то мере разделял позицию, которая была сформулирована во времена Хрущева: одна  коммунистическая  партия  не только    не вмешивается, в дела другой, но и воздерживается от оценок ее действий.   Я недолго работал    в журнале   «Проблемы мира и социализма» и был очевидцем   ожесточенных   споров, которые    разгорались на редакционном совете журнала, когда одна партия позволяла себе высказать   критические   замечания в адрес другой. Безотказно действовало правило, на мой взгляд, аморальный сговор: не тронь меня,   тогда   и я тебя не задену. Этот сговор осуществлялся и   на уровне  государственной  политики     так называемых   стран социализма. К чему    это привело, показали  события   прошлого  года в странах Восточной и Центральной  Европы.   Вспоминая   теперь о том, как несколько   лет  назад      А.     Громыко      вручал по   поручению советского руководства орден Ленина Чаушеску, остается лишь руками развести. И последнее. Как редактор политического еженедельника я, естественно, не мог и не хотел обходить молчанием политику Якеша. В этом мне, как могли, препятствовали, в том числе и люди из первого круга нашего политического руководства, несмотря на так широко рекламируемую гласность. И происходило это вплоть до начала  «нежной революции». Один из доводов был таким: «С началом перестройки мы советовали чехословацкому руководству пересмотреть оценки 68-го года. Оно это не сделало и, таким образом, само решило свою судьбу. Теперь мы уже ничем ему помочь не можем». В то же время при посещениях Советского Союза Якеш заклинал: если сегодня вы начнете пересмотр событий 1968 года,  завтра меня не станет.
Было во всем этом и грустное, и смешное. В канун решающих событий в Чехословакии (разумеется, мы не знали, что это канун) «Московские новости» опубликовали письмо Даниила Гранина к чехословацким друзьям. Он  тоже не знал, что это канун, а потому
предпочел не называть имена тех, к кому    обращался.  В письме говорилось     о том, что 1968 год требует нашего покаяния — вина за него не дает покоя    советским   людям.    Еженедельник    вышел в среду.    В четверг на совещании    руководителей     центральных  газет  в ЦК КПСС     ответственный   сотрудник    этой организации Владимир Светозаров (он и сегодня здравствует под этой    крышей) метал громы и молнии по адресу  «Московских  новостей» и уважаемого    писателя, обвиняя нас в непростительной   политической   ошибке. А следующим  днем в Чехословакии  произошло     то, что     произошло. Письмо Гранина в   Праге перевели   на  чешский, отпечатали и раздавали — тогда   единственное    подтверждение того,    что советские люди с вами. Казус, подобный тому, который произошел с  румынским   дипломатическим представителем в Москве. Утром он посетил редакцию «Московских новостей», выразив официальный протест в связи с нашей критикой Чаушеску. А вечером Чаушеску не стало...
Когда сегодня раздаются упреки в адрес нашего руководства (в них особенно преуспевают генералы), что в результате политики перестройки Восточная Европа ушла от Советскою Союза, я, разумеется, думаю о другом. Если и упрекать советское руководство, то с прямо противоположных позиций: поддерживая до последнего времени руководителей антинародных режимов, оно в той или иной мере разделяет ответственность за то, что освобождение от них так затянулось, а в Румынии прошло через кровавый ужас.
— Как вы оцениваете визит Горбачева в Чехословакию в 1987 году, имея в виду дальнейшее развитие событии? С точки зрения   чехословацкой    общественности он поддержал тогда наше коррумпированное партийное и государственное руководство.
— Не стоит, право, судить минувшее, смотря на него сегодняшними глазами, Я был в Праге во время визита Горбачева. Помню самодельные лозунги: «Оставьте нам Мишу хотя бы на месяц». И рассматривать тот визит лишь через призму поддержки коррумпированного руководства, мне представляется, несправедливо. Этот визит имел большой резонанс, он продвинул чехословацкое общество в стремлении пойти на разрыв с прошлым. Именно во время этого визита  произошли, пусть не очень большие, — опять же если смотреть сегодняшними глазами, — но несомненные подвижки в оценках 1968 года.
— В чем, по-вашему, отличие в отношении к Чехословакии Горбачева, Ельцина, руководства Советской Армии?
-Я не улавливаю разницы в отношениях к Чехословакии между Горбачевым и Ельциным.
Правда, говорить с Борисом Николаевичем на эту тему мне не доводилось. Полагаю, что позиции и того, и другого определяет здравый смысл. Что касается руководства Советской Армии: точка зрения Язова мне неведома. Что касается переживаний наиболее бравых генералов, которые, страдая имперской ностальгией, повторяют — Восточную Европу мы отдали без боя, — то «Московские новости», как и другие советские газеты, не раз и весьма резко выступали по этому поводу. К тому же, уверен, что армия — это еще не генералы, а генерал—еще не армия.
— Советское руководство признало: ввод войск в Чехословакию в 68-м было грубым нарушением международного права и союзнических договоров. Но, как над известно, значительная часть советской общественности все еще полагает, что в те времена Советская Армия выступала нашей спасительницей перед угрозой гражданской войны, агрессии американских и западногерманских вооруженных сил. Недавно наша печать рассказала о том, как во второй половине 1968 года в СССР возвращались поезда с гробами молодых солдат, «погибших в Чехословакии в борьбе против контрреволюции», а многие матери по сей день оплакивают сыновей, которые «погибли в Чехословакии в 1968 году». Когда, по-вашему, широкая советская общественность узнает о том, что происходило в Чехословакии на самом деле, поймет, что сообщения советской печати о гибели ваших солдат от рук контрреволюции было ложью партийной и военной пропаганды?
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)

0

2

(ПРОДОЛЖЕНИЕ)
— Мать всегда будет оплакивать смерть сына, какую бы миссию он ни выполнял. Право на слезы имели и немецкие матери, когда их сыновья, убивая в России, в Чехословакии, и сами находили там свой конец. Не надо смешивать политику и материнское горе.
Что касается правды об августе 68-го, то за последнее время в советской печати об этом сказано много и честно. Есть и получивший признание документальный фильм об участии особого уполномоченного   Политбюро ЦК КПСС Мазурова в событиях 68-го года. В нем повторяются кадры, но уже в прямо противоположном контексте, из лживой ленты, которую состряпали в Советском Союзе вскоре после августовских событий и даже, удостоили Государственной премии. Конечно, правда еще не исчерпана. Но те, кто хотел ее услышать» — услышали. Некоторое время назад «Московские новости» устроили общественный просмотр известного фильма «Признание» с Ивом Монтаном в главной роли. Я открывал этот просмотр, был на нем и вместе со всем залом вновь пережил чувство вины перед Чехословакией—не только за 68-й год, но и за предшествовавшие трагические десятилетия.
—Даже после падения тоталитарного режима в Чехословакии не наблюдались тенденция и массовому антисоветизму. Нас   интересуют    последующие шаги советского руководства. Что будет сделано для того, чтобы антисоветизм не только не напоминал о себе, а происходило наоборот: кредит доверия со стороны нашего народа к СССР возрастал?
— Признаться, я не слишком, верю в то, что события, которые происходили и происходят в Чехословакии, свободны от негативного отношения к Советскому Союзу. Это было бы противоестественно. Мои чешские и словацкие друзья, конечно же, не могут позабыть в одночасье о преступных действиях Советского Союза по отношению к их стране. Иное дело, что понимать сегодня под антисоветизмом. Да, вольно или невольно, но в сознании многих людей само представление о «советском» связывается с той бесчеловечной системой — с ее танками, ракетами и  агрессивностью, которая так долго господствовала на моей Родине. Но и я, в свою очередь, вправе назвать ее антисоветской, и всячески ратовать за ее слом, потому что дальше так жить нельзя. В этом смысле я антисоветчик, о чем не устают напоминать ястребы нашего отечественного образца.
Если же говорить о будущем, то оно вселяет надежды, хотя раны и не затягиваются в один день. Но они должны затянуться потому, что нынешняя политика Советского государства направлена на максимальное признание прав Чехословакии абсолютно во всем.. (Отвлекаясь, правда, от конвульсий советских бюрократов, все еще мешающих развитию наших нормальных связей,  от дурных, составленных по былым рецептам, публикаций в некоторых наших газетах).
Недавно состоявшаяся смена дипломатических представителей СССР и Чехословакии говорит о многом. Борис Панкин и в  трудные времен, редактируя газету «Комсомольскую правду», умел оставаться самим собой — мужественным и честным.
   Во всяком случае, появление в Прагe такого Чрезвычайного и Полномочного Посла СССР обеспечит достоверную информацию из Чехословакии. Если мы   вернемся к той информации, а вернее, дезинформации, которая шла лавиной из  Праги   в   Москву   в 68-м, то поймем: наше руководство было не только субъектом, принимавшим решение о вводе войск, но и объектом преднамеренной    дезинформации.    Впрочем,   последнее   его  не оправдывает: начальство всегда получает  ту  информацию,   к которой оно расположено.
-В прошлом году «Московские новости» публиковали ваше интервью с тогдашним главным редактором газеты «Руде право» Зденеком Горжени. На ваш вопрос: не пора ли взглянуть на события 68-го года с точки зрения более широких взаимосвязей, ответить себе, где кончались конструктивные тенденции «пражской весны», а где начинались антисоциалистиеские? Пан Горжени сказал, что он не видит необходимости   возвращения к оценкам тех событий, во всякое случае, для нынешнего   поколения. Ответ Горжени вы оставили без комментария. Как вы восприняли этот ответ тогда,    какие чувства испытали, каково ваше отношение к нему  сегодня?
— Хочу прежде всего сказать, что Зденека Горжени знаю многие годы, привязан к нему и по сей день. Есть в этом   личный момент: в 68-м, когда я был изгнан из     главных   редакторов журнала «Журналист»,   в   том числе и за то, что   публиковал на его   страницах  рожденный «пражской весной» Закон о печати. Горжени был чуток и внимателен     ко мне. Он   помогал мне во многом и позже, когда я приехал в Прагу корреспондентом «Известий».
Теперь   о моей беседе с Горжени. Какие   чувства   я испытал? И тогда, и сейчас — чувство    неловкости,     поскольку
в    чем-то    его   «подставлял». Думаю,   понимал   это   и Горжени.   И   все-таки,   надо отдать ему должное,   согласился отвечать на мои вопросы. Почему?    Могу    предположить, что мои   вопросы были для Горжени   милее, чем его ответы. Дело   в   том,   что, обращаясь к нему, я стремился отразить те положительные   сдвиги в оценках    63-го   года, которые произошли к тому времени в здравомыслящей   части советского политического        руководства. Суть вопросов говорила сама за себя. А Горжени    отвечал   на них так, как мог ответить в той ситуации, занимая те должности, которые занимал,-он был не только редактором «Руде право», но и членом ЦК КПЧ. Различие между тем, о чем я спрашивал и что слышал в ответ, свидетельствовало для думающего читателя о несовместимости воззрений советского журналиста с нереально дремучим упорством чехословацкого руководства. Не было у меня нужды комментировать ответы Горжени (тому, кто берет интервью, и не следует этого делать): смысловой разрыв нашего диалога был вполне красноречив…

0