…В «Аргументах и Фактах» № 29 за 1990 год на странице 6 дана заметка «Поручик Голицын» и другие»-
РОМАНСЫ    Михаила Звездинского появились в годы   хрущевской   «оттепели», но уже тогда доступ на официальную эстраду   был для них закрыт.   Они звучали в московских дворах,  подъездах,  ресторанах, выходили сотнями тысяч пластинок на Западе, а на Родине имя их автора,   композитора и исполнителя,   находилось под запретом.   И только   в 1990 г. уже 45-летнему Михаилу Звездинскому    удалось выйти    на большую сцену.
-Поговаривают, что вы вернулись из эмиграции...
— Нет, в эмиграции я не был. Последние восемь лет провел в колонии строгого режима в 800 км от Улан-Удэ. В 1980 году перед Олимпиадой Москву «очищали» от диссидентов, а поскольку я был причислен к ним и давно находился «под колпаком» у органов безопасности, то взялись и за меня. Ночной клуб. где я тогда выступал со своей программой, окружили под утро» в операции, как я узнал позже, участвовало более 500 сотрудников МВД. Задержали всех зрителей — около 300 человек и музыкантов. Нас привезли на Петровку, допросили, на следующий день всех, кроме меня, отпустили домой. Мне было предъявлено обвинение в нетрудовых доходах, но, увидев в своем деле визу Щелокова, я понял, что это только повод. После года следствия по обвинению в частнопредпринимательской  деятельности («нетрудовые доходы» им не удалось «протащить») я был приговорен к 8 годам заключения в колонии строгого режима с полной конфискацией имущества. Правда, когда я почти отсидел этот срок, Верховный Суд РСФСР заменил
статью, теперь мне вменялось занятие запрещенным промыслом, как вы понимаете, особой радости это не принесло.Я оказался первым из музыкантов 80-х, кто был репрессирован, за мной последовали руководитель группы «Воскресенье» Алексей Романов, недавно освобожденный свердловский рок-бард Александр Новиков,изведала все «прелести» следственного изолятора Жанна Агузарова.
— Чем- все-таки вы были неугодны властям?
— Думаю, своей независимостью. Они лишили меня возможности выступать на эстраде, закрыли путь на радио, телевидение, мои сочинения объявлялись антисоветскими, и на них был наложен негласный запрет, но их знали и пели всюду. В 1966 г. я познакомился с Аркадием Северным. Кстати, Северный — его псевдоним, фамилия — Звездин. Я отдал ему около 50 своих песен, романсов, баллад», и Северный выступал с ними, где мог. В 70-е годы « мои песни стали исполнять Токарев, Шуфутинский, Гулько,. Могилевский, в разное время уехавшие из страны.
С приходом к власти Брежнева началась эпоха официальной эстрады, даже существовало распоряжение: 80 % репертуара отдавать исполнению песен, авторы которых являлись членами Союза композиторов. У нас это называлось — музыка народная. слова НКВД. Я предпочел остаться свободным художником. Протест свой выразил тем, что ушел из Мое концерта, где до этого времени работал:сначала аккомпанировал «звездам» эстрады — Майе Кристалинской, Гелене Велинановой, Иосифу Кобзону, позже играл в вокально-инструментальных ансамблях «Норок» и «Веселые ребята».
У меня   уже было   написано около семидесяти   своих песен и несколько на стихи Набокова» Заболоцкого, Берггольц, Высоцкого. Очень скоро я создал программу   и стал показывать ее в подмосковных     ресторанах.   В ней участвовали   Лариса Долина,     Лайма Вайкуле,     Володя Кузьмин. Саша Серов,     иногда пела    Алла Пугачева и другие популярные   ныне исполнители. Эти рестораны   становились популярными     ночными клубами. куда съезжались артисты, музыканты, художники, писатели.
— Вы же не могли не донимать, что рисковали?
— Конечно.Но у меня не было иной возможности петь то, что хотел. Разумеется, милиция о нас не забывала, всякий раз. когда блюстители порядка наносили очередной визит, они требовали либо закрыть ресторан, либо заменить, программу. Особенно их пугали песни и баллады белогвардейского цикла.
— Я знаю, что знаменитого «Поручика Голицына» вы написали в 16 лет. А чем был вызван ваш интерес к истории белого движения?
— Мой дед был полковником царской армии, бабушка окончила Смольный институт. Poдом они из Кракова, в России оказались после польского восстания 1861 года.Дед принял революцию, отказался эмигрировать, а в 38-м году его расстреляли за дворянское про-исхождение. Естественно, что в семье об этом много говорилось.
В 9 лет я прочитал  «Белую гвардию» и «Бег» Булгакова и пережил настоящее потрясение.

От   деда мне остались две старинные гитары, аккорды я знал и под впечатлением прочитанного стал сочинять  баллады, сюжетами которых становились какие-то эпизоды из истории гражданской войны.    Кстати,   в ее  сражениях   погибло   более 100 тыс. русских офицеров,l в два раза больше, чем на полях первой мировой войны.
—Вы знаете о том, что ваши песни нередко считали народными или приписывала другим авторам?
-Узнал об этом, когда вернулся. Причем одни песни приобрели новую мелодию, в других  изменились несколько слов, иногда строчек. Это произошло потому, что моя фамилия по известным причинам в связи с ними не упоминалась, и песни в худшем случае кто-то присваивал, в лучшем — их считали народными. Но теперь мое авторство  зарегистрировано ВААП.
-Многие думают, что Звездинский — это псевдоним.
-Нет, фамилия.По-польски она  звучит   иначе — Гвеждинский. Гвежда — в переводе   на русский - звезда.Отсюда фамилия Звездинский.
— Сегодня разрешено многое из того, что когда-то запрещалось. На гастроли приезжает Вилли Токарев, на большой эстраде поет Анатолий Днепров... Не боитесь конкуренции?
— Не боюсь. Мы совершенно разные: Токарев и, скажем, Днепров — куплетисты, я — ли-рик.
— Судя по миллионным тиражам ваших кассет, выпускаемых кооператорами, наступило время, когда вы можете не думать о деньгах?
— Что вы! С этих тиражей я не получаю ни копейки. На долю ВААП приходится 70 %, а остальное куда-то уплывает. Охрана авторских прав в этом смысле несовершенна.
— Я слышала, что сейчас вы снимаетесь в кино и даже написали сценарий. Если не секрет, о чем он?
— На студии «Фора-фильм» я снимаюсь в остросюжетной ленте, где много пою. Что касается сценария, то он — о моей жизни и судьбе, о женщине,которая ждала   меня все эти долгие годы.
— Несколько слов о концертной деятельности.     
— Зимой   состоялся  мой дебют на московской сцене, потом были выступления в Ленинграде, Таллинне. Побывал на гастролях в Польше, Венгрии, Чехословакии, ФРГ. Фирма «Мелодия» готовит к выпуску три моих пластинки. С октября в Театре эстрады я буду показывать свою новую программу под названием «Русский клуб».
Беседу вела Р. РЫКОВА…